Авторские статьи

Мошенничество и перевозки

Мошенничество и перевозки

Законодательство достаточно четко определяет правила осуществления экспедиции, перевозок грузов и их документального оформления. Естественным образом это касается, прежде всего, договора транспортной экспедиции перевозки, в который, наряду с обязательными, могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых с соблюдением законодательства РФ. Но на практике всё не так просто.

 

Официальная статистика, опубликованная на сайте МВД, показывает в разделе «Общие сведения о состоянии преступности на транспорте», что количество хищения грузов путем мошенничества в грузоперевозках остается значительным. Количество заявлений в 2013 году –2161, в 2014 году – 1970, в 2015 году – 1824, а за январь-апрель 2016 года зарегистрированных заявлений уже 851.

 

Очевидно, что в условиях экономического кризиса и санкций, а так же падения грузопотока говорить о снижении количества обращений по данному факту преждевременно.

 

Анализ схем, применяемых мошенниками при хищении дорогостоящих грузов, сделанный нами на основе арбитражной практики, с уверенностью позволяет говорить о том, что данные хищения можно было с легкостью предотвратить уже на начальном этапе, всего лишь соблюдая нормы действующего законодательства.

 

 

Теория и практика

Необходимо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором транспортной экспедиции устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях и об условиях перевозки. Жесткие рамки, в которых находятся формы таких документов, обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту имущественных интересов сторон. Главное в хозяйственной деятельности – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок.

 

В ГК РФ две главы посвященные грузоперевозкам  предельно ясны и понятны – это глава ГК РФ 40 «Перевозка» и глава ГК РФ 41 «Транспортная экспедиция», соответственно к ним идут следующие законодательные акты, перечислим их.

 

К ГК РФ 40 «Перевозка» относятся «Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015), «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)», постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и соответствующие приказы Минтранса РФ.

 

К ГК РФ 41 «Транспортная экспедиция» относятся:

1) Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно -     экспедиционной деятельности»

 

2) Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» и соответствующие приказы Минтранса РФ.


Действующих лиц, участвующих в процессе по доставке грузов автомобильным транспортом по территории РФ согласно действующему законодательству, может быть всего два, и это всем знакомые перевозчик и экспедитор.

 

Совсем немного терминологии. Согласно постановлению Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», п. 4, «Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: «перевозчик» –  лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки».

 

Есть еще определение перевозчика, это в УАТ Согласно п.13 ст.2 «Перевозчик –  юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз уполномоченному на их получение лицу. «Экспедитор» – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.

 

Перейдем от теории к практике. В 2010 году на трассе между г. Новосибирском и г. Омском произошло ДТП, в результате грузовладельцу был причинен ущерб на 15 005 000 рублей.

 

16 марта 2011 года в Арбитражной Суде Новосибирской Области (А45-21589/2010) , состоялось судебное заседание, в присутствии судебных заседателей, в котором прозвучало следующее заявление, приведем его дословно: «По утверждению ООО «ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» – в спорных правоотношениях она НЕ ИМЕЕТ СТАТУСА НИ ПЕРЕВОЗЧИКА, НИ ЭКСПЕДИТОРА, а, соответственно, оснований для возложения ответственности за ущерб в результате уничтожения груза в пути следования на ООО «ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» ни как на перевозчика, ни как на экспедитора, у суда не имеется. Из пояснений ООО «ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» о сложившейся ситуации следует, что ООО «ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» на рынке автомобильных перевозок ОКАЗЫВАЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ грузовладельцам и транспортным компаниям, предоставляя сведения о наличии свободного транспорта, грузах, подготовленных к перевозке по требуемому маршруту следования».

 

И как закономерный итог по первоначальному иску: «В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «КЛИЕНТ» отказать».

 

Прошу обратить внимание на статус транспортной компании – оказание информационных услуг. Транспортная компания в дальнейшем суды проиграла, но прозвучавшее заявление и две судебные инстанции, его не опровергнувшие – повод задуматься о причинах этого заявления.

 

 

Информационные агенты на рынке грузоперевозок

Таким образом, на рынке грузоперевозок по территории РФ активное участие принимают компании, которые не являются профессиональными экспедиторами или перевозчиками, а являются информационными агентами. Вместо выполнения или организации перевозки данные организации занимаются тем, что прозвучало в этом суде – предоставлением информации.

 

Таким образом, участники рынка грузоперевозок это экспедитор, перевозчик и информационный агент.

 

Информационный агент, имеющий все признаки профессионального экспедитора, но им не являющаяся – это проблема в грузоперевозках автомобильным транспортом, а хищение грузов путем мошенничества – логичное ее продолжение.

 

Рассмотрев более нескольких десятков арбитражных дел, в которых произошло хищение груза путем мошеннических действий, мы видим следующее – в 99% случаев участниками данных схем становятся организации, называющие себя экспедиторами, но фактически осуществляющие свою деятельность в статусе информационного агента. Коренное отличие информационного агента от профессионального экспедитора – в материальной ответственности за сохранность груза.

 

Анализ схем показывает, что в 99% случаях хищение грузов путем мошеннических действий происходит в результате привлечения третьих лиц.

 

Схема транспортной логистики, которую использует большинство компаний грузовладельцев и в последующем приводит к хищению груза путем мошеннических действий, в большинстве случаев – противоречит действующим нормам законодательства РФ, а более относится к СССР.

 

Количество информационных агентов, задействованных в поставке одного и того же груза, никем не контролируется и не проверяется. Цепочка данных организаций может иметь неограниченное число участников различной территориальной принадлежности и намерений. Соблюдение федерального закона «Транспортно-экспедиционной деятельности» в таких условиях изначально не подразумевается и заведомо не выполняется. Именно это, на наш взгляд, способствует увеличению такого риска в доставке, как хищение многомиллионного груза.

 

Рост количества организаций, не являющихся экспедиторами, в понимании федерального закона о «Транспортно-экспедиционной деятельности», но пытающихся оказать транспортные услуги, не поддается никакому учету и контролю. Отсутствие материальной ответственности подобных организаций лишь усугубляет и без того непростую ситуацию в перевозке грузов автомобильным транспортом по территории РФ. В конкуренции с информационными агентами очевидно, что профессиональные перевозчики и экспедиторы находятся в заведомо проигрышных условиях.

 

Хотелось бы обратить внимание, что услуги, названные на бумаге экспедиционными (а по факту являющиеся всего лишь информационными), огромное количество компаний грузовладельцев продолжает покупать и использовать в своей деятельности, зачастую не осознавая тех рисков, которые возникают впоследствии, а в данном случае один из них – хищение груза путем мошеннических действий.

 

В причинах, по которым возникает хищение груза, как показывает разбор схем транспортной логистики из арбитражной практики, говорит только об одном – все участники доставки своими действиями многократно способствовали увеличению такого предпринимательского риска, как мошенничество. Абсолютно все – исключений по нашему мнению, нет.

 

 

Факторы увеличения рисков

Причины, по которым торгово-производственные компании способствуют увеличению  риска хищения груза путем мошеннических действий необходимо указать по службам.

Служба логистики

1.1. Отсутствие понимания требований законодательства, определяющих работу профессионального экспедитора и перевозчика.

1.2. Оценка поставщика транспортных услуг всего лишь по одному критерию, а именно - тариф.

1.3. Личная заинтересованность при выборе поставщика транспортных услуг.

1.4. Полная потеря управления доставкой при сотрудничестве с информационными агентами.

1.5. Неспособность службы отличить профессионального экспедитора от информационного агента.

 

 

Юридическая служба

2.1. Подмена терминов и понятий при заключении договоров транспортной экспедиции.

2.2. Отсутствие должного контроля над соблюдением выполнений условий подписанного договора.

3.3. Не придание должного значения «специальным нормам права», регулирующим перевозку грузов автомобильным транспортом.

3.4. Самоустранение от разработки механизма, позволяющего досудебным путем решать возможные проблемы в доставке.

 

 

Служба бухгалтерии

3.1. Выдача и подпись доверенности на получение товарно-материальных ценностей на неизвестного водителя.

3.2. Оформление транспортных накладных с указанием информационного агента в качестве перевозчика.

3.3. Неспособность службы отличить профессионального экспедитора от информационного агента и руководство нормами законодательством времен СССР.

 

 

Служба безопасности

4.1. Проверка потенциального поставщика транспортных услуг посредством всего лишь электронных сервисов, на подобии «СБИС» или «Контур-Фокус».

4.2.Отсутствие пониманий требований федерального законодательства, определяющих работу профессионального экспедитора или перевозчика.

4.3.Отсутствие контроля над количеством информационных агентов, задействованных в доставке.

4.4. Отсутствие проверки водителей и транспортных средств в пункте отправления.

4.5. Отсутствие информационной безопасности о будущих поставках.

Подведем краткий итог – отсутствие надлежащего взаимодействия между службами ведет к увеличению риска хищения груза путем мошеннических действий.

 

 

Причины, по которым профессиональные перевозчики оказываются вовлеченные в схемы  хищения груза путем мошеннических действий на наш взгляд, следующие:

1) подписание заявок на перевозку груза и договоров перевозки с информационными агентами;

2) нарушение требований ФЗ «УАТ и ГНЭТ» при принятии и сдаче груза;

Причины, по которым профессиональные экспедиторы оказываются вовлеченные в схемы  хищения груза путем мошеннических действий по нашему мнению, такие:

1) отсутствие системной проверки перевозчика;

2) отсутствие своевременного обмена информацией между участниками рынка о лицах и организациях, пытающихся произвести хищение груза;

3) отсутствие должной компетенции сотрудников, осуществляющих взаимодействие с перевозчиком;

Суммируем: убытки, полученные в результате хищения грузов путем мошенничества, очень часто ложатся на собственника бизнеса.

 

 

О роли страховых компаний

Особое внимание хотелось обратить на взаимодействие страховых компаний с участниками рынка грузоперевозок, которые осуществляют страховую защиту и нередко сами терпят миллионные убытки от хищения грузов в результате мошеннических действий.

 

На наш взгляд главная причина – подписание договоров  и страхование ответственности организаций, называющих себя профессиональными экспедиторами, но фактически осуществляющих деятельность по предоставлению грузовладельцам информации о свободном транспорте, а перевозчикам – о наличии свободных грузов.

 

Осуществляя на бумаге страховое покрытие информационных агентов, прикрываясь свободой договора, страховые компании пытаются ввести новые термины и понятия, а также смешивают в кучу международное и российское законодательство, определяющее перевозку грузов автомобильным транспортом.

 

В заявлениях на страхование и в правилах страхования можно встретить следующие термины и понятия: «субконтрактор», «субэкспедитор», «субперевозчик», «экспедитор-принципал», «экспедитор-агент». Данных терминов и понятий ГК РФ Глава 40 «Перевозка» и Глава 41 «Транспортная экспедиция» НЕ СОДЕРЖАТ!

 

Попытки страховых компаний к ГК РФ Главе 41 «Транспортная экспедиция» присоединить  главы и статьи, относящиеся к Главе 37 «Подряд» и Глава 52 «Агентирование», не позволяют вести речь о снижении рисковой части в доставке, а именно – риска «хищение груза путем мошеннических действий». Это, на наш взгляд,  способствует увеличению количества организаций, предоставляющих информационные услуги и с легкостью предоставляющих полиса ответственности экспедитора торгово-производственным компаниям.

 

Никакой разницы между профессиональным экспедитором и информационным агентом страховая компания в 99% случаях не видит или не хочет видеть. Тарифы, которые предоставляет страховые компании профессиональному экспедитору и информационному агенту – одинаковые!

 

Так называемая проверка службой безопасности страховой компании перевозчика всего лишь создает иллюзию защиты имущественныхинтересов грузовладельца. Проверка привлекаемых третьих лиц на расстоянии – бесполезный сервис.

 

Ответ на вопрос «кто же занимается оценкой рисков в страховой компании – отдел продаж или отдел андеррайтинга?» найти крайне тяжело.

 

Как общий итог – исключение хищения груза путем мошенничества в грузоперевозках автомобильным транспортом по территории РФ возможно только в системе взаимодействия всех участников процесса при полном соблюдении норм действующего законодательства. Исключение хоть одного элемента в системе доставки позволяет мошенникам с легкостью совершать преступления и зачастую оставаться безнаказанными.

 

Заместитель руководителя  компании «КОНТРОЛЬ РИСКОВ» Алексей Юрьевич



Опубликовано: 16.01.2017, Автор: Scania
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.