Авторские статьи

Лизинг грузовых автомобилей в посткороновирусную эпоху в России – плюсы и минусы

Лизинг грузовых автомобилей в посткороновирусную эпоху в России – плюсы и минусы

Лизинг – финансовый инструмент, который позволяет приобрести автотранспорт или технику с минимальными издержками. Сейчас все больше предпринимателей и компаний не покупают грузовой автомобиль за полную стоимость, а предпочитают оформить договор лизинга. Это позволяет им, заплатив первоначальный взнос в 15-20%, в течение нескольких лет погашать стоимость автомобиля, а затем выкупить его окончательно. Все это время транспорт будет работать и приносить прибыль, находясь формально в собственности лизинговой компании, а в реальности – во владении покупателя.

 

Все больше покупателей заключают лизинговые сделки – это значит, что рынок лизинга грузовых автомобилей отличает стабильный рост. Так происходило до пандемии COVID-19. Пандемия вызвала обвал рынка лизинга в первом полугодии 2020 года.

 

 

Общая ситуация на рынке лизинга

 

COVID-19 нанес сокрушительный удар по всем сферам бизнеса. Крайне негативно отразился он и на рынке лизинга, который за январь-июнь 2020 сократился на 22% по сравнению с первым полугодием 2019 и составил 570 млрд. руб. В наиболее катастрофическом положении оказался лизинг недвижимости (падение на 95%), лизинг морских и речных судов (минус 67%), авиатехники (минус 45%), ж/д техники (минус 35%).

 

Рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое провело подробный анализ рынка российского лизинга за первое полугодие, причиной этого тотального падения называет коронавирус и карантинные ограничения, которые привели к резкому падению спроса на услуги перевозчиков.

 

Однако не весь рынок полностью пострадал – некоторые сегменты, как раз напротив, показали хороший рост. На 57% вырос лизинг с/х техники и скота, на 27% – строительной и дорожной техники. Что касается автолизинга, то аналитики указывают, что он показал нулевой прирост, при этом продажи грузовиков сократились на 12%, легковых авто – на 23,3% (все цифры приводятся в сравнении с первым полугодием 2019).

 

В общем объеме рынка лизинга доля автолизинга занимает 43% (она выросла с прошлогоднего уровня в 34%), но по стоимости изменений не произошло, так что темпы роста нулевые. В свою очередь, в общем объеме автолизинга грузовые автомобили занимают 56%. За полугодие объем нового бизнеса грузовиков возрос на 3%, легковых – сократился на 4%.

 

Автосегмент избежал сильного сокращения благодаря тому, что продажи в лизинг увеличились в докризисный период, а затем в июне, после снятия ограничений, оживились. Аналитики называют в числе причин еще и льготы на автолизинг по госпрограмме, расширение участия в ней, снижение ключевой ставки. Все это побуждало клиентов брать авто в лизинг.

 

Прогноз по лизингу от аналитиков «Эксперт РА»

Если нефть Brent будет стоить 40-45 долларов за баррель, а инфляция на конец года будет не выше 5%, то лизинг ж/д ждет сокращение на 40%, авиализинг сократится на 25%. Автолизинг упадет не более чем на 10% или даже покажет плюс. Те сегменты, которые показали прирост, и продолжат расти. Общее сокращение ожидается на уровне 10%, объем рынка будет не выше 1,4 трлн. рублей.

 

Количество лизинговых сделок растет

Несмотря на неутешительные прогнозы по рынку на конец года, статистика за прошедшие летние месяцы радует больше, показывая, что автолизинг от месяца к месяцу все же растет.

 

Согласно ежемесячному обзору аналитиков «Автостата», в июле по стране было заключено 19,8 лизинговых договоров на автомобили, что превышает июньский показатель на 30%. Легковой автотранспорт составляет 60% всех сделок – это 11,5 тысяч покупок (превышает на 43% количество за июнь). Легкие коммерческие авто – превышение сделок за июнь на 21% или 2,9 тысяч. Грузовые автомобили – на 15% больше, чем в июне, или 4,9 тысяч. Сделки на автобусы показали самый большой прирост – в 2,1 раза больше, чем в июне, или 0,5 тысяч.

 

При этом «Автостат» отметил, что за июнь количество заключенных договоров на лизинг достигло доковидного уровня в марте (19,8 тысяч) – это наивысший уровень за все время. Минимум по сделкам пришелся на апрель, когда было подписано всего 9,1 тысячи договоров на автолизинг.

 

Преимущества лизинга грузовых автомобилей после коронавируса

После рассмотренной общей картины ситуации на рынке лизинга в целом и автолизинга в частности можно понять, как чувствует себя лизинг грузовых автомобилей в посткоронавирусную эпоху и в преддверии, возможно, новой волны пандемии. Какие есть привлекательные моменты в этом положении вещей, и какие сложности могут подстерегать тех, кто захочет купить грузовой автомобиль в лизинг сейчас.

 

Ждет ли лизингополучателей что-то хорошее в эпоху посткоронавируса? Как ни странно, да. Конечно, ситуация для бизнеса остается сложной, у многих пошатнулось финансовое положение. И вот тут как раз проявляется положительная сторона лизинга как кредитной операции.

 

Клиенту не надо обращаться в банк за кредитом, который оформляется гораздо сложнее, требует подтверждения платежеспособности, залогового имущества, а стоимость самого кредита дороже. Взять транспорт в лизинг удобнее, быстрее и дешевле. Для кого-то это может стать единственной возможностью покупки грузовика. Стремясь к восстановлению своей деятельности после коронавирусной пандемии, лизинговые компании начали предлагать своим клиентам выгодные условия – например, рассрочку по платежам.

 

Лизинговые каникулы

«Газпромбанк Лизинг» старается помочь своим клиентам преодолеть возникшие финансовые трудности. Глава группы Максим Агаджанов рассказал, что к ним поступило более тысячи заявок от клиентов, которые не могли делать регулярные платежи из-за ситуации с COVID-19. Почти все эти заявки компания одобрила, отказали лишь нескольким нарушителям платежной дисциплины, проявившим себя еще до пандемии. По дополнительным соглашениям клиенты получали возможность заморозить на месяц-два платежи и перенести их на поздние сроки.

 

«РАФТ ЛИЗИНГ» также стремится снижать финансовую нагрузку на клиентов. Глава компании Елена Ланцова рассказала, что они рассматривают каждый случай по изменению условий договора в индивидуальном порядке. Клиентам предлагают реструктуризацию выплат, при этом срок лизинга остается прежним. Могут быть предоставлены лизинговые каникулы на срок в два-три месяца. Просрочка в этой компании остается на уровне 1,5%.

 

По словам Ланцовой, существует очень высокий спрос в отношении возвратного лизинга. Эта услуга выступает в качестве кредитования, когда клиент продает свой автомобиль лизинговой компании, а затем заключает договор на лизинг и в течение нескольких лет «выкупает» его, продолжая пользоваться транспортным средством. Эту услугу компания будет предоставлять в следующие несколько лет.

 

Чтобы привлекать клиентов, лизинговый аванс будет снижаться и достигнет 5-10%, а срок лизинга, наоборот, увеличится до 5-7 лет. Платежи могут носить сезонный характер, сообразно ведению бизнеса клиентом и его доходам.

 

«Европлан», как и другие лизинговые компании, помогает своим клиентам справиться с платежной нагрузкой. Александр Михайлов, гендиректор компании, сказал, что они подошли к вопросу индивидуально по каждому клиенту. В 50% заявок была использована комбинация кредитных каникул и пролонгации договора. Глава компании отметил, что сам «Европлан» не получил никакой отсрочки по платежам от банков, которые кредитуют деятельность компании.

 

Работа в дистанционном режиме

Еще одним плюсом для клиентов лизинговых компаний может стать то, что компании постепенно переходят на работу дистанционно. В «Европлане» уже полностью перешли на такой режим работы с клиентами, и те почувствовали, насколько удобно стало обслуживание. Например, они могут дать поручение компании, и та сама зарегистрирует ТС в ГИБДД, останется лишь получить готовые документы. Компания ввела электронный документооборот, для клиентов есть очень удобный личный кабинет онлайн.

 

Цифровой автолизинг

Положительным моментом, который подстегнул все тот же COVID-19, является цифровизация лизинга. Если компании и раньше внедряли в работу современные технологии – электронный документооборот, электронную цифровую подпись, то когда пришла пора самоизоляции и карантина, процесс пошел гораздо быстрее. По словам Максима Агаджанова («Газпромбанк Лизинг»), в апреле-мае в компанию поступило в четыре раза больше заявок на подключение системы расчетов по лизингу в электронном виде.

 

Если ранее только 30% компаний внедрили у себя ЭДО, а среди мелких предпринимателей эта доля была еще меньше и достигала 5%, то сейчас ситуация меняется. Первым начал внедрять в работу цифровые технологии «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», который перевел свой документооборот в электронный формат еще в 2018 году.

 

Когда началась самоизоляция, компания по-настоящему оценила возможность полноценно работать удаленно. Сейчас дома на компьютере клиент может пройти все этапы сделки, начиная от расчета на калькуляторе и подбора техники до заключительного этапа с использованием ЭЦП. А недавно «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» перешел на заключение полисов КАСКО в электронном виде, при этом применяя самую низкую ставку в 1,07%.

 

Есть ли у автолизинга подводные камни

Конечно есть, как у любого бизнес-процесса. Как правило, грузовые автомобили, которые берут в лизинг – это магистральные грузовики, которые используются в грузоперевозках по всей стране и за рубеж. Именно этот сегмент пострадал от COVID-19 больше всего. Поэтому при оформлении лизинга грузовиков может возникнуть угроза невозможности произвести ежемесячные платежи по причине финансовых трудностей. Уменьшение объемов перевозок, снижение тарифов подрывают способность своевременно обслужить свой долог. В этом случае компания может потребовать вернуть автомобиль.

 

Другая неприятность, которая может подстерегать лизингополучателя – это финансовые трудности у самой лизинговой компании. Обычно эти компании финансируются за счет кредитов в банках, а залогом выступают автомобили, которые сдаются в лизинг. Техника имеет хорошую ликвидность, высокую стоимость и легко прослеживается ее местонахождение в любой момент времени. Поэтому существует риск, что автомобиль попадет в группу банковского обеспечения, при этом лизингополучателю уже уплаченные средства не возвращаются.

 

 

Заключение

Лизинг – это современный и удобный способ купить грузовой автомобиль для своего бизнеса. Согласно статистике, большинство грузовиков в стране приобретается в лизинг. COVID-19 внес свои коррективы в развитие этого сегмента рынка, однако не все они повлияли на автолизинг отрицательно. Если не случится новой волны пандемии, то этот вид кредитования получит еще большее распространение, как считают аналитики.



Опубликовано: 25.11.2020, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Ответить
06.12.2020 17:23  Take our survey next & follow instructions to get your $100 PayPal Gift Card! go to the site: http://bit.do/gifree100?h=a21fd8a1f5fbc7d32c9b82115483d63f&

Комментарий удален


Ответить
21.12.2020 02:45  ?h=a21fd8a1f5fbc7d32c9b82115483d63f&

Комментарий удален



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.