Авторские статьи

Заработок на «Платоне»

Заработок на «Платоне»

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Печально известная система «Платон», которая в свое время вызвала недовольство грузоперевозчиков, была внедрена относительно недавно. Тем не менее, в ней уже успели зарегистрироваться многие дальнобойщики. В последнее время наибольшую активность ожидаемо проявили автовладельцы грузовиков, проживающие в столице и на территории Московской области. Например, в базе данных оператора-компании «Платон» содержится информация о 61,1 тыс. грузовых машинах с массой 12 т и более, которые имеют столичную прописку. В Подмосковье насчитывается 57 тыс. фур.

 

Вместе с тем, в «Платоне» зарегистрировалось немало дальнобойщиков из города на Неве (30,8 тыс.). А вот в Краснодарском крае этот показатель достиг 30,7 тыс. Что же касается РТ, то там регистрацию прошли 28,9 тыс. дальнобойщиков. В ХМАО-Югра набралось 22,1 тыс. водителей грузовиков. Ростовская область может похвастаться 22 тыс. А Свердловская, а также Самарская, набрали поровну — 14,3 тыс.

 

В целом же, процедуру регистрации осуществили 267 тыс. грузоперевозчиков. Их совокупный автопарк достигает 780 тыс. машин, которые имеют массу более, чем 12 т.

 

Антон Замков, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», отмечает, что ежедневно база данных системы «Платон» пополняется примерно на 200-560 грузовиков. Примечательно, что зачастую они принадлежат не транспортным компаниям, а физическим лицам. Что же касается крупных российских грузоперевозчиков, то подавляющее большинство из них уже прошли процедуру регистрации.

 

 

Денежные потоки

Как показали итоги первого года функционирования системы по взиманию дорожного налога с водителей большегрузных машин, 90% всех денежных взносов за проезд осуществляется при помощи специальных бортовых устройств. А вот маршрутными картами, как показала практика, пользуются преимущественно дальнобойщики из стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

Если же посмотреть на статистику прибыли по регионам, то здесь ситуация практически идентична той, которую отражают данные по регистрации. Одним словом, наибольшие платежи совершают те города и субъекты РФ, грузоперевозчики которых проявили наибольшую активность в легализации своей деятельности и зарегистрировались в системе по взиманию дорожного налога.

 

Итак, больше всего систему «Платон» финансируют дальнобойщики из Москвы. Они принесли ей 1,8 млрд. руб. Немногим меньше отдали грузоперевозчики Московской области – 1,6 млрд. руб. А вот владельцы грузовиков из Санкт-Петербурга расстались с 1,2 млрд. руб.

 

На их фоне платежи других субъектов и регионов РФ выглядят значительно скоромнее. Так, водители фур из РТ принесли системе «Платон» 886 млн. руб., а из Ростовской области – 458 млн. руб. Затем следует Ивановская область с результатом в 451 млн. руб. и Краснодарский край (427 млн. руб.) Если же говорить про Свердловскую и Смоленскую области, то они пополнили бюджет «Платона» на 415 и 388 млн. руб. соответственно. Замыкает же список плательщиков Нижегородская область с относительно скромным показателем в 333 млн. руб.

 

А стоит ли овчинка выделки? За время функционирования системы «Платон», регионы заработали в общей сложности 23 млрд. руб. Все эти деньги были направлены в Дорожный фонд РФ, который занимается обустройством федеральных трасс. Именно он принимал решение, сколько финансовых средств и, главное, кому перепадет от собранного дорожного налога.

 

На первый взгляд, такая схема перераспределения денег выглядит совершенно несправедливой. Ведь, по логике вещей, тот или иной регион должен получать ровно столько финансовых средств, сколько он заработал на системе «Платон». Тем не менее, в Дорожном фонде РФ считают иначе. Там придерживаются принципа, которым руководствовался сказочный персонаж Робин Гуд – забрать у богатых и отдать бедным. То есть, львиная часть денег перепала не тем регионам, которые стали самыми крупными налогоплательщиками системы «Платон», а менее активным субъектам.

 

Например, в выигрыше осталась Свердловская область, которой из 23 млрд. руб. перепало 450 млн, что то на 35 млн. больше от той суммы, которую она перечислила системе «Платон». Правда, изначально губернатор Евгений Куйвашев просил у распорядителей Дорожного фонда РФ предоставить его области еще 1 млрд. руб. Но получил отказ.

 

Несмотря на то, что заработанные Свердловской областью финансовые средства вернулись ей назад, гендиректор логистической компании «Лорри» Юрий Ступак считает, что систему «Платон» необходимо сделать целиком и полностью прозрачной. В противном случае не избежать обид и укоров в адрес Дорожного фонда РФ. При этом предприниматель не отрицает, что на территории его родной Свердловской области сейчас ведутся активные строительные работы по модернизации существующих трасс. Однако он не исключает, что в следующем году регион может оказаться в числе неприоритетных субъектов и получит значительно меньше денег, чем заработает на системе «Платон».

 

По мнению Юрия Ступака, от дорожного сбора выигрывают и сами дальнобойщики Свердловской области, так как качество трасс постепенно улучшается, а, следовательно, проезжающие по ним грузовики подвержены меньшему износу. Ремонт же транспортного средства всегда влетает в копеечку.

 

 

Татарстан не у дел

Примечательно, что один из самых платежеспособных регионов, который перечислил в систему «Платон» 886 млн. руб., не получит из общей «копилки» ни одного рубля. А все потому, что эта республика не была включена в список субъектов РФ, которые остро нуждаются в модернизации дорог. Олег Кириллов, пресс-секретарь компании-оператора системы «Платон», заявил, что не следует списывать Татарстан со счетов. По его словам, республика может получить финансирование, если предоставит правительству на рассмотрение актуальный проект, который будет связан с улучшением качества той или иной трассы, реконструкцией моста и прочих объектов. При этом власти РТ должны убедить высокопоставленных чиновников из Москвы, что этот проект невозможно реализовать без ощутимой федеральной поддержки.

 

Между прочим, в апреле текущего года Ленар Сафин, министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, отметил, что республика очень нуждается в деньгах от «Платона». Он планировал, что за счет поступивших финансовых средств удастся построить мост общей протяженностью 84 км., который соединит 2 противоположных берега реки Камы. Этот проект является приоритетным для многих предприятий РТ. Особенно в нем заинтересованы такие промышленные гиганты, как ПАО «Нижнекамскнефтехим», «Камаз» и др. Если мост будет построен, то будет налажено транспортное сообщение между Мамадышем и Набережными Челнами.

 

Евгений Дитрих, первый замминистра транспорта РФ, выступил в поддержку этой инициативы. В частности, он пообещал, что в следующем году начнется проектирование инженерных сооружений по этому проекту. Так что еще не все потеряно. Впрочем, в последний момент, как это всегда бывает, могут возникнуть «непредвиденные обстоятельства», и Татарстан останется не у дел. А своими силами столь масштабную стройку РТ просто не потянет.

 

Если же разбираться в том, почему именно центральные регионы РФ, а также РТ стали основными «донорами» системы «Платон», то здесь картина предельно ясна. Феномен объясняется тем, что именно на территории этих субъектов компания-оператор по взиманию платежей с водителей большегрузных фур установила наибольшее количество рамок контроля. Последних настолько много, что у дальнобойщиков просто не осталось другого выбора, как платить дорожный сбор. Ведь объездных путей просто не осталось. В других же регионах РФ таких рамок пока недостаточно, чем и пользуются грузоперевозчики. Вместо того, чтобы следовать по трассам федерального значения, они выбирают окольные дороги и, в итоге, прибывают к месту назначения, не уплатив налог.

 

Но в скором времени, по заверению представителей системы «Платон», ситуация будет исправлена.

 

Также существенная диспропорция по размерам платежей в систему «Платон», которые совершают те или иные регионы, объясняется и другим фактором. Не секрет, что в той же Москве, Санкт-Петербурге или в Татарстане сосредоточено большое количество крупных компаний-грузоперевозчиков, которые являются основными плательщиками дорожного налога. Имея внушительный автопарк и большие активы, они относительно легко пережили введение системы «Платон» и приспособились к новым правилам игры. Что же касается других регионов, то там крупных грузоперевозчиков можно пересчитать по пальцам. В основном, доставку грузов там осуществляют довольно небольшие компании. Многим из них пришлось закрыться с приходом на рынок системы «Платон». Остались на плаву лишь сильнейшие игроки. А таковых не так уж и много. Вот и не может та же Ростовская или Свердловская область угнаться хотя бы за РТ.

 

Конечно же, существующая диспропорция никогда не исчезнет, так как при любых обстоятельствах грузоперевозчики Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга будут перечислять в систему «Платон» самые большие налоги. Но вот заметно увеличить уровень платежей со стороны других регионов вполне реально. Для этого оператору-компании по взиманию налогов с водителей фур необходимо выдержать определенную «паузу», чтобы дать время обанкротившимся грузоперевозчикам прийти в себя. Несомненно, они пожелают вернуться в бизнес. И если им не мешать в этом, то так оно и произойдет.

 

Тем не менее, Минтранс предлагает увеличить тарифы «Платона». Предполагается, что они вырастут с 1,53 руб. за 1 км до 2,6 руб. Но и это еще не все. В планах у правительства к началу лета 2017 г. повысить дорожный сбор уже до 3,06 руб. При этом индексация тарифа с учетом инфляции все же будет отложена на целый год, и произойдет не в следующем, а в 2018 г.

 

Наряду с этой инициативой, правительство может преподнести дальнобойщикам и другой неприятный сюрприз. Не исключено, что в скором времени налоговый сбор будут платить и водители грузовиков, масса которых составляет менее, чем 3,5 т. Можно только догадываться, какой логикой руководствуются высокопоставленные чиновники, предлагая осуществить подобные нововведения. Возможно, предполагаемая выгода застлала им глаза.

 

Но хочется верить, что высшее руководство страны не поддержит эти инициативы, наложив на них свое вето, а также сделает саму систему «Платон» более прозрачной и справедливой. Только так удастся увеличить финансовые поступления от грузоперевозчиков. И тогда не придется задаваться вопросом о том, какие регионы РФ больше всего зарабатывают на «Платоне» и почему. Ведь отпадет необходимость в составлении подобных рейтингов. Исчезнут и обвинения в адрес Дорожного фонда. Каждый из субъектов будет тратить заработанные деньги исключительно на себя.



Опубликовано: 06.03.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Анализ рынка



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.