Авторские статьи

Поверх барьеров

Поверх барьеров

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Безусловно, низкие цены на нефть и неблагоприятная экономическая ситуация не сулят россиянам ничего хорошего. Вместе с тем, именно кризис стал тем катализатором, который заставил отечественных чиновников не только говорить с высоких трибун о многообещающих планах, но и претворять их в жизнь. Проще говоря, уменьшившийся поток нефтедолларов, которыми раньше можно было затыкать любые дыры в бюджете, побудил власть приступить к оптимизации расходов во всех сферах экономики. Наконец-то дошли у них руки и до грузоперевозок.

 

При этом далеко не все идет так гладко и планомерно, как хотелось бы – лишним тому подтверждением служит непростая ситуация, сложившаяся вокруг системы «Платон». Но тренд, как говорится, выбран верный. К тому же высокопоставленные чиновники выступают и с другими, более популярными и совершенно безобидными для общества инициативами, которые затрагивают сферу грузоперевозок. Например, они всерьез задумались о создании в России единого транспортно-логистического пространства.


Что ж, идея создания такого пространства похвальна и заслуживает особого внимания. Если удастся ее осуществить, снизится не только стоимость грузоперевозок, но и появится полноценный рынок товаров, услуг в электронном виде. Причем последний не будет зависеть от географии. Все это позволит значительно уменьшить цены на многочисленные товары и создать равную конкурентную среду для всех регионов РФ. Также на новый качественный уровень выйдут технологии управления логистическими маршрутами. Но, что самое главное, исчезнут ненужные посредники между производителем и покупателем.


Звучит многообещающе и даже неправдоподобно. Но министр транспорта России Максим Соколов уверен, что осуществить подобное реально. По его словам, единое электронное пространство в области грузоперевозок поспособствует переходу от существующей локальной модели к общенациональной, которая охватит всю отрасль целиком.


Максим Соколов полагает, что создание единого транспортно-логистического пространства необходимо для ликвидации существующих барьеров в сфере логистики, что принесет пользу не только рынку, но и государству. Более того, выстраивать это пространство с нуля необязательно. Его базовой составляющей может стать современная инфраструктура системы «Платон». Необходимо лишь предусмотреть в ней дополнительные сервисы.
Созданное на базе «Платона» единое транспортно-логистическое пространство подтолкнет малый и крупный бизнес к бурному развитию. Существующие российские реалии только этого и требуют, иначе будет продолжаться стагнация. Но бизнес, который получит доступные и высококачественные транспортно-логистические услуги, всего за пару лет не только оздоровит экономику страны, но и усилит ее транзитный потенциал.

 


Обоюдная выгода
Генеральный директор ООО «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин приветствует инициативу высокопоставленных чиновников. Он полагает, что в случае ее удачной реализации в выигрыше останутся все: и власти, и представители бизнес-сообщества. По его словам, грузоперевозчики остро нуждаются в единой современной удобной системе мультимодальных перевозок.


Также Алексей Нащекин уверен, что «Платон» и транспортно-логистическое пространство идеально дополнят друг друга. К тому же система взимания платы с большегрузных машин, которые пользуются трассами федерального значения – это уникальная программа, в основе которой заложены так называемые открытые коды. А это значит, что о независимости и надежности программного обеспечения беспокоиться не приходится. Да и инфраструктура «Платона» создавалась с высокой степенью локализации в РФ.


В свою очередь директор компании-оператора системы «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников заверяет, что в едином транспортно-логистическом пространстве не будет наблюдаться дефицита актуальной информации. Ведь система по сбору платы с дальнобойщиков выполняет не только функцию сбора денег, но и аккумулирует полезные данные. Так, например, она собирает статистическую информацию о рынке грузоперевозок, о загруженности определенных дорог, а также следит за интенсивностью движения.

 

Безусловно, единое транспортно-логистическое пространство не станет полноценной системой, если не будет учитывать железнодорожный транспорт. Управляющий партнер компании «ИнтэлЛекс» Султан Аббасов отметил, что его появление позволит создать единое окно заказов для всех компаний, сотрудничающих с РЖД.

 


Государственная стратегия
В настоящий момент в РФ действует «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», которая была принята в 2008 г. С момента ее действия было реализовано немало крупных проектов. Они касались не только отраслей транспорта, но и дорожного хозяйства. Тем не менее, многие из заявленных планов так и остались на бумаге. Конечно же, до 2030 г. еще далеко, чтобы претворить задуманное в жизнь, но «…стратегия…» предусматривает и множество других проектов, которые также требуют реализации. Так что время упущено.

 

В том, что «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» буксует, нет ничего удивительного. В стране не выстроена эффективная система, направленная на управление транспортно-логистическими и складскими комплексами. И по сей день множество российских компаний сталкиваются с большими финансовыми потерями, предпочитая транспортировать и хранить грузы самостоятельно.

 

Зачастую тому или иному предприятию невыгодно и хлопотно содержать целый штат таких сотрудников, как дальнобойщики, экспедиторы, кладовщики, грузчики, охранники склада. Также они не считают нужным иметь парк машин, которые требуют не только наличия хорошо оснащенных гаражей, но и регулярного ТО. Одним словом, им не с руки обременять себя лишними проблемами. Для них гораздо удобнее прибегнуть к услугам профессиональной транспортно-экспедиционной организации или довериться сторонней компании по договору аутсорсинга.

 

Помешать созданию единого транспортно-логистического пространства в РФ может и неудовлетворительное качество отечественных дорог. Не вселяет оптимизма и низкая пропускная возможность железнодорожных сетей.

 

Естественно, правительство в курсе этих проблем и принимает соответствующие меры. Например, 2 года назад «Росавтодор» взялся за масштабную реконструкцию проблемных участков федеральных дорог. За этот срок было сделано немало. Но свои коррективы внесла непростая экономическая ситуация в стране, из-за чего дорожникам пришлось существенно сбавить темпы. Что поделаешь, если денег нет?

 

В общем, произошло то, о чем предупреждали многие эксперты и аналитики. Как только была принята «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», они тут же предупредили ее разработчиков, что она не учитывает форс-мажорные обстоятельства. Иначе говоря, не был предусмотрен план «Б» на случай сложной экономической ситуации в стране. Экспертное сообщество как в воду глядело.

 

Впрочем, высокопоставленные чиновники не сидели сложа руки и постоянно редактировали «…стратегию…», приводя ее в соответствие с вызовами времени. Но коренным образом это ничего не изменило. По-прежнему требуется обширное финансирование масштабных и амбициозных проектов. А взять эти ресурсы неоткуда, из-за чего происходит не комплексная реализация «…стратегии…», а лишь фрагментарная, локальная. Проще говоря, теряется целостность. Без нее сформировать единое транспортно-логистическое пространство будет весьма трудно.

 


Инвесторы помогут?

Мировая практика показывает, что в создании единых логистических центров активно участвует бизнес. Причем доля его финансового участия в таких проектах составляла в среднем 60% против 40% государственных средств. Казалось бы, что точно такую же модель можно экстраполировать и на Россию. Но проблема в том, что многие отечественные компании привыкли действовать обособленно друг от друга. О кооперации между ними и уж тем более с государством не может быть и речи. Им проще создать свою логистическую систему.


Именно этот «индивидуализм» компаний ставит под угрозу создание полноценного и единого транспортно-логистического пространства. Правительству необходимо чем-то заинтересовать представителей бизнеса и инвесторов. Однако дела в этом направлении движутся пока, мягко говоря, не очень.

 


Несмотря ни на что

Учитывая существующие проблемы, появление единого транспортно-логистического центра находится под угрозой. По крайней мере, о его возникновении на территории РФ в ближайшем времени говорить не приходится. Такова уж суровая реальность. Но он обязательно появится. Ведь на карту поставлено многое — и экономика, которая срочно нуждается в скорейшем выздоровлении, и торговый потенциал России на мировой арене.


Тем не менее, сам факт того, что власть уже собралась реализовать столь масштабный проект, говорит о многом. Выбрано верное направление. Главное – не пасовать перед обстоятельствами и несмотря ни на что двигаться к намеченной цели. Ведь без единого транспортно-логистического пространства Россия не сможет занять свое почетное место среди развитых мировых держав.



Опубликовано: 08.02.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.