Авторские статьи

Автолизинг: прогресс на фоне спада

Автолизинг: прогресс на фоне спада

Если попробовать обобщить все мнения и высказывания экспертов о сегодняшней ситуации на рынке автолизинга, то их можно было бы свести к предельно лаконичным «могло быть и хуже» или «чуть лучше, чем ожидалось».

 

Но, как говорится, не все так просто: по известному принципу – в каждом минусе есть свой плюс – отдельные сегменты рынка показали неплохие результаты в это весьма непростое для всей экономики страны время.

Конечно, эпидемия коронавируса крайне негативно отразилась на общей динамике развития рынка автолизинга. Но стоит напомнить, что аналитики не зря называют автолизинг основным драйвером российского лизингового рынка – на протяжении нескольких последних лет в этом секторе сохраняется положительная динамика. Так что, несмотря на возникшие проблемы, в первую очередь, у представителей малого и среднего бизнеса, кризис мотивировал часть лизингодателей искать и находить новые решения и направления, цель которых всегда одна – привлечь как можно больше клиентов. А у последних появилась неплохая возможность использовать для пользы дела те скидки и льготы, которые предлагают сегодня лизинговые компании.  

 

 

Рынок в оценках аналитиков

Существенный спад на рынке автолизинга очевиден – сегодня это данность. Практики рынка, например, отмечают, что его падение за последние несколько месяцев варьируется в пределах 30%. У аналитиков, как всегда, свои более скрупулезные – с «разбивкой» по секторам – подсчеты в цифрах/процентах, таблицах и графиках.

Так, эксперты агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) отметили, что по итогам семи месяцев 2020 года в России заключено 88,27 тысяч договоров финансового лизинга на автомобили и прицепную технику. Это на 21% меньше, чем было заключено в аналогичном периоде 2019 года.

А в финансовый лизинг в январе-июле этого года  было передано 99,99 тысяч автомобилей и прицепной техники, что на 23% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (АППГ).

 

Договоры финансового лизинга и автомобили в договорах финансового лизинга, тыс. ед.

 

2019,
январь-июль

2020,
январь-июль

2020/2019

Количество действующих договоров

111,07

88,27

-21%

Количество автомобилей и прицепной техники в действующих договорах

130,58

99,99

-23%

Источник: Федресурс, Russian Automotive Market Research


В процентных выкладках RAMR по секторам ситуация выглядит также неутешительной: «в январе-июле 2020 года количество оформляемых в лизинг автобусов упало на 39%, LCV – на 29%, легковых и грузовых автомобилей – на 24% и 21% соответственно. Минимальный спад наблюдался у прицепов и полуприцепов – 9%».

 


А вот в сегменте специальной техники за отчетный период отмечен небольшой, но плюс.

Подведение итогов за семь месяцев года показало, что количество договоров лизинга на спецтехнику выросло на 3% к январю-июлю прошлого года и составило 10,90 тысяч единиц.

В финансовый лизинг за это время было передано 12,49 тысяч единиц спецтехники, что на 1% больше результата АППГ.

 

Договоры финансового лизинга и спецтехника в договорах финансового лизинга, тыс. ед.

 

2019,
январь-июль

2020,
январь-июль

2020/2019

Количество действующих договоров

10,60

10,90

3%

Количество специальной техники в действующих договорах

12,36

12,49

1%

Источник: Федресурс, Russian Automotive Market Research


Пожалуй, стоит упомянуть еще три лизинговых сектора, в которых спад не был особо ощутимым, – сельхозтехнику – сокращение за отчетный период составило 7%, складскую и дорожно-строительную техника, здесь снижение было менее значительным -  5% и 3% соответственно.


Специалисты агентства «Автостат» среди прочего выяснили также, в каком соотношении к общему количеству заключенных лизинговых договоров «расположились» сделки в грузовом и коммерческом секторах ТС за полугодие. Из приведенных данных следует, что каждая четвертая свершенная сделка пришлась на грузовики, седьмая – на легкие коммерческие автомобили, и самая незначительная доля сделок была отмечена в автобусном секторе – 3%.

За этот же период подавляющее большинство автомобилей было оформлено на юридических лиц — 70 тысяч авто (88%), а вот на долю физических лиц пришлось только 12% сделок.

Наибольшее число лизинговых сделок было заключено в марте - 19,8 тысяч единиц, а наименьшее - в апреле (9,1 тысяч единиц). Понятно, что такой перепад был непосредственно связан с введением карантинных мер.

Приведенные статистические выкладки двух ведущих аналитических агентств показывают в основном резкое снижение показателей - в  тысячах единиц и процентах - за определенные периоды года. Тенденция, что и говорить, прослеживается весьма неутешительная, но даже на фоне всего этого негатива, те же практики рынка автолизинга – руководители и эксперты ведущих российских лизинговых компаний –  отмечают некоторые позитивные сдвиги и наметившийся прогресс в отдельных направлениях, связанных, прежде всего, с развитием и внедрением новых технологий.

 

 

Продажи онлайн набирают обороты

На проведенных в последнее время (в основном, в онлайн-режиме) мероприятиях – круглых столах, конференциях и пр. – руководители лизинговых компаний и эксперты рынка так или иначе, но отмечали «позитивные последствия пандемии коронавируса в сфере автолизинга». Несколько неожиданным, по их мнению, стало то, что первоначальные довольно мрачные прогнозы не подтвердились.

Например, как заметили некоторые эксперты, на фоне общего падения продаж в наиболее выгодном положении оказались сегменты грузового и коммерческого транспорта. То есть, даже при негативных раскладах бизнес не может откладывать обновление автопарка, надеясь, что повышения цен в ближайшей перспективе не будет. Рост цен, конечно, будет, что очевидно без всяких прогнозов.

Что касается сегмента грузового транспорта, то положение дел здесь совсем провальным назвать действительно нельзя.

Так, на одном из летних тематических круглых столов, проводившихся, понятное дело, в онлайн-режиме, генеральный директор «Лизинговой компании «КАМАЗ» Андрей Гладков заявил: «несмотря на пандемию, судя по апрелю и маю, если мы говорим о заявках и заключённых договорах, ситуация у нас будет гораздо лучше, чем в те же месяцы прошлого года. Видимо, сформировался отложенный спрос».

- К тому же, - добавил он, - есть и еще один важный показатель: в списке лизингополучателей компании сегодня преобладает малый и средний бизнес, на долю которого приходится 74 % всех сделок. И такая тенденция сохраняется: среди обращений и одобренных сделок апреля-мая наши сотрудники отметили увеличение доли малого и среднего бизнеса.

И, конечно, на всех последних тематических мероприятиях традиционно затрагивалась тема господдержки автолизинга. В том, что помощь со стороны государства частично облегчает положение как лизинговых компаний, так и их клиентов, сомнений у участников онлайн – общений не возникало. Выделялись некоторые федеральные программы, подчеркивалась их действенность. Впрочем, некоторые представители бизнеса все-же подчеркивали, что полностью рассчитывать на господдержку в лизинговых компаниях не должны. Тем более, что программы, – федеральные или региональные, - как правило, направлены на поддержку лизингополучателей.

Но одним из самых «позитивных последствий пандемии», - и в этом все представители сообщества были единодушны, – безусловно, стал прорыв в сфере онлайн-продаж. Событие, по мнению экспертов, значимое – с хорошим заделом и отличными перспективами.

Актуальность этого инновационного для российской действительности инструмента отмечалась и подчеркивалась на каждой из онлайн-встреч представителей лизингового сообщества.

- Сегодня дистанционное заключение договора достаточно востребовано, наши клиенты готовы работать таким образом, - сообщил руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании «Балтийский лизинг» Андрей Бугров, - наша компания поддерживает их и консультациями по технической части, и специальными программами, которые мотивируют лизингополучателя переходить в онлайн-формат. Фактически в системе электронного документооборота беспрепятственно могут работать те клиенты, которые предоставляют свою отчётность в контролирующие ведомства онлайн, поскольку электронная цифровая подпись (ЭЦП), использующаяся для этих целей, для заключения лизинговой сделки тоже подойдёт.

В том, что у лидера в сегменте лизинга грузового и коммерческого транспорта – «Лизинговой компании КАМАЗ»  в сфере цифровизации бизнеса все – на должном уровне, вряд ли кто усомнится.

Поэтому вполне понятен был позитивный настрой Андрея Гладкова,  когда он комментировал положения дел в компании  в этой сфере для «Автопарка»

- Сегодня любой офис компании может полностью довести  сделку до передачи техники в цифровом режиме — на всех этапах. Для этого в компании внедрен электронный документооборот с использованием ЭЦП, модернизирован сайт, где клиент может ознакомиться с программами, рассчитать лизинг на калькуляторе, подобрать технику с помощью конфигуратора моделей, подать заявку на лизинг, - заявил глава «Лизинговой компании КАМАЗ».

Некоторые достижения компании, к тому же считающейся пионером в сфере внедрения системы онлайн-продаж, заслуживают, на наш взгляд отдельного упоминания.

Например, для своих клиентов в компании создали личный кабинет, так что теперь клиент без проблем и в любое удобное для него время может узнать,  как у него обстоят дела с начислениями, состоянием платежей, просмотреть реестр заключенных договоров, информацию о задолженности, если таковая имеется, отследить статус оставленной заявки на лизинг, получить в оперативном режиме информацию по счетам-фактурам и пр.

Кстати, по принципу «личного кабинета клиента», с учетом его растущей популярности, в компании разработали кабинет для дилера.

А при подведении майских итогов функционирования системы «Электронный лизинг» было установлено, что ее использование  позволило осуществить отправку около 40 % всех документов. То есть, уже можно говорить о реальном вытеснении из лизингового операционного процесса бумажных документов.

Генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов, отмечая рост запросов в сегменте онлайн-продаж, подчеркнул, что «недавняя вынужденная самоизоляция заставила предпринимателей присмотреться к преимуществам цифровизации. Только за апрель-май количество запросов в офисы компании на подключение к системе взаиморасчетов в электронном виде выросло в четыре раза».

В общем, для все большего числа представляющих лизинговый бизнес в стране становится очевидным то, что развитая IT-инфраструктура и наличие электронного документооборота дают возможность быстро, без излишних проволочек, дистанционно решать все вопросы с клиентом, что, заметим, очень существенно экономит время сторон процесса.

Подготовленность ряда российских компаний к работе в сфере электронных продаж, безусловно, стала большим плюсом для них в период самоизоляции.

По словам  генерального директора компании «Европлан» (еще одного лидера в сегменте автолизинга) Александра Михайлова, у них этот процесс «был откатан» ранее, то есть до начала пандемии. Что, собственно, и позволило компании сохранить заданный уровень продаж и не потерять клиентов.

- С перемещением в online, когда с 30 марта 2020 года компания полностью перешла на удаленный режим работы, самые важные лизинговые сделки не сорвались. Каждый филиал продолжил принимать заявки, платежи с использованием электронной цифровой подписи и цифрового документооборота, - отметил Михайлов.

Какие-то определенные выводы делать, пожалуй, еще преждевременно, но судя по высказываниям представителей лизингового бизнеса о состоянии дел в сегменте онлайн-продаж, настроены они весьма оптимистично. Да и многие эксперты и аналитики рынка считают, что начавшееся внедрение  российскими лизинговыми компаниями технологий цифровизации - электронного документооборота (ЭДО) и электронной цифровой подписи (ЭЦП) - не только позволило сдержать падение лизинговых сделок, но имеет неплохие перспективы для вывода отрасли из кризисной ситуации.

Тем более, если учесть, что до недавнего времени развитие ЭДО и заключение сделок с использованием ЭЦП развивалось не очень активно.

Например, из статистических выкладок следует, что лишь 30 % российских компаний использовали в своей деятельности электронный документооборот, а среди малого бизнеса эта доля и того меньше — всего 5 %.

Так что, повторим, прогресс очевиден, как, впрочем, очевидна и позиция лидеров бизнеса, а остальные, надо полагать, подтянутся.

Ну а в регионах-лидерах (по информации «Автопарка») по количеству заключенных договоров лизинга и отгрузкам получаемой техники всех сегментов  на первом месте Москва.

И в лизинговых операциях упомянутой компании «Газпромбанк Лизинг» столица тоже лидирует. По количеству заключенных договоров лизинга ее доля  в сделках компании составила почти 39 %.

То, что московский регион «доминирует» в договорах и отгрузках компаний, объяснить несложно – онлайн-технологии прошли здесь ту самую «откатку» еще до введения карантина. В регионах внедрение дистанционных продаж происходит, по понятным причинам, медленнее, но перспективы их развития, безусловно, есть.

Кроме, набирающих обороты, онлайн-продаж, весомым подспорьем в продвижение продукта являются различные программы и акции, предлагаемые, прежде всего, лидерами рынка. Например, специальная программа для дилеров «Лизинг оборудования» на «КАМАЗе» совмещена с государственной программой «Льготный лизинг», и по ней предлагается скидка на авансовый платеж до 12,5 %.

Для усиления свои позиций на рынке автолизинга и расширения клиентской базы некоторые компания объединяются с другими более сильными игроками. В данном случае показателен пример присоединения к группе «Газпромбанк Лизинг» одного из ведущих игроков рынка автолизинга компании CARCADE, входящей по итогам 2019 года  в топ-5 крупнейших игроков сегмента легковых авто. Такое «слияние» во многом поспособствует вхождению «Газпром Лизинг» в тройку ведущих игроков российского рынка автолизинга в следующем году.

В компании, по словам ее руководителя, активно помогают клиентам преодолеть возникшие в связи с пандемией сложности. И только за апрель-май более тысячи обратившихся с просьбой о пересмотре действующих договоров получили одобрение.  

Лизингополучатели, в свою очередь, под «давлением» сложившейся экономической ситуации, больше внимания стали обращать не только на льготы и скидки, предлагаемые компаниями при заключении сделок, но и на стоимость владения приобретаемой техникой.

Для них в последнее время все более привлекательными становятся ТС на альтернативном топливе, прежде всего, на природном газе. Вряд ли этот проявляющийся интерес можно считать тенденцией, но определенные положительные сдвиги есть.

Например, в той же «Газпром Лизинг» отметили, что в общих объемах поставок на газомоторную технику пришлось в первом полугодии только 3%, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в этом сегменте составил 39%.

В пользу развития данного направления, говорит также и то, что потребитель, взявший в финансовую аренду технику на газомоторном топливе, произведенную в нашей стране, вправе рассчитывать на скидку от 105 тысяч до 3,4 млн. рублей.

 

 

К обоюдной выгоде сторон

В начале осени отечественный рынок автомобильных грузоперевозок, по мнению экспертов, начал постепенно – в некоторых сегментах – приходить в себя. Но при этом они отмечают, что лишь в немногих транспортных компаниях готовы расширить бизнес, и, тем более, существенно обновить автопарк.

И это понятно – для многих компаний последствия весеннего карантина, связанного с пандемией, в ближайшей перспективе обернутся  убытками в годовом выражении.

В АСМАП, в связи со сложной ситуацией, в которой оказалось большинство российских перевозчиков, приводят следующие данные: «весной этого года объем внутрироссийских автоперевозок сократился почти на треть, а «международники» потеряли пятую часть от обычного количества заказов».

Этот год, подчеркнули эксперты организации, стал для представителей отрасли одним из самых тяжелых.

Так что на покупку новой техники в транспортных компаниях сегодня решаются крайне редко.

По данным «Автостат Инфо», за первую половину 2020 года российские предприниматели приобрели 103 506 среднетоннажников и большегрузов с пробегом. Новых машин было продано гораздо меньше – всего 30 635 единиц.

При этом было отмечено, что большую часть новых грузовиков компании приобретают в лизинг.

И здесь для перевозчиков очевидна, прежде всего, экономия на НДС: переплата становится минимальной, если вносится большой первый платеж.

Снижением издержек для перевозчиков, – они же и лизингополучатели, - оказавшихся в трудном положении, озаботились и в госструктурах, дав добро на приобретение в лизинг подержанных грузовиков. До недавнего времени этого сделать было нельзя.

Теперь у предпринимателей появилась такая возможность: многие лизинговые компании предоставляют услугу финансовой аренды грузового транспорта с пробегом. Выгода для обеих сторон очевидна.

Перевозчик может взять в лизинг подержанный грузовой автомобиль, отвечающий следующим требованиям: его возраст не должен превышать семи лет, пробег должен быть до одного миллиона километров, а число собственников по ПТС – не более четырех.

Первоначальный платеж за аренду авто  должен составлять не менее 15% от его общей стоимости, а максимальная сумма договора ограничивается 120 млн. рублей. 

Довольно удачный пример экономии при взятии в аренду грузовой техники с пробегом попался в одном из СМИ.

Так, отмечается, что стоимость нового среднетоннажника ГАЗон Next  в среднем превышает 2 млн. рублей. А стоимость четырехлетнего грузовика, понятное дело, гораздо доступнее –  она составляет около 749 тысяч рублей. Пробег у машины, работавшей «на коротком плече» или по городу может быть совсем небольшим, в пределах 140 тысяч километров.

Справка: если взять такой ГАЗон в лизинг на 5 лет и сделать первый взнос в размере 49%, то при условии последнего (выкупного) платежа в размере 15% 

ежемесячная плата составит всего 8030 рублей – такие деньги машина может "принести" буквально за несколько часов работы. 

Стоит отметить еще одну существенную деталь - экономия по НДС и налогу на прибыль при этом может превысить сто пятьдесят тысяч рублей.

Кстати, в счет первого взноса может приниматься и подержанный транспорт по программе Trade-in, что дает возможность обновления автопарка без потери оборотных средств.

В некоторых лизинговых компаниях берущему авто в аренду предоставляется такая услуга как продвинутый личный кабинет с возможностью заключения и обслуживания сделки в онлайн-режиме с помощью электронного документооборота.

Кроме этого, лизингополучателю в продвинутых компаниях всегда готовы предоставить целый набор льгот и скидок и предложить поучаствовать в той или иной программе компании.

Так что у желающих воспользоваться всеми этими инновационными инструментами и предлагаемыми «в придачу» различными льготами появились новые возможности для обновления автопарка и расширения бизнеса.

И, конечно, внедрение цифровизации существенно расширило круг последних – теперь дело за малым – суметь ими грамотно распорядиться.

К тому же автолизинг в современном его виде остается, как отмечают многие эксперты, очень гибким инструментом - он дает возможность создавать и развивать новые формы владения автомобилем, сокращать расходы клиентов и находить для них индивидуальные решения.

И, наверное, уместным здесь будет привести  некоторые мнения и прогнозы представителей лизинговых компаний, прозвучавшие в ходе организованного «Автостатом» онлайн-форума «FinAuto – 2020: финансовые инструменты авторынка. Кредитование. Страхование. Лизинг».

Так, представитель «Газпромбанк Автолизинг» Артем Кохтачёв говорил о необходимости популяризации лизинга.

По его мнению, доля проникновения этого востребованного инструмента пока еще мала, а преимущества - достаточно весомы.

- А ведь такая форма владения автомобилем позволяет не привлекать операционные средства компании, получить ценовую поддержку от импортеров, сэкономить на налогах (НДС, налог на прибыль) и воспользоваться госсубсидиями, - подчеркнул спикер.

Представляющий «Соллерс Транспортные Решения» Сергей Дианин, в свою очередь , отметил, что «сегодня все меньше компаний хотят иметь на балансе автомобили (особенно грузовые) из-за сопутствующих расходов, низкого коэффициента использования парка, а также простоя ТС по техническим причинам. В этом случае хорошим решением становится операционный лизинг».

По его мнению, через 10 лет общее количество транспорта в парках сократится, а эффективность его использования, напротив, возрастет. А, например, доля проникновения операционного лизинга в сегменте новых LCV вырастет до 30%.

В общем, проблемы в отрасли есть (и будут), но и перспективы выглядят вполне обнадеживающе.

 

Подготовил А. Заболотский



Опубликовано: 06.10.2020, Автор: ЗАБОЛОТСКИЙ Андрей
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.