Авторские статьи

Как государство помогает грузоперевозчикам в период пандемии коронавируса

Как государство помогает грузоперевозчикам в период пандемии коронавируса

Короновирусная инфекция существенно изменила все сферы деятельности людей по всему миру. Грузоперевозчики также столкнулись с серьезными проблемами. Повсеместно закрываются границы для изоляции населения от внешней угрозы, усложняя логистические цепочки.
В международной сфере грузоперевозок возникают проблемы, связанные не столько с российскими властями, сколько с иностранными. Экономическая комиссия Европы сформировала перечни товаров, запрещенных к вывозу стран до конца июня включительно. Это нарушает сложившиеся логистические маршруты, ведет к изменению и удлинению сроков поставок, поиску новых подрядов.



Внутренние грузоперевозки пользуются повышенным спросом, что должно было привести к увеличению объема перевозимых грузов. Но по факту на товарных складах оптовых поставщиков не всегда в наличии достаточный запас товара. Из-за этого образуются сбои в отлаженных ранее логистических схемах, оборачивающиеся длительными простоями.

 

В результате существенного экономического спада и неопределенности в будущем грузовые автоперевозчики России пострадали достаточно сильно. Необходимость поддержки отрасли на государственном уровне стала жизненно важной. Поэтому Минтранс РФ выпустил сообщение о том, что деятельность автомобильного грузового транспорта считается пострадавшей от короновирусной пандемии, поэтому она включена в перечень пострадавших отраслей экономики РФ.

Перечень системообразующих предприятий автотранспорта


Исходя из подготовленного Минтрансом перечня системообразующих предприятий транспортного комплекса, на помощь государства в преодолении экономических последствий COVID-19 могут рассчитывать восемь грузоперевозчиков:


• «ДЛ-транс»;
• «Деловые линии»;
• «Сельта» (торговая сеть «Магнит»);
• ПЭК;
• «Агро-Авто»;
• «Ресурстранс»;
• Globaltruck;
• «ИТЕКО Россия».


По словам вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, список рекомендованных для господдержки предприятий значительно отличался. Из него под программу помощи попала только компания «ИТЕКО».
В перечень предприятий транспортной отрасли, являющихся системообразующими, вошли также организации по дорожному строительству и логистические центры. Критерием включения в перечень для грузовых автоперевозчиков стала минимальная ежегодная выручка не менее 10 млрд. рублей.

Меры господдержки отрасли


По словам главы правительства РФ Михаила Мишустина, защита предприятий в сложившихся из-за пандемии условиях предусматривает шестимесячный мораторий на взыскание штрафов и банкротство. По мере развития ситуации правительство будет корректировать и расширять возможные меры поддержки предпринимателей.


Мишустин анонсировал дополнительные меры поддержки:


• две специальные программы кредитования для малых предприятий;
• предоставление отсрочки на шесть месяцев по оплате кредитов;
• беспроцентные займы для выдачи заплат;
• отсрочки по арендным платежам используемого государственного и коммерческого имущества;
• оплата малым бизнесом аренды по факту доходов, с возвратом накопившейся суммы задолженности в рассрочку, в течение года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 57 от 24.04.2020 г., дополняющего Постановление Кабинета Министров 409 от 2.04.2020 г., присутствие в данном перечне позволяет предприятиями малого и среднего бизнеса получить помощь от государства. Они имеют право на кредитные каникулы, выплачивая налоги и страховые сборы на протяжении года, равными долями.



Для того, чтобы воспользоваться рассрочкой платежей, автопредприятия должны отвечать ряду критериев, зафиксированных в Постановлении Правительства РФ №409 от 2.04.2020 г.:


1. Доходы снизились на 10 % или более.
2. Снижение доходов по операциям, ранее облагаемым НДС с нулевой ставкой, на те же 10 % или более.
3. Получен убыток в текущем году, при этом убыток за прошлый (2019 г.) отсутствует.

В Постановлении подчеркивается, что созданные в 2019 г. организации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, имеют право производить расчет показателей на основании сравнения данных за два прошедших квартала, предшествовавших моменту подачи заявления. Убыточность определяется по данным налоговых деклараций, учитывающих налог на прибыль за отчетный период, наступивший ранее, до момента подачи документов.


Отсрочка платежей напрямую зависит от того, насколько сильные потери понесла организация-грузоперевозчик:


• при снижении доходов автопредприятия на 50 % и более, отсрочка дается на год;
• на 30 % и более – на девять месяцев;
• на 10 % - на шесть месяцев;
• в иных случаях предоставляется отсрочка на три месяца.


Участники рынка автоперевозок, за счет включения отрасли в антикризисный список, могут рассчитывать на господдержку:


1. Отсрочка уплаты налогов (не включая НДФЛ и НДС).
• для ИП и компаний, числящихся в Реестре МСП – на шесть месяцев;
• для организаций, не включенных в Реестр – на три месяца.
2. Отсрочка уплаты в социальные фонды МСП страховых взносов – на шесть месяцев.
После подачи автопредприятием заявления налоговыми органами вплоть до принятия решений, не должно применять никаких мер по взысканию задолженностей. Налоги, авансовые платежи по налогам и страховые взносы, по которым была предоставлена отсрочка, освобождены от начисления пеней до дня, утвержденного законодательством. Все заявления на оформление налоговых каникул необходимо подать до 1.12.2020 г.

Минтранспорта РФ предлагает ввести комплекс дополнительных мер, поддерживающих автомобильный транспорт:


• Рекомендовано освободить предприятия, осуществляющие международные грузоперевозки, от имущественного, транспортного, земельного налогов.
• Отказаться временно от утильсбора для новых грузовых машин класса Евро-6 и автобусов.
• Субсидировать покрытие лизинговых, а также кредитных начислений.
• Обнулить НДС на внутренние и международные перевозки грузов, получатели которых находятся на территории России.
• Разрешить вычет 50% убытков из налогов на прибыль «из будущего».
• Снять лимит перевозок.
• Снизить ставку до 15% страховых взносов по оплате труда в 2020-2022 годах.
• Регионам позволяется не взимать налоги (транспортный, имущественный, земельный) и арендную плату с грузоперевозчиков.
Эти меры поддержки в настоящее время находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

Что происходит с отраслью в регионах

Несмотря на меры, принимаемые Правительством, транспортные компании вынуждены просить дополнительной помощи у государства. Так, на Тамбовщине и в Краснодарском крае критически возрос объем перевозимых продуктов и дезинфекционных средств, на Урале наблюдается падение поставок стройматериалов. Идет разбалансировка отрасли. Даже Президент РФ вынужден был в ходе совещания с представителями федеральных округов отдельно отметить, что ограничения межрегиональных товарных потоков недопустимо.
Многие региональные перевозчики отмечают, что объемы грузов не уменьшились, но претерпела серьезное изменение сама конъюнктура рынка. Строительные материалы заменяются средствами дезинфекции, кормами для животных и средствами первой необходимости. Колоссальным спросом пользуются мука, крупы и консервы. Все перемены, связанные с наполнением полок магазинов, отражаются на грузоперевозках.



Компании, которые раньше специализировались на перевозке промышленного оборудования и стройматериалов, уже попали в группу риска. Межрегиональные перевозки отменяются, так как закрываются компании-производители сырья.

Анна Петрова, представляющая Свердловскую ассоциацию «Грузавтотранс», говорит о падении перевозок внутри региона на 70%. Согласна с ней и Ольга Данилко, представитель компании по Омской области. Пандемия обрушила объем перевозок и привела к задержкам в отправлении грузов. Проблемы возникают даже на уровне контролирующих органов, неверно трактующих законодательство и не считающих некоторые товары, такие как банки для фасовки продуктов, товарами первой необходимости, запрещая их транспортировку. (источник: https://trans.ru/news/mezhregionalnie-avtoperevozchiki-prosyat-gosudarstvennoi-podderzhki)

Ожидания грузоперевозчиков

Однако, не всем транспортным компаниям повезло попасть под анонсированные Президентом РФ Владимиром Путиным налоговые послабления.

По словам президента Национальной ассоциации автогрузоперевозчиков «Грузавтотрас» Владимира Матягина, в поручениях Президента налоговые послабления распространяются на ОКВЭД 49.4. Необходимо дополнить поручения Президента, исправив коллизию.
Более того, основной расход для грузоперевозок – дизтопливо. На мировом рынке цены на нефть падают, а в России либо замерли на месте, либо растут. В целях поддержки отрасли очень бы хотелось дотаций от правительства или же снижения цен. Это существенно облегчило бы жизнь грузоперевозчикам и населению, ведь себестоимость продукции в большей доле заложена в стоимости транспортировки. Снижение цены на топливо привела бы к снижению цен в магазинах (источник: https://www.bfm.ru/news/443089).

Недостаточными называет и оказываемыми правительством меры по поддержке отрасли Владимир Тян, директор ГК «Совтрансавто». С его точки зрения необходимы протекционистские меры для транспортных и логистический предприятий. Правительство предлагает только меры по удержанию ликвидности, не предлагая реальной поддержки. Для малого и среднего бизнеса единственной действенной мерой является снижение социального налога. Все остальное, что касается отсрочек в оплате налогов, выдачи кредитов для расчетов с сотрудниками по зарплате – весьма двойственно. Ведь если доходов в данный момент нет, то и взяться им ни сейчас, ни позже будет неоткуда. Доходы в любом случае упадут. Поэтому от Правительства хочется ожидать решений, направленных на субсидирование деятельности, но никак не компенсацию кассовых разрывов. В конечном итоге имеющиеся сейчас в наличии «меры поддержки» приведут лишь к копящимся расходам в задолженности – перед бюджетом и организациями-кредиторами (источник: https://www.bfm.ru/news/443089).

Региональные грузоперевозчики, в частности Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, предлагают конкретный пакет мер, направленных на поддержку грузоперевозок. Обязательными должны быть введения моратория на транспортный налог в 2020 году, освобождение от уплаты утилизационных сборов большегрузного автотранспорта класса Евро-5 и Евро-6, отмена платы за проезд по дорогам федерального назначения в системе «Платон». Отмена «Платона» желательна до конца 2022 года, т.е. до момента, когда отрасль сможет восстановиться.

За приостановку действия «Платона» голосуют и Российский транспортный союз, и Сибирская ассоциация автоперевозчиков, и Ассоциация международных автоперевозчиков, и Союз транспортников РФ. Альтернативой, если отменить «Платон» невозможно, предлагается возвращение льгот, компенсирующих транспортный налог, на объем средств, уплаченных в систему «Платон».

Еще одной интересное предложение высказано Леонидом Степанюком, директором ТК «ДСВ-транспорт». Он считает правильным установку «зеленых коридоров» для грузоперевозчиков по подобию ЕС, с обязательным тестированием здоровья водителей-международников на международных пунктах пропуска. Любые ограничения в работе стратегической автомобильной отрасли не должны вводится, ведь на него приходится более 70% всех грузов, перевозимых внутри страны. Любые ограничения и введения карантинных сроков для водителей приведет к коллапсу в отрасли. (источник: https://trans.ru/news/mezhregionalnie-avtoperevozchiki-prosyat-gosudarstvennoi-podderzhki)

Послабления для грузоперевозчиков жизненно необходимы для того, чтобы отрасль могла выжить, обеспечивая продуктами и товарами первой необходимости жителей России в период пандемии и после ее окончания.



Опубликовано: 03.09.2020, Автор:
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.