Авторские статьи

Авторынок: итоги-2018

Авторынок: итоги-2018

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Год 2018-й завершается, и, пожалуй, уже впору говорить о том, что для российского авторынка в целом он был не без оговорок, конечно, – удачным.

 

И если, по всем выкладкам аналитиков, в2017 г. такой важнейший его сектор как  коммерческий  показал стремительный рост, то в этом году для последнего подошло бы более скромное определение «умеренный».

 

 

Перспективная статистика

Напомним, кстати, что в прошлом году российский авторынок впервые за несколько лет продемонстрировал взлет: продажи составили 1,6 млн. машин, на 11,9% больше, чем в2016 г. При этом в динамике продаж коммерческий транспорт весьма ощутимо превзошел показатели сектора легковых авто.

 

Для дальнейшего же сравнения  показателей (2017-2018 гг.) в коммерческом сегменте приведем статистические выкладки от PwC за2017 г.: сегмент новых LCV (легких коммерческих автомобилей до 3,5 т) вырос на 17%, достигнув показателя 108 тыс. ед. На рынке доминировали российские марки (на долю «ГАЗ», «УАЗ» и Lada пришлось 72%), но наибольший прирост продаж показали зарубежные производители: Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%). Сегмент среднетоннажных (3,5–16 т.) и крупнотоннажных (свыше 16 т.) грузовых автомобилей вырос на рекордные 50 против 5% годом ранее, объем продаж составил 80 тыс. штук. При этом отмечалось падение доли продукции отечественного автопрома: российские грузовые бренды потеряли 10% рынка, иностранные нарастили свое присутствие на 13%. Продажи новых автобусов выросли на 13%, до 11,7 тыс. штук, причем в этом сегменте российские производители крепко удерживали свои позиции: их доля составила 88% рынка, причем 65% контролировал лидер сегмента – ПАЗ.

 

Говоря о достижениях производства, аналитики Russian Automotive Market Research приводят следующие данные: по итогам восьми месяцев2018 г. в России выпуск ТС составил 1 108,4 тысяч единиц, что на 13,9% больше, чем за тот же период2017 г. 

 

В структуре производства с января по август2018 г. на долю грузовых автомобилей пришлось 3,7%. Выпуск грузовой техники российских брендов по сравнению с январем-августом2017 г. вырос на 5,0%, иностранных марок, напротив, сократился на 3,6%.

 

В рассматриваемом периоде спад производства также был характерен для LCV российских брендов (-3,9%). Выпуск легких коммерческих автомобилей иностранных марок увеличился на 39,4%. Отметим, что в структуре производства LCV заняли долю в 7,2%.

 

 

 

 

От десяти до тринадцати

Примерно такой «усредненный зазор» в процентах роста фигурирует в высказываниях экспертов, касающихся итоговых показателей года в сегменте коммерческого транспорта. Впрочем, в этой процентной шкале перемещение нескольких пунктов вверх или вниз особого значения не имеет  Понятно, что окончательную «точку» здесь ставить все-таки преждевременно: более определенные результаты – да и то с изрядной долей допуска – станут известны, как обычно, в начале2019 г.

 

И скорее всего не совпадут с ранее сделанными прогнозами, которые, как известно, дело неблагодарное. Более того они иногда разняться, и весьма ощутимо. Примером может служить прогноз (конца первого квартала) продаж в секторе грузовых автомобилей от двух ведущих российских агентств – Russian Automotive Market Research и «Автостат». Если в первом полагают, что продажи грузовиков вырастут на 11,4%, то в прогнозах второго цифры увеличиваются почти вдвое – до 20%.

 

Но, похоже, оптимистические (независимо от процентной разницы) прогнозы аналитиков для сектора грузового автотранспорта сбываются.

 

Так, за девять месяцев2018 г. на российском авторынке было реализовано 56,5 тысяч новых грузовых автомобилей, что на 7,4% больше результата аналогичного периода2017 г. Лидерами по объему продаж, как и ожидалось, остались марки КАМАЗ и ГАЗ. Но при этом доля их доли снизились: у КАМАЗа – на 4,0%, у ГАЗа – на 0,3%. Следом за россиянами по объему продаж идут шведские и немецкие бренды: Volvo и Scania занимают третье и четвертое места, соответственно, среди ТОП-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей.

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей,
январь-сентябрь 2018 г./январь-сентябрь 2017 г.

Бренд

2017 (январь-сентябрь)

2018 (январь-сентябрь)

Прирост/убыль в количестве, %

Прирост/убыль в доле, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

KAMAZ

19,5

37,1

18,7

33,1

-4,1

-4,0

GAZ

6,2

11,8

6,5

11,5

4,8

-0,3

VOLVO

3,7

7,0

4,6

8,1

24,3

1,1

SCANIA

3,4

6,5

4,2

7,4

23,5

0,9

MAN

3,2

6,1

3,5

6,2

9,4

0,1

MERCEDES-BENZ

3,4

6,5

3,3

5,8

-2,9

-0,7

MAZ

2,6

5,0

2,8

5,0

7,7

0,0

DAF

2,5

4,8

2,1

3,7

-16,0

-1,1

URAL

2,0

3,8

2,1

3,7

5,0

-0,1

ISUZU

1,9

3,6

2,0

3,5

5,3

-0,1

Другие

4,2

8,0

6,7

11,9

59,5

3,9

Всего

52,6

100

56,5

100

7,4

          0

 

 

Структура рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 стран
происхождения брендов, январь-сентябрь 2018 г./январь-сентябрь 2017 г.

Страна происхождения бренда

2017 (январь-сентябрь)

2018 (январь-сентябрь)

Прирост/убыль в количестве, %

Прирост/убыль в доле, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Россия

27,8

52,9

27,2

48,1

-2,2

-4,8

Швеция

7,1

13,5

8,8

15,6

23,9

2,1

Германия

6,6

12,5

6,8

12,0

3,0

-0,5

Япония

3,0

5,7

4,0

7,1

33,3

1,4

Беларусь

2,6

4,9

2,8

5,0

7,7

0,1

Нидерланды

2,5

4,8

2,1

3,7

-16,0

-1,1

Китай

0,7

1,3

1,5

2,7

114,3

1,4

Корея

1,0

1,9

1,3

2,3

30,0

0,4

Италия

0,8

1,5

1,0

1,8

25,0

0,3

Франция

0,3

0,6

0,7

1,2

133,3

0,6

Другие

0,2

0,4

0,3

0,5

50,0

0,1

Всего

52,6

100

56,5

100

7,4

0

Источник: Russian Automotive Market Research


 

А вот как выглядел по данным на 1 июля2018 г. Automotive Market Research парк грузовых автомобилей.

 

За рассматриваемый семимесячный период он насчитывал 3 583,3 тысяч ед., со значительным преобладанием техники отечественных брендов – 68,5% парка. А ТОП-3 брендов в нем составляли КАМАЗ с долей 25,4%, ГАЗ - 24,0% и ЗИЛ - 13,7%. На долю иностранных брендов в российском парке грузовых автомобилей приходилось 31,5%, соответственно. Наибольшую долю – 8,2% – среди них занимали грузовики марки МАЗ.

 

ТОР-10 брендов в парке грузовых автомобилей на 01.07.2018 г.

Бренд

Количество, тыс. ед.

Доля, %

KAMAZ

911,8

25,4

GAZ

858,3

24

ZIL

491,1

13,7

MAZ

293,8

8,2

URAL

168,1

4,7

VOLVO

98,2

2,7

MAN

92,2

2,6

SCANIA

79,8

2,2

MERCEDES-BENZ

73,8

2,1

KRAZ

53,5

1,5

ТОР-10

3 120,6

87,1

Другие марки

462,7

12,9

Всего

3 583,3

100,0

 

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Другой не менее важный сектор коммерческого сегмента – автобусный, также показал к концу года очень неплохие результаты. За январско-сентябрьский период рынок новых автобусов составил почти 9 тысяч ед. техники, и подрос на 9,9% по сравнению с аналогичным временным отрезком2017 г. И, конечно, предсказуемо лидирующие позиции по объемам реализованной техники заняли автобусы марки ПАЗ. Правда, доля их присутствия на рынке снизилась на 4,4% до 57,3%. Второе место –  13,5% –  у марки ЛИАЗ, что тоже не стало какой-то неожиданностью. Основательное увеличение продаж показали автобусы китайских марок YUTONG, GOLDEN DRAGON и ZHONG TONG.

 

Отметить следует и то, что доля автобусов российских марок по итогам девяти месяцев года составила 84,9%, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом она снизилась на 2,9%. Наиболее высокие объемы продаж в секторе зарубежной автобусной техники показали китайские (доля на рынке 9,3%) и белорусские (доля на рынке 5,3%) бренды.

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых автобусов,
январь-сентябрь 2018 г./январь-сентябрь 2017 г.

Бренд

2017 (январь-сентябрь)

2018 (январь-сентябрь)

Прирост/убыль в количестве, %

Прирост/убыль в доле, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

PAZ

5,0

61,7

5,1

57,3

2,0

-4,4

LIAZ

1,2

14,8

1,2

13,5

0,0

-1,3

NEFAZ

0,4

4,9

0,5

5,6

25,0

0,7

MAZ

0,3

3,7

0,4

4,5

33,3

0,8

YUTONG

0,2

2,5

0,4

4,5

100,0

2,0

VOLGABUS

0,3

3,7

0,4

4,5

33,3

0,8

KAVZ

0,2

2,5

0,2

2,2

0,0

-0,3

HIGER

0,1

1,2

0,1

1,1

0,0

-0,1

GOLDEN DRAGON

0,04

0,5

0,09

1,0

125,0

0,5

ZHONG TONG

0,04

0,5

0,09

1,0

125,0

0,5

Другие

0,32

4,0

0,42

4,7

31,3

0,7

Всего

8,1

100

8,9

100

9,9

0

Источник: Russian Automotive Market Research


 

Структура рынка новых автобусов, ТОР-10 стран происхождения брендов, январь-сентябрь 2018 г./январь-сентябрь 2017 г.

Страна происхождения бренда

2017 (январь-сентябрь)

2018 (январь-сентябрь)

Прирост/убыль в количестве, %

Прирост/убыль в доле, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Россия

7,11

87,8

7,56

84,9

6,3

-2,9

Китай

0,50

6,1

0,83

9,3

66,0

3,2

Беларусь

0,33

4,1

0,47

5,3

42,4

1,2

Германия

0,11

1,4

0,04

0,4

-63,6

-1,0

Корея

-

0,0

0,02

0,2

-

0,2

Швеция

0,02

0,2

0,02

0,2

0,0

0,0

Италия

0,02

0,2

0,01

0,1

-50,0

-0,1

Чехия

 

0,0

0,002

0,02

-

0,02

Япония

0,001

0,01

-

0,0

-100,0

-0,01

Украина

0,001

0,01

-

0,0

-100,0

-0,01

Всего

8,1

100

8,9

100

9,9

0

Источник: Russian Automotive Market Research


 

Что касается отечественного парка автобусов, то на 1 июля2018 г. его численность составляла 435,3 тысяч машин. С доминированием российских брендов, на их долю приходилось 75,4% парка. Тройка лидеров расположилась в следующем порядке: ПАЗ (доля в парке 41,6%), КАВЗ (13,2%) и ЛИАЗ (8,6%).

 

Наибольшая доля среди иностранных автобусных брендов, занимающих немногим больше 20% российского парка, у украинского ЛАЗа – 3,4%.

 

ТОР-10 брендов в парке автобусов на 01.07.2018 г.

Бренд

Количество, тыс. ед.

Доля, %

PAZ

181

41,6

KAVZ

57,5

13,2

LIAZ

37,6

8,6

LAZ

15

3,4

NEFAZ

11,2

2,6

HYUNDAI

9,9

2,3

MAZ

9,8

2,3

IKARUS

9,7

2,2

MERCEDES-BENZ

9,1

2,1

CUBAN

9,1

2,1

ТОР-10

349,9

80,4

Другие марки

85,4

19,6

Всего

435,3

100

 

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Хорошие результаты за девять месяцев года продемонстрировал и рынок новых легких коммерческих автомобилей:  в России было реализовано 86,7 тысяч новых LCV, что на 6,5% превысило достижения аналогичного периода2017 г.

 

Возглавляли ТОП-10 марок на рынке новых LCV отечественные марки ГАЗ с долей на рынке 41,4% и УАЗ – 17,4%. В целом, доля российских марок на рынке новых легких коммерческих автомобилей составила 67,7%.

 

Среди иностранных LCV в рассматриваемом периоде лидировали по продажам немецкие и американские бренды. Американский Ford занял третье место в рейтинге брендов с долей на рынке 8,9%, немецкий VOLKSWAGEN стал пятым с долей – 5,9%.

 

Для сравнения приведем последние данные от Russian Automotive Market Research, отражающие динамику и продажи LCV за десять месяцев. Так, продажи новых авто за этот период выросли на 5,5% к аналогичному периоду2017 г. и составили 97 тысяч ед.

 

Динамика рынка новых легких коммерческих автомобилей, январь-октябрь 2018 г./2017 г., тыс. ед.

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых LCV, январь-сентябрь 2018 г./январь-сентябрь 2017 г.

Бренд

2017 (январь-сентябрь)

2018 (январь-сентябрь)

Прирост/убыль в количестве, %

Прирост/убыль в доле, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

Количество, тыс. ед.

Доля, %

GAZ

33,3

40,9

35,9

41,4

7,8

0,5

UAZ

17,3

21,3

15,1

17,4

-12,7

-3,9

FORD

5,1

6,3

7,7

8,9

51,0

2,6

LADA

5,9

7,2

6,4

7,4

8,5

0,2

VOLKSWAGEN

4,6

5,7

5,1

5,9

10,9

0,2

MERCEDES-BENZ

4,6

5,7

4,8

5,5

4,3

-0,2

MITSUBISHI

0,7

0,9

2,1

2,4

200,0

1,5

TOYOTA

2,5

3,1

2,1

2,4

-16,0

-0,7

PEUGEOT

1,5

1,8

1,6

1,8

6,7

0,0

VIS

1,2

1,5

1,4

1,6

16,7

0,1

Другие

4,7

5,8

4,5

5,2

-4,3

-0,6

Всего

81,4

100

86,7

100

6,5

0

Источник: Russian Automotive Market Research


 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых легких коммерческих автомобилей, январь-октябрь 2018 г./2017 г., тыс. ед.

Марка

Январь-октябрь 2017 г.

Январь-октябрь 2018 г.

Динамика продаж, %

GAZ

37,5

39,9

6,4%

UAZ

19,1

16,9

-11,5%

FORD

6,2

8,7

40,3%

LADA

6,7

6,9

3,0%

VOLKSWAGEN

5,3

5,8

9,4%

MERCEDES-BENZ

5,2

5,4

3,8%

MITSUBISHI

0,9

2,3

155,6%

TOYOTA

2,8

2,3

-17,9%

PEUGEOT

1,7

1,9

11,8%

VIS

1,3

1,5

15,4%

ТОР-10

86,7

91,6

5,7%

Другие

5,2

5,4

3,8%

Всего

91,9

97,0

5,5%

 Источник: Russian Automotive Market Research

 

Отдельного упоминания, связанного с продуманным и четким продвижением продукции на рынке LCV, безусловно, заслуживает активная деятельность на территории России известного бренда Hyundai. На российском авторынке он представлен компанией Hyundai Truck and Bus Rus. Об успешном развитии ее бизнеса на территории России весьма убедительно свидетельствуют следующие данные: по итогам восьми месяцев2018 г. компания увеличила продажи коммерческих автомобилей Hyundai полной массой более 3,5 тонн на 30%. И по прогнозам российского представительства доля компании на российском авторынке по итогам2018 г. вырастет до 2,7%.

 

О том, что российский рынок для Hyundai Motor Company является стратегически важным, говорит и тот факт, что в России работают 50 дилерских центров компании, а в РФ всегда в наличии 97% необходимых комплектующих.

 

И, пожалуй, последнее, что стоит упомянуть в небольшом обзоре сектора LCV – это прирост так называемой финансовой емкости этого сегмента авторынка. По итогам девяти месяцев2018 г. она выросла на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом2017 г. и составила 116 940,5 млн. рублей. Что ж, показатель, как представляется, весьма существенный.

 

Оптимизация дилеров

Количество дилерских центров, которыми располагает компания на авторынке, не есть что-то застывшее – со временем оно может прирастать, или, наоборот, уменьшаться. Это достаточно наглядно отражено в приведенных ниже таблицах. И, кстати, даже при общем сокращении дилерских центров за отчетный годовой период, некоторые компании существенно наращивают свои дилерские сети по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего. Так что, например, сокращение дилерских центров в грузовом и автобусном секторах следует скорее рассматривать как оптимизацию, нежели как принятие каких-то вынужденных мер. Хотя, впрочем, одно другого не исключает.

 

Если обратиться к данным, предоставленным нам аналитиками Russian Automotive Market Research, то картина регионального расположения дилерских сетей компаний и их количество будут следующими.

 

В секторе грузового транспорта по состоянию на сентябрь2018 г. в России насчитывалось 905 дилерских центров по продажам грузовых автомобилей, что на 6,2% меньше результата аналогичного периода прошлого года (965 автосалонов).

 

Самые широкие сети центров продаж грузовых автомобилей в России у марок-лидеров по продажам – ГАЗа (141 центр) и КАМАЗа (105 центров). Среди иностранных марок грузовых автомобилей наиболее крупные дилерские сети у МАЗ, ISUZU и SCANIA.

 

Лидером среди российских регионов по количеству центров продаж грузовых автомобилей стала Московская область – 78 предприятий. На втором и третьем местах разместились Москва (50) и Санкт-Петербург (36 центров).

 

Ощутимое сокращение к сентябрю этого года произошло в автобусном секторе. В целом по России насчитывалось 462 дилерских центра по продажам автобусов, что на 30,6% меньше результата прошлого года (666 центров).

 

Наиболее широкая сеть центров продаж автобусов у марок КАВЗ, ЛИАЗ и ПАЗ, которые реализуются в общей дилерской сети, состоящей из 57 центров. Также большое количество точек продаж автобусов принадлежит маркам НЕФАЗ (51 ед.) и MAN (50 ед.).

 

Территориально наибольшее количество центров продаж автобусов расположено в Москве – 31 ед. Лидерами по количеству точек продаж автобусов среди российских регионов также являются республика Татарстан (25 центров), Нижегородская область (20 центров) и Московская область (19 центров).

 

Несколько увеличилась за отчетный период дилерская сеть LCV: к сентябрю в России насчитывалось 1 915 дилерских центров по продажам легких коммерческих автомобилей - на 3,1% больше результата аналогичного периода2017 г. И, конечно, самая широкая сеть дилерских центров по продажам LCV у  отечественных марок LADA и VIS – по 287 центров. За ними следуют такие иностранные бренды как Hyundai – 181 центр и Renault – 149 центров. Среди регионов РФ, наибольшее количество центров продаж LCV расположено в Москве – 174 ед. Большое количество автоцентров расположено в Санкт-Петербурге (100 ед.), Самарской (70 ед.) и Московской (69 ед.) областях. Следует также отметить и своего рода «специфику» в продажах LCV – самыми широкими сетями центров продаж в основном обладают марки, реализующие легкие коммерческие автомобили вместе с легковыми автомобилями. К их числу относятся LADA, Hyundai, Renault, ГАЗ и УАЗ.

 

В таблицах, приведенных ниже, достаточно наглядно показана ситуация в сфере дилерских центров коммерческого сегмента.

 

Грузовой автотранспорт

 

 

Автобусы

 

 

 

 

 

Легкие коммерческие авто

 

 

 

Завершая обзор рынка коммерческого автотранспорта, хотелось бы заметить, что мнения и оценки его ближайших перспектив аналитиками и представителями бизнеса, в частности, начала2019 г., весьма противоречивы. И в целом, как обычно, сводятся к тому, что ситуацию на нем будут определять «разнонаправленные тенденции». Штамп, конечно, расхожий и даже затёртый.

 

Но если попытаться некоторые вещи конкретизировать, то выясняется, что, например, российских производителей (без всяких «тенденций») не радует ощутимое сокращение господдержки. Ожидание предстоящего повышения НДС также не добавляет оптимизма участникам авторынка. По мнению большинства экспертов, оно непременно приведет к росту цен.

 

В общем, не без проблем, как говорится, вот только одно остается неизменным – прогнозы. Они, конечно же, разнятся: у каждого из экспертов, понятное дело, свои варианты дальнейшего развития авторынка, также как и прогнозируемый рост тех же продаж в процентах. Впрочем, в таких случаях, при всей «разнонаправленности», очевидно одно – был бы рост, а проценты приложатся.



Опубликовано: 26.11.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.