Авторские статьи

По следам СТТ и «Комтранса»


По следам СТТ и «Комтранса»

Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора

 

 

Текущий 2017 год сильно меняет картину спроса и предложения на рынке нового коммерческого автотранспорта. По отдельным сегментам он обещает стать сезоном высоких продаж, но эксперты считают: при наличии поводов для оптимизма считать выход из затяжного падения преждевременным. То, что пользуется устойчивым потребительским спросом, показали две крупнейшие отраслевые выставки: «Строительная техника и технологии-2017» в начале лета и «Комтранс-2017» в начале осени.

 

 

Как начинался год

Древний мыслитель и китайский философ Конфуций говорил: «Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность». Помня об этом, многие импортеры активно ведут работу по расширению дилерской сети, увеличению лояльности клиентов, рекламе своей продукции. Так, в I квартале 2017 года об итогах предыдущего года на аудиторию доложило большинство импортеров грузовой техники. Не отчитались только те, кому было нечем хвастаться. На фоне заявленного смещения приоритетов, поиска и реализации новых возможностей для роста стали ясны перспективы развития наступившего сезона.

 

По данным Минпромторга РФ, в конце 2016 года индекс ВВП составил -0,2%. Промышленные показатели стабилизировались, и за фазой спада должна последовать фаза роста. Погоду в продажах новой техники делал покупательский спрос. В свою очередь, он напрямую зависел от непростой экономической ситуации и нестабильного курса основных валют: доллара США, евро и китайского юаня. Удельный вес иностранной валюты в рублевом эквиваленте менялся чаще, чем погода. В таких условиях брать кредит или впрягаться в лизинг очень рискованно. Вот многие и выжидали. В итоге сбыт новых иномарок все-таки просел. Правда, уже в начале года случилась оттепель: спрос начал расти.

 

Первое полугодие 2017 года подтвердило прогнозы экспертов. Главными драйверами роста стали отложенный спрос и быстро стареющий парк. Продажи новых грузовиков в январе-июне 2017-го к такому же периоду 2016-го выросли на 9,6 тыс. ед. или более чем на 45% и превысили планку в 30,9 тыс. ед. Сбыт машин российских марок прибавил почти 16% (чуть менее 2,5 тыс. ед.), тогда как иномарки показали взлет до 126% (прибавка около 7,2 тыс. ед.). Доля грузовиков иностранных марок выросла с 26,7% до 41,5%. И хотя подводить итоги года пока рано, уже ясно: рынок будет в большом плюсе!

 

 

Проблемы крупнотоннажников

Тенденция к росту в тяжелом классе наметилась еще в марте прошлого года и укрепилась к финишу сезона. Росли российские и европейские марки, а вот азиатские теряли позиции из квартала в квартал. Наконец-то пошли в гору дела у представителей Большой семерки импортеров из ЕС. За минувший год объемы продаж здесь выросли на 24,8%. Другие иномарки и российские бренды, в основном, показали плюс. Оживление спроса вызвано выходом из лизинга большого количества тяжелых грузовиков. Свою лепту внесла госпрограмма «Русский тягач».

 

По оценкам самих участников рынка, предложение подвижного состава внутри РФ превышает спрос на перевозки. Реальной загрузки нет, конкуренция зашкаливает, рентабельность доставки грузов при нынешних ставках фрахта, штрафах, сборах и ценах на топливо нередко нулевая или отрицательная. Лучше обстановка на международных маршрутах, но туда попасть непросто из-за различных барьеров, и в первую очередь — ограниченного количества выдаваемых разрешений. Кроме того, рейсы за рубеж частенько проходят с загрузкой в одну сторону, что уменьшает их коммерческую привлекательность. В таких условиях часто становится выгоднее не покупать подвижной состав в собственность, а брать его в аренду, благо число таких предложений неуклонно растет.

 

По итогам 2016 года лидером осталась Scania: среди европейских брендов шведская марка лидирует четвертый год подряд. Секрет кроется, в том числе и в поставках техники для решения индивидуальных задач. Одно из наиболее успешных направлений в этом смысле — самосвалы для горнодобывающих предприятий. За год было отгружено 204 единицы техники 25 компаниям РФ, что обеспечило «шведам» долю в данном сегменте в 45%. Аналогичные усилия предпринимает MAN. Импортер создает технику для работы непосредственно в разрезах и на горно-металлургических комбинатах. Она адаптирована для доставки песка, глины, руды, шлака, вскрышных пород, щебня, угля, других материалов и минералов.

 

Набирает популярность современная техника для лесопромышленных комплексов. Времена КрАЗов с непомерным расходом топлива остались в прошлом. Теперь заказчики предпочитают иметь дело с МАЗами, КамАЗами и иномарками. И здесь Scania снова на высоте: за 2016 год поставлена 181 единица, что соответствует доле в 32% среди европейских брендов. Традиционно силен сегмент строительной техники: самосвалов и шасси под установку миксеров. И даже коммунальная сфера, несмотря на диктат отечественных грузовиков, сдается под напором иномарок. Лидерские позиции снова у Scania: 72% по крюковым погрузчикам и 51% по мусоровозам на шведском шасси.

 

Явный тренд 2016 и 2017 года — поставки техники, работающей на природном газе. Такие автомобили передают в пробную эксплуатацию на Урале, в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Машины с оборудованием CNG появились и у компаний, сдающих грузовики в аренду.

 

Набирает популярность и комплексное решение. По сути, это не новое предложение, но число его сторонников постоянно растет. Речь идет сервисных пакетах, программе обмена запасных частей, комплексном финансировании. У разных компаний на рынке РФ это дает перевозчику выгоду в диапазоне 7-20%. Сохраняется и роль финансовой аренды. Все флитовые продажи и львиная доля единичных отгрузок охвачены контрактами лизинга. Например, у Scania объем таких продаж превышает 80%. Растут и показатели по страхованию профинансированного парка: транспортники предпочитают минимизировать свои риски.

 

Все игроки уделяют особое внимание развитию дилерской сети. Например, «Даймлер КАМАЗ Рус» открыл четыре новых дилерских предприятия в Московской области, Калининграде, Казани и Тольятти. У «Скания Русь» упор сделан на трак-центр в Ногинске. Актуальным остается вывод на рынок продуктов с улучшенными потребительскими свойствами. И примеров здесь – не перечесть. Достаточно вспомнить дорожную гамму Ural NEXT (6х4). В отличие от классических машин 6х6 у них меньше расход топлива, лучше управляемость и выше грузоподъемность. И конкуренты не отстают.

 

К примеру, Минский автозавод презентовал седельный тягач МАЗ-643029-1420-012 (6х4) с усиленной задней подвеской на 26 т и нагрузкой на ССУ в 33,55 т. Камский автозавод выпустил улучшенный тягач КАМАЗ-5490 NEO (4х2). Появился и грузовик КАМАЗ-65208 (6х2) с подъемной задней осью, рассчитанный на работу в составе автопоездов с прицепом на тандемных осях. Первыми покупателями стали крупные сетевые ритейлеры. Появились и тяжелые Isuzu Giga полной массой 26-33 т: за семь месяцев текущего года в Ульяновске собрано 156 таких машин.

 

Примером адаптации под требования заказчиков служит техника MAN для торговой сети «Магнит». Модернизацию рефрижераторных надстроек Schmitz Cargobull на шасси MAN вызвали изменения в логистической схеме доставки товаров в магазины. Появилось больше распределительных центров, сократилось плечо доставки. Пришлось заменить спальную кабину короткой дневной и увеличить длину кузова с 7800 до8050 мм. Правда, о водителе не забыли: стационарную спальную полку заменила откидная. Была увеличена загрузка ранее недогруженной передней оси, а объем возимого топлива стал меньше за счет установки более компактных 490-литровых топливных баков. Проще говоря, производители и импортеры тяжелых грузовиков стали быстрее реагировать на запросы флитовых клиентов.

 

 

Как «выплывает» средний класс

Ситуация на рынке новых среднетоннажных грузовых автомобилей остается непростой. По итогам 2016 года было зарегистрировано почти 17 тыс. единиц, проданных через дилерскую сеть, что на 6,7% ниже аналогичного периода прошлого года. Но в сезоне-2017 появились нотки надежды: покупатели стали активнее. В лучшем положении оказались отечественные производители с обновленными продуктами, менее зависимыми от колебаний курса валют.

 

Смещение спроса в пользу брендов в РФ вылилось в то, что их удельный вес на рынке вырос на шесть процентных пунктов. А вот иномарки здорово потеснились. Например, подсегмент японских и корейских грузовиков полной массой до 16 т за 2016 год уменьшился на 20,2%. В то же время, есть примеры диаметрально противоположного свойства. Скажем, содействие госпрограммы обновления парка автомобилей и спецпрограмм от дистрибьютора позволили поднять объемы продаж Mitsubishi Fuso на 26% и запасных частей на 14%. Еще внушительнее успехи Isuzu: за прошедшие четыре года доля японского бренда среди азиатских поставщиков выросла с 6,6% до 44,7%. Только за 2016 год рост объемов продаж составил 5,9%: без учета пикапов D-Max отгрузки выросли до 2700 ед. Подъему способствовало и открытие двух складов (в Москве и Владивостоке), за счет чего ассортимент расширили на 20% и сократили время поставки клиентам. На заводе в Ульяновске был собран 20-тысячный грузовик Isuzu, и планы-2017 впечатляют своей амбициозностью: изготовить свыше 3 тыс. японских автомобилей с маркировкой «Сделано в России».

 

Погоду в продажах делает вывод новых моделей. Например, «Исузу Рус» расширяет модельный ряд в РФ за счет полноприводной модели NMS85 (4х4) и грузовика с газовым двигателем NPR82 CNG (4х2). Начались и поставки автомобилей серии N/F с двигателями уровня Евро-5. На рынок РФ вывели и развозные грузовики Hyundai Mighty (4х2) полной массой от 6 до 8 т грузоподъемностью соответственно 3,88 и 5,115 т. Не забыта и модель Hyundai HD78, но теперь уже в версии Food Truck. На повестке дня, действительно, не только бортовые версии и промтоварные фургоны, но и специальные версии в виде автолавки, передвижного магазина, мобильного кафе. Тема стала актуальной в свете развития тенденции на демонтаж стационарных мелких торговых точек в городах и увеличения числа массовых мероприятий как в населенных пунктах, так и за их пределами.

 

Козырь среднетоннажников полной массой до 12 т – возможность избежать оплаты за проезд по системе «Платон». И новинки не заставляют себя ждать, чего только стоят 10-тонный «ГАЗон NEXT» и МАЗ-4381СО с колесной формулой 4х2. Повышенный спрос на такие грузовики обусловлен потребностями инфраструктурных проектов. Сказывается тренд на восстановление экономики и оживление делового климата.

 

 

Рокировки в сегменте LCV

Легкие коммерческие автомобили тоже получили удар под дых в плане сбыта. И дело не только в охлаждении покупательского спроса. С рынка ушли некоторые модели LCV, и в минусе оказались целые сегменты. Например, более чем на 11,2 тыс. ед. (-23,5%) просел сбыт минивэнов. Продажи новых пикапов за 2016 год снизились на 1,3 тыс. ед. (-10,6%). Весь парк LCV в структуре продаж снизился на 0,4%. Сбыт LCV лихорадило весь минувший год, и только в IV квартале наметились признаки улучшения ситуации. Они продолжились и в первом полугодии 2017 года: за январь-июнь спрос на новые малотоннажники вырос на 25,2% или на 9,95 тыс. ед.

 

Взлет продаж обеспечили российские LCV: их продано на 30,6% или на 8,5 тыс. ед. больше, чем в первом полугодии 2016 года. Иномарки за это время прибавили только 12,5% или почти 1,5 тыс. ед. Оживление спроса вызвано появлением новых моделей подвижного состава с привлекательными условиями покупки. Фаворитами сбыта остаются «ГАЗель NEXT» и «ГАЗель Бизнес», а также УАЗ-3741 и Lada Largus Fourgon. С появлением шоссейной версии UAZ Cargo (4х2) позиции УАЗа укрепятся. С учетом трейд-ин и программы утилизации (со скидкой 100 тыс. руб.) цены на автомобиль с бортовой платормой на четыре палеты (с тентом объем кузова равен9,4 куб. м) стартуют с отметки 649 тыс. руб.

 

Осенью 2017 года впервые представлена линейка «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т (до этого времени были массой 3,5 т). Автомобили получили кузов увеличенного объема15,5 куб. ми длины (+700 ммна фургонах и микроавтобусах), и грузоподъемность 2,62 т против стандартной в 1,5 т. Бортовой автомобиль был предсерийным: его конвейерная жизнь начнется в первом квартале 2018 года. Новыми являются электробус на 22 пассажиров и 20-местный микроавтобус с увеличенной до3950 ммколесной базой.

 

Серьезную заявку на укрепление рыночных позиций сделало ПАО «АВТОВАЗ». В этом году оно впервые приняло участие в выставке «Комтранс-2017» и представило новинку сезона – битопливную Lada Vesta CNG ценой от 609,9 тыс. руб., способную работать как на бензине, так и на метане. Кстати, это одна из тенденций: увеличение предложений производителей техники на двух видах топлива. Интересны такие автомобили тем, что на них распространяется программа государственных субсидий для газомоторного транспорта. Были показаны и адаптированные для коммерческого использования фургон Lada Largus (41% в структуре продаж бренда), пикапы Lada 4x4 и Lada Granta (по 21%). Впервые за последние шесть лет доля продаж марки в этом сегменте достигла без малого 9%, а в корпоративных продажах — почти 18%. Lada 4x4 в версии пикап, в зависимости от исполнения, обладает грузоподъемностью 540-625 кгпротив325 кгу обычной «Нивы». У Lada Granta с изотермическим фургоном и холодильной установкой полезная нагрузка достигает720 кг, тогда как у легковой версии — в полтора раза меньше.

 

Отечественные LCV интересны и тем, что на них распространяется действие государственных программ «Российский фермер» и «Свое дело». Выгода при покупке в лизинг составляет 12,5%, а по иномаркам таких условий никто не предложит. Кстати, иномарки берут новизной моделей, адаптированных под требования российских транспортников и их условия грузоперевозок. Например, в сентябре 2017-го Hyundai устроил в Москве мировую премьеру легкого грузовика HD35City, который призван повторить коммерческий успех ранее выпускавшейся модели Porter.

 

Таким образом, коммерческий успех на рынке РФ содействует тем, кто выводит в торговую сеть новые образцы техники, расширяет сервисную сеть, повышает уровень удовлетворенности клиентов. Дополнительное конкурентное преимущество получают те, кто инвестирует в развитие персонала и продвижение новых продуктов. Тут самое время вспомнить русскую пословицу «Под лежачий камень вода не течет». Все решает активность!



Опубликовано: 11.12.2017, Автор: Александр Трохачёв
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.