Авторские статьи

«Платон» и навигация

«Платон» и навигация

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

В законотворческой деятельности главное – последовательность. Особенно это касается налоговой сферы. Иначе говоря, если вводится какой-то налог, то затем он не пересматривается и не подвергается корректировке. Ведь люди, которых обременили налоговой нагрузкой, принимают спущенные им сверху правила игры. Малейший пересмотр налога в сторону его увеличения приводит к возмущению общества, что не удивительно.

 

Похоже, подобный сценарий ожидает и печально известный «Платон» (система, которая взимает с водителей грузовиков фиксированную плату за проезд по дорогам федерального значения). В свое время она наделала много шума и спровоцировала масштабную акцию протеста дальнобойщиков, которые частично добились своих требований. И вот теперь высокопоставленные чиновники собрались обложить водителей большегрузных фур дополнительным налоговым сбором.

 

Представители Министерства транспорта выступили с инициативой повысить тарифную ставку в рамках системы «Платон». Причем действовать она будет лишь в так называемый период речной навигации и затронет исключительно тех водителей, которые управляют грузовиками от 12 т. и выше.

 

По заявлениям чиновников данная мера является вынужденной. Иначе восполнить образовавшийся дефицит бюджетных средств, которые были выделены на уход за водными магистралями, не удастся. Впрочем, такое объяснение не устроило дальнобойщиков. Они возмущены тем, что государство не в самые лучшие для России времена пытается за их счет решать свои проблемы.
Максим Соколов, министр транспорта РФ, отмечает, что такие явления, как речная навигация и увеличение нагрузок на автомобильные трассы наступают в один и тот же период. Именно по этой причине планируется взимать с водителей большегрузных машин фиксированную плату. Последняя будет действовать с апреля по ноябрь, когда фиксируется рост сезонных перевозок не только грузов, но также и пассажиров.


Вместе с тем Максим Соколов не исключил, что новый налог будет распространяться и на те автомагистрали, направление которых идентично направлению основных водных путей. Для этого, по его словам, необходимо подготовить определенный перечень маршрутов. Развивать дальше данную тему министр не стал. Но не исключено, что в кабинетах вверенного ему ведомства такой перечень уже составляется, и в скором времени дальнобойщики его увидят.

 

Также во время заседания Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей из уст Максима Соколова прозвучала информация о том, что самые пиковые сезонные нагрузки на железнодорожный транспорт также совпадают с периодом речной навигации. По мнению министра, было бы рационально не предоставлять льготный тариф тем перевозчикам, которые осуществляют доставку массовых и объемных грузов по железной дороге.


Примечательно, что в своей речи Максим Соколов сделал небольшую поправку, которая, видимо, была адресована дальнобойщикам. Он заявил, что с помощью одних лишь запретов и ограничений по отношению к автомобильному транспорту добиться переориентации грузопотоков в сложившейся ситуации нереально, так как существующие инфраструктурные ограничения не позволяют всецело раскрыть потенциал водного транспорта.


В том случае, если на содержание внутренних водных магистралей будут регулярно выделяться большие финансовые средства, начнется активное строительство современных гидротехнических объектов. Их появление скажется на увеличении пропускных способностей самих путей. Когда подобное реализуется на практике, можно будет вводить новый налог за пользование гидротехническими сооружениями. Только на этот раз налоговая нагрузка ляжет на плечи владельцев судоходных компаний. Впрочем, говорить об этом пока рано. Для начала министерство транспорта должно разобраться с дальнобойщиками. Причем сделать это необходимо максимально корректно. Иначе могут вспыхнуть новые акции протеста.

 


Одобрено высшим руководством
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что подавляющее большинство министерств одобряет инициативу транспортников. В частности, и финансирование, направленное на содержание водных путей. При этом Аркадий Дворкович отметил, что, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, правительству не хотелось бы лишний раз обременять население дополнительными налогами. Но, с другой стороны, лишних денег в казне нет, а пополнить ее можно только за счет налогоплательщиков. Вице-премьер РФ считает, что в таких вопросах необходимо действовать предельно аккуратно.

 

Безусловно, введение новых налогов спровоцирует сокращение инвестиционных программ. Подобное в нынешних условиях может только усугубить и так непростую ситуацию в экономике. Проще говоря, единственного верного решения просто не существует. Но из двух зол следует выбирать меньшее. В данном случае, правительство, скорее всего, пойдет навстречу Министерству транспорта и введет новый налог для дальнобойщиков. Возможно, на первоначальном этапе он будет небольшой, чтобы водители большегрузных фур сильно не возмущались. Однако потом его начнут постепенно увеличивать.


Ряд экспертов и аналитиков не исключают, что первоначально система «Платон» предусматривала взимание пошлины с водителей большегрузных машин в период речной навигации. Но под давлением общественности и водителей власти приняли решение убрать из нее некоторые пункты. Одним словом, она стала более лояльной. И вот теперь, когда дальнобойщики успокоились и свыклись с существующими правилами, в систему «Платон» вновь решили вернуть недостающие звенья. Например, дополнительный налоговый сбор с 12-тонников в сезон речной навигации. Не исключено, что в ближайшем будущем общественности станет известно и о других дополнительных налогах, которые в свое время убрали из системы «Платон».
Несмотря на заверения вышестоящих чиновников, водителям большегрузных машин следует готовиться к новым налоговым сборам. По крайней мере, они об этом уже предупреждены. Ведь вице-премьер РФ Аркадий Дворкович недвусмысленно на это намекнул.

 

Впрочем, все карты правительству может спутать ухудшение экономической ситуации в стране. А исключать развитие такого сценария нельзя. В таком случае вышестоящие чиновники побояться принимать непопулярные меры, которые могут вызвать недовольство среди дальнобойщиков. Последние уже когда-то продемонстрировали свою солидарность и сплоченность во время массовых акций протеста.

 

 

Президент в курсе
Двояко смотрит на инициативу Министерства транспорта РФ и Владимир Путин. С одной стороны, он отмечает, что в нынешних условиях увеличивать налоговую нагрузку не стоит. С другой же ему хотелось бы видеть дополнительные источники финансирования государственного бюджета, которые позволили бы решить актуальные проблемы. Именно поэтому президент РФ призвал все стороны работать очень аккуратно и детально информировать о предстоящих нововведениях не только участников экономической деятельности, но и общественность. По его мнению, такой подход к работе позволит избежать недопонимания и недовольства. Более того, участники экономической деятельности смогут заранее составлять планы на будущее.
При этом Владимир Путин уверен, что любые инициативы необходимо согласовывать абсолютно со всеми министерствами и ведомствами. Это также позволит исключить появление спорных вопросов в дальнейшем.


Естественно, Владимир Путин сказал все это не для проформы. Он ожидает, что чиновники прислушаются к его совету и начнут работать в заданном им ключе. Но, как показывает практика, они принимают к сведению далеко не все наставления президента. Дальнобойщики опасаются, что так будет и на этот раз. Они уверены, что вместо того, чтобы посоветоваться с грузоперевозчиками и прийти к какому-то компромиссу, чиновники закулисно введут самый максимальный налог.


Несмотря на сделанные заявления, у правительства есть все возможности, а главное — желание для увеличения тарифов «Платона» в отношении 12-тонников на период речной навигации. Вот только есть ли в этом острая необходимость? Ответ, разумеется, положительный, так как требуются дополнительные источники финансирования. Но вместе с тем, принимать подобные меры в сложной экономической ситуации – рискованный маневр.



Опубликовано: 24.11.2016, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.