Авторские статьи

Темная сторона утилизации

Темная сторона утилизации

Андрей Заболотский

По данным Минпромторга РФ с 1 сентября по 5 октября по программам утилизации было продано 35980 автомобилей. Однако за этот же период аналитиками «РУСЛОМ.КОМ» было зафиксировано только 10347 машин, сданных в утилизацию.

 

Нехитрые подсчеты показывают, что более 70% автомобилей «минуют» легальные пункты утилизации. Но, понятное дело, не исчезают бесследно, а оказываются у так называемых теневых авторазборщиков. Прием б/у автомобилей у последних поставлен на поток – срабатывают отлаженные связи с автопроизводителями и автодилерами.

Сдающих подержанную автотехнику этот «процесс» ни в коей мере не затрагивает, более того – даже очень устраивает: у них очень быстро забирают старое авто, и, также, без проволочек выдают сертификат о сданном на утилизацию автомобиле.

Примеров такой «утилизации», по утверждениям экспертов, во всех российских губерниях более чем достаточно.

Решили, допустим, сдать старенький «КАМАЗ» и получить скидку 350 тысяч рублей при покупке нового – нет проблем, отправляйтесь в указанную точку приема.

В таких точках, где вы – желанный гость, работа кипит. На детали из вашей машины уже есть покупатели. И «товар» им отпускается по прайс-листу: двигатель б/у – за 15 тысяч рублей, кузов, в зависимости от состояния, – от 5 до 10 тысяч рублей и т.д. Куда, кстати, девают опасные (масло, технологические жидкости) отходы, можно только догадываться.

Происходящее типично не только для провинции. В той же Москве авторазборщики перехватывают владельцев машин прямо у шредерных заводов, предлагая наличные и все необходимые документы. И, как отмечают наблюдатели, такие «сделки» проводятся постоянно и – при полном попустительстве тех, кто должен их пресекать – весьма успешно.

 

Восполняемость недостающего

Извините за банальность, но «свято место пусто не бывает» – теневики отрасли сегодня действуют, без преувеличения, открыто и нагло. Восполняют, так сказать, упущения государственных структур и соответствующих служб. Автодилеры, например, приспособились брать с частников 3 тысячи рублей за псевдоутилизацию: плати, иначе не получишь акт об утилизации. Способы работы с клиентами совершенствуются: разборщики, кроме обычных стационарных пунктов приема б/у авто, начали использовать «мобильные». Это, когда «левые» утилизаторы просто перегоняют (для последующей разборки) автотранспорт из одной области в другую.

Но проблема «недостающего» на государственном уровне выглядит куда более серьезной, если ознакомится, например, с такими статистическими данными.

В Германии около 50 шредерных заводов занимается непосредственной утилизацией автомобилей. Во Франции – 40, в Великобритании – 37. Ежегодно в США на утилизацию поступает 14-15 миллионов легковых автомобилей, переработку которых осуществляет более 200 предприятий. Данные заводы обслуживает более 10 тысяч мелких компаний, которые занимаются разборкой автомобилей. Всего же в данной отрасли в США занято более 40 тысяч человек, а ежегодный объем производства оценивается около 4,5 миллиардов долларов. В мире годовой оборот отрасли авторециклинга составляет 25-30 миллиардов долларов.
А вот удручающие показатели российской утилизационной отрасли. В настоящее время у нас работают только 13 шредеров. В 5 федеральных округах – Северный Кавказ, ЮФО, ДФО, СФО, УФО – их вообще нет.

Существующее положение дел иначе как плачевным не назовешь. Выкладки достаточно наглядно свидетельствуют о том, что наверстывать, да и менять в системе отечественной утилизации предстоит многое.

Поэтому, даже при недостатке мощностей, очень важно, как отмечает наш эксперт, директор НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный, чтобы в проводимых сегодня программах автоутилизации все было максимально продумано и учтено.

– Ведь даже в Минфине РФ, – подчеркнул он, – признают, что на каждый вложенный в программу утилизации рубль бюджет практически немедленно получает обратно 1 рубль 25 копеек. При расчетах косвенного эффекта в смежных отраслях результат еще более впечатляющий: по оценкам экспертов на каждый вложенный рубль идет возврат трех рублей, что вызвано мультипликативным эффектом по всей цепочке производства и реализации автомобиля.
Выстраивается эта «цепочка» из вторичных, третичных и прочих расходов отраслевиков и потребителей, влияющих, в свою очередь, на увеличение ВВП.

В таблице «РУСЛОМ.КОМ» очень понятно и доступно отражено – кто и что получит от программы утилизации при системном подходе.

 

Жизненный цикл в Автопроме: от природных ресурсов до утилизации старых машин.

Процесс

Основные участники/группы

Что получит от программы утилизации

0

Рынок сырья (руда, лом, каучук…) для производства полуфабрикатов для автокомпонентов: покупка-продажа

Горно-металлургические, ломозаготовители, нефтяные и нефтехимические компании

Лом и другие виды сырья, экономия энергоресурсов при производстве металлов с использованием лома – от 20 до 99% (от типа лома)

1

Квалифицированные кадры отрасли: непосредственное выполнение обязанностей на рабочих местах, исходя из накопленного опыта и знаний

Специалисты в основной и смежных отраслях

Занятость, стабильную заработную плату

2

Производство полуфабрикатов (для автокомпонентов)

Металлопрокатные заводы,  литейные производства

Металл и другие виды полуфабрикатов.
Стабильность цен, формирование цивилизованного рынка сырья – критически важно для локализации производств в России

3

Рынок металлов (полуфабрикатов) для производства автокомпонентов: покупка-продажа.

Заводы, трейдеры, снабженческие сервисные компании.

4

Производство автокомпонентов и необходимой продукции

Производители автокомпонентов, штамповка, производители двигателей, аккумуляторов, автоэлектроники…

Стабильность заказов. Открытие новых производств с целью локализации в России

5

Технологии, отраслевая наука, а также подготовка,  обучение, повышение квалификации, отраслевые знания

НИИ, конструкторские бюро, лаборатории при производителях, ВУЗы

Увеличение объема финансирования

6

Рынок готовых автокомпонентов, шин,масел и т.д.

Легальные: торговые центры (рынки) запчастей,  официальные сервисы дилеров, трейдеры.
Нелегальные: черный и серые рынки запчастей

От 300 млрд. руб. в год (при полномасштабной утилизации)– увеличение рынка легальных автокомпонентов, благодаря полной утилизации старых машин

7

Производство машин (автосборка, конвейер)

Автозаводы,  сборочные производства.

Стимулирование спроса до 15-20%, стабильность спроса

8

Доставка новых машин до автодилеров и подготовка к продаже (автосалоны), продажа, цикл использования машины

Логистические сервисные компании, автодилеры, техцентры, банки и страховые компании. Покупатели – владельцы машин.

Рост заказов,  потребители получают значимые для них скидки на машины.

9

Рынок готовых машин (новые и старые)

Владельцы машин, посредники, авторынки, салоны «trade in», …

Стабильность, снижение среднего возраста машин.

10

Переработка вышедших из эксплуатации машин (разбор, утилизация, сервис)

Легальные: Утилизаторы (ломопереработчики), переработчики шин, аккумуляторов частные сервисы.
Нелегальные: частные гаражи,  разборка машин на запчасти…

Создание новой отрасли утилизации, уменьшение доли «черного» рынка

11

Управление (промышленная политика и финансы)

Минпромторг/Минтранс/Минфин

Возврат вложенных в программу утилизации средств с мультипликатором 3 – каждая группа платит налоги. То есть при вложенных 10 млрд.руб. возврат составляет 30 млрд.руб.

 

Система против системной проблемы

Сегодня в сложившейся в российской экономике кризисной ситуации и непрофессионалы понимают, что подход к тем же программам автоутилизации должен быть системным.

– В связи с этим, наиболее эффективными антикризисными мерами, – уверен Виктор Ковшевный, являются мероприятия, стимулирующие совокупный спрос по принципу «Заплати другому». В этом варианте учитываются интересы всех участников процесса. Автодилеры, производители и утилизаторы работают, как единый и слаженный организм, согласованно с рынками готовых машин и запчастей.

Иными словами в этом процессе учитываются интересы всех его участников, начиная с небольших частных сервисов техобслуживания до  производителей автокомпонентов, утилизаторов и металлургов.

В сообществе утилизаторов-профессионалов, – и ведущая роль здесь принадлежит «РУСЛОМ.КОМ» – профессиональному сообществу переработчиков лома и утилизации транспортных средств, металлургическим комбинатам и шредерным заводам, – уже достигнуты договоренности о взаимодействии в ходе всех проводимых утилизационных мероприятий.

Одним из существенных достижений способствующих консолидации действий всех участником стало, по мнению Виктора Ковшевного, создание утилизаторами единого реестра легальных пунктов приема транспортных средств на утилизацию, а также разработка  и внедрение программы мониторинга утилизации. Поэтому, считает он,  есть все условия, чтобы за машины, которые не были надлежащим образом утилизированы, государство не выплачивало компенсацию. Такой порядок выгоден и автопроизводителям, так как нелегальный рынок запчастей, –  и они этого не скрывают, – наносит им ощутимый ущерб.

Более того, профессиональные участники рынка уверены, что единый реестр пунктов утилизации, а также мониторинг актов об утилизации – единственный эффективный метод борьбы с авторазборщиками-нелегалами и черным рынком автозапчастей. Особенно в сложившейся ситуации, когда данное явление приобретает системный характер

 

Еще раз об очевидном

Вряд ли найдутся сомневающиеся в том, что чиновники государства российского не знают о существовании жуликоватых автодилеров, теневых авторазборочных контор, черного рынка автокомпонентов.

Но, как говорится, повторенье… не помешает.  Тем более, если оно подкреплено разумными, а главное – выверенными и четкими предложениями о том, как разрешить непростую ситуацию, которая сложилась в сфере автоутилизации. В министерствах ведь тоже иногда попадаются вменяемые люди.

Виктор Ковшевный рассказал, что на последней встрече в Минпромторге РФ с директором Департамента транспортного и специального машиностроения Александром Морозовым, в ходе которой особое внимание было уделено проблемам, связанным с учетом утилизации, он постарался в полной мере донести до чиновника всю ту большую обеспокоенность утилизаторов транспортных средств участившимися случаями фактов недобросовестной утилизации.

Хотя слово «недобросовестной», пожалуй, будет не совсем точным: компании- авторазборщики сегодня (при очевидном попустительстве со стороны ответственных лиц) получили мощный стимул для роста. Например,  в ряде регионов они покупают земли, отгораживаются трехметровыми заборами и строят офисные здания. Устраиваются – всерьез и надолго. Дело дошло до того, что агенты этих компаний караулят (о чем упоминалось выше) владельцев авто у шредерных заводов, или напрямую обращаются к утилизаторам с предложением купить «утилизированные машины» по 15 тыс. рублей за наличный расчет. На грузовые машины ставки, соответственно, значительно выше.

Проблема, которую обозначил Виктор Ковшевный  на встрече в министерстве, не просто актуальна – она требует  незамедлительного решения. А утилизаторы действуют в меру своих возможностей: всем автопроизводителям уже разосланы рекомендации по выполнению программы. В них – критерии, четко определяющие утилизаторов, имеющих право выдавать акт об утилизации вышедших из обращения транспортных средств.

И стоит отметить, что КАМАЗ и многие другие производители уже опубликовали полученную информацию на своих сайтах. Что говорит о понимании автопроизводителями  всех плюсов ведения бизнеса с легальными, действующими в рамках закона, компаниями-утилизаторами.

Конечно, государственная утилизационная программа продолжается, и еще предстоят встречи профи и чиновников – обсуждения и конференции. Если говорить о последних, то, например, в конце ноября пройдет конференция «Программы утилизации в транспортном машиностроении». На ней, наверное, встретятся те, кто «в поле», и те кто «устанавливает и распределяет». Главное, чтобы «реалии» первых совпадали (хотя бы приблизительно) с «цифрами» последних.



Опубликовано: 26.03.2015, Автор: Андрей Заболотский
Категория: Транспортный бизнес



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.