Авторские статьи

Топливо: инфляция и цены

Топливо: инфляция и цены

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

О состоянии российского топливного рынка сегодня можно сказать следующее: запасов в избытке, спрос падает, розничные цены, хоть и медленно, но растут.

 

Рынок сегодня переполнен бензином. По сравнению с прошлыми годами, когда резервы (перед плановыми ремонтами НПЗ) не превышали 1,8-2 млн. тонн, сегодняшние объемы в топливных «закромах» увеличены до 2,1 млн. тонн. Аналитики считают, что регуляторы рынка, опасаясь возникновения (из-за сдвигов в плане ремонтов НПЗ) дефицита, решили не рисковать. Отсюда такие предельно оптимальные объемы.

 

А вот с потреблением возникли проблемы – оно сокращается второй год подряд. Уже по итогам 2015 года отмечался спад спроса на моторное топливо. Падение составило 1,3%, и это при том, что с 2004 года рост составлял 3,3%, такие данные приводят аналитики компании VYGON Consulting.

 

Впрочем, и без «процентов» процесс спада очевиден, как полагают, в свою очередь, в компании «Алгоритм. Топливный интегратор». По мнению ее экспертов, «мониторинг потребления бензина в стране никто не ведёт, но сводки из автосалонов о сокращении второй год подряд продаж новых авто дают основание полагать, что объёмы потребления бензина сокращаются».

 

Производители, отслеживая ситуацию со спросом, уже начали снижать объемы переработки. Так, по данным ЦДУ ТЭК, в январе наблюдалось падение производства бензинов в стране на 6,1% к январю 2015 года, а за январь-февраль 2016-го — на 3,6% к показателям прошлого года.

 

 

Установка сохраняется

И в то же время следует отметить, что каких-то кардинальных изменений на внутреннем топливном рынке не происходит. Повышение (почти на 20%) оптовых биржевых цен, увеличение акцизов определяющим критерием для повышения, тем более резкого, розничных топливных цен почему-то не становится. Какой-то новизны в этом нет, а вот антимонопольная служба есть: топливо, конечно может (и, отметим, будет) дорожать, но в пределах инфляции.

 

- Такая установка выдерживается на протяжение целого ряда лет. Так что, если инфляция в России в 2016 году составит порядка 10%, то и бензин подорожает не более чем на 10%, – отметил наш эксперт из компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков.

 

А вот как выглядит «процентная тема» в оценках и прогнозах государственных ведомств. Например, по оценке Росстата при инфляции 12,9% в 2015 году, цены на бензин повысились на 4,8%. По прогнозу Банка России, рост акциза на бензин с 1 января 2016 года на 1,5 рубля и его увеличение с апреля еще на 2 рубля  приведет к удорожанию бензина на 10,4%.

 

Кстати, об акцизах. Здесь уместным будет напомнить, что по данным экспертов ставка акциза на бензин «Евро-5» увеличилась до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий пятому классу бензин — до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились еще: на «Евро-5» — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей. ставка акциза на бензин «Евро-5» увеличилась до 7,53 тыс. рублей за тонну против 5,53 тыс. рублей за тонну в 2015 году, а на не соответствующий пятому классу бензин — до 10,5 тыс. рублей за тонну против 7,3 тыс. рублей за тонну в 2015 году. Кроме того, по инициативе Минфина с 1 апреля акцизы на бензин повысились еще: на «Евро-5» — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей.

 

В общем, перспективы – при переходе  из цифр, процентов и прогнозов в реалии – потребителя явно не порадуют.

 

Впрочем, и особых поводов для паники нет. Прогнозы прогнозами, а вот, например, аналитики «Алгоритма» считают, что перестройка розничных цен на бензин под уже выросшие за четыре месяца биржевые индексы пока не началась.

 

По мнению Виктора Костюкова это связано с тем, что в основном, розничные цены на Аи-92 по стране группируются в диапазоне 34,20+/-0,8 руб./литр. При этом цены стартовали в начале года на среднем значении около 34,00 руб./литр, а концу апреля приросли на 1,5%, на 50 копеек, до 34,50 руб./литр. За этот же период биржевые крупнооптовые (вагонные) цены выросли на 17%, с 24 до 28 руб./литр, а мелкооптовые – на 13%.

 

- И, – как далее заметил он, – за эти пределы, конечно же, выходят Крым и Дальний Восток. Крым – это дорогая логистика доставки топлива на полуостров, включая паромную переправу через Керченский пролив (примерно 700 рублей за тонну груза), а также высокий спрос зимой для электрогенераторов.

 

Дальневосточный регион традиционно дороже, чем Центральный или даже Сибирский из-за удалённости от ресурсной базы. Нефть на Комсомольский и Хабаровский НПЗ поступает по железной дороге, что примерно на 4 тыс. руб./т дороже, чем трубные поставки.

 

Розничные и оптовые цены на топливо по федеральным округам приведены в представленных ниже диаграммах.

 

 

 


В зигзагах индексов

Сегодня без биржевых торгов продвижение нефтепродуктов как внутри России, так и вне ее, представить просто невозможно. Биржа (СПб, МТСБ) – инструмент на топливном рынке, безусловно, очень важный. Происходящие на ее площадках торги, взлеты и падения индексов во много определяют магистральные ценовые направления в российском топливном сегменте. Объемы сделок с тем же бензином здесь превышают тысячи тонн.

 

Резким взлетом биржевых индексов был отмечен конец мая. За пять торговых дней бензин подорожал на 500-800 руб./т, в зависимости от марки. Дизельное топливо по индексу Владимир подорожало на 2000 руб./т, с 31930 до 34008 руб./т. В связи с чем наш эксперт отметил:

 

- И в том и другом видах топлива мотором роста стало эмоциональное восприятие блокады французских НПЗ и портов со стороны протестующих граждан против реформы трудового законодательства, в результате чего, резко выросли экспортные паритеты. Повод для производителей подтянуть цены внутреннего рынка более чем подходящий. Нефтяные компании им воспользовались. Однако фундаментальный показатель «спрос-предложение» на внутреннем рынке все-таки оказался по-прежнему смещён в сторону «предложение», и уже в понедельник торги продемонстрировали если не откат, то паузу. Бензин торговался на различных НПЗ со смешанной динамикой, а в среднем индексы показали нулевой прирост. Причем касалось это самых мощных базисов, где объёмы сделок с бензином превышают 1000 тонн – Рязань, Самара, Уфа, Омск, Сургут.

 

Процессы в торговле нефтепродуктами происходят разные. Но от сезонной заданности похоже не уйти. Например, заметил Виктор Костюков, объемы сделок с бензинами в конце мая сократились относительно апреля на 8-11%. Такая тенденция от апреля к маю повторяется ежегодно и не только из-за сокращения рабочих дней в мае. В апреле нефтебазы заполняются к началу высокого сезона по максимуму. А в мае сезон ещё не наступил, базы переполнены, принимать некуда, вот и сокращаются биржевые покупки. А вслед за ними сдерживаются и цены. Средние цены на бензин в мае при незначительном изменении плюс/минус 0,3% остались, что отражено в приведенной ниже таблице, на уровне апреля.

 

 

 

 

 

 

С поправкой на «постоянную величину»

В сегменте мелкооптовых цен окончание первой недели июня было отмечено тем, что оператор Московского НПЗ несколько обновил прайс на Володарской ЛПДС. И по известной формуле, связывающей мелкооптовые цены с биржевыми индексами, были установлены следующие цены:

- бензин Аи95 – 43 200 (б/изм.) руб./т,

- бензин Аи92 – 41 200 (+200) руб./т,

- дизельное топливо – 35 900 (+400 руб./т.

 

Что касается розничных цен, то положение здесь нарисовалось весьма своеобразное. Казалось бы, они пошли в рост. Как показал последний мониторинг московских АЗС от 6 июня, литр 95-го подорожал в среднем на 9 копеек, литр 92-го – на 5 копеек. Но при этом, как подчеркнул Виктор Костюков, источником роста стали независимые сети АЗС. Для них маржа продаж является определяющим фактором, а она по мере роста мелкооптовых цен сократилась до 11-13%, что довольно близко к уровню убыточности бизнеса, который независимые определяют как 10%. ВИНКи пока не пересматривали ценники на АЗС. Более того, «Татнефть» вторую неделю подряд снижает цены на своих заправках в среднем по 6-7 копеек на литре бензина в неделю. Но это чисто маркетинговый ход в конкуренции на московском рынке. А в целом сезонное поведение цен на бензин повторит картину прошлого года, только с поправкой на постоянную величину в несколько рублей. На представленных ниже графиках отражено «поведение» средних по России цен на бензин Аи-92 в 2015 и 2016 гг.

 

 

 

 

 

 

Некоторые эксперты также полагают, что в борьбе за привлечение клиентов ВИНКи вряд ли будут повышать цены на топливо на своих АЗС в ближайшей перспективе. Да и потом, что очевидно, сдерживание роста цен на заправках компенсируется компаниями – они же добытчики, производители и продавцы – путем повышения цен в оптовом сегменте. Все, как говорится, учтено и отрегулировано. Ну, а у независимых проблемы все те же – идет борьба за выживание. А находящийся «между» потребитель, конечно выбирает тех, у кого и качество соответствующее, и цены щадящие.

 

Автор благодарит аналитический отдел компании «Алгоритм. Топливный интегратор» за предоставленную информацию, а также  –  за таблицы и диаграммы.



Опубликовано: 27.06.2016, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.