Авторские статьи

Система с большим потенциалом

Система с большим потенциалом

Сегодня 68 стран активно применяют систему Международных Дорожных Перевозок (МДП). Ее эффективность не нуждается в подтверждении – ежегодно открывается почти 3 миллиона книжек МДП.

Андрей Заболотский

 

Россия, несмотря на возникшие в последнее время проблемы (тяжба между ФТС и АСМАП), остается лидером в системе: в стране оформляется до 1 млн. книжек МДП в год. Через российскую территорию осуществляются огромные объемы перевозок по данной системе между Востоком и Западом.

 

Универсальна и демократична…

Так, выступая на международной конференции «Новые тенденции в развитии международных автомобильных перевозок в Евразии», глава представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов отметил, что в настоящее время система МДП является наиболее совершенным, многосторонним и универсальным инструментом, позволяющим максимально упростить международные автомобильные перевозки под таможенным контролем с применением всего лишь одного документа.

- Продукты МДП, – подчеркнул он, – сегодня как никогда востребованы в современной транспортной логистике, в такой, например, важной сфере как мультимодальные перевозки.

О привлекательности системы говорит и тот факт, что в ближайшей перспективе присоединиться к ней планируют 25 стран. Демократичность, надежность, безопасность –вот те главные слагаемые, которые способствуют расширению географии применения системы МДП. И значительным событием здесь, безусловно, будет то, что уже в этом году ее участником станет Китай. Существенный прогресс достигнут в переговорах с Объединенными Арабскими Эмиратами – подписано уже несколько соглашений с таможенными органами. И процесс этот будет продолжаться. Его развитие обусловлено, в первую очередь, повышением уровня взаимозависимости мировой экономики. Вследствие этого будет возрастать и значение основного регулятора международных автоперевозок – системы МДП.

 

С евразийским охватом

В Евразийском регионе, по словам замруководителя Департамента МДП IRU Ксении Каско, настоящий период характерен, прежде всего, нарастанием различных экономических и политических процессов, которые в свою очередь влияют на транзит, грузопотоки и, конечно, систему МДП.

Интенсивность экономического взаимодействия в Евразии – более 100 стран расположены на этом материке – очень высока. И одним из ведущих направлений в межгосударственных связях, конечно же, являются грузовые автотранспортные перевозки.

В этом сегменте сегодня значительно выросло и укрепилось влияние Китая. Стратегия, выработанная китайцами, заключается в развитии экономической интеграции между государствами расположенными по Великому шелковому пути. И основными элементами здесь является развитие транспортных путей с бОльшим включением автомобильного транспорта. Уделяется также внимание мультимодальным перевозкам и развитию инфраструктуры. Совершенствуются таможенные процедуры и транзитные системы, и именно в рамках этой стратегии происходит недавнее подписание Шанхайского соглашения. Отсюда и те активные действия, которые сейчас предпринимает Китай по присоединению к системе МДП.

Хотя Конвенция МДП – инструмент глобальный: подписавшие ее страны находятся и в Америке, и в Африке, но, если речь идет об активном практическом применении Конвенции и системы МДП, то последняя, безусловно, является системой евразийской.

Что касается ее использования и дальнейших перспектив, то, к сожалению, в силу известных обстоятельств (конфликт ФАС-АСМАП) некоторые перевозчики России и тех стран, которые с ней тесно связаны экономически и политически, отказываются от участия в ней. Но явление это временное.

В других же евразийских странах, таких как Иран, Турция, в государствах Центральной Азии (в основном, это бывшие республики СССР) наблюдается рост в использовании системы МДП. Особенно высокий процент отмечается в Таджикистане и Узбекистане. Общая же тенденция такова, что сегодня интеграционные процессы только ширятся, развиваются региональные транзитные и гарантийные системы. То есть все происходит вполне предсказуемо и естественно.

И, главное, для компаний тех стран, чьи перевозчики задействованы в системе МДП, это всяческое содействие ее развитию, чтобы она оставалась конкурентоспособной. Для этого просто необходимо находить баланс в интересах участвующих в ней сторон – представителей таможенных и транспортных структур.

Одним из популярных направлений, успешно развивающимся довольно быстрыми темпами, сегодня становятся интермодальные (они же мультимодальные) перевозки. МДП, как инструмент, вполне может использоваться для этого типа перевозок. Конечно, это не тот инструмент, который сам по себе обеспечивает доставку грузов от дверей до дверей в глобальных поставках – ответственность здесь на перевозчиках различных видов транспорта. Но он может упростить перевозки, осуществляемые наземным транспортом. И к тому же сохранить и даже усилить роль автомобильного транспорта в глобальности поставок.

- Отмечая расширение географии МДП, следует подчеркнуть, – заметила Ксения Каско, – что только сейчас, по прошествии ряда лет, появилось знание о том, в какой стадии и на каких уровнях находится согласование по тем или иным аспектам, относящимся к Конвенции и системе МДП.

Примером здесь может служить Афганистан – эта страна была в системе МДП многие годы, но ничего от этого членства не получала – система просто не работала. И вот сегодня медленно, но верно, афганцы начинают использовать книжки МДП для перевозок из страны, в том числе и в европейские страны. И, соответственно, поток грузов по МДП идет и в Афганистан.

Сегодня все большее значение приобретает использование информационных технологий в системе МДП. Применяющиеся в них инструменты хорошо известны, они позволяют как перевозчикам, так и таможенникам достаточно четко отслеживать все этапы прохождения грузов и обмениваться информацией в электронном виде.

Практически все участники рынка перевозок евразийского пространства подключены к этим системам и успешно применяют их в своей работе. Что, кстати, позволяет также разрабатывать и внедрять новые проекты. Например, один из таких проектов так называемые «зеленые полосы» - его суть заключается в том, что таможенные органы используют информацию, о которой заблаговременно извещают перевозчиков, чтобы те заранее оценивали риски и принимали решение, а, главное, представляли - какая из форм контроля будет применена к ним таможней.

В странах, где этот проект используют, таможенные органы также получают возможность передавать большие объемы информации, и, соответственно, сокращать время на обработку транзита. Его преимущества и удобство уже успели оценить таможенники Турции, Молдавии и Киргизии.

Электронные системы есть не во всех странах, поэтому следующим (в ближайшей перспективе) шагом будет полная компьютеризация системы МДП, то есть создание возможностей осуществлять полностью «безбумажные» перевозки.

Говорилось об этом не раз, но только сейчас проводится совместный – Турция-Иран – экспериментальный проект, в котором участвуют несколько компаний-перевозчиков на определенном маршруте между Стамбулом и Тегераном. Транспортировка грузов проводится исключительно в электронном виде, предъявление книжек МДП не требуется. То, что за подобными проектами будущее, вряд ли у кого-то вызывает сомнение.

 

От гарантий не уйти

Еще одним из актуальных моментов в развитии системы является уровень гарантий МДП. Он важен как для перевозчиков, так и для таможенников. Первые нередко сталкиваются с «нехваткой гарантий», предоставляемых книжкой МДП, для таможенных платежей. Поэтому им не избежать покупки дополнительных гарантий. Замедление рабочего процесса затрагивает обе стороны.

Для того чтобы несколько облегчить жизнь тем и другим, недавно был разработан новый продукт – ваучер-сертификат, который предоставляет дополнительную (на определенную денежную сумму) гарантию книжке МДП. Этот сертификат прост в обращении, и без особых проблем обрабатывается персоналом таможенного пункта.

Уже разработаны и применяются в некоторых странах Восточной Европы и Центральной Азии системы гарантий безопасности при перевозках от одного таможенного терминала до другого. В общем, уровень гарантий МДП прирастает как количественно, так и качественно.

Но все рано у новых участников системы нередко возникают требования, касающиеся того или иного ее сегмента. Что заставляет уделять больше внимания качественной составляющей при разработке новых продуктов и совершенствовании уже действующих.

И еще – о гарантиях. На одном из брифингов президент АСМАП Евгений Москвичев, отметив, что сегодня на территории РФ кроме книжки МДП есть еще пять видов гарантий, заявил:

- Мы считаем, что на территории России, Беларуси, Казахстана, а теперь Армении и Киргизии должна быть своя национальная ветвь услуги транзита – точно так же, как сделано в Европе. Европа присоединилась к МДП и плюс сделала свою – Т1. И такая на территории РФ должна быть. Тем более что бизнес готов подключиться и оказать содействие, чтобы такой вид гарантии был создан.

Правильно, чем больше, тем лучше – отказываться точно не стоит…

Не мешало бы, правда, получить еще одну гарантию – от правительства, чтобы раз и навсегда оградило от «наездов» ФАС. Но тут уж как сложится. Может в течении лета что-то и прояснится…

Фото Вадим Попов



Опубликовано: 24.07.2015, Автор: Андрей Заболотский
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.