Авторские статьи

Какую спецтехнику и куда экспортирует Россия

Какую спецтехнику и куда экспортирует Россия

Все больше отечественной спецтехники продается за рубеж, все шире становится география стран-покупателей. Число заводов, которые производят и затем продают спецтехнику на экспорт, тоже растет. Самые большие сегменты на рынке спецтехники – это крупная строительно-дорожная техника и сельскохозяйственные машины. Какие страны охотнее всего приобретают нашу специальную технику, и какие машины находятся у их в приоритете? Какие перспективы у современной отрасли спецтехники в ближайшем будущем?

 

Спецтехника на экспорт – впечатляющий рост

 

Рынок специализированной техники показывает стремительный рост. Уверенно растет и экспорт спецтехники, выпущенной на российских заводах. Как следует из доклада президента Ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина (источник: https://rosspetsmash.ru/novosti-assotsiatsii-rosspetsmash/4259-rukovoditeli-assotsiatsii-rosspetsmash-i-rossijskogo-eksportnogo-tsentra-obsudili-razvitie-eksporta-spetsializirovannoj-tekhniki), который привел реальные цифры такого роста, за 2013-2020 годы поставки зарубежным покупателям выросли практически в четыре раза: с 4 до 15,9 млрд рублей. Если в 2014 году стран, закупающих у нас спецтехнику, насчитывалось 27, то уже через семь лет, к 2020 году, число экспортеров увеличилось до 55.

 

В то же время, если в начале 2014 в стране было 23 предприятия, которые продавали технику на экспорт, то к 2020 их число увеличилось в три раза – это 68 заводов-производителей и экспортеров. «Росспецмаш» не собирается останавливаться на достигнутом, разработав Стратегию развития экспорта, которая предполагает, что к 2025 году объем экспорта специальной российской техники будет удвоен и составит 30,2 млрд рублей.

 

 

Сельхозтехника – значительная часть общей группы спецтехники, и в 2021 году Россия продолжила увеличивать ее экспорт. За январь-июнь текущего года отгрузки выросли на 35% по сравнению с тем же периодом 2020, и превысили 10 млрд рублей. Купили российскую спецтехнику для сельского хозяйства 32 зарубежных государства – в основном это страны СНГ и Евросоюза. Продолжают расти отгрузки в Монголию, продвигаются продажи в Африку, Бразилию, на Ближний Восток. За шесть месяцев года на 94% вырос экспорт жаток, на 85% – плугов, на 72% – пресс-подборщиков, на 71% – опрыскивателей, на 48% – полноприводных с/х тракторов, на 37% – борон.

 

По странам-покупателями Ассоциация «Росспецмаш» дала следующие цифры. За январь-июнь 2021 (по сравнению с прошлым годом) самый большой рост закупок с/х техники, в денежном выражении, показала Германия, купив в шесть раз больше наших машин! Азербайджан увеличил экспорт в 4,3 раза, Польша закупила в 2,9 раз больше наших с/х машин, Монголия – в 2,7 раз. В Словакию отгружено больше техники в 2,1 раза. Киргизия на 94% купила больше, Казахстан – на 43%, Молдавии поставили на 43%, а Франции – на 25% больше с/х техники.

 

Кто в России производит и продает больше всего спецтехники

 

Крупнейшие российские экспортеры спецтехники – это заводы:

 

Мценский завод «КОММАШ» в Орловской области – предприятие относится к ведущим производителям-экспортерам коммунальной и дорожной техники, продает машины с страны СНГ и дальнего зарубежья.

 

Ряжский авторемзавод в Рязанской области – выпускает коммунальную технику и продает как внутри страны, так и отгружает на экспорт в страны СНГ, Прибалтики, в Ирак, Кубу.

 

Завод «РАСКАТ» («Рыбинские Асфальтовые Катки») в Рыбинске – предприятие одно из старейших, которое производит уплотняющую дорожно-строительную технику 1,5 тонны – 25 тонн массой.

 

Завод «Дорожных машин», Рыбинск – еще один производитель уплотняющей дорожной техники, который помимо нее также выпускает и продает автогрейдеры, снегопогрузчики, фронтальные погрузчики, компакторы для применения на полигонах ТБО.

 

Завод «Кургандормаш» в Кургане – разработал и производит свыше 400 моделей дорожно-строительной и коммунальной техники. Партнер крупных производителей спецтехники: «КАМАЗа», «ЗИЛа», «МАЗа».

 

Самые крупные заводы по выпуску дорожно-строительной техники

 

КАМАЗ, Набережные Челны – выпускает крупнотоннажные грузовики моделей 5410-5425, 5320-5360 и 4310-11. В 2021 году гигант расширит присутствие на рынке спецтехники – будет выпущено поколение К5, в том числе самосвалы 6х4, 6х6, 8х4. За первые шесть месяцев года на экспорт отправлено в страны СНГ 84,9% грузовиков и самосвалов. Главные покупатели – Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Кроме стран бывшего Союза, технику закупают государства Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Восточной Европы.

 

ТВЭКС «Тверской экскаватор» – производит вилочные погрузчики, гусеничные гидравлические экскаваторы, автогрейдеры, коммунальную и пожарную технику. Экспортные поставки происходят в Беларусь, Латвию, Литву и Эстонию.

 

УРАЛТРАК (Челябинский тракторный завод ЧТЗ) – мощный производитель гусеничных тракторов, бульдозеров, колесных погрузчиков, трубоукладчиков. Среди покупателей – среднеазиатские страны, Украина, Армения, Азербайджан, Венгрия, Чехия, Польша, Монголия, Афганистан, Вьетнам, Перу.

 

ЧЗТТ («Челябинский завод тракторной техники») – выпускает бульдозеры-болотоходы, для полигонов ТБО, для вскрытия грунта, трубоукладчики и тракторы. Поставляет продукцию в страны СНГ.

 

Тракторостроительный завод «Четра», Чебоксары – выпускает бульдозеры, тракторы с навесным оборудованием, трубоукладчики, погрузчики бортового поворота, а также ходовые системы для всех марок бульдозеров. Входит в концерн «Тракторные заводы».

 

«Петербургский тракторный завод» (ПТЗ), его специализация – тракторы для сельского хозяйства, комбайны, другая техника. Экспортирует знаменитый трактор «Кировец» К-9000 и прочую с/х технику в Казахстан. Входит в группу компаний «Кировский завод», предприятия которого также заняты производством тракторов «Кировец», а также дорожно-строительных и спецмашин на его базе. Техника востребована в самых разных областях, начиная от сельского хозяйства и строительства до нефтегазового и лесного секторов. Группа продает спецтехнику в более чем тридцать стран мира – в Германию, Францию, Австралию, Канаду и США, Венгрию, Чехию, Казахстан, Монголию, Беларусь.

 

Есть ли преимущества у российских бульдозеров

 

В производстве крупной строительной техники, в первую очередь бульдозеров, ведущие позиции лидеров занимают в нашей стране компания ЧЕТРА, два Челябинских тракторных завода, международные вендорные компании Caterpillar, Komatsu, Liebherr. Первенство в легкой технике для строительства принадлежит Китаю. Как пояснил Владимир Антонов (источник: https://expert.ru/2021/06/4/kak-prodat-buldozer/), исполнительный директор компании ЧЕТРА, доля отечественных бульдозеров на внутреннем рынке достигла 40%, что он считает немалым достижением. Сейчас ЧЕТРА задумывается над освоением выпуска супертяжелого бульдозера Т-50, а также машин легкого и суперлегкого класса.

 

Более всего востребованы из продукции компании дорожно-строительные и карьерные машины. Бульдозеры должны работать в карьере, на добыче полезных ископаемых без остановок весь год и сутки напролет, поэтому на первое место среди их характеристик выступают надежность и производительность. Рядом находятся такие качества, как ресурс техники, ее ремонтопригодность и возможность сервиса. По словам директора ЧЕТРЫ, отечественные спецмашины имеют в своем составе допустимое количество импортных компонентов. Поэтому их можно с полным правом считать машинами отечественного производства. Сейчас 87% – собственные компоненты, а к 2026 году в составе наших бульдозеров, говорит Антонов, они будут составлять 92%.

 

Директор крупнейшего концерна говорит, что компания в 2021 сможет реализовать всего 450 единиц техники, на экспорт отправится около 50 бульдозеров, или до 15%. В основном техника идет в ближнее зарубежье, но компания стремится все больше инвестировать в рынки дальнего зарубежья. В этом году закупили отечественные машины Венгрия, Филиппины, Вьетнам.

 

Компания ЧЕТРА вошла в топ-5 крупнейших мировых производителей строительной техники, если учитывать производство в линейке. Это Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Shantui и ЧЕТРА. Но по количеству единиц компания уступает, так как экспортирует пока только бульдозеры и трубоукладчики, к тому же трудно соперничать с таким емким рынком, как китайский.

 

По ценам российская продукция в тяжелом классе дешевле, чем техника премиальных брендов, и даже дешевле китайских машин. Легкий и средний класс имеют такие же цены, как у мировых производителей, но дороже китайских. По качеству, сказал Антонов, ЧЕТРА старается найти те запросы, которые нужны клиенту, и затем превзойти конкурентов. То, что машины работают успешно в главных отраслях добывающей промышленности – это доказательство того, что они надежны, имеют высокую производительность и ремонтопригодность.

 

Какая новая техника будет представлена в ближайшем будущем

 

Уже сейчас, начиная с 2019 года, все легкие машины 9 и 10 тягового класса производятся в ЧЕТРЕ с автоматической коробкой передач. Будет заменена линейка с Т-25 на Т-35. Машина Т-45 весом 72 тонны для крайне недоступных и удаленных мест скоро будет выпускаться. Уже осенью будет представлен беспилотный бульдозер, который начнет работать на больших провалах грунта. Техника на дистанционном управлении будет без присутствия человека отсыпать опасные объекты. Оператор в это время может находиться в безопасном месте – в случае провала грунта провалится лишь бульдозер, а люди не пострадают. Уже идет наладка этой техники.

 

Следующий пункт назначения – это роботизированный комплекс машин, когда роботы сами взаимодействуют между собой – создание робота роботов. У нас в стране, говорит директор ЧЕТРЫ, уже есть автономно управляемые карьерные самосвалы, поэтому разработка программного обеспечения в компании будет осуществлена уже совсем скоро. От одного года до трех лет, полагает Антонов, отделяет нас от появления полностью роботизированных машин. В карьере вообще не будет людей – бульдозер сам будет вскрывать и формировать отвал, взаимодействуя с самосвалом. Таким образом, будет запущен проект беспилотного карьера.

 

Совершенно естественно, что такими технологиями уже заинтересовались некоторые страны, туда будет поставляться эта техника на экспорт. Интересуются роботизированной спецтехникой в Австралии, в Южной Америке. В настоящее время ЧЕТРА поставляет бульдозеры во многие страны – в ту же Австралию, Южную Корею. Рады продукции в Африке, в Пакистане нашу технику считают премиум-сегментом.

 

Какая спецтехника ушла на экспорт

 

Последние отгрузки отечественной спецтехники продолжают внушать оптимизм. В июле в Бельгию отправлены комбайны AVR Spirit 6200 для уборки картофеля, в бункер которых умещается 6 тонн. Экспортером картофелеуборщиков стал завод «Колнаг» из Московской области. Машины бережно относятся к клубням, компактны, им не нужны мощные трактора для тяги. Комбайн имеет просеивающие, отводящие ботву и подающие транспортеры. Хороший обзор обеспечен благодаря боковому подкопу, есть автопилот и другие автоматические функции.

 

В августе фирма Heftway из Финляндии купила два зерноуборочных комбайна, которые отправил в Скандинавию Ростовский завод с/х машиностроения. Первый – RSM 161, двухбарабанная система обмолота которого способна обработать 40 тонн зерна в час. Второй – NOVA 330, может обмолотить 13,8 тонн зерна в час. Это первые поставки, но завод планирует их продолжить. Договор подписан на 40 с/х машин в год, которые будут закуплены для 30 скандинавских фермерских хозяйств. Ростовский завод уже поставил технику в Германию и Западную Европу, и экспорт продолжает расти.

 

Вьетнам получил бульдозеры Т9 от завода ЧЕТРА. Легкие и маневренные машины будут работать в порту. Они специально разработаны для влажного и жаркого климата Юго-Восточной Азии. Бульдозеры снабдили термостойкими рукавами, электрооборудование обработано составом для защиты от агрессивных сред и коррозии, адаптированы выхлопная и другие системы. Вьетнам уже давно покупает продукцию завода, экспортируют ее и Филиппины, куда отгружен бульдозер Т11. Доверие к продукции отечественных производителей повышается, о чем говорит и рост экспортных поставок.



Опубликовано: 17.06.2022, Автор:
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.