Авторские статьи

Реформы грузоперевозок

Реформы грузоперевозок

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Недавно выяснилось, что такая, важная для российской экономики, отрасль как автомобильные грузовые перевозки, нуждается в срочном реформировании.

 

Действительно, размеры этого сегмента транспортного рынка, количество занятых в различных процессах участников убедительно свидетельствуют о его «экономической важности». Что, кстати, находит отражение и в оценках экспертов. Так, по последним статистическим выкладкам, ежегодная финансовая составляющая, приходящаяся на грузовые автоперевозки, довольно внушительна - почти 6 трлн. рублей; в них задействованы около 100 тысяч компаний и не менее 200 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые, в свою очередь, владеют 6 млн. автотранспортных единиц и обеспечивают работой свыше 8 млн. человек.

 

 

Смена ориентиров

Но вот ведь незадача, отрасль с такими внушительными показателями и потенциалом не смогла «противостоять» введенным в 2014 году санкциям (отметим, что сыграли свою негативную роль и контрсанкции), и буквально по всем направлениям начался не просто спад, а в полном смысле слова – обвал. Двухлетний период (2014-2015 годы) для российских автоперевозчиков можно без какого-либо преувеличения определить как время «борьбы за выживание».

 

Впрочем, все проблемы, возникшие в эти годы, уже разобраны и освещены аналитиками и экспертами рынка, поэтому, чтобы подчеркнуть глубину кризиса, приведем всего лишь две диаграммы.  

 

 

 

 

 

Понятно также, что наиболее существенное сокращение объемов пришлось на экспорт и импорт, что, в свою очередь, резко снизило спрос на услуги российских автотранспортных компаний со стороны участников ВЭД.

 

Кризисную ситуацию удалось более-менее выровнять, переориентировав автоперевозчиков на доставку грузов по России и в регионы и страны Средней Азии. Изменившаяся география автомобильных грузоперевозок позволила компаниям, сориентировавшимся в обстановке, удержаться на плаву в 2016 году. По мнению же некоторых экспертов в ряде направлений рынка автотранспортной логистики был даже отмечен небольшой рост.

 

Выяснилось, что сохранился он и в 2017 году. На прошедшей в середине прошлого сентября конференции «Транспортная логистика. Грузовые перевозки-2017», заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, в частности, сообщил:

 

- По итогам первого полугодия грузовой автомобильный транспорт продемонстрировал рост на 2,1%. За последние годы значительно изменилась географическая направленность и характер автомобильных грузоперевозок: сократился объем импорта из Европы после введения антироссийских санкций и контрсанкций, а грузовые потоки переориентировались на азиатские рынки. Кроме того, резко вырос объем экспортных грузопотоков почти по всем направлениям, что дало возможность выровнять баланс в международных автоперевозках.

 

Выглядит все вроде бы утешительно, но прогноз дальнейшего развития в сфере автоперевозок, и здесь опять сошлемся на мнение замминистра, на данном этапе делать пока преждевременно. Тем более, что внутренних проблем в отрасли меньше не становится, а некоторые из них, как выяснилось на той же конференции, требуют самого срочного решения.

 

Набор их может и не нов, но среди первоочередных и давно назревших «внедрение эффективно работающей общегосударственной системы автоматического весогабаритного контроля, а также электронной транспортной накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов, введение системы аттестации перевозчиков и контроля их операционной деятельности, создание комплексной системы страхования ответственности перевозчиков, грузоотправителей и владельцев грузов».

 

Собственно, поэтому и необходимо в срочном порядке реформирование отрасли – на этом сошлись в едином мнении все участники конференции. Так что и на внутреннем рынке тоже придется поменять ряд устаревших ориентиров.

 

 

Прорехи в законодательстве – конфликты «на земле»

То, что законодательство в сфере автоперевозок необходимо совершенствовать, а некоторые нормы и правила просто отменять и принимать новые более совершенные, очевидно как для чиновников, так и для практиков грузоперевозок. Вот только процесс этот идет крайне медленно – взаимопонимание по целому ряду вопросов между представителями ведомств и сообщества перевозчиков как не очень складывается.

 

И одной из серьезных, до сих пор нерешенных, проблем остается, например, пересмотр подхода к определению того, какой же все-таки должна быть автоматизированная система весогабаритного контроля (АСВГК), и какими должны быть законодательно утвержденные в отношении нее правила.

 

Известно только, что, по заявлению министра транспорта Максима Соколова, Минтранс приступит к ее внедрению в 2018 году.

 

- Точно решено ее создавать, окончательный формат и принципы создания этой системы – государственно-частное партнерство, совмещенное с системой «Платон», это будет решено в ближайшее время. И я рассчитываю, что мы вплотную приступим к реализации этой системы, очень нужной и востребованной, экономящей бюджетные средства, уже в следующем году, – сообщил глава ведомства на Восточном экономическом форуме.

 

Оптимальным считает использование системы «Платон» для решения этого давно назревшего вопроса и председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак:

 

- Перевозчики принципиально поддерживают введение системы автоматического контроля за «перегрузом» – при условии того, что все участники рынка будут поставлены в равные условия, система будет работать технически корректно, а результаты будут прозрачны и доступны в легальном поле. В транспортной экосистеме с эффективно работающей АСВГК автогрузовые компании получат существенные экономические преимущества: на рынке становится больше заказов, повышаются тарифы, перевозчики защищены от неправомерных штрафов со стороны инспекции на дорогах и экономят на ремонте своего транспорта, износ которого существенно выше при превышении максимально допустимых нагрузках.

 

Выделил он и еще один, очень важный, на его взгляд, аспект внедрения АСВГК – ее системно позитивное влияние на безопасность движения.

 

- Ни для кого не секрет, что перегруженный тяжелый грузовик на дороге общего пользования – это многократное увеличение риска возникновения ДТП. Сегодня показатели аварийности с участием большегрузов убедительно демонстрируют этот малоприятный факт. Нет сомнений в том, что повсеместное внедрение системы весогабаритного контроля заметно улучшит эту ситуацию, сделает наши дороги безопаснее и спасет жизни многих людей, – подчеркнул руководитель МОЭС.

 

Кстати, если вопрос с АСВГК будет решен положительно и в ближайшее время, то это определенно снизит накал недовольства автоперевозчиков участившимися случаями их привлечения к административной ответственности, взиманию штрафов, а нередко и просто поборов, за так называемый «перегруз». А пока недовольство происходящим, в основном на региональных дорогах, взвешиванием только усугубляется, о чем говорят буквально все представители ассоциаций и союзов автоперевозчиков.

 

Например, на круглом столе, недавно прошедшем в Петербурге, среди обсуждавшихся проблем автоперевозчиков, центральной была тема АСВГК. Из выступления одного из присутствующих выяснилось, что оказывается в России два действующих федеральных закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном фигурируют весы автоматические, в другом – автоматизированные. Такие вот получаются законодательные разночтения.

 

Отмечалось также и то, что правила федерального закона, касающиеся допустимых нагрузок на автомобильную ось, явно устарели, так как были приняты в 1960-е годы. И если ситуацию с АСВГК не изменить, то конфликты на дорогах будут только множиться, и, соответственно, продолжится рост числа исков, поданных в суд ущемленными в правах перевозчиками. Так что сегодня вопрос корректности работы весов на российских дорогах актуален как никогда – расхождения в результатах взвешивания одного и того же груза на разных пунктах контроля быть не должно.

 

 

Открытость – ключ к взаимопониманию

Однако среди вороха проблем есть известия и из разряда положительных. В лучшую сторону, похоже, будут меняться отношения автоперевозчиков с дорожниками.

 

На упомянутой выше конференции заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов, говоря о том же  весогабаритном контроле на дорогах, подчеркнул, что ему будет уделяться повышенное внимание, а правила и порядок его проведения, безусловно, будут совершенствоваться. Но процесс, и стороны с этим согласны, будет проходить поэтапно.

 

Также будут учитываться пожелания и потребности перевозчиков. Например, как заметил он, уже запущен пилотный проект, когда по суммированным заявкам, поступившим от водителей большегрузов на сайт, будет формироваться программа дорожных работ.

 

Ускоренными темпами предстоит совершенствовать и дорожный сервис. В ближайшей перспективе на трассах появятся более 890 новых АЗС, станций технического обслуживания, отелей, кафе и банно-прачечных комплексов.

 

- Создание такой сервисной сети, – подчеркнул чиновник, – исключит неравномерность распределения объектов комплексного обслуживания на федеральных дорогах.

 

Наметилась и еще одна положительная тенденция, имеющая непосредственное отношение к сегменту автомобильных грузоперевозок. В этом году российский  рынок продаж грузовых автомобилей продолжил восстановление. По данным агентства «Автостат» в мае продажи грузовиков выросли на 70,3% и составили 5454 ед. Прирост показателей реализации с начала года и по май включительно составил 41,2%.

 

Увеличились в мае этого года на 161,6%, как отметили в «Автостате», и продажи грузовых машин в сегменте иномарок, в абсолютном выражении объем реализации вырос с 907 до 2373 ед. техники. Спрос на грузовики отечественных брендов вырос на 34,2% в мае, с 2295 до 3081 ед. техники. С начала года и по май включительно продажи грузовиков-иномарок выросли на 115% и достигли отметки 9643 ед. За этот же период (с января по май) объем реализации грузовиков отечественных марок увеличился на 15,4% в годовом выражении и составил 14 749 ед.

 

И вот что еще стоит отметить – ряд экспертов, настроенных, по всей видимости, весьма оптимистично, полагают, что через несколько лет рынок грузовых автоперевозок в России вполне сможет показать рост в пределах десяти процентов. Правда, для достижения таких показателей, заметим, необходимо решить немало проблем. И очень немаловажно, чтобы представители ведомств и сообщества автоперевозчиков нашли, наконец, общий язык при ведении переговоров и решении насущных для отрасли вопросов.



Опубликовано: 11.07.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.