Авторские статьи

Авторынок: после роста – спад

Авторынок: после роста – спад

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Восстановление российского рынка грузового и коммерческого транспорта после кризисных 2013-2015 годов продолжалось три года, но он так и не достиг показателей 2012 года.

 

В 2018 году продажи грузовых и коммерческих авто показали весьма скромные результаты. Стало очевидным замедление темпов роста.

 

Из данных приведенных агентством «Автостат» и PwC следует, что лучшую динамику продаж показал сегмент автобусов – рост на 11%, реализация легких коммерческих автомобилей (LCV) увеличилась на 3,2%, грузовиков – на 2,7%.

 

И все-таки, как отмечали эксперты, небольшой рост и наметившаяся стабилизация внушали некоторый оптимизм. Конечно, во многом этому способствовала реализация целого ряда государственных программ поддержки отрасли.

 

Но заметного роста продаж в прошлом году, по мнению директора Russian Automotive Market Research (RAMR) Татьяны Арабаджи, не произошло, потому что у покупателей той же коммерческой техники не было уверенности в развитии бизнеса в ближайшие годы.

 

Похоже, что ее заметно поубавилось и в конце первого - начале второго квартала этого года: показатели продаж ощутимо ушли в минус. А некоторые эксперты уже отметили, что и последующие 2-3  года будут для отрасли непростыми.

 

 

Больше рынка, меньше господдержки

Сегодня не обязательно быть экспертом, чтобы понять, что предстоящее существенное сокращение господдержки может крайне негативно отразиться на развитии российского авторынка в целом. Так аналитики рынка считают, что троекратное сокращение средств, выделяемых на госпрограммы в этом году, с большой долей вероятности может привести к спаду в сегменте грузового и коммерческого транспорта до 15%.

 

Например, за последние 5 лет, по данным Минпромторга, объемы поддержки отечественного автопрома сократились в 5 раз. Видимо во властных структурах посчитали, что рынок растет и поэтому не стоит «мешать» развитию рыночных условий государственной денежной подпиткой. Да, в общем, и не оправдывает она себя: вице-премьер Дмитрий Козак, в частности, заметил, что «объемы господдержки местных производителей в пять раз превышают поступления в бюджет от них».

 

Уже известно, что в этом году господдержка спроса на авто составит не более 10,4 млрд. рублей. Напомним, что в 2018 году государством было выделено 30,4 млрд. рублей.

 

И почти принято решение не продлевать ряд действующих  программ, в их числе «Свое дело» и «Русский тягач».

 

Не сработал, как ожидалось, и ряд перспективных проектов. Большие надежды, например, возлагались на развитие локализации, ведь большинство реализуемых сегодня в стране машин производятся на российских заводах. Но локализация в настоящее время не превышает 40%. А ведь еще в 2012 году планировалось приблизиться к показателю в 60%.

 

К тому же выяснилось, что многие известные автомобильные бренды как-то не особо стремятся налаживать на территории России производство комплектующих – у них свои стандарты, требования к качеству и прочее.

 

В числе факторов, негативно влияющих на ситуацию на российском автомобильном рынке, о чем, кстати, предупреждали многие эксперты и аналитики, оказались и постоянно повышающиеся пошлины, акцизы, налоги.

 

Так что проблем, как выяснилось к концу первого квартала, в отрасли хватает, и, более того, они имеют тенденцию к росту. И, понятное дело, сегмент грузовой и коммерческой техники в стороне от них не остался.

 

 

Грузовики: падение производства и снижение продаж

Таков базовый сценарий аналитиков RAMR. А в прогнозах на год текущий ожидается сокращение производства грузовой техники на 1,59%. Доля же российских брендов в совокупных объемах выпуска грузовых автомобилей может уменьшиться на 2,26%. К 2024 году, по прогнозам экспертов, доля российских брендов будет составлять 76,68%.

 

Что касается рынка продаж новых грузовых автомобилей, в мае этого года они составили 4,81 тысяч единиц – на 20,0% меньше, чем в мае 2018 года, а  по итогам января-мая – 29,26 тысяч единиц, что на 5,4% меньше результатов аналогичного периода 2018 года.

 

На фоне общего спада продаж в сегменте грузовиков, следует отметить неплохие результаты, показанные ведущим российским брендом. Реализация новой грузовой техники лидера рынка – бренда KAMAZ – в рассматриваемом периоде составили 11,11тысяч единиц, что на 4,7% больше, чем в АППГ. Продажи марок GAZ и VOLVO, напротив, уменьшились на 3,0% и 14,2% соответственно.

 

Помимо KAMAZ, только два бренда из ТОР-10 показали положительную динамику продаж – белорусский MAZ (+1,4%) и отечественный URAL (+7,1%). Самое большое падение продаж зафиксировано у грузовых автомобилей DAF – 36,4%.

 

Динамика рынка новых грузовых автомобилей, январь-май 2019 г./2018 г., тыс. ед.

 

1. Рынок новых грузовых автомобилей, ТОР-10 брендов,
январь-май 2019 г./2018 г., тыс. ед.

Марка

Январь-май 2018

Январь-май 2019

Динамика продаж, %

KAMAZ

10,61

11,11

4,7

GAZ

3,62

3,51

-3,0

VOLVO

2,53

2,17

-14,2

SCANIA

2,21

1,98

-10,4

MAN

1,86

1,62

-12,9

MAZ

1,45

1,47

1,4

MERCEDES-BENZ

1,55

1,44

-7,1

URAL

1,13

1,21

7,1

ISUZU

1,10

0,95

-13,6

DAF

1,21

0,77

-36,4

TOP-10

27,27

26,23

-3,8

Другие

3,66

3,03

-17,2

Всего

30,93

29,26

-5,4

Источник: Russian Automotive Market Research

 

 

В целом же (по прогнозам RAMR) в текущем году ожидается сокращение рынка новых грузовых автомобилей на 5,2% до 77,25 тысяч единиц.

 

Исходя из сложившихся в российской экономике тенденций, эксперты также отмечают, что в 2019 году есть большая вероятность увеличения доли российских брендов в совокупных объемах продаж новых грузовых автомобилей на 2,8%.

 

Что касается типов кузовов, то доля самого востребованного из них – седельных тягачей – может сократиться на 2,9% до 35,4%. Доли самосвалов, бортовой и тентованной техники и автофургонов напротив, могут увеличиться на 1,4%, 0,2% и 0,5% соответственно.

 


Российские LCV резко уходят в минус

В мае 2019 года продажи новых легких коммерческих автомобилей (LCV) сократились на 21,9% к маю 2018 года и составили 7,85 тысяч единиц. А по итогам  первых пяти месяцев текущего года рынок новых LCV составил 43,47 тысяч единиц, что на 9,7% меньше, чем в аналогичном периоде года прошлого.

 

К концу пятимесячного периода года GAZ – лидер рынка новых LCV – реализовал 18,40 тысяч единиц легкой коммерческой техники, что на 7,2% меньше чем в АППГ.

 

Произошло снижение продаж и у другого отечественного бренда UAZа – в январе-мае они сократились на 3,6% и составили 8,25 тысяч  единиц.

 

Стоит отметить хорошие показатели бренда Ford – лидера российского рынка новых LCV среди иностранных брендов. За отчетный период его продажи существенно выросли Помимо Ford еще две марки показали положительную динамику продаж новых LCV – Toyota и Renault. Наибольшее падение продаж отмечено у бренда Mercedes-Benz – 58,8 %.

 

Динамика рынка новых LCV, январь-май 2019 г./2018 г., тыс. ед.

 

 

Рынок новых LCV, ТОР-15 брендов,
январь-май 2019 г./ 2018 г., тыс. ед.

Марка

Январь-май 2018 г.

Январь-май 2019 г.

Динамика продаж, %

GAZ

19,82

18,40

-7,2

UAZ

8,56

8,25

-3,6

FORD

3,98

4,34

9,0

LADA

3,49

3,15

-9,7

VOLKSWAGEN

2,77

2,70

-2,5

MERCEDES-BENZ

2,72

1,12

-58,8

TOYOTA

1,09

1,12

2,8

MITSUBISHI

1,21

0,73

-39,7

PEUGEOT

0,9

0,68

-24,4

VIS

0,72

0,67

-6,9

CITROEN

0,74

0,56

-24,3

FIAT

0,71

0,41

-42,3

RENAULT

0,3

0,38

26,7

HYUNDAI

0,34

0,31

-8,8

ISUZU

0,33

0,28

-15,2

ТОР-15

47,68

43,10

-9,6

Другие

0,44

0,37

-15,9

Всего

48,12

43,47

-9,7

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

 

Прогнозы экспертов на год в целом выглядят следующим образом: ожидается сокращение продаж новых LCV на 3,6% до 116,44 тысяч единиц. И опять же, исходя из российских экономических реалий, в этом году следует ожидать увеличения доли отечественных брендов в совокупных объемах продаж новых LCV на 1,3%.

 

Также есть ожидания, что доля автофургонов может сократиться на 1,1%, и составит 43,8% от рынка. Прогнозируют аналитики и сокращение доли бортовой или тентованной техники, пикапов и минивэнов.

 

А вот что выросло в январе-апреле в сегменте LCV, так это средневзвешенные цены: на новые авто они повысились на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1 500 308 рублей.

 

Увеличилась и емкость рынка новых LCV – в рассматриваемом периоде она прибавила 3,2% и достигла 53 433 млн. рублей.

 

 

Классовые «перепады» автобусного парка

Продажи новых автобусов в мае этого года составили 1,09 тысяч единиц – на 6,0% меньше, чем в мае прошлого. А за отчетный январско-майский период рынок новых автобусов сократился на 2,8% и составил 5,18 тысяч единиц.

 

В базовом прогнозе аналитики RAMR отмечают, что в 2019 году рынок автобусов может сократиться на 0,78% и составить 12,89 тысяч единиц. Ожидается также рост долей автобусов малого и особо большого классов на 4,54% и 1,37%, соответственно. А вот доли автобусов среднего и большого классов, напротив, могут сократиться на 5,7% и 0,21%.

 

Продажи автобусов лидера рынка – Павловского автобусного завода – в январе-мае составили 3,08 тысяч единиц, что на 17,1 % больше результата АППГ.

 

На втором и третьем местах по продажам новой автобусной техники расположились отечественные бренды LIAZ и NEFAZ.

 

Среди иностранных брендов лидером по продажам новых автобусов в рассматриваемом периоде стал YUTONG. В России за пять месяцев было реализовано 0,17 тысяч единиц автобусной техники данной марки, что на 32% меньше результата аналогичного периода прошлого года.

 

Врезка

Диаграмма 2. Динамика рынка новых автобусов, январь-май 2019 г./2018 г., тыс. ед.

 

Рынок новых автобусов, ТОР-10 брендов,
январь-май 2019 г./2018 г., тыс. ед.

Марка

Январь-май 2018

Январь-май 2019

Динамика продаж, %

PAZ

2,63

3,08

17,1

LIAZ

1,10

0,61

-44,5

NEFAZ

0,35

0,40

14,3

VOLGABUS

0,16

0,19

18,8

YUTONG

0,25

0,17

-32,0

MAZ

0,33

0,16

-51,5

KAVZ

0,11

0,12

9,1

SIMAZ

0,01

0,07

600,0

ZHONG TONG

0,06

0,07

16,7

HIGER

0,09

0,06

-33,3

ТОР-10

5,09

4,93

-3,1

Другие

0,24

0,25

4,2

Всего

5,33

5,18

-2,8

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

 

Также следует ожидать увеличения доли российских брендов в совокупных объемах продаж новых автобусов на 3,3%. А для автобусов среднего и большого классов базовый прогноз следующий: доли автобусов этих классов в 2019 году могут сократиться на 5,7% и 0,2%, соответственно. Доли автобусов малого и особо большого классов, напротив, могут вырасти на 4,5% и 1,4%.

 


В сегменте вторичных продаж

С января по апрель включительно все бренды из топовой десятки рынка подержанных грузовых авто показали рост средневзвешенной цены. 

 

За отчетный период на покупку подержанных грузовых автомобилей марки KAMAZ  было потрачено 52 252 млн. рублей, что на 31,5% больше, чем годом ранее. Также в тройку лидеров по емкости рынка вошли зарубежные бренды SCANIA (15 647 млн. рублей) и MAN (14 769 млн. рублей).

 

А в топовой десятке региональных рынков подержанных грузовых автомобилей наибольшая финансовая емкость в январе-апреле отмечалась на рынке Московской области – 12 835 млн. рублей. Отрицательной динамика емкости рынка в январе-апреле была в Ростовской области. И связано это было непосредственно  со снижением продаж грузовой техники с пробегом в данном регионе на 12%.

 

Существенный рост показал и рынок подержанных LCV: на покупку подержанных LCV марки GAZ к концу первого квартала было потрачено 23 161 млн рублей, что на 11,2% больше чем годом ранее. Также в тройку лидеров по емкости рынка вошли зарубежные бренды VOLKSWAGEN (10 361 млн. рублей) и MERCEDES-BENZ (7 548 млн. рублей).

 

Лидером среди российских регионов по емкости рынка LCV с пробегом стала Москва. В регионе по итогам четырех месяцев текущего года было продано подержанных LCV на 8 019 млн. рублей. Емкость рынков Московской области и Краснодарского края, которые также входят в тройку лидеров по этому показателю, составила 7 010 млн. рублей и 4 819 млн. рублей соответственно.

 

Отметить стоит также и то, что самые высокие средневзвешенные цены на подержанные LCV были зафиксированы в Приморском крае (967 308 рублей), Калининградской области (915 046 рублей) и Иркутской области (762 903 рублей).

 

Завершая обзор отечественного рынка грузовой и коммерческой техники за отчетный пятимесячный период, ничего не остается, как заметить, что его, вступающего во второе полугодие, пока продолжает лихорадить, и особенно в сегменте LCV. 

 

Так что прогнозы PwC на этот год можно считать даже утешительными: эксперты этой представительной международной организации прогнозируют в 2019 году рост продаж LCV в России на 1%, грузовиков – на 4%. А сегмент автобусов, по их мнению, сократится на 9%. Только вот сбудутся ли эти предсказания? Ведь, как известно, прогнозы дело неблагодарное.

 

Автор благодарит аналитиков Russian Automotive Market Research за содействие в подготовке материала и за предоставленные диаграммы и таблицы.



Опубликовано: 05.07.2019, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.