Авторские статьи

Что нового, «Платон»?

Что нового, «Платон»?

Регистрация в системе «Платон» продолжается, но проблем с теми же маршрутными картами и бортовыми устройствами меньше не становится.

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Да и не только с ними, что, впрочем, не мешает чиновникам Росавтодора и Минтранса бодро заявлять о том, что, в целом, сбоев в работе системы нет, и количество зарегистрированных в ней пользователей постоянно растет. А у последних растет, в свою очередь, спрос на бортовые устройства, которого, похоже, устроители «Платона» просто не ожидали.

 

 

Как всегда не хватает на всех

Ошиблись несколько с «процентом», например, в Минтрансе. Как сообщил депутатам Госдумы глава этого ведомства, «предполагалось, основываясь на опыте других стран, что с момента запуска системы будут пользоваться приборами 5-10%. Спрос на бортовые устройства оказался в России несколько выше». И тут же, как водится, успокоил, заявив, что «примерно 100 тысяч дополнительных устройств будут выпускаться каждый месяц. И сейчас они выпускаются с января месяца и раздаются по субъектам, где есть повышенные заявки у дальнобойщиков».

 

Но главное – это уверенность министра в том, что к середине года бортовыми устройствами будут обеспечены все желающие. Здесь стоит отметить, что даже если и будут, то не факт, что проблем убавится.

 

В нашей недавней беседе координатор Ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко заметил, что, например, буквально на каждом заседании рабочей группы в Росавтодоре обсуждается вопрос – почему система до сих пор работает по сути в тестовом режиме? Качество уже установленных устройств также оставляет желать лучшего – в Ассоциацию в зимне-весенний период текущего года поступило достаточно заявлений об отказах и сбоях. Что касается количества эксплуатируемых устройств, то сегодня их в России насчитывается 400 тысяч, а этого, по мнению руководителя Ассоциации явно недостаточно. Ощутима, кстати, и нехватка контрольных рамок на дорогах российских регионов – в некоторых местах она составляет 10% от требуемого.

 

Возвращаясь к теме обеспечения автоперевозчиков телематическими устройствами, замечу, что мой собеседник еще раньше упоминал о том, что старт системы не в последнюю очередь сдвигался из-за неготовности производственников наладить выпуск требуемого количества этих девайсов.

 

Однако, несмотря на предостережения экспертов, исполнительной властью решение было принято, и с 15 ноября 2015 года система «Платон» заработала. Предполагалось, по словам Валерия Войтко, что «около полутора-двух  миллионов грузовиков, подпадающих под новый сбор, к этому времени всё-таки будут обеспечены бесплатными ГЛОНАСС-транспондерами, фиксирующими передвижение транспортного средства по федеральным автодорогам. На федеральных трассах к этой дате будут  смонтированы около пятисот считывающих рамок, откроется 138 офисов обслуживания клиентов (автоперевозчиков), в «линейке готовности» будут стоять  около 100 мобильных комплексов телематического контроля».

 

И, конечно, предполагалось, что к началу работы системы (организационно и технически) контроль и учет поступающих транспортных средств будет отлажен.

 

Но, увы, этого не случилось, что для разбирающихся в наших транспортно-дорожных реалиях, тем более, для специалистов, какой-то особой новостью не стало.

 

- Для тех, кто любит ссылаться и «основываться» на опыте других стран для обоснования необходимости введения системы «Платон» в России было бы не лишним более полно и подробно раскрывать данную тему. Так, в благополучной Германии, где с автомобилями и дорогами, казалось бы, все продумано до мелочей, создание, тестирование, доводка и внедрение аналогичной электронной системы сбора платежей, – заметил вскользь Валерий Войтко, – заняли не просто пять лет. Этот временной отрезок  сопровождался скандалами, и, что более существенно, потерями для госбюджета нескольких миллиардов евро.

 

 

Зарегистрированным – «зеленый свет»

В целом получается, что на негативную сторону зарубежного опыта у нас как-то не всегда обращают внимание. Зато, продвигая свою доморощенную систему дорожных сборов, стараются показать, что в чем-то готовы учитывать и интересы перевозчиков, но, понятное дело, при строгом соблюдении устанавливаемых правил. К первому относится продление срока действия льготного тарифа 1,53 рубля за километр для большегрузов до осени этого года, ко второму – введние с 15 апреля обязательной регистрации дальнобойщиков в системе «Платон», без которой допуск на федеральные дороги для них будет закрыт. К этому добавляется еще одно нововведение – постоплата, то есть плата теперь взимается за фактически пройденное расстояние. Существовавшие до этого авансовые платежи отменяются. Вроде бы это и неплохо, но это только на первый взгляд.

 

В сообществе дальнобойщиков, не проявляя особого восторга по поводу резкого снижения штрафов за нарушение платоновских правил и оставления льготных тарифов до осени, отмечают, что постоплату в основном смогут осуществить обладатели бортовых устройств, зарегистрированные в системе не менее двух месяцев. К тому же, по мнению Валерия Войтко, отсутствие устройства у одних и наличие его у других со всей очевидностью приведет к появлению еще одной проблемы. Не стоит, кстати, забывать и о существующей до сих пор нехватке бортовых устройств.

 

Перебои в обеспечении, прежде всего регионов, этим вроде бы таким востребованным продуктом объяснить не сложно: выпускаются бортовые устройства только одним, находящимся в Петербурге, заводом.

 

Разработчики уверяют, что особых знаний водителю для работы с бортовым устройством не потребуется. А его неоспоримое удобство заключается в том, что оно прокладывает наиболее удобный и даже оптимальный маршрут и четко высчитывает сумму обязательную к уплате.

 

На словах выглядит почти как реклама, а вот на практике, как убедились дальнобойщики, не все оно так гладко. На форумах в интернете нередко можно встретить отзывы (орфография и стилистика авторов сохранены) такого типа: «…что за бред! Написано, что устройство прокладывает наиболее удобный маршрут для водителя. Ничего подобного! Оно прокладывает наиболее удобный маршрут для Ротенберга – самый дорогой. Мы сами, в ручную прокладываем маршрут – короче и дешевле получается... и то, этот платон постоянно его под себя перепрокладывает – чтобы подороже было. Чистой воды коммерция, а не беспокойство о дорогах!»; «…платоновский софт, прокладывает маршрут исходя из рамок на дорогах и точек, где стоят мобильные посты, чтобы как можно больше было контроля. Понадеешься на программу, останешься без штанов. Только в ручную. И мониторить».

 

Такие вот дела – не устраивает дальнобойщиков жестко скорректированный электронной системой маршрут. И в этом есть свой резон – как отмечает один из пользователей, «Платон считает все подряд, включая федеральные и региональные отрезки дорог». Другими словами, – и об этом на различных встречах и конференциях не раз говорили представители Ассоциации «Дальнобойщик», – многочисленные факты «разрыва» федеральных трасс участками автодорог регионального значения сегодня являются данностью. И с этим необходимо что-то делать, чтобы избежать снижения транзитного потенциала и прочих негативных последствий.

 

 

Проверил – заплати

Использование бортового устройства системы "Платон", как оказалось, имеет еще и государственного уровня значение. Что прямым текстом отражено в письменном  обращении руководителя Росстандарта Алексея Абрамова к министру транспорта Максиму Соколову: «Бортовые устройства, а также другие средства измерений, используемые для определения размера платы, в соответствии с законодательством РФ должны быть внесены в государственный реестр средств измерений и проходить первичную (периодическую) проверку. Только такой механизм позволит отстаивать интересы регулятора в судебных органах при возникновении споров».

 

Читай так, если устройство не прошло процедуры проверок и сертификации и при этом запущено в оборот, то использующий его автоперевозчик в случае возникновения каких-то проблем вправе через суд обжаловать предъявляемые к нему претензии.

 

В Росстандарте отмечают и финансовую сторону – в ведомстве вычислили, что только начальная проверка бортовых устройств (количеством 1,7- 2 млн. единиц) может обойтись где-то около 14 млрд. рублей.

 

Предупреждает руководитель Росстандарта и о том, насколько всё касающееся проверок и сертификации бортовых устройств серьезно, подчеркивая, что «реализация данного механизма в масштабах Российской Федерации является сложной организационно-технической задачей».

 

С этим утверждением трудно не согласиться. И даже не столько из-за очевидной возможности возникновения различного рода неурядиц, связанных с территориями и расстояниями, то, что принято называть логистическими проблемами, сколько из-за не вызывающей никаких сомнений косности и нерасторопности персонала уполномоченных организаций.

 

Такими вот еще «дополнительными» задачами прирастает система «Платон», которая по уверению ее создателей и продвигателей набирает темпы и обороты. А уж насколько успешно они будут решаться – вряд ли кто возьмется предсказать.



Опубликовано: 23.05.2016, Автор: Вадим Попов
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Ответить
23.05.2016 21:27  Леха

Наоборот, сейчас эта проблема исчезла. Вот месяца 2 назад - да, когда о пост.оплате объявили, а сейчас уже нормально получить можно


Ответить
24.05.2016 10:59  неизвестный

Да ладно вам, проблема исчезла!!! там еще столько недочетов.


Ответить
24.05.2016 07:06  василий

до сих пор нет решения заксобрания о законности платона


Ответить
26.05.2016 12:16  неизвестный

Дорабатывание системы "на ходу" никогда не обходится без последствий.



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.