Авторские статьи

Должны ли региональные дороги остаться бесплатными для большегрузов?

Должны ли региональные дороги остаться бесплатными для большегрузов?

Новая инициатива парламентариев Татарстана породила бурное обсуждение среди тех, кто занимается автомобильными грузоперевозками внутри страны. Законодатели предлагают распространить систему «Платон», помимо федеральных трасс, еще и на региональные дороги. По словам депутата Госсовета РТ Александра Тыгина, это будет способствовать повышению экономической эффективности эксплуатации автомобильных трасс. Согласно инициативе, субъекты федерации смогут вводить плату за движение грузовиков более чем 12 тонн по региональным дорогам. Средства будут направлять на возмещение вреда, который большегрузы наносят трассам.

 

 

Таким образом, предлагается распространить уже действующую систему «Платон» («плата за тонну») на региональные дороги. Возможно, будет применяться система, аналогичная «Платону», разработанная специально для регионов. В настоящий момент законопроект рассматривается в Татарстане, затем его направят в Госдуму. Текст самого закона пока нигде опубликован не был.

 

Регионы «за», перевозчики «против»

Стоит отметить, что региональные власти уже не первый год обсуждают подобное введение платы за проезд по своим дорогам, но пока они только предлагали, Татарстан вышел с готовым законопроектом. Всего 60 регионов высказались «за» введение платы за проезд грузового транспорта по местным автодорогам. Вот почему грузоперевозчики не сомневаются, что закон будет принят. Они уже заявили о том, что категорически не поддерживают эту инициативу, приведя свои доводы против внедрения «Платона» на региональные дороги.

 

Письмо Торгово-промышленной палаты РТ в Госсовет республики и лично его председателю Фариду Мухаметшину выражает просьбу повременить с введением закона, преодолев сначала коронавирусный кризис. Отрасль грузоперевозок переживает очень нелегкие времена, говорится в письме. В течение трех лет дорожало топливо, сейчас его стоимость стала выше на 30%. Грузовики поднялись в цене за пять лет более чем на 40%. Кроме того, в прошлом году до 20% подняли ставку НДС. Если еще с перевозчиков взимать плату за проезд по региональным трассам, то нагрузка попросту окажется непреодолимой для многих транспортных компаний.

 

Работа отрасли станет убыточной, говорится в письме, многие предприятия окажутся перед фактом закрытия. Введение дополнительных фискальных сборов в нынешней обстановке является несвоевременным, новая законодательная инициатива отрицательно отразится на компаниях-перевозчиках, и, по цепочке, на компаниях-товаропроизводителях.

 

Региональный «Платон» поднимет цены на грузоперевозки

Одним из самых очевидных последствий введения платы за проезд по автодорогам регионального значения станет тот факт, что цена за перевозку сразу же поднимется. Насколько – пока неясно, но перевозчики говорят, не в десять раз, хотя соотношение протяженности федеральных и региональных дорог именно таково. На 50 тысяч км дорог федеральных приходится 500 тысяч км региональных трасс.

 

Как поясняет один из топ-менеджеров ТК AsstrA Олег Гребенько, цены будут рассчитываться, исходя из видов перевозок. Магистральные и международные перевозки и так проходят по федеральным трассам, и только «последняя миля» до объекта принадлежит региональным дорогам. Поэтому возрастет цена доставки у компаний, которые занимаются внутренними перевозками товаров.

 

По оценке логистической компании IML, общая протяженность маршрутов, на которых они работают, включает до 30% региональных трасс. Цены, скорее всего, поднимутся значительно, если учесть, что при увеличении тарифа на «Платон» всего на 2 рубля за километр логистика становится дороже на 5%.

 

Большегрузы наносят вред региональным дорогам

Этот аргумент был приведен законотворцами как обоснование введения платы за проезд по дорогам регионального значения. Водители грузовиков, объясняют они, пытаются сэкономить на оплате за проезд по федеральным трассам и сворачивают на региональные, которые не приспособлены для этого. Тяжелый транспорт разбивает дороги и приводит их в негодность. Вот зачем нужна плата за тонну в регионах – чтобы за счет налога ремонтировать поврежденные грузовиками дороги, поясняют авторы законопроекта.

 

 

Довод законодателя привел грузоперевозчиков в недоумение. Они считают инициативу очень вредной и губительной для всей отрасли грузоперевозок. Александр Линдваль (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Казань) назвал ее опасной, а утверждение, что фуры стремятся съезжать с федеральных трасс – не имеющим оснований. Нет ни одного примера, говорит он, когда водителю экономически выгодно объехать рамку «Платона» по региональной дороге. Ведь эти дороги с ямами и ухабами, они потребуют больше топлива, машину на них можно повредить, а груз подвергнуть лишнему риску.

 

Сколько же нужно разместить в кабине транспондеров и подключить их к бортовой системе, если фура выполняет междугородний рейс и проходит по нескольким регионам, спрашивает эксперт. Тут не хватит места в кабине. Кроме того, на плечи как грузоперевозчика, так и конечного потребителя товаров ляжет новый фискальный груз, ведь 70% грузов – это потребительские товары и продукты для торговых сетей.

 

Руководитель компании «Реверс» Сергей Сотников считает, что плата за возмещение вреда региональным трассам – это дополнительный и лишний налог, так как перевозчики уже обременены двумя налогами для этой цели: акцизом на топливо и транспортным налогом. При этом в Татарстане налог на транспорт выше всех по России – 85 рублей на одну л.с.

 

За непрохождение весогабаритного контроля грозит немалый штраф в 400 тысяч рублей. При этом съехать с федеральной М-7 на региональную дорогу невозможно, говорит перевозчик, поэтому обвинение водителей в их разрушении считаю не имеющим ничего общего с действительностью. Если половина средств, собранных от «Платона», идет на содержание системы, то регионы будут затрачивать огромные средства на содержание. Стоит ли оно этого? – вопрошает Сотников.

 

Мелкие грузоперевозчики окажутся на грани исчезновения

Представитель ТПП Татарстана Артур Николаев высказал мнение, что новый закон уничтожит мелких грузоперевозчиков. Сейчас, когда коронавирус довел рынок автогрузоперевозок до критического состояния, а отрасль находится в перечне наиболее пострадавших, небольшие компании вытесняются с рынка более крупными и устойчивыми. С Нового года отменяется налог на вмененный доход, что усилит налоговую нагрузку на перевозчика, говорит эксперт, при этом региональный «Платон» его просто добьет.

 

Отрицательное мнение о готовящемся законопроекте выразил глава Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. Он считает, что правительство не вникает в те трудности, которые в последнее время обрушились на перевозчиков, оно стремится пополнить бюджет за счет предпринимателей. Так же считает и глава ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Региональные бюджеты сжимаются, поэтому власти хватаются за любую возможность привлечь новые финансовые потоки, причем стремятся сделать это за счет работающей части общества.

 

Многие перевозчики просто уйдут в серую зону

Эксперты утверждают, что система «Платон» федерального уровня не дает ожидаемую эффективность, у нее часто случаются сбои, следствием которых являются штрафы, несправедливо наложенные на перевозчиков. Таких случаев происходит очень много, в результате чего многие перестают оплачивать штрафы, пытаются «обойти» «Платон» всеми доступными методами. В ход идут электронные средства, например, глушилки, или маскирование номеров и прочее.

 

 

Кто-то из перевозчиков с самого начала избегал оплачивать проезд по федеральным трассам. Сергей Владимиров (ОПР) считает, что даже федеральный «Платон» не имеет перспективы, не говоря уж о системе, которую установят на региональных дорогах. Эксперт говорит, что 90% грузоперевозчиков не оплачивают сбор. Это может привести к тому, что честные плательщики окажутся в невыигрышной ситуации из-за разницы ставок. Они будут вынуждены поднять ставки, вследствие чего снизятся их конкурентоспособность и доходы.

 

Президент НАГАТ «Грузавтотранс» Владимир Матягин делится трудностями, которые сопровождают работу с «Платоном». Системе в этом году исполняется пять лет со дня начала функционирования. Казне страны она принесла 130 млрд. рублей, куда входит 6,6 млрд. рублей, полученных в качестве штрафов.

 

За это время перевозчики накопили массу претензий к ней: некорректно выставляет счета, выписываются непонятные штрафы, трудно получить обратную связь. Когда «Платон» внедряли, обещали прозрачность работы, но она работает до сих неэффективно, говорит Матягин. По его словам, платят за проезд лишь 30% грузоперевозчиков, остальные 70% уклоняются с помощью всевозможных хитростей.

 

Перевозчикам стало сложнее работать из-за коронавируса, но при этом клиентам требуется все больше автогрузоперевозок, поэтому их значение возрастает. Участники перевозок просят кабмин не облагать их транспортным налогом и оплатой «Платона» на 2021 год. Если вместо этого правительство введет еще и сбор на региональных трассах, многие компании ждет банкротство. Уже сейчас дальнобойщики еле выживают, они не обновляют автопарк, не могут поменять резину, техника изнашивается и устаревает.

 

Есть надежда, что региональный «Платон» не будет введен

Гендиректор компании логистики IML Елена Шутюк говорит, что с трудом представляет принятие закона о региональном «Платоне» в ближайшее время. Когда внедрялся федеральный, были протесты со стороны перевозчиков, говорит она, и власти, скорее всего, не будут обострять ситуацию, тем более, что все и так находятся в напряженном состоянии из-за коронавируса.

 

 

Но в будущем, считает она, плата за передвижение грузовиков по региональным трассам все же будет введена. Это очевидно, так как с самого начала предполагалось такое решение. При этом ежегодно встает вопрос о расширении «Платона» и на менее габаритные виды транспорта. Еще в 2018 году предлагалось внедрить плату в регионах, кроме того, охватить сбором грузовой транспорт свыше 5 тонн.

 

Владимир Матягин («Грузавтотранс») считает, что прежде чем принимать закон, правительство постарается смягчить положение перевозчиков. Возможно, оно все-таки отменит транспортный налог, как и обещало ранее. Во всяком случае, оно должно учесть положение небольших компаний в трудное время, помочь малому и среднему бизнесу остаться на плаву.



Опубликовано: 10.12.2020, Автор:
Категория: Дороги



Обсудить публикацию

Ответить
21.12.2020 02:45  ?h=ddcce9294e798135b3a71a66e741e56c&

?h=ddcce9294e798135b3a71a66e741e56c&



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.