Авторские статьи

Федеральные трассы и большегрузы

Федеральные трассы и большегрузы

Вопрос качества и сохранности автомобильных дорог в России, пожалуй, будет актуален ещё на протяжении не одного десятилетия. В качестве основных инструментов для кардинального изменения ситуации предлагалось увеличение финансирования, внедрение передовых материалов и технологий, совершенствование нормативной базы. Кроме того, в последние годы активно обсуждаются ограничительные инициативы, позволяющие снизить нагрузку на наиболее уязвимые участки в неблагоприятный период. В качестве такого примера можно рассматривать законопроект, инициированный Росавтодором, согласно которому автомобильному транспорту с определённой грузоподъёмностью будет запрещено передвижение по автомобильным дорогам в период весеннего переувлажнения грунта, а также летом – при повышенных среднесуточных температурах.

 

 

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Как полагают разработчики, подобные меры позволят уберечь покрытие и земляное полотно от деформаций, что благоприятно скажется на долговечности и качестве автомобильных дорог в целом. Попробуем разобраться, насколько это утверждение соответствует нынешним реалиям и каковы могут быть последствия от принятия подобных мер.

 


Состояние проблемы и анализ текущих тенденций развития дорожной обстановки

Основные проблемы, с которыми сейчас приходится сталкиваться дорожным организациям, были заложены ещё в 90-е годы прошлого века, когда на протяжении всего десятилетия финансирование этого направления практически не осуществлялось, а автомобильный парк рос невиданными темпами. Это привело не только к существенному запозданию в развитии транспортной инфраструктуры и возникновению перегруженных участков, но и упадку уже существующей сети. Негативный эффект от этих явлений, аккумулировавшийся на протяжении многих лет, привёл к необходимости столь масштабных финансовых вливаний в дорожное строительство, которые были не по силам восстанавливающейся российской экономике. Тем не менее, в результате активной деятельности за последние десять лет удалось достичь определённых положительных результатов.

 

 

Состояние сети федеральных автомобильных дорог

 

Необходимо понимать, что перед тем же Росавтодором сейчас стоит не просто задача развивать дорожную сеть и поддерживать в нормативном состоянии уже построенные магистрали. Дело в том, что дороги, построенные ранее, не удовлетворяют нынешним запросам не только по пропускной способности и скоростному режиму, они создавались более 25 лет назад, когда требования нормативных документов были существенно мягче, в результате чего конструктивные элементы требуют учащённого ремонта или замены.

 

Фактически, чтобы привести старые дороги в соответствие новым реалиям, требуется их полный демонтаж и создание их с чистого листа, а это колоссальные затраты и необходимость разгрузки направлений, по которым ведутся работы, на срок до нескольких лет. Помимо этого, необходима масштабная переработка нормативной базы, согласно которой будет вестись новое строительство.

 

Однако далеко не все проблемы с состоянием российских дорог связаны с наследием 90-х и необходимостью многолетней плодотворной работы, направленной на его устранение, поскольку существенно изменился и характер транспортных потоков. Мы не зря упомянули о необходимости развития нормативной базы, постольку многие из действующих ГОСТов и СНиПов разрабатывались в то время, когда о нынешних осевых нагрузках грузового автотранспорта даже не задумывались. Трёхосный грузовик грузоподъёмностью в 20 тонн был эталоном максимальных нагрузок, принимая во внимание который и рассчитывалась прочность дорожной одежды, а также земляного полотна.

 

Современный же автотранспорт имеет куда большую грузоподъёмность и зачастую эксплуатируется с многократным перегрузом. Этому способствует и появление моделей с кузовами увеличенного объёма, вместимость которых соответствует нормативам лишь на бумаге. В результате чего разрушающее воздействие на автомобильные дороги превышает все допустимые нормативы.

 

Таким образом, суть проблемы становится более очевидной, однако механизмы её решения требуют более тщательного рассмотрения и анализа. Кроме того, не стоит забывать и о финансовой подоплёке вопроса, поскольку нынешние реалии не позволят сохранять темпы финансирования на заявленном уровне, в результате чего межремонтные интервалы будут увеличиваться.

 


Необходимость ограничительных мер и прогноз эффективности

Разумеется, что в период весеннего паводка, когда грунт и земляное полотно переувлажнено, интенсивные нагрузки приводят к быстрому образованию колейности и трещин в покрытии, устранение которых требует проведения ремонтных работ на протяжённом участке.

 

Аналогичная ситуация возникает и при высоких температурах летом, когда в дневные часы асфальт нагревается настолько, что становится пластичным. В качестве уже существующих мер активно используются передвижные и стационарные посты весогабаритного контроля, позволяющие предотвратить движение грузового автотранспорта с перегрузом. Однако этот механизм нельзя назвать эффективным по ряду причин:

 

- во-первых – это избирательная мера контроля, не позволяющая охватить весь транспортный поток;

- во-вторых — присутствует определённая коррупционная составляющая;

- в-третьих – большая часть грузовиков зарегистрирована на физических лиц, и величина штрафа, в этом случае не столь существенна и компенсируется прибылью от перевозки большего объёма груза.

 

Безусловно, контроль осевой нагрузки – объективная необходимость, но поскольку существенного результата она пока не даёт, и возникают инициативы, ограничивающие возможность проезда грузовиков в определённый сезон и при определённых климатических условиях.

 

Однако первостепенным понятием, которым следует руководствоваться в подобной ситуации, является то, что дороги должны обеспечивать круглогодичный проезд, а дополнительные ограничения негативно сказываются на всей транспортной отрасли. По словам представителя Сибирского государственного университета путей сообщения Дениса Разуваева, уже утверждённые нормативы осевой нагрузки необходимо привязать к реальным характеристикам конкретной автодороги, что позволит эффективнее использовать их пропускную способность.

 

- Такой дифференцированный подход уже осуществляется в Томской и Омской областях, – рассказал Денис Разуваев, – осевая нагрузка варьируется в зависимости от конкретного участка дороги и количества осей в транспортном средстве.

 

Таким образом, признаётся необходимость смягчения даже тех ограничительных мер, которые действуют на сегодняшний день. Что же касается полномасштабного запрета на проезд грузового автотранспорта весной и летом, то подобная инициатива, помимо общественного резонанса, приведёт и к серьёзным убыткам не только в транспортной сфере, но и в сельском хозяйстве. Подобные меры в качестве исключения уже неоднократно применялись целым рядом субъектов, однако их эффективность и последствия детально не просчитывались.

 

Если законопроект всё же будет принят, то помимо убытков транспортников, резко встанет вопрос о сельскохозяйственных перевозках, поскольку реальной альтернативы автотранспорту в этой сфере нет. Даже с учётом того, что запрет, как предполагается, будет распространён только на федеральные автомобильные дороги, малая плотность и плохое состояние региональных дорог не позволят обеспечить альтернативные маршруты движения большегрузов.

 

Само же появление подобной инициативы обусловлено, очевидно, кризисными явлениями в российской экономике, которые приводят к сокращению финансирования дорожной отрасли и необходимостью поиска путей поддержания темпов роста инфраструктуры на необходимом уровне. Как полагают разработчики, такие меры позволят сократить издержки на ремонт сети и перенаправить высвободившиеся ресурсы на новое строительство.

 

Но, говоря о необходимости сохранения качества покрытия, не стоит забывать и о назначении дорог, поскольку успешная реализация проекта предопределит его последующее распространение и на дороги местного значения. В результате чего велик соблазн на местном уровне осуществить подобную «консервацию» транспортных направлений для экономии бюджетных средств, вместо того, чтобы активно внедрять новые технологии и сокращать сопутствующие издержки. В конечном счёте, если рассматривать отдалённую перспективу, то подобный законопроект окажет негативное влияние на темпы роста и развития транспортной инфраструктуры.

 

Отмечая недостатки предложенного законопроекта, нельзя не упомянуть и о том, что он совершенно не подкреплён нормативной базой и не ссылается на заранее определённые нормы и параметры, позволяющие с высокой степенью точности определить оптимальный срок начала и завершения ограничительного периода, что создаёт возможность для потенциальных злоупотреблений на местах. Кроме того, не стоит забывать и о таком явлении, как «отложенный спрос», выраженный в данном случае в необходимости перевозки значительных объёмов в сжатые сроки (перед или сразу после снятия запрета). Подобное лавинообразное увеличение транспортной нагрузки может нивелировать потенциальный положительный эффект от предложенных мер и спровоцировать усложнение напряжённости трафика.


Если принять во внимание общую ситуацию в российской экономике и в транспортной сфере в частности, то последствия подобных инициатив крайне неблагоприятны. Дело в том, что автоперевозки уже сейчас балансируют на грани убыточности, что спровоцировано ростом штрафов и стоимости топлива, расширением платных участков федеральных трасс, а также внедрением системы «Платон». Всё это приводит к росту издержек, необходимости экономить на обновлении и ремонте парка техники, а также стремлению повысить доходность за счёт перегруза. В этот же момент законодательная инициатива по запрету движения грузовиков в определённый период, а также запрет на въезд в крупные города коммерческого транспорта с низким экологическим классом двигателя фактически ставят крест как на возможности заработать, так и на возможности сэкономить. В таких условиях выжить смогут только крупные компании, которые обладают современным и эффективным автомобильным парком, что существенно сократит количество игроков на рынке и незамедлительно приведёт к росту тарифов и формированию условий для возникновения монопольных объединений.

 

Начальник отдела логистических операций российского отделения компании DPD Дмитрий Воеводин также считает, что время для подобных мер было выбрано крайне неудачно, кроме того такие инициативы, по его мнению, должны сопровождаться длительным переходным периодом, а также учитывать интересы всех участников процесса.

 

В качестве действительно эффективных мер, можно было бы предложить повсеместное распространение автоматизированных постов весогабаритного контроля, осуществляющих проверку осевой нагрузки при проезде автотранспорта с определённой скоростью. Подобные технологии не только существуют, но и активно внедряются как за рубежом, так и в России, а положительный эффект при этом неоспорим. Проблема же, как всегда, упирается в финансирование, поскольку стоимость таких объектов достаточно высока, а расширение их охвата по дорожной сети требует времени.

 

Помимо этого, необходимо ужесточить контроль за импортом грузового автотранспорта из Китая, а также его сертификацией в России, дабы исключить возможность ввоза специализированной техники, эксплуатационные параметры которой многократно превышают действующие нормативы.

 

Отвечая же на первоначально поставленный вопрос, можно с уверенностью констатировать, что нынешняя ситуация в дорожной сфере, разумеется, требует принятия определённых мер, направленных на повышение долговечности автомобильных дорог и снижение затрат на их ремонт и содержание. Но ограничение проезда – это неэффективный путь, который приведёт к экстенсивному развитию запретительных барьеров, оказывающих негативное влияние на всю российскую экономику в целом. Автомобильный транспорт – это инструмент развития для многих отраслей хозяйства, нуждающийся в условиях кризиса в эффективной поддержке, а не ужесточении административных барьеров.



Опубликовано: 06.10.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Дороги



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.