Авторские статьи

Внедрение ЭТрН и ЭПЛ – плюсы и минусы

Внедрение ЭТрН и ЭПЛ – плюсы и минусы

Министерство транспорта России начало эксперимент по введению в транспортный процесс документов в электронном виде. Это касается ЭТрН (электронная транспортная накладная) и ЭПЛ (электронный путевой лист), которые будут использоваться при перевозке грузов и пассажиров.

 

 

Как будет организовано внедрение цифровой ТН

Внедрить электронный документооборот в работу транспортных компаний планировалось уже давно. И в 2018, и 2019 году министерство обещало дать разрешение на использование первичной документации в цифровом виде, но проекты остались проектами. В ноябре прошлого года правительство обнародовало окончательное решение о признании электронки в 2020 году, что и было осуществлено, пока в тестовом режиме.

 

 

Минтранс тогда вынес решение о том, что ЭТрН можно будет формировать при помощи любых программных комплексов, но участвовать в процессе должен специальный оператор. Операторы получают допуск на эту деятельность, их всех заносят в особый государственный реестр. Чтобы иметь возможность работать с электронными документами, транспортные компании заключают соглашение с оператором.

 

Создается единая информационная система электронных накладных, куда и поступают все документы от операторов. Там документы хранятся в течение какого-то времени. К накладным смогут получать доступ различные государственные структуры – от судебных органов и прокуратуры до налоговой службы РФ. Согласно расчетам Министерства транспорта, ТК смогут перейти на использование цифровой документации в 2021 году, хотя сам закон о введении в информационную систему электронных документов вступит в силу только в 2024 году.

 

 

Цифровой сервис пассажиро- и грузоперевозок

Чтобы перевести транспортно-логистические компании в цифровую среду, в последнее время активно разрабатываются различные информационные платформы. Одна из них – Единая информационная система для тяжеловесных и крупногабаритных ТС.

 

Она разработана в Росавтодоре и одобрена Минтрансом, внедрять ее будут после 2020 года. Платформа позволит оформлять запрос и получать разрешение для передвижения тяжеловесов, которое будет формироваться в электронном виде.

 

Все вопросы перевозчики смогут решать в «едином окне» через личный кабинет. Там же контрольно-надзорные органы будут взаимодействовать с пользователем. Задачи, которые можно будет решить на портале: доступна регистрация ТС, возможность занести маршруты движения, там же сохраняются выданные разрешения. Можно создать шаблоны перевозок, воспользоваться платформой для оплаты пошлины и возмещения вреда.

 

Для согласования маршрута достаточно оформить заявку в личном кабинете информационной платформы и отправить ее. В результате собственники дорог, по которым проложен маршрут ТС, одновременно получат запрос на согласование. В итоге разрешение на движение тяжеловесных ТС можно будет получить за один рабочий день, для нестандартных случаев срок оформления увеличивается до четырех дней.

 

Пользователь всегда может отследить онлайн, какой этап согласования проходит его заявка. Электронное разрешение можно не распечатывать – его увидят все контрольно-надзорные органы любого региона РФ. Службы получают возможность проверить наличие разрешения, его срок действия, соответствие параметрам по весу и габаритам.

 

Продать заявку в электронном виде уже сейчас можно в Московской области через госуслуги, а в Татарстане есть специализированный сайт, работающий по принципу описанной системы. Но эти модели работают только при перевозках в пределах их субъекта, не касаясь федеральных трасс. Цифровая платформа объединит все регионы страны, а с цифровым разрешением можно будет передвигаться по всей территории страны.

 

 

В рамках цифровизации отрасли Минтранс разрабатывает также сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Это будет единая платформа, в которой перевозчики смогут все свои действия осуществить сразу в одном месте: оформить электронные документы, получить разрешение на транспортировку опасного груза, на передвижение тяжеловесного транспорта, в случае пересечения границы забронировать очередность в пункте пропуска. Платформа, как ожидается, заработает в 2023 году.

 

 

РФ запускает проект по использованию ЭТрН и ЭПЛ

Переход на цифровой документооборот, который откладывался уже несколько лет подряд, запущен с 1 октября. Он продлится один месяц и будет действовать только в шести регионах страны. Хотя некоторые ТК уже внедрили у себя электронную документацию, но проект сможет показать эффективность работы на уровне всей страны в целом. После его успешного завершения, как планируется, будет вводиться электронный документооборот уже повсеместно и в полном объеме.

 

Минтранс почти готов к цифровизации транспортно-логистической системы, и с января 2021 года начнут действовать нормативные акты, которые разработаны с целью внедрения электронного документооборота. Так, с нового года начинают действовать правила, по которым путевые листы, транспортные накладные, заказы-наряды оформляются уже в электронном виде. Правила дорожного движения получат новые поправки, согласно которым проверку документов на перевозку можно будет предъявлять на электронных устройствах – планшетах или смартфонах.

 

 

Электронный документооборот в тестовом режиме

В ходе эксперимента проверят механизмы оформления первичных документов на перевозку в электронном виде. Напомним, что цифровой товарооборот уже внедрен в международные автомобильные грузоперевозки, а сейчас министерство опробует эту систему для транспортно-логистических цепочек внутри страны.

 

Единая государственная информационная система разработана ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Цифровая платформа должна обеспечить обмен документацией и взаимодействие между компаниями и государством. Разработка даст возможность пересылать юридически значимые документы транспортно-логистической цепочки (накладные, путевые листы) в госорганы. При этом обмен цифровой документацией возможен круглосуточно, без выходных и праздников.

 

Пока документы должны будут оформляться как в электронном, так и в бумажном формате. Это связано с тем, что, согласно закону, информация должна храниться едином центре, который будет создан только к 2024 году.

 

Тестовый запуск цифрового документооборота проводит ФБУ «Росавтотранс», подчиненное Минтрансу. Регионы, в которых будет проходить эксперимент – Москва и Татарстан, а также МО, Калужская и Рязанская области, Краснодарский край. Выбраны именно они, так как обладают дорожными сетями большой протяженности, в них широко представлена логистика и активно осуществляются перевозки.

 

Министерство рассчитывает на то, что внедрение цифровизации в транспортно-логистическую сферу при перевозках создаст единые стандарты информационного обмена между бизнесом и государством, сократит издержки компаний, позволит быстрее и проще проходить контрольно-надзорные процедуры.

 

 

Достоинства и недостатки электронных первичных документов при грузоперевозках

Для государственных органов плюсы цифровых документов очевидны: абсолютная прозрачность транзакций между участниками транспортно-логистической деятельности, возможность охватить налогами наиболее полно всех агентов, упрощение и ускорение документооборота.

 

Компания АЙТОБ (ITOB), которая занимается автоматизацией транспортной логистики, описывает выгоды и преимущества ЭТрН. Накладная на транспорте является учетным документом, подтверждающим перевозку товаров, на ее основе производится расчет с ТК. После введения ее электронной версии компании получают преимущества.

 

 

Во-первых, главный плюс – это быстрое получение оплаты за перевозку груза от контрагента. Обычно оплата поступает с отсрочкой платежа, к этому времени прибавляется срок поступления бумажной накладной – до двух недель. В случае использования ЭТрН она поступает за считанные минуты.

 

Второе преимущество – документ доступен из любого места и сразу готов к пересылке или редактированию. Вероятность того, что ЭТрН потеряется или в нее будут внесены ошибочные данные, имеет нулевое значение.

 

Перемещение груза благодаря ЭТрН легко отследить на всех этапах его движения даже при сложных составных маршрутах. Хранятся электронные документы в единой базе, доступ к которой смогут иметь как госорганы, так и сами ТК. ЭТрН легко разыскивать для проведения сверок с партнерами или при проверках контролирующими органами.

 

Но цифра имеет и некоторые недостатки для бизнеса, на которые обращает внимание эксперт по логистике Алексей Квятковский. Он говорит, что могут возникнуть трудности при предъявлении претензий контрагентов друг к другу. Если в цепочке поставщик-покупатель суды учитывают ЭТрН при рассмотрении дел, то при появлении третьего участника – оператора могут проявиться сложности, потому что такая судебная практика отсутствует.

 

Цифровые документы на общегосударственном уровне находятся на стадии тестирования, пока еще не разработаны инструкции и не сформированы регламенты, это тоже может затруднить на первых порах внедрение ЭТрН и ЭПТ повсеместно.

 

Квятковский упоминает такое следствие внедрения цифры для бизнеса, как прозрачность. Если для ФНС это явный плюс, то компаниям будет сложно, а может быть, даже невозможно использовать в своей работе «серые» схемы. Для некоторых компаний это может оказаться минусом.

 

Кроме электронных документов, ТК все равно должны будут выписывать и бумажные накладные, которые водитель должен предъявить дорожной полиции. Тут вопрос экономии на издержках становится сомнительным, так как работники и средства должны будут задействованы, как и прежде. Ситуация поменяется в 2024 году, когда будет сформировано единое государственное хранилище информационных данных, и транспортно-логистические компании будут работать только с электронными документами.

 

Всем ТК, как крупным, так и небольшим, придется оснастить своих водителей техническими средствами и оборудованием для внедрения ЭТрН и ЭПЛ. Это смартфоны, планшеты, ноутбуки с установленным программным обеспечением – это дополнительные затраты для компаний.

 

Диспетчерский онлайн-сервис «Перевозка 24» приводит перечень трудностей, с которыми столкнулись те логистические компании, которые уже перешли на электронные накладные при перевозке грузов. Среди них – безопасность. ЭТрН должна подписываться электронной подписью, которую нетрудно подделать любому участнику процесса перевозки. Выход видится в присвоении водителю идентификационного ключа, который будет храниться в базе данных компании.

 

 

Следующая проблема – не учтены нюансы работы перевозчиков. При разработке цифровых транспортных документов не учитывались более сложные схемы, где присутствуют экспедиторы. Решение вопроса компания видит в том, чтобы присвоить экспедиторам отдельный индекс и включить в ЭТрН. Еще одна тонкость, где может оказаться подводный камень – проект предусматривает прямую схему перевозки, но не предусматривает ситуацию, когда получатель решит переадресовать груз. Для этого случая конкретного решения пока нет.

 

 

Преимущества электронных путевых листов

Наряду с транспортной накладной в цифровой вид переводится и такой вид транспортных документов, как путевой лист, который отражает маршрут, время работы и пробег автомобиля каждого водителя. О том, что будет представлять собой ЭПЛ, рассказывает коммерческий директор АЙТОБ Андрей Занин. ЭПЛ будут запущены в декабре 2021, а единая информационная система для их отражения будет создана к середине 2022. Проверяющие инстанции смогут увидеть любой путевой лист онлайн, говорит Занин.

 

Руководитель АЙТОБ – компании, которая работает с продуктами для автоматизации транспортной логистики, говорит, что в ЭПЛ есть поля для заполнения марки и номера ТС, данные водителя, остатки ГСМ, ранее зафиксированный пробег. Трекеры авто и датчики фиксируют (причем в непрерывном режиме) точки, где находится ТС, его направление движения, точки маршрута, расход топлива и заправки. Данные поступают в центр спутникового мониторинга. В системе управления транспортом путевые листы заполняются автоматически.

 

Работа с ЭПЛ сокращает затраты на обработку путевых листов, при этом полностью исключены ошибки в учете или фальсификации. ЭПЛ позволит работникам ГИБДД отслеживать при аварии сведения, когда водитель прошел медосмотр, или его отсутствие.

 

 

Заключение

Запустив процесс цифровизации в транспортно-логистической сфере, Минтранс приводит ее работу к высокому современному технологическому уровню. Даже если еще не все ТК готовы к переходу на цифровой документооборот, они должны рассмотреть все те преимущества, которые дает этот метод учета и отчетности. Введение электронного документооборота существенно облегчит работу как грузоперевозчиков и логистиков, так и компаний – отправителей и получателей грузов.

 

Более эффективной станет и работа государственных контролирующих органов, ГИБДД. Перевозки будут прозрачными и весь процесс полностью выйдет из зоны серого рынка. Те недостатки и подводные камни, которые могут сопровождать внедрение ЭТрН и ЭПЛ, связаны с недостаточно наработанной базой по их использованию, и со временем они будут устранены.



Опубликовано: 13.01.2021, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.