Авторские статьи

На российском рынке LCV: итоги и ожидания

На российском рынке LCV: итоги и ожидания

Российский рынок легких грузовиков в 2020 году в целом, как и ожидалось, просел. Подтвердились «мрачные» прогнозы некоторых экспертов  – падение продаж оказалось все-таки весьма ощутимым.

 

Сразу следует отметить, что коронакризис, безусловно, повлиял, и очень существенно, на итоговые показатели 2020 года рынка LCV – полгода шел процесс восстановления после резкого обвала в апреле. Но «выравнивания» показателей в целом, увы, так и не случилось.

Не суждено было сбыться оптимистическим ожиданиям главы комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, который, говоря о результатах десяти месяцев 2020 года, отметил «в первом месяце четвертого квартала рост продаж новых автомобилей по сравнению с октябрем 2019 года составил 7% - пока самый высокий показатель в 2020 году. Такой высокий результат объясняется, прежде всего, успехами крупных игроков, обладающих производством в России, которое позволяет обеспечить гибкость в поставках. В годовом выражении разрыв с прошлым годом сократился до -12,1%, а впереди нас ждут еще два месяца активных продаж».

 

Пять лет такого не было, и вот опять…

На статистические выкладки, как ни крути, а приходится ориентироваться. Так, в аналитическом агентстве «Автостат», подводя итоги 2020 года, отметили, что такого падения продаж автомобилей сегмента LCV в России не было в течение пяти лет. Из данных, приведенных агентством, следует, что в 2020 году на российском рынке было продано 104,3 тысячи единиц новых лёгких коммерческих автомобилей, что на 7% меньше, чем в 2019 году.

У коллег-аналитиков из Russian Automotive Market Research (RAMR) данные по итогом года может быть и не существенно, но отличаются от автостатовских, поэтому приведем их, так сказать, для сравнения.

В итоговой статистике агентства отмечается, что «по итогам 2020 года продажи новых LCV составили 109,76 тысяч единиц, что на 7,5% меньше, чем в 2019 году.

Конечно, определенные расхождения в «цифрах-процентах» есть, но общей картины они не меняют.

И, кстати, надежды на «последние два месяца активных продаж» не оправдались: в ноябре 2020 года новых легких коммерческих авто было продано почти на 2% меньше, чем год назад, а в декабре продажи «ушли» в минус уже на 4%.

Наверное, итоговый спад 2020 года в сегменте LCV был бы более ощутимым, не случись «бума» продаж в сентябре. И здесь опять приходится принять к сведению статистику, представленную аналитиками агентства.

В сентябрьских выкладках есть и еще один «интересный аспект»  –  спрос на LVC-иномарки в этот месяц был значительно выше, чем на автомобили российского производства.

Итак, по «Автостату», «в сентябре 2020 года в сравнении с аналогичным периодом на 17,8% выросли продажи на рынке легких коммерческих авто в России. В отчетный месяц на рынке LCV было продано на 25,8% больше иномарок, чем годом ранее: прирост с 2801 до 3535 единиц. Рост в сегменте российской техники составил +13,7%, показатели реализации выросли с 5442 до 6185 единиц».

Здесь стоит отметить, что почти аналогичная (разница только в цифрах) ситуация наблюдалась в ноябре на рынке легких коммерческих авто с пробегом.

В ноябре 2020 года рынок легких коммерческих автомобилей с пробегом показал рост на 5,5% к аналогичному периоду прошлого года и вырос соответственно с 29 371 до 30 986 ед. техники. При этом на 10,5% увеличились перепродажи в сегменте иномарок с 11 669 до 12 900 ед. и только на 2,2% возросли продажи б/у техники российских марок (данные «Автостата»).  

Вообще, эксперты уже отметили, что российский покупатель последнее время (кризис дает себя знать) «переключился» в спросе на вторичный авторынок – это в полной мере относится и к сегменту легких коммерческих авто с пробегом.

Впрочем, все эти, отмеченные выше, показатели увеличения роста продаж в отдельные месяцы «погоды не сделали». По сообщению «Автостат Инфо», за 11 месяцев 2020 года «продажи LCV с пробегом в России составили 302 203 единицы, что на 5,5% ниже продаж за тот же период 2019 года - 319 872 единицы». И даже то, что в последний месяц минувшего года по версии «Автостат Инфо» «рынок LCV с пробегом вырос на 12% к результату за аналогичный период 2019 года (31 718 ед.), не помешало ему сократиться по итогам всего года на 4%». А число подержанных авто, проданных в 2020 году, составило 337785 единиц.

Нельзя не отметить еще одно значимое направление в сфере продаж LCV, которое тоже затронул спад – это рынок корпоративных LCV. Здесь, поданным RAMR, «продажи новых LCV корпоративным клиентам за январь-ноябрь 2020 года упали на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Впрочем, примечателен и тот факт, что на фоне общего сокращения этого сегмента рынка LCV спрос на FORD TRANSIT и LADA LARGUS вырос на 7,8% и 20,9%, соответственно.

 

Специфика спроса

Однако на фоне общего спада продаж в сегментах новых LCV и с пробегом есть коммерческие автомобили, спрос на которые (с учетом определенной специфики) показывает уверенный рост. Рекордные показатели продаж, иначе и не скажешь, в прошлом году были отмечены в секторе продаж медицинских автомобилей.

И подтверждают это статистические данные, приведенные агентством RAMR: «в январе-ноябре текущего года на  фоне сокращения продаж новых LCV на 8,0% относительно аналогичного периода прошлого года продажи медицинских автомобилей выросли на 46,5% и составили 4,2 тысячи единиц».

Аналитики также отметили выросший спрос на семь моделей из первой десятки  медицинских автомобилей.

Значительные изменения произошли и в долевой структуре рынка новых медицинских автомобилей: GAZ GAZELLE NEXT нарастила долю на 5% до 32%, FORD TRANSIT увеличил долю на 10% до 16%, LADA LARGUS показала увеличение доли на 4% до 11%. Сокращение  долей GAZ 2217 и GAZ 3221 составило 10% и 8%, соответственно.


Обратили эксперты внимание и на растущий спрос на пикапы с пробегом – в этом секторе рынка подержанных авто в прошлом году три месяца подряд наблюдался значительный рост продаж. Рекордом отметился сентябрь – подержанных пикапов было куплено на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года, весомыми были июльские и августовские результаты - +14,5% и 10,1%, соответственно.

Лидером рынка вторичных продаж в 2020 году стал Mitsubishi L200, реализация авто этой марки увеличилась на 0,5% и составили 5,1 тысяч единиц. Следом расположился Toyota Hilux, спрос на него увеличился на 5,5% до 3,8 тысяч единиц. И на третьей позиции первой тройки рейтинга - отечественный UAZ Pickup (+7,4%, 2,7 тыс. ед.).

В тройке лидеров-регионов по продажам подержанных пикапов с «плюсом» по сравнению с 2019 годом только Иркутская область ее замкнувшая – в этом регионе (за январь-сентябрь 2020 год) продали тысячу б/у авто, что на 10,3% больше результата АППГ.

Снижение продаж показали, занявшие первое и второе места, Краснодарский край и Московская область – 1,1 тысячи единиц (-1,3%) и 1,1 тысячи единиц (-5,8%), соответственно.


И, пожалуй, коротко стоит отметить еще один неожиданный «скачок» спроса -  на новые LCV в кузове фургон. Продажи в этом секторе в сентябре прошлого года неожиданно выросли на 14,3% к сентябрю 2019 года и составили 5,1 тысяч единиц. Рост продаж действительно был неожиданным, тем более что, как отметили эксперты RAMR, в предыдущие месяцы текущего года рынок фургонов показывал отрицательную динамику.

Рейтинг самых продаваемых в России LCV в кузове фургон возглавляют: LADA Largus, Ford Transit, GAZ GAZelle NEXT, UAZ 3909 и GAZ 2752.

 

Лидерство со знаком «минус»

Традиционный лидер российского рынка LCV отечественный бренд ГАЗ, сохранив значительную долю продаж - 43% от общего объема, все же «потерял» 12,3% по отношению к показателям 2019 года. Реализовано было 44,5 тысячи автомобилей.

Но опять же, эти данные «Автостата», мягко говоря, не совсем совпадают с выкладками АЕБ – в статистических данных этой организации потери лидера российского рынка LCV выглядят гораздо значительнее.

Так, в АЕБ сообщили, что реализация коммерческих легких машин компании ГАЗ в прошедшем году упала на 20% в сравнении с 2019 годом. Было отмечено и то, что «на протяжении 2020 года завод продал больше 51 тысячи новых автомобилей сегмента LCV, тогда как в 2019 году данный показатель составил почти 64 тысячи новых машин. А в последнем месяце 2020 года ГАЗ смог поставить заказчикам на 2% больше продукции по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, всего 8,8 тысячи единиц».

Далее из итогов по «Автостату» следует, что прошедший год не задался и у другой российской марки – УАЗа: спад 2020 года было весьма ощутимым – на 16,1%, продано 14,5 тысячи авто.

И только Ford, занявший третью строчку, прибавил (+7,5%) к показателям 2019 года, реализовав почти 14 тысяч авто.

В пятерку лидеров минувшего года вошли отечественная LADA (12,6 тыс. шт.; +13,7%) и Volkswagen (4,1 тыс. шт.; -27,7%). У этого немецкого бренда, кстати, самый большой спад продаж в топовой десятке.

Эксперты агентства также отметили, что бренды, входящие в топ-10, поделились на две равные части – одна показала положительную динамику, другая – снижение продаж. Ну а самый высокий показатель в этом списке принадлежит итальянскому Fiat (+17,2%).

Что касается модельного рейтинга, то и здесь в лидерах – ГАЗ, вернее, его модель GAZ Gazelle Next. Доля ее продаж в 2020 году составила 25 тысяч единиц (-14,7%). И она заняла почти четверть (24%) всего рынка новых LCV в России.

На второй позиции - Ford Transit с результатом 13,9 тысячи единиц (+9,9%). Сегодня эта модель одна из самых популярных у россиян.

Далее в списке топовой пятерки расположились фургон LADA Largus VU (10,9 тыс. ед.; +17,8%), GAZ 3302 (10,3 тыс. ед.; -4,1%) и УАЗ 3909 (7,4 тыс. ед.; -10%).

У более половины моделей (6 из 10) отрицательная динамика. Самый высокий рост был зафиксирован у  LADA Largus VU (+17,8%), а наибольший спад – у GAZ 3221 (-40,6%).

 


Продажи новых авто и их производство – две составные отрасли, и, очевидно, что спад в одной «порождает» такой же процесс в другой. И то, что производство LCV в 2020 году «застопорилось» не стало чем-то неожиданным. По данным RAMR, «в сегменте LCV выпуск отечественной техники уменьшился на 12,2%, зарубежной – на 9,2%. Всего в 2020 году было выпущено 110,6 тысяч легких коммерческих автомобилей – на 11,5% меньше результата  2019 года».

По спаду производства сегмент LCV на первом месте (правда, с небольшим отрывом от грузовиков и легковых авто) среди других категорий ТС, что наглядно представлено в диаграмме.


А о том насколько серьезным в целом  стало падение автомобильного производства в стране в 2020 году можно судить, ознакомившись со следующими  данными: «в прошлом году в России произведено 1 424 тысячи единиц транспортной техники, что на 17,2% меньше результата прошлого года. При этом спад производства отмечен как у российских брендов (-10,6%), так и у иностранных (-20,5%)» (RAMR).

 

 

О ценах, господдержке и прогнозах

То, что автомобили дорожают, и процесс этот продолжится в 2021 году, можно не сомневаться. Например, из приведенной выкладки RAMR  следует, что «с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года новые легкие коммерческие автомобили в среднем подорожали на 9,3%. А наиболее быстрыми темпами цены росли в июне 2020 года.

Самый высокий рост цен (в отчетном периоде) показал FORD TRANSIT - + 14,8%. А средняя стоимость новых UAZ 3909 и GAZ GAZELLE NEXT увеличилась на 11,3% и 11,2%, соответственно. На остальные модели в топовой пятерке цены выше 9% не поднимались.


В общем, из вышеизложенного вывод следует предельно простой – продажи автомобилей падают, а цены на них растут.

Что касается господдержки, то, например, чиновники Минпромторга бодро «рапортуют» о том, что каждый пятый автомобиль был продан в России за десять месяцев 2020 года через механизмы господдержки спроса. Так, в ведомстве сообщили, что «на программы господдержки в автопроме в 2020 году в РФ было выделено 28,1 млрд. рублей, что позволило простимулировать продажу 220,5 тысячи автомобилей».

При этом подчеркивалось, что «самые продаваемые в России модели автомобилей производятся сегодня на территории нашей страны».

В связи с чем, заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов заявил, что в министерстве и в дальнейшем планируют активно поддерживать российских автопроизводителей.

И, наверное, на заявленную поддержку, не в последнюю очередь, рассчитывают и в лизинговых компаниях, а также предприниматели, представляющие малый и средний бизнес в сфере автоперевозок. Средства, выделяемые по госпрограмме на поддержку этого весьма значимого (особенно, в настоящее время) для отрасли бизнеса, являются ощутимым подспорьем в дальнейшем развитии последнего.

Тем более, что в прошлом году в сегменте лизинговых продаж LCV произошел ощутимый спад. По данным RAMR «в 2020 году в финансовый лизинг приобретено 27,6 тысячи LCV – на 7,2% меньше результата 2019 года».

Чуть меньше половины выданных в лизинг LCV пришлось на технику GAZ. Вторым стал FORD с долей в лизинге 13,4%. Спрос на отечественную марку LADA остался на прежнем уровне: в 2020 году ее доля составила 10,4%».


По поводу того, какие «цифры» господдержки ожидаются в 2021 году, аналитик «ВТБ Капитала»  Владимир Беспалов заметил, что пока преждевременно говорить о том, какие средства будут выделены государством на поддержку отрасли в 2021 году.

- Мы знаем, что правительство всегда реагирует на тенденции, которые наблюдаются на отечественном автомобильном рынке. В зависимости от этого те или иные программы могут быть скорректированы, на них могут выделить или, напротив, не выделять дополнительные средства, - подчеркнул он.

Теперь, что касается прогнозов развития рынка легких коммерческих автомобилей в 2021 году и далее. Здесь, конечно, в первую очередь, следует обратить внимание на традиционный прогноз финансовой емкости до 2025 года, предложенный аналитиками RAMR.

Кстати, своеобразной преамбулой к нему стало перечисление основных факторов, ставших причиной спада продаж LCV в 2020 году. К ним, в первую очередь, отнесены «снижение объемов продаж новых LCV обусловлено спадом в экономике из-за введения карантинных мер по COVID-19, ростом цен на новую технику, связанным с существенным ослаблением курса рубля, сокращением в отраслях-потребителях (розничной, оптовой торговле и в ряде других отраслей) легкого коммерческого автотранспорта».

Конечно, данный «перечень» можно продолжить, но основные негативные процессы на рынке продаж LCV в 2020 году представлены агентством объективно и точно.

А в наступившем 2021-м, по мнению аналитиков, «ожидается рост объемов продаж новых LCV в пределах 3,8% - 7,8%. Компании частично адаптируются к возросшим ценам на новую технику и возобновят обновление автопарков. Кроме того, стимулировать рост продаж могут положительная динамика ряда макроэкономических показателей и продление мер государственной поддержки автомобильного рынка».


Кстати, в прогнозах АЕБ  на 2021 год, которые выглядят более «скромно», чем у RAMR, также выделяют «критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России».

А увеличения рынка в организации ожидают не больше, чем на 2,1%. То есть, «производитель продаст на 33 000 больше новых автомобилей сегмента, или всего около 1,6 миллиона экземпляров».

 

Шестые в еврорейтинге

По итогам 2020 года, российский рынок  занял шестое место в европейском рейтинге продаж LCV.

На  рынках Европы за этот год (в сравнении с 2019-м), продажи легкого коммерческого автотранспорта сократились на 18% - с января по декабрь 2020-го было продано 1 793 353 LCV.  Лидером продаж на рынках Европы в этом сегменте стала Франция. В прошлом году французские производители легких коммерческих авто реализовали 401 154 машины, что на 16,1% меньше, чем в 2019 году. Великобритания и Германия в рейтинге заняли вторую и третью позиции. Продажи LCV в этих странах  составили 292 657 и 267 532 автомобиля, при снижении (относительно 2019 года) на  20% и 12,2%, соответственно.

В России в 2020 году было продано 104 311 машин, что на 7%  ниже показателей  2019 года (приведенные данные отличаются от статистических выкладок российских агентств - авт.).

Представители международного экспертного сообщества полагают, что в 2021 году уровень продаж LCV будет выше, чем в году предыдущем. И автопроизводителям удастся преодолеть спад 2020 года, одной из главных причин которого стала пандемия коронавируса, и последовавший за ней кризис в ряде отраслей экономики.

 

фото: Markus Winkler



Опубликовано: 29.03.2021, Автор: ЗАБОЛОТСКИЙ Андрей
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.