Авторские статьи

Реформа в пакете с проблемами

Реформа в пакете с проблемами

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

О завершении реформирования системы коммерческих пассажирских перевозок в столице, как выяснилось, говорить пока преждевременно.

 

И объяснение этому – самое что ни на есть простое: немалая часть сложностей и неурядиц, возникших в прошлом году в связи с резким сокращением количества перевозчиков и переформатированием маршрутов, без каких-либо положительных изменений перекочевала и в новый – 2017-й.

 

 

В «плановом режиме» оперативного штаба

Если задаться, в общем-то, банальным вопросом «А нужна ли такая реформа в сфере коммерческого пассажирского транспорта, которая потянет за собой череду претензий и нареканий со стороны его пользователей?», то ответ, как ни странно, будет утвердительным – да, нужна. И дело даже не в том, что почти три четверти из опрошенных москвичей (по данным так называемого независимого опроса МАДИ) отнеслись к нововведениям положительно, а, прежде всего, в объективной  необходимости последних.

 

И хотя в транспортном сообществе многие считают кардинальные изменения системы наземных коммерческих пассажирских перевозок непродуманными и поспешными (и в этом, кстати, они не так и не правы), есть и те, кто считает проведение реформы в этом транспортном сегменте оправданным. Так, с некоторыми оговорками, старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова заметила, что потребитель, конечно, выбирает тот транспорт, который приходит первым, но при этом важно, чтобы стоимость проезда была единой. Важно также, чтобы транспорт приходил вовремя и был безопасным. Собственно, эти составные и являются критерием высокого качества перевозок.

 

При этом, по ее мнению, «в каждом районе Москвы необходимо проводить исследования транспортной ситуации, чтобы понять, сколько маршрутов там требуется пускать, с какой периодичностью и какой вместимости должно быть то или иное транспортное средство». Сказано это было полгода назад, но, как выяснилось, остается актуальным и в настоящее время.

 

Например, в конце декабря года ушедшего было отмечено резкое обострение ситуации в нескольких округах столицы – на некоторых маршрутах, по данным Союза пассажиров России, время ожидания автобусов выросло на 20-40 минут. Проблема «временных сбоев», возникшая в августе после массовой отмены маршруток, не решена.

 

Не решена также и проблема вместимости транспорта – в Союзе пассажиров отмечают явную нехватку автобусов и троллейбусов на маршрутах. Установлено, например, что в некоторых районах новые автобусы, вместо ликвидированных маршруток, так и не появились.

 

В общем, очередной, но уже предновогодний всплеск жалоб от горожан на работу наземного общественного транспорта. И, конечно, все жалобы нашли отражение в письме, направленном руководством Союза пассажиров в Дептранс столицы.

 

Впрочем, сравнительно недавно, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков заявлял, что московские власти реагируют на обращения граждан, и уже очень многое сделано для обеспечения пассажиров транспортом.

 

Однако не стоит искать каких-то противоречий в заявлениях руководителя общественной организации, отстаивающей права пассажиров. Безусловно, московские власти делают многое для устранения тех или иных транспортных провалов на маршрутах, но, как видно, недостаточно.

 

«Потому что попросту просчитались и оказались не готовы к таким объемам перевозок», – так объяснили продолжающуюся череду неурядиц  эксперты еще одной организации – «Город и транспорт». Не был учтен тот факт, что рынок коммерческих пассажирских перевозок до начала реформы, по сути, был серый. Частники, чтобы снизить налоги, уменьшали в отчетностях объемы перевозок, к тому же, московские чиновники не имели представления о существовании так называемых скрытых маршрутов – на карте города их, понятное дело, просто не было.

 

И все же, по прошествии нескольких реформенных месяцев, следует признать, что положительные сдвиги есть. Поменьше стало бравурных реляций типа «реформа системы коммерческих пассажирских перевозок проходит в плановом режиме»,  больше внимания стали уделять обычной рутинной работе по устранению недостатков.

 

В Дептрансе появились рабочие группы, а главным органом, ответственным за устранение поступающих жалоб, стал оперативный штаб. Работа в нем ведется тоже в плановом режиме. По сообщениям пресс-службы департамента процесс выстраивается следующим образом: «На маршрут выезжает мобильная бригада, которая рассматривает возможность изменений: выпуск дополнительного транспорта, корректировка расписания и создание дополнительных остановок. По просьбам пассажиров уже изменено расписание на целом ряде маршрутов частных перевозчиков».

 

Кстати, на осенних пресс-турах в беседах с начальником управления контроля коммерческих перевозчиков по государственным контрактам ГКУ «Организатор перевозок» Игорем Шитиковым и руководителем компании-перевозчика «Гепарт» Мурадом Султановым удалось выяснить некоторые подробности «рутинной работы». Первый, в частности, отметил существенное снижение числа жалоб, поступающих в оперативный штаб, что свидетельствует о положительных результатах работы этой структуры; второй рассказал о предельно жестких требованиях, прописанных в госконтракте, заключенном  ГКУ «Организатор перевозок» с перевозчиками, и о постоянных проверках – технической готовности транспортных средств, отлаженности графика движения на маршруте, состояния здоровья водителей и т.д. – всего того, что находится в ведении перевозчика. Иными словами, взаимодействие представителей Дептранса с перевозчиками выстроено на четкой и продуманной основе.

 

 

Апелляции оппозиции – что в перспективе

Исправления допущенных просчетов, которые «на марше» в ходе реформирования системы коммерческих пассажирских перевозок вынужден осуществлять Дептранс, настрой противников преобразований как-то особо не поменяли. И главным, наиболее последовательным оппозиционером здесь, как и прежде, выступает Московский транспортный союз (МТС). Его президент Юрий Свешников тверд и последователен в критике действий московских властей в сфере наземного общественного транспорта, а об отношении к тому, как проводится реформа, и говорить не приходится.

 

Мне довелось несколько раз с ним беседовать более двух лет назад, и уже тогда, он, по сути, предсказал, отмечая монополизацию рынка наземных пассажирских перевозок правительством Москвы, те сложности, которые сегодня возникли у столичных властей в сфере коммерческих перевозок.

 

Президент МТС не раз заявлял, что представители московского правительства грубо нарушили не только права частных перевозчиков, но и все законодательные акты, в том числе федеральные, касающиеся их деятельности. При этом он апеллирует к нормам Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным транспортом», который, в частности, предписывает, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами должны быть маршруты и с нерегулируемыми.

 

- Также, согласно этому закону, – утверждает Свешников, – все маршруты, которые легально эксплуатировались на момент его принятия, должны быть внесены в специальный реестр, а перевозчики получить необходимые документы для продолжения деятельности. Но этого сделано не было.

 

О решительном настрое президента МТС свидетельствует и тот факт, что им и его сторонниками уже поданы иски к Дептрансу, и впереди – непростые судебные разбирательства, с реальной вероятностью обращения оппозиционеров в Верховный суд.

 

Среди аргументов, придающих Юрию Свешникову уверенности в своей правоте, есть, например, и такой: «Странно слышать о повышении качества транспортного обслуживания, если учесть, что количество автобусов сократилось в 2,5 раза, а 12,5 тыс. человек потеряли работу. Ясно, что 1,5 млн. пассажиров, которые ежедневно пользовались услугами частных перевозчиков, не хватит оставленных маршрутов. Но «свято место» пусто не бывает: в некоторых районах на прекративших работу маршрутах уже появились (не пугают даже солидные штрафы) нелегалы, и оказались востребованными – людям надо ехать, а какого цвета маршрутка им все равно».

 

 

Коммерческие автобусы в рамках новой модели

То, что московское правительство не собирается отказываться от проекта дальнейшего развития наземного коммерческого транспорта, очевидно. Выступивший с ежегодным (октябрь 2016) отчетом в Мосгордуме Сергей Собянин отметил, что важнейшим событием уходящего года стало внедрение новой модели работы наземного городского транспорта, а на смену привычным для москвичей старым маршруткам пришли новые комфортабельные коммерческие автобусы.

 

Обрисовав ряд преимуществ новой техники для пассажиров, мэр подчеркнул, что для работы по новым стандартам частные перевозчики закупили  две тысячи новых автобусов разной вместимости, оборудованных системой климат-контроля, ГЛОНАСС и камерами видеонаблюдения.

 

В связи с этим, из беседы с начальником управления ГКУ «Организатор перевозок» Игорем Шитиковым, упомянутой выше, мне вспомнилось еще одно его заявление о том, что кроме восстановления некоторых старых маршрутов, в городе будут открываться новые. И в ближайшей перспективе количество коммерческих перевозчиков может увеличиться, что, соответственно, приведет и к пополнению парков новыми машинами.

 

Если такой подход получит развитие, то не исключено, что он поспособствует сглаживанию острых углов в отношениях того же Дептранса с оппозиционно настроенными представителями общественных организаций и депутатского корпуса.

 

И, пожалуй, заслуживает упоминание еще одно событие. Оно еще только предстоит, но имеет самое непосредственное отношение к внедрению новой модели наземного городского транспорта.

 

Сергей Собянин в конце декабря посетил автобусный парк №17 (входит в состав ГУП «Мосгортранс»). Выступая перед его сотрудниками, он сообщил, что в 2017 году в Москве появятся 900 новых автобусов «ЛиАз», оснащенных двигателями класса «Евро-5» и всем необходимым для комфортных поездок.

 

Новость неплохая – есть надежда, что время ожидания транспорта на остановках некоторых маршрутов, хоть не намного, но уменьшится.



Опубликовано: 20.04.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.