Авторские статьи

По международным стандартам

По международным стандартам

Андрей Заболотский


При обучении и сдаче экзаменов в российских автошколах ориентирами теперь будут служить международные нормы и опыт.

 

 

Реформы и цифры

Собственно, данный подход изначально заложен во всех, проведенных недавно мероприятиях по реформированию отечественного автошкольного образования.

 

Утверждаются новые программы обучения водителей, проводится многочисленные  обсуждения в профессиональном сообществе… Завершающим штрихом, как положено, становится серия правительственных совещаний и постановлений. О том, насколько исполнительная власть озабочена такими взаимоувязанными факторами как подготовка водителей и удручающая статистика дорожно-транспортных происшествий, свидетельствует, например, такое, – прозвучавшее на одном из октябрьских совещаний с вице-премьерами, – высказывание Дмитрия Медведева: «очень важно, чтобы за руль садились те, кто умеет ездить на машине…». Под медведевским «умеет ездить» (умеют то все водители, но, что очевидно, по-разному) видимо подразумевается водительская подготовка соответствующего уровня. С вытекающим отсюда посылом о необходимости изменений в сфере автообразования.

 

Но в России – реформы реформами (кстати, ни одна так и не была доведена до конца), а проблемы, даже после их якобы проведения, всегда предстояло решать, и нередко весьма серьезные. Ну а в сегодняшней системе профессиональной подготовки водителей их накопилось более чем достаточно.

 

Например, как утверждают эксперты, у нас почти катастрофически не хватает квалифицированных преподавателей для автошкол. Во многих учебных заведениях вместо «инструкторов автошкол» наличествуют «преподаватели профессионально-технического обучения». И, казалось бы, дело не в названиях, но в той же Германии с ее высоким уровнем подготовки водителей, инструктор, обучающий вождению, это хорошо образованный и подготовленный специалист, наш же «проф-тех преподаватель», в среднем, человек с весьма скромным образованием, и, иногда, даже не имеющий необходимого стажа вождения.

 

Зато недостача грамотных специалистов в сфере преподавания с лихвой «восполняется» количеством автошкол. Впрочем, большинство из них вряд ли будут сертифицированы после проведения – по новым правилам – переаттестации. Последняя, кстати, на ходу. Уже и статистика имеется.

 

Так по данным ГИБДД  на конец ноября:

- обратились в подразделения Госавтоинспекции с заявлениями о согласовании программ 4629 организаций (59% от общего количества автошкол);

- с заявлениями о выдаче заключений 3161 организация (40%);

- принято положительных решений о согласовании программ 2572;

- выдано заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям 1145.

 

В общем-то, показатели – особенно последние два – более чем скромные. Но что-то подобное ожидалось. Как заметила на одном из «круглых столов» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева:

– Останутся работать те, кто соответствует требованиям, установленным принятым нормативным документом.

Иными словами, все сводится к аттестации, получить сертификат о прохождении которой не так-то просто. Но, как и предполагали многие эксперты, автошколы, попавшие в «серую зону» – у многих, кстати,  есть лицензии – продолжают работать. Только получается, что выданные ими выпускникам по окончании обучения  документы оказываются недействительными. И те просто не будут допущены к сдаче экзаменов в ГИБДД.

 

 

Требования того стоят

Поиск и выбор правильной автошколы становится сегодня делом архиважным. И не только потому, что по новым правилам исключены экстернат и прочие ухищрения, а потому, что платить теперь придется больше: возрастет стоимость обучения, и к ней с большой долей вероятности, приплюсуется плата за сдачу экзаменов в ГИБДД.

 

Последнее нововведение, по мнению чиновников МВД, положительно повлияет на отношение будущего водителя к учебе и сдаче экзаменов. Проще говоря, человек, выкладывая определенную сумму, будет более целеустремленным в освоении автомобильного дела.

 

Заметим, что далеко не все согласны с ГИБДДэшными поправками к Налоговому Кодексу, по которым будут вводиться пошлины за экзамены. Противники платных экзаменов относят их не иначе как в статью очередных полицейских поборов. Что ж, мнения, как обычно, разделились.

 

Наш эксперт руководитель Федерального автономного учреждения «Отраслевой научно-методический центр» (ФАУ «ОНМЦ») Вячеслав Максимычев считает, что можно, конечно, говорить об ужесточении требований в связи с введением новых правил, но суть в том, что руководители государства, наконец-то, осознали всю серьезность ситуации: аварийность на дорогах не только не снижается, но и имеет тенденцию к увеличению.

 

Государственный контроль в сфере подготовки водителей уже начал проявляться. И необходимость его столь же очевидна и важна, как при подготовке учителей, врачей, строителей, то есть представителей тех профессий, от которых во многом зависит общественная безопасность в целом.

 

А в безопасности движения, главное, как отмечают специалисты, это умение прогнозировать аварийные ситуации. И поэтому можно только приветствовать включение в новые программы столь актуальной и необходимой дисциплины.

 

Несомненно, замечает Вячеслав, и, кстати, именно на это ориентирована немецкая система обучения – это, так сказать, ее стержень. Ведь современный водитель должен четко представлять, что авария – это совокупность многих факторов. Он, как бы заранее, и прогнозирует, и оценивает их: от правильности принятого решения в той или иной ситуации зависит не только его жизнь, но и зачастую жизни соседей по трассе. В любом случае есть одно простое, но очень дельное правило: водитель обязан выбирать скорость в соответствии с дорожной обстановкой.

 

Сегодня некоторые спецы, рассуждая о приведении наших норм в соответствие с международными, и о необходимости перенимать все полезное из зарубежного опыта, словно забывают, что там потребовалось немало времени для его накопления с последующей трансформацией в качественное обучение вождению.

 

Принятие норм, хоть сверхевропейских, и практика, особенно у нас, нередко существенно разнятся. Тем не менее, поторапливаться, менять положение дел крайне необходимо.

 

Ведь на наших дорогах гибнут десятки тысяч людей. Например, в Германии с населением 88 млн. жителей потери на дорогах в прошлом году составили 3 400 человек. В России - на 143 млн. жителей за тот же период пришлось 27 тысяч погибших в автоавариях.

 

И, если здесь уместны какие-то сравнения в «цифровых пропорциях», то потерять мы должны были не более 6800 человек. Цифры заставляющие, по меньшей мере, задуматься.

 

О чем? Да, прежде всего о том, что у нас до сих пор отвратительные дороги и некачественное водительское образование. Последнее, безусловно более существенно, потому что установлено – 80% аварий приходится на пресловутый «человеческий фактор».

 

Так что жесткие, как некоторые считают, требования предъявляемые сегодня к автошколам вполне, как подчеркивает эксперт, и оправданы, и закономерны. Слишком дорого – человеческими жизнями – приходилось платить за их отсутствие.

 

И потом многое из принимаемого в настоящее время скорее относится к разумным мерам, а не к так называемым жестким требованиям.

 

Например, ограничен объем подготовки: наличие в автошколе одного класса, трех учебных машин и площадки предполагает подготовку трехсот водителей в год, если шесть или восемь машин, то реальной становится подготовка шестисот человек. Данные в процессе проверок учебных заведений, их реальных возможностей фиксируются и заносятся в базу. Все будет просчитано и учтено. А ведь раньше ухитрялись на одно юридическое лицо до трех тысяч удостоверений продавать.

 

Понятно, что любые, даже положительные, изменения вызывают у определенной части населения недовольство. Поэтому вряд ли кто сомневался, что анонс предстоящего введения платных экзаменов в подразделениях госавтоинспекции пройдет незамеченным. Но почему-то те, кто высчитывает «запредельные прибыли» государства от взимания экзаменационных пошлин, оставляют в стороне его траты на организацию и проведение экзаменов и, в дальнейшем, многочисленных переэкзаменовок.

 

- Впрочем, – замечает Вячеслав, – вопрос «платности» достаточно серьезный и требует не наскоков, а трезвого взвешенного анализа.

 

Но основная нагрузка, и, соответственно, те самые требования придутся, что справедливо, в первую очередь, на автошколы. Оцениваться будут квалификация преподавательского состава, материально-техническая база, насколько современны методики обучения и т.д.

 

В связи с этим, нам остается только заметить, что перспективы развития автошкольного образования выглядят довольно оптимистично. Одно беспокоит: представить сегодня,  даже при наличии всех необходимых ресурсов, современную автошколу без эрудированных, досконально знающих предмет преподавателей – и для этого не обязательно ссылаться на немецкий опыт – просто невозможно. Именно они сегодня главный ресурс в системе обучения будущих водителей. И если подготовка квалифицированных преподавательских кадров не станет действительно (не в речах и на бумаге) первоочередной задачей, то вряд ли что-то существенно  изменится в сфере дорожной безопасности.



Опубликовано: 17.02.2015, Автор: Андрей Заболотский
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.