Авторские статьи

Запрет регистрации грузовиков и автобусов на частных лиц – плюсы и минусы инициативы

Запрет регистрации грузовиков и автобусов на частных лиц – плюсы и минусы инициативы

В ближайшем будущем тех, кто планирует приобрести для работы в частном порядке грузовик или автобус, коснутся изменения, ожидаемые в законодательстве. Внесена инициатива, согласно которой зарегистрировать на себя как на физическое лицо грузовик уже не получится. То же касается и желающих купить автобус для перевозки пассажиров. Эти транспортные средства можно будет регистрировать только на юрлиц или индивидуальных предпринимателей.

 

Мало того, получить права на управление грузовиками или автобусами тоже станет более сложной задачей. Права будут выдавать лишь тем, кто уже имеет стаж управления легковым ТС. Не смогут работать на этих категориях транспорта водители, которые ранее привлекались за нарушение ПДД – вождение в пьяном виде или другие серьезные нарушения.

 

Ужесточение правил связано с требованием безопасности на дорогах


Речь о том, какие меры принять в отношении пассажиро- и грузоперевозок, шла на конференции, проводимой на уровне ведомств, отвечающих за безопасность дорожного движения. Именно здесь прозвучали предложения по ограничению управления грузовиками и автобусами для физических лиц, а также другие инициативы. Начальник ГУ ГИБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников рассказал, как его ведомство, напрямую отвечающее за безопасность на российских дорогах, видит решение проблемы.

 

В начале выступления Черников привел ряд цифр, отражающих ситуацию на автотрассах России. Начиная с 2014 года, количество смертельных исходов ДТП в стране уменьшилось на 37%. Однако в тех случаях, когда речь шла о водителях, перевозящих пассажиров, количество смертей осталось на прежнем уровне. Общее число аварий уменьшилось на 37%, в то время как аварии с пассажиро- и грузоперевозчиками снизились всего на 27%.

 

За январь-август 2020 произошло 5315 аварий с участием автобусов (с легковыми такси – 2273 аварии). По сравнению с прошлым годом произошло снижение на 56%. Погибших – 314 человек (-58%). Грузовые ТС участвовали в 11108 авариях (-46%), в которых погибших насчитывалось 2409 человек (-46%). Генерал-лейтенант полиции связал значительное сокращение аварийных ситуаций и случаев гибели людей с тем, что резко уменьшились перевозки по причине ограничения передвижения из-за коронавирусной пандемии (падение на 70% по этой причине показал пассажирооборот и по оценке Минтранса).

 

Эксперт полагает, что перевозки пассажиров пострадали больше всего и стали одним из самых экономически уязвимых видов деятельности. По этой причине перевозчики перестали считаться с правилами безопасности на дорогах, так как стремятся извлечь максимум прибыли. К работе привлекаются водители низкой квалификации, допускаются нарушения правил движения и перевозок.

 

В общем числе аварий с автобусами 89% приходится на регулярные перевозки, в которых гибнет 74% жертв. Эта статистика, считает Черников, ярко показывает, что назрел вопрос об изменениях в организации сферы безопасности пассажиро- и грузоперевозок.

 

Физлица не смогут приобрести автобус или грузовик


Запрет на покупку тяжелого коммерческого транспорта частным лицам будет введен по инициативе ГИБДД. Согласно новым правилам, зарегистрировать ТС категории М3 – автобус с более чем восемью местами (помимо водительского) и массой, которая превышает 5 тонн, после внесения в закон поправок станет невозможно. Изменения в закон будут вноситься в целях обеспечения безопасности пассажиров. По словам главы Национального союза страховщиков ответственности Светланы Гусар, по числу жертв перевозки автобусом стоят на третьем месте после вертолетных и пассажироперевозок речным транспортом.

 

Как сообщает экспертная группа «Движение без опасности», более половины всех автобусов принадлежат физлицам, но при этом 40% аварий совершают именно водители автобусов, чьи владельцы – физические лица. Всего в ГИБДД зарегистрировано 869 тыс. автобусов, и только 167 тыс. перевозят пассажиров, имея лицензию. Остальные делают это без разрешения от государства, часто с нарушениями безопасности, на старых машинах, требующих ремонта.

 

Эти соображения заставили Минтранс и ГИБДД пойти на реализацию идеи запрета регистрировать на частное лицо автобусы категории М3 и грузовики категории N3 – массой свыше 12 тонн. Такие тяжеловесы, считают в дорожном ведомстве, скорее всего, не понадобятся семье для личного пользования, даже если в семье много детей. Эти машины используются в коммерции, а значит, должны быть подвергнуты лицензированию и контролю.

 

Водителей на пассажиро- и грузоперевозки будут строго отбирать


Чтобы максимально обезопасить пассажиров, мало запретить владеть ТС частным лицам – необходимо тщательно отбирать водителей для работы на автобусах, считает глава Госавтоинспекции. С этой целью надо составлять рейтинги перевозчиков и допускать к работе только самых ответственных и добросовестных. Высокий рейтинг будет преимуществом в конкурентной борьбе за пассажира.

 

По словам Черникова, предложение о запрете регистрации в ГИБДД автобусов и грузовиков на частников обсуждается давно, но идея имеет и много противников. Ведь в этом случае под вопрос ставится право на частную собственность. Генерал предлагает позволить регистрировать транспорт частников, взятый в аренду, на время договора, устанавливая на автомобилях особые знаки.

 

К водителям пассажироперевозок будут применяться строгие критерии отбора. Претенденту не разрешат работать с пассажирами, если ранее его привлекали за вопиющие нарушения ПДД – например, вождение в пьяном виде. Допускаться к работе водители будут в два этапа – получит права на грузовик или автобус водитель, уже имеющий стаж вождения в другой категории.

 

Вадим Мельников («Движение без опасности») предлагает один раз в три года водителям проходить курсы повышения квалификации. И раз в пятилетку сдавать квалификационные экзамены. Именно по такому принципу организована деятельность по грузо- и пассажироперевозкам в Европе. Там права и лицензия на перевозки выдаются на пять лет, затем нужно сдать экзамены и получить новые разрешения.

 

Работу водителей будет контролировать электроника

 

«Многофункциональный сервис» – платформа для автоматического контроля профессиональной деятельности водителя. Она включает информацию электронного путевого листа, отражает режим работы водителя, сведения о наличии или отсутствии технических осмотров, медосмотров профессионала за рулем. При необходимости можно проверить, не лишен ли водитель прав, каков его стаж и категория. Такая система, уверен глава ГИБДД, должна быть установлена на каждом ТС, для повышения безопасности пассажироперевозок.

 

В автобусы обязательно нужно установить специальные устройства, которые позволяют следить за состоянием водителя. Кроме того, Росавтотранспорт проводит эксперимент по установке онлайн-тахографов в 500-х автобусах в различных регионах страны. Устройства способны в режиме реального времени передавать сведения о следовании ритму труда и отдыха, а также о соблюдении маршрута или отклонении от него. Сведения направляются в ИС «Тахографический контроль» и сразу становятся доступны сотрудникам дорожной инспекции. Тахограф позволяет контролировать автобусы и грузовики не эпизодически во время остановки и проверки, а на постоянной основе, когда водителю даже не нужно останавливаться на дороге.

 

Преимущества и недостатки инициатив, усиливающих контроль за движением

 

Госавтоинспекция и другие эксперты безопасности дорожного движения прямо указали цели изменения законодательства и внедрения новых правил для работы водителей автобусов и грузовиков – это повышение безопасности для пассажиров на дорогах, уменьшение количества аварий, в том числе со смертельным исходом. Поможет ли усиление контроля достичь цели и чем может обернуться для участников движения?

 

Многие владельцы будут вынуждены выйти из серой зоны и зарегистрировать ИП, начать платить налоги государству. В случае выявления нарушений штрафы с юрлица или ИП гораздо выше, чем с физического лица. Для государственной казны это несомненный плюс, а вот для водителей, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб – это дополнительные расходы и затраты на регистрацию, увеличение размеров штрафов. Такие же расходы понесут и владельцы ТС, сдающие их в аренду – им тоже придется оформить ИП.

 

Многие водители, которые пока только задумываются о покупке собственного грузовика или автобуса для заработка, после внесения поправок в законодательство уже не смогут это сделать. А значит, уменьшится конкуренция, подрастут доходы у действующих участников рынка. Для первых это ограничение частной инициативы, а для вторых – выигрыш от роста доходов.

 

Если перевозить пассажиров будут только юрлица или индивидуальные предприниматели, повысит ли это безопасность? Сам по себе факт изгнания частников с дорог – вряд ли, а вот введение других правил – лицензирование, электронный контроль, смогут улучшить дисциплину водителей, позволят содержать транспорт в хорошем состоянии, а значит, повысят безопасность пассажиров в пути.

 

Как воспримут водители тотальный контроль, «шпионские» устройства в кабине, полную прозрачность своей работы? Часть их, возможно, уйдет из профессии, останутся самые добросовестные, дисциплинированные и обладающие высокой квалификацией. Для пассажиров автобусов это несомненный плюс, для водителей – скорее всего, будет испытанием.

 

Контролирующие органы – налоговая, ГИБДД, получат несомненную выгоду, так как их работа будет облегчена и упорядочена. При внедрении электронной системы они будут владеть полной информацией о маршруте, грузе, состоянии водителя. Штрафы и налоги будут выписываться в автоматическом режиме, и их поток возрастет, вырастут и размеры. Будут ли этому рады водители – большой вопрос.

 

В целом, если будут применены все предложенные меры, это положительно скажется и на профессионализме людей за рулем, так как им придется регулярно повышать квалификацию и сдавать экзамены. Новые законы упростят сбор налогов, а значит, на эти деньги будут ремонтироваться дороги. Вряд ли переменами останутся довольны представители мелкого бизнеса, которому и так не хватает денег, чтобы выживать. Со временем, когда все новые правила станут привычными, это должно положительно сказаться на безопасности на дорогах для пассажиров, на что все эти правила и законы в конечном итоге и рассчитаны.



Опубликовано: 02.02.2021, Автор:
Категория: Грузоперевозки



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.