Авторские статьи

Главные трудности, с которыми могут столкнуться водители грузовых автомобилей в 2021 году

Главные трудности, с которыми могут столкнуться водители грузовых автомобилей в 2021 году

Прошедший год был нелегким, и основная причина трудностей – это пандемия и самоизоляция, из-за которой бизнес и семьи понесли большие убытки. Ощутили напряжение и водители большегрузных автомобилей, для которых общее снижение доходов обернулось уменьшением заказов на перевозки грузов по стране. Каким же видится год 2021 – он будет легче, или надеяться на лучшее не стоит? Некоторые тенденции в отрасли автомобильных грузоперевозок можно проследить.

 

Работы больше, а денег меньше

 

Среди грузовых автоперевозчиков проявляется такая тенденция, что крупные транспортные компании стараются привлекать мелких предпринимателей и водителей, работающих в частном порядке. Так им намного удобнее работать: частников проще отправить по маршруту, и платить им можно намного меньше. Компания избегает расходов на загрузку-выгрузку машины, не оплачивает порожние пробеги. Вся нагрузка ложится именно на небольшие ТК и частников.

 

В 2021 году появятся компании, задачей которых будет вбирать в себя федеральные предприятия. Это будут небольшие и подвижные организации, работающие на понижение цен, чтобы выжить при серьезной конкуренции. Целью их станет сконцентрировать у себя транспортные средства менее поворотливых и поэтому обреченных компаний, с тем, чтобы затем хоть с какой-то выгодой перепродать грузовики частным водителям.

 

Автомобильный подвижной состав неуклонно стареет

 

Большая проблема, которая уже дала о себе знать и еще больше проявится в 2021 году и далее – это неизбежное устаревание транспортных средств в стране. На сегодняшний день на дорогах очень много машин, которые уже отработали свой срок, дальше их эксплуатировать становится все более проблематичным.

 

Как избавится от стареющей техники, если цены на нее не падают, а, наоборот, растут – значит дешево продать не получится? Мелкий предприниматель сейчас не спешит вешать на себя кредиты и обременять свое финансовое положение лизингом, значит, средств на приобретение у него нет.

 

Так сложилось, что вплоть до 2019 года крупные ТК приобретали автомобили, эксплуатировали их три-пять лет, после чего избавлялись, продавая более мелким или частным предпринимателям. Дальнейшая судьба такого автомобиля – работа на износ до конца своего жизненного цикла. После того, как из нее выжимали все, она уже годилась мало на что, а головной боли своему собственнику прибавляла. Вот и получилось, что автопарк стареет, а покупать автомобили с большим пробегом или брать в лизинг мало кто рискует.

 

Грузовики не старше семи лет и стоимостью около 2,25 млн рублей еще вполне на ходу, если эксплуатируются не на износ. Но скоро уже семилетнего возраста достигнут автомобили, выпущенные в 2015 году. В новых авто устанавливается все больше технических «наворотов», усложняется электрика. Это сказывается на сервисе, который не поспевает за прогрессом, отсюда и постоянные поломки устаревающих грузовиков.

 

Цены на автомобили выросли

 

Два года назад тягач с прицепом стоил 3 млн рублей, а сейчас, в 2021 – уже 5,5 млн рублей. Цена на автомобиль выросла почти вдвое, при этом расценки на перевозки остаются прежними. При таких условиях заработать практически ничего нельзя. Еще одна примета нашего времени – теперь владелец автомобиля должен сам сесть за руль и начать зарабатывать. А ведь раньше было не так. Перевозчик нанимал водителя, который следовал по маршруту, а деньги шли ему в карман. Но теперь с нынешними ценами это стало практически невозможно.

 

Заработать можно, только если владелец авто сам сядет за руль и вообще все операции будет производить самостоятельно – искать заказчиков, делать ремонт машины и колесить по маршрутам. Только так получится хоть как-то оставаться на плаву, и то при условии, что машина в хорошем состоянии. При этом федеральные компании выжали из своего автопарка все, что возможно. Автомобили эксплуатируют нещадно, экономят на всем, чем можно, увеличивают сроки прохождения техобслуживания, называя это модным словом «оптимизация».

 

Лучшие направления отберут крупные компании

 

Развитые крупные ТК смогут получать доходные направления, мелкие перевозчики будут вынуждены довольствоваться тем, что осталось от более сильных конкурентов. Правда, есть еще небольшое число заказчиков, которые в работе предпочитают иметь дело с небольшими компаниями, так как не любят, когда их вынуждают выполнять все условия, которые диктует крупная ТК. Им больше по душе, что мелкий перевозчик охотно станет работать на их условиях или пойдет на уступки. Но таких наберется едва ли пять-десять процентов.

 

Ставки подрастут – количество заказов уменьшится

 

Сейчас ставки ниже некуда, но к весне этого года, они, скорее всего, вырастут. Такой вывод можно сделать из текущего положения в федеральных транспортных компаниях. Если сцепка стоила 8 млн рублей, то сейчас ее цена взлетела на 2 млн рублей выше. Оптимизировать расходы на зарплату водителям, топливо, техобслуживание уже дальше некуда. Остается только один выход – повышать ставки на грузоперевозки.

 

Вслед за крупными ТК среднерыночные ставки тоже будут вынуждены подняться. Сейчас они настолько низкие, что невозможен никакой рост, вся работа – это только самоокупаемость и ничего больше. Если ставки повысятся, то есть вероятность, что заказов станет меньше, а значит, и доходы упадут.

 

Повезет в 2021 году больше тем, кто успел выкупить транспортные средства и оказался не обременен кредитованием. Покупать старые машины у крупных ТК или даже брать в лизинг – идея не блестящая, поскольку может не найтись водителя на проблемные автомобили. При этом годовой доход от тягача в 2020 году составлял всего около 130 тысяч рублей, если считать действующую стоимость километра пробега, за минусом оплаты работы водителя, расхода на горючее и самую минимальную амортизацию техники.

 

Еще больше штрафов

 

В 2021 году водителей ждут новые штрафы, которые вступили в силу с января. Строже стали относиться к неоплате проезда по платным дорогам. Если водитель грузовика попытается проскочить по такой автотрассе и не оплатить, то его ожидает штрафная санкция в размере 5000 рублей. Фиксировать неоплату будут автоматические камеры.

 

Камеры, всюду камеры. Они фиксируют нарушения людей за рулем, и от их всевидящего ока нельзя укрыться. С марта на дорогах, чтобы предупредить водителей, начнут устанавливать дорожные знаки перед зоной, где поджидают камеры фиксации нарушений. За 150-300 метров водители будут оповещены о том, что за ними наблюдают, и смогут вовремя снизить скорость или устранить другое нарушение.

 

Законодатели пока оставили без изменения прохождение медицинского освидетельствования. Пока все будет проходить по-прежнему, и за справку пока не надо будет выкладывать 9000 рублей, сдавая дорогостоящие анализы. Однако, это не очень приятное нововведение еще ждет впереди – возможно, с 2022 года.

 

Техническое обслуживание будет более сложным

 

Новые правила проведения ТО будут вводиться с марта. Теперь придется запасаться диагностическими картами исключительно в электронном виде. При прохождении техобслуживания автомобиль будут фотографировать. Если до 80% водителей раньше просто покупали диагностическую карту, то теперь нужно будет физическое присутствие на пункте ТО.

 

Будет сделано две фотографии, при этом указываются координаты того места, где произведена съемка. Первый раз снимок делают перед диагностикой, на фото вид спереди и отражаются модель и марка, цвет и государственный номер авто. По окончании диагностики делают второе фото с видом автомобиля сзади. Значение придается и координатам, на которых находится СТО – они должны совпадать с теми, что указаны в реестре операторов ТО и в государственном кадастре.

 

Сложность заключается в том, что у пунктов ТО установлена пропускная способность, выше которой они не смогут провести диагностику и выдать больше лимита диагностических карт. Раз есть лимит, то может возникнуть дефицит, когда все желающие просто не будут иметь возможности пройти диагностику. Это в перспективе может оказаться довольно большой проблемой, хотя региональные власти должны будут приложить много усилий, чтобы пропустить всех.

 

И еще один штраф – за то, что техосмотр не пройден. Если у водителя не оказалось диагностической карты, он должен будет уплатить в казну 2000 рублей. Карта будет в электронном виде внесена в систему ЕАИСТО после того, как водитель по всем правилам пройдет технический осмотр автомобиля. И прохождение, и наличие карты начнут проверять с 1 марта, поэтому непонятно, как водители успеют сразу и пройти диагностику, и получить электронную диагностическую карту.

 

О том, что новые правила для прохождения техосмотров добавят головной боли водителям большегрузов, высказал мнение глава профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов (источник: https://www.nakanune.ru/articles/116619/). Дело в том, что форма диагностической карты менялась уже несколько раз, а операторы не могут решить, на какую из форм им ориентироваться. Требуется перевести пятистраничную утвержденную карту в один двусторонний лист – но это оказалось для некоторых непосильной задачей. В результате множество перевозчиков так и не получили документ, и для них перевозка грузов стала невозможной.

 

Ставка «Платона» вырастет на 4%

 

Этот сбор с грузового транспорта запланирован с ежегодным ростом на 4%.  Если сейчас тариф «Платона» составляет 2,2 рубля за один километр, то с 1 февраля его ставка составит 2,34 рубля. Как сообщил Росавтодор, ежегодная индексация составила 14 копеек.

 

Ведомство также привело объем денежных средств, которые получены федеральным дорожным фондом за все время действия этой системы сбора за тоннаж грузовиков. Всего регистрацию прошли 1 420 млн большегрузных автомобилей. Поступило 126 млрд рублей, причем 7 млрд рублей – это штрафы, уплаченные за нарушения этого обязательного сбора.

 

Александр Котов говорит о том, что более 8% грузоперевозчиков игнорируют систему «Платон», о чем свидетельствует сумма выплаченных штрафов. По его словам, есть такие водители, которые только в этом году зарегистрировались в системе, а между тем прошло уже целых пять лет после ее введения. Когда «Платон» будет модернизирован, у водителей не останется ни одного шанса ездить без уплаты сбора.

 

Еще один сюрприз для грузоперевозчиков – это введение оплаты налогов в виде патента, которое начало действовать с 1 января. Не все согласны с таким положением вещей, и многие, по словам Котова, закрыли свое ИП и ушли в «серый» сектор. Патент, который перевозчик приобрел по месту своей регистрации, дает ему возможность перевозить груз и по другим регионам страны, однако договоры заключить в других регионах он уже не сможет. Возможно, появятся посредники, которые «помогут» это сделать за определенную плату, говорит Котов.

 

Пандемия снижает объем грузоперевозок

 

Бытует мнение, что пандемия коронавируса пошла на пользу грузоперевозкам, и что это чуть ли не единственная из отраслей, которая расцвела и получила выгоды от ограничений в первую волну пандемии и период самоизоляции. Это так, но только отчасти, говорит Александр Котов. Дела шли очень хорошо осенью, поскольку это время сбора урожая и востребованность грузоперевозок была велика. Однако к Новому году загруженность ощутимо снизилась, упал спрос на перевозки даже товаров первой необходимости.

 

Население начало экономить, меньше покупать продуктов и бытовых товаров. Особенно это стало заметно в регионах – там уменьшились объемы продаж и, соответственно, перевозок таких продуктов, как мясо, рыба, сахар и все, что содержит сахар в своем составе. Стали меньше заказывать перевозки крупной бытовой техники – это телевизоры, холодильники, стиральные машины, которые просто перестали покупать. Заморозилось частное строительство, никому не требуется перевозить стройматериалы.

 

В настоящее время грузоперевозчики стараются не упустить ни одного шанса на работу. Они возят все, что предложит им заказчик, не соблюдая своих предпочтений. Порой даже идут на нарушение товарного соседства – в одну сторону грузят и везут бытовые товары, в обратную – продукты.Часто это делается без обязательной санитарной обработки фур и получения разрешений, но приходится идти на такой риск из-за нехватки заказов. Такое положение, скорее всего, будет наблюдаться и в 2021 году.

 

Заключение

 

Основные тенденции 2021 года – это возросшая загрузка некрупных и частных перевозчиков и получение ими при этом меньших доходов. Все более усиливающееся устаревание техники и невозможность приобрести новые машины при росте цен на автомобили. Большие компании захватят самые денежные направления, оставив мелкие без доходов и прибыли. Ставки придется повышать, но есть риск остаться без заказов. Государство усилило налоговый гнет, введя патентную систему, повысив ставку «Платона», введя новые штрафы. Станет более трудным техобслуживание автомобилей из-за новых правил его проведения. Пандемия внесла свои негативные коррективы в грузоперевозки. Все это говорит о том, что год для водителей будет трудным. Остается только пожелать терпения и оптимизма всем, кто трудится за рулем в кабине большегрузов.



Опубликовано: 20.04.2021, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.