Авторские статьи

Грузоперевозки и цены

Грузоперевозки и цены

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

За последние годы россияне неоднократно сталкивались с подорожанием тех или иных товаров и услуг. Иногда стоимость некоторых из них повышалась даже несколько раз. Так что отечественного потребителя мало чем удивишь. Но власти приготовили им очередной «сюрприз». На этот раз эффект от него будет не мгновенным. То есть, ценники изменятся в сторону увеличения не сразу и не на все, а постепенно, планомерно. Но от этого никому легче не будет. Ужаться в расходах придется абсолютно всем.

 

Ожидается, что в самом ближайшем будущем расценки на доставку грузов увеличатся. И это не предположение, а трезвый взгляд на существующий порядок вещей. Вместе с тем, удорожание грузоперевозок негативно скажется и на рынке недвижимости. Ведь перевозку стройматериалов осуществляет крупнотоннажная техника. Из-за чего под угрозой могут оказаться намеченные правительством темпы строительства.

 


Железные аргументы

Упрекнуть руководство транспортных компаний в желании нажиться на своих клиентах в условиях кризиса не получается — они приводят совершенно логичные аргументы и ссылаются на объективные причины. В частности, оставить цены прежними им мешают такие обстоятельства, как обесценивание национальной валюты по отношению к доллару, возросшие затраты на топливо, а также увеличение налоговой нагрузки. При этом перечисленные процессы затрагивают все без исключения типы перевозок.

 

Более того, транспортные компании должны регулярно проводить техническое обслуживание своего автопарка. Учитывая то, что многие автозапчасти поставляются в Россию из-за рубежа и привязаны к курсу доллара, это только усугубляет и до того сложную ситуацию.

 

Естественно, грузоперевозчики станут «отбивать» затраченные на недешевый ремонт деньги, повышая стоимость своих услуг.

 

Не могут проигнорировать транспортные компании и стратегические задачи, которые в перспективе позволят им оставаться конкурентоспособными на рынке грузоперевозок. Чтобы их услуги были и впредь востребованы, они должны вкладывать большие деньги в развитие логистики, в создание современных терминалов для обслуживания фур, а также в повышение квалификации кадров. Без последних не обойтись. Именно высококвалифицированные специалисты способны принимать своевременные и правильные решения, которые приносят транспортным компаниям львиную долю прибыли.

 

 

Без государства никуда

Казалось бы, все частные транспортные компании заинтересованы в том, чтобы государство не вмешивалось в их дела. По большому счету, так оно и есть. Но в сложных экономических условиях без поддержки властных структур не обойтись. Задействовав свои ресурсы, они могут предоставить грузоперевозчикам льготные кредиты и другие послабления.


Особенно плодотворной была бы кооперация власти с транспортными компаниями в сфере строительства новых логистических центров, складских сооружений вблизи трасс, по которым постоянно курсирует большой поток большегрузных машин. Даже если высокопоставленные чиновники не смогут взять на эти цели деньги из бюджета, они способны подыскать подходящего иностранного инвестора. Безусловно, таковой найдется не сразу, потребуется потратить немало времени. Но главное начать и, результат обязательно будет. В таком случае у грузоперевозчиков появится надежда на светлое будущее.
Пока же транспортные компании в своем подавляющем большинстве получают от государства не поддержку, а только лишнюю головную боль. Взять хотя бы систему «Платон», которая предусматривает взимание с водителей большегрузных фур массой 12 т и более определенного налога. Мало того, что он немаленький, так в скором времени Минтранс планирует его еще и увеличить. Озвучены представителями власти и другие непопулярные в среде транспортников инициативы, которые помощью ну никак не назовешь. Разве что в кавычках.

 


Странные дела

Одним из факторов, который может сыграть ключевую роль в резком повышении стоимости услуг на рынке грузоперевозок, может стать запланированное на 2017 г. подорожание топлива. И это при том, что мировые цены на нефть продолжают подать. Впрочем, у нефтянников есть свое корыстное оправдание. Они банально отыгрывают увеличение финансового бремени на отрасль, делая крайними отечественных автолюбителей.

 

Григорий Выгон, управляющий директор компании Vygon Consulting, отмечает, что в следующем году ценник на бензин может прибавить от 1,5 до 2,5 руб. за 1 л. Рассчитывать на чудо российским водителям не следует, так как решение по росту акцизов на топливо уже принято.

 

Также ожидается, что средняя стоимость бензина в следующем году увеличится больше инфляции, что повлечет за собой подорожание всех товаров. А иначе и быть не может, так как грузоперевозчикам, для которых бензин необходим как воздух, придется увеличить стоимость услуг на 5%, а то и 7%.

 

Хотя настороженный оптимизм у грузоперевозчиков все же присутствует. Дело в том, что Аркадий Дворкович, вице-премьер РФ, как-то сказал, что топливо будет дорожать в пределах инфляционной парадигмы. Вместе с тем, парламентариями уже был принят законопроект, который предусматривает, что в 2017 г. ставка акцизного сбора на «Евро-5» увеличится до отметки в 10 130 руб. за 1 т. В 2018 г. стоимость бензина этого класса возрастет до 10 535 руб. А вот в 2019 г. его цена уже достигнет 10 957 руб.

 

А ведь все могло сложиться по-другому. Ранее Федеральная антимонопольная служба предложила корректировать акцизную нагрузку на топливо ежемесячно, сделав ее зависимой от стоимости нефти. Но данная инициатива не была поддержана правительством.

 


Решение принято

Повысить стоимость своих услуг грузоперевозчиков и заставят новые тарифы системы «Платон», которые вступят в силу с 1 февраля следующего года. Так, за 1 км дороги дальнобойщикам придется платить уже не 1,53 руб., а 2,61 руб. Вот только расслабляться на этом транспортным компаниям не стоит – с начала лета 2017 г. тариф оператора вырастет до 3,6 руб. Об этом сообщил Евгений Дитрих, первый заместитель главы Минтранса.
Как показывает практика, иннициативы высокопоставленные чинов очень редко дают задний ход. Они идет на попятную лишь в том случае, если их решения вызывают массовое недовольство в среде тех, кому они адресовались. Так произошло на первых парах с введением системы «Платон», когда множество недовольных дальнобойщиков организовали резонансные акции протеста. Нечто подобное может произойти и сейчас.

 

Однако, ожидать от грузоперевозчиков радикальных действий в настоящее время не стоит. Во-первых, их протестный потенциал выдохся. Во-вторых, они уже смирились с навязанными им правилами игры. В-третьих, водители большегрузных машин боятся потерять работу. Пускай, и низкооплачиваемую. Но все же это лучше, чем стать безработным.


Принимая во внимание объективные причины, стоит ожидать, что транспортные компании и просто дальнобойщики, которые работают на себя, молча проглотят повышение тарифа системы «Платон». Единственное, что им останется сделать – увеличить цены на свои услуги. На первый взгляд, они сделают верное решение. Но таким образом водители большегрузных машин рискуют потерять клиентов.

 


Замкнутый круг

Не обойдет стороной транспортные компании и ожидаемое подорожание автозапчастей. При «консервации» существующей курсовой разницы валют на прежнем уровне в следующем году цены на них вырастут от 5% до 10%. В развитии такого сценария нисколько не сомневается Олег Моисеев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры».


Повышение стоимости автозапчастей заставит грузоперевозчиков увеличить расходы на ремонт автопарка. Никто работать себе в убыток не станет. Так что им ничего не останется, как увеличить стоимость услуг. С другой стороны, транспортные компании откажутся от покупки новых грузовых машин, фур. Ведь, как предсказывают эксперты, они также существенно подорожают в 2017 г.

 

Как результат, автопарки транспортных компаний начнут стареть. Если новый грузовик на протяжении длительного времени требует лишь незначительного ремонта, то вот старые машины ломаются регулярно. Из-за чего грузоперевозчикам придется регулярно тратить немалые суммы денег на ремонтные работы. Причем с каждым разом их финансовые траты на эти цели будут расти. А позволить масштабное обновление автопарка они не смогут. Получается настоящий замкнутый круг.

 


Надежды нет

Многие будут надеяться на то, что грузоперевозчики не повысят стоимость услуг в следующем году. Но уже сейчас наметилась тенденция, которая говорит об обратном. Единственное, что может замедлить неизбежное, так это различные форс-мажорные обстоятельства, которые заставят руководство страны пойти на компромисс с транспортными компаниями. Но, по-видимому, ожидать этого не стоит.


В непростой экономической ситуации правительство приняло непопулярное, но в какой-то степени верное решение – власти взялись пополнять государственную казну за счет увеличения налогов. Не удивительно, что первыми в их списке оказались именно грузоперевозчики, так как они являются начальным звеном в цепочки, дернув за которую, начнется повальное подорожание всего и вся, от продуктов питания до строительных материалов.
Остается лишь уповать на то, что вкупе с выбранной тактикой власть будет активно искать зарубежных инвесторов. Безусловно, хотелось бы, чтобы транспортные компании финансировались представителями российского бизнеса. Но в нынешних условиях и иностранный капитал станет той спасительной веревочкой, которая позволит замедлить рост цен. Что же касается близлежащей перспективы, то грузоперевозчики будут действовать соизмеримо с существующим порядком вещей. То есть, продолжат повышать цены на свои услуги, и не только в 2017 г.



Опубликовано: 07.04.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.