Авторские статьи

Инновации в дорожной отрасли

Инновации в дорожной отрасли

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Последние несколько лет при проведении различных видов дорожных работ российские дорожники все чаще используют самые современные инновационные технологии.

 

Сегодня, например, как нечто само собой разумеющееся, воспринимается применение цифровых технологий в управлении состоянием дорожных одежд, в проектных работах при ремонте или реконструкции трасс. Конечно, по этому поводу можно пошутить, что прогресс не остановить, но все гораздо прозаичней – состояние российских, особенно региональных и муниципальных, дорог до сих пор оставляет желать лучшего. И больше всего претензий к качеству (во всех его составляющих) тех самых дорожных одежд. Так что, как ни крути, от внедрения новых решений – это касается и технологий, и материалов и прочих составных дорожного хозяйства – в настоящее время просто не уйти.

 

 

Санкции проектов не отменяют

К сегодняшним внутренним проблемам дорожной отрасли добавились внешние, связанные с введением санкций. И поэтому, как заметил председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах на февральском инвестиционном форуме Сочи 2018, обязательно следует учитывать экономические и правовые изменения, влияющие на международный дорожный рынок. Процессы эти, безусловно, затрагивают и Россию, так что любое начинание необходимо тщательно продумывать и взвешивать – сегодня подход к каждому серьезному отраслевому проекту должен быть исключительно индивидуальным.

 

Чиновник (в интервью РБК) подчеркнул, что, несмотря на существующие сложности, этот год для «Автодора» будет прорывным. Предстоит ввод в эксплуатацию578 км. платных дорог – скоростных, высшей технической категории.

 

И хотя ситуация в отрасли в настоящее время не простая, замороженных проектов у компании нет. А недавно в Автодоре приступили к реализации совместного – с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и группой итальянских компаний Anas – проекта на трассе «Дон» (М-4). В нем, в отличие от многих предыдущих, основанных на хорошо зарекомендовавшем себя государственно-частное партнерстве (ГЧП), минимум бюджетных обязательств, что можно рассматривать как показатель во всех отношениях положительный.

 

 


Небольшая справка от генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева о итальянских партнерах: «Anas обладает передовой экспертизой в области развития и управления автомобильными дорогами, которая окажется бесценной для улучшения характеристик участка трассы М-4 и его последующей эффективной эксплуатации».


 

 

Затронул Сергей Кельбах и еще один достаточно болезненный для российского дорожного хозяйства вопрос, касающийся состояния региональных (муниципальных) дорог. Их сеть, составляющая более 1 млн. километров, для приведения в надлежащее нормативное состояние потребует очень серьезных капитальных вложений. Таких затрат сегодня не могут себе позволить большинство российских субъектов, а про бюджетные возможности муниципальных образований и говорить не приходится. Так что проблем в этом сегменте хватает, и появились они не сегодня. Для властей и дорожников очевидно, что от принятия, в том числе кардинальных, решений устраниться не удастся, и средства изыскивать придется, ведь только около 45% таких дорог находятся в нормативном состоянии.

 

Что касается дальнейшего развития сети дорог федерального значения, в том числе скоростных платных трасс, то в данном сегменте, по мнению руководителя Автодора, больше внимания следует уделять (при оттоке инвестиций международных фондов и банков) поиску новых решений и инструментов, пытаться находить и налаживать партнерские отношения на открытом рынке.

 

Кстати, о «новых решениях и инструментах» – активно внедрять и применять их в том же Автодоре начали несколько лет назад. Например, на проходившем в 2015 году сочинском форуме «Инновации в дорожном строительстве», представители компании говорили о том, что главными направлениями в ее инновационной деятельности становятся – и это можно уже считать данностью – совершенствование технологий изысканий, в которых заложено применение самых последних разработок в сфере проектирования автомагистралей. По максимуму возможностей в реконструкции и строительстве трасс используются новейшие технологии и материалы.

 

Еще в 2014 году в компании приступили к проектированию ремонтов дорог на основе цифровых моделей поверхностей. А для стабилизации и укрепления грунтов земляного полотна применялись методы глубинного смешивания и импульсного уплотнения.

 

В управлении состоянием дорог также был использован качественно новый инструментарий. Для предельно точного и быстрого определения того или иного вида разрушения или деформации дорожного полотна была задействована  установка динамического нагружения (FWD).

 

И отдельное повышенное внимание в Автодоре уделяется программам инновационного развития, связанным с внедрением энергоэффективных технологий. Так по данным, и это, заметим, за 2015 год, на подведомственных дорогах было введено в эксплуатацию 199 автономных систем наружного освещения, работающих на солнечной энергии.

 

 

О «поумневших» дорогах

На последней апрельской конференции, проходившей в Калуге, много говорилось о создании современной дорожной инфраструктуры. Отсюда, по-видимому, и возник в той же экспертно-журналистской среде термин «умные дороги». Эта, с чьей-то легкой руки, запущенная в оборот «фигура речи», но не более того. На самом деле, как представляется, несколько более ответственно и, заметим, взвешено в принятии решений и распределении средств, стали действовать в ведущих дорожных компаниях, в частности, при выборе подрядчиков для реконструкции или строительстве того или иного объекта.

 

Обсуждая на конференции сегодняшнее состояние российских дорог и перспективы дальнейшего развития отрасли, эксперты отмечали, что используемые современные технологии и технические средства сделали возможным, например, укладку оптоволоконной сети под асфальтовыми одеждами. Уже привычной стала насыщенность дорожной сети видеокомплексами, информационными дисплеями, различными указателями и знаками, и даже – метеостанциями.

 

По этому поводу руководитель Автодора заметил, что в его компании собирают лучшие образцы мирового опыта, лучшие мировые тенденции и адаптируют к российским условиям, при необходимости меняя нормативную базу. И, главное, воплощают в жизнь, создавая автобаны, скоростные дороги высшей технической категории.

 

В ходе обмена мнениями, специалисты также отмечали существенные достижения в применении высокоточных технологий при уборке магистралей. Например, операторы сегодня активно используют возможности Интернета, регулируя уровень и количество реагента на дорогах.

 

Вообще, содержание дорог – тема отдельная, и сегодня ей уделяется повышенное внимание, особенно, в зимний период.

 

Упомянута была участниками конференции и правительственная программа развития автомобильных дорог, рассчитанная до 2035 года. Вернее, та ее часть, в которой говорится о таком важном направлении как увеличение в разы магистральной сети в районах Сибири и Дальнего Востока. Ведь от успешно реализованных здесь проектов во много зависит стабильность грузовых автоперевозок между Востоком и Западом.

 

Впечатляет, и здесь нет какого-то преувеличения, «технологическая» статистика (вернее, рост показателей) Федерального дорожного агентства (Росавтодор). По словам его руководителя Романа Старовойта в 2017 году Росавтодор применил 195 различных инновационных технологических решений на федеральных трассах. Или такое сравнение: в 2012 году в дорожных структурах агентства было применено 212 инновационных технологий, а в настоящее время эта цифра выросла до 579.

 

И показатели, приведенные в таблице, наглядно подчеркивают главную направленность в работе компании – оптимизацию бюджетных расходов и привлечение к финансированию дорожной деятельности внебюджетных средств, разработку и внедрению инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций.

 

Таблица. Основные  величины показателей, достигнутые Росавтодором
в 2017 году в результате реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

 

Наименование показателя

Величины целевых показателей на 2017 год

Планируемая

Достигнутая

Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения

209,8

230,7

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству

38719

39044

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на сети автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в общей протяженности автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении указанных федеральных казенных учреждений

77,5

77,96

Протяженность линий искусственного электрического освещения автомобильных дорог, введенных в эксплуатацию на сети автомобильных дорог федерального значения

227

387,38

 

 

Но в компании не собираются останавливаться на достигнутом. Продвижение и внедрение современных технологических решений и разработок будет продолжаться, заверяют в руководстве Росавтодора.

 

Среди направлений, которые в Росавтодоре планируют развивать и усиливать дальше, следующие:

- метод стабилизации грунтов, суть которого заключается во введение в грунт добавок, улучшающих его механические свойства;

- технология ресайклинга - в ней предусматривается повторное использование существующих дорожных одежд при капитальном ремонте. И, кстати, специалисты агентства отметили, что стоимость работ на трассе М-9, в процессе которых применялась эта технология, была снижена на 40%;

- омолаживание дорожного покрытия – способ, в котором устройство тонких  защитных слоев позволяет быстро и без особых затрат восстанавливать свойства этих покрытий, что, соответственно продлевает сроки службы дорожного покрытия.

 

Одним из приоритетных направлений в Росавтодоре в последнее время стало довольно широкое применение в дорожном хозяйстве композитных материалов. Плюсы композитов, прежде всего, в том, что эксплуатационные издержки при использовании этих материалов предельно минимальны.

 

Активно продолжают в Росавтодоре и внедрение информационных технологий, в частности, BIM-технологии (Building Information Modeling). В основе этой технологии применение автоматизированных программных комплексов, дающих возможность диагностировать и проводить инженерные изыскания и проектирование объектов. Все это позволяет создавать полноценную информационную модель на весь цикл эксплуатации объекта.

 

Но, пожалуй, одной из технологий, о которой упоминается практически на всех профессиональных тематических совещаниях и конференциях, является сегодня метод так называемого объемного проектирования асфальтобетонной смеси. Это российский аналог зарубежной системы superpave, созданный специалистами Росавтодора.

 

Опробован он был в 2016 году на 10 федеральных трассах и подтвердил заложенные в нем преимущества. Главным из которых, безусловно, является увеличение сроков службы дорожного покрытия от 20 до 30%.

 

 

Нововведения и господдержка

Об успешном применении технологии superpave в российских, иногда очень неблагоприятных, условиях говорил на последней международной научно-практической конференции в МАДИ и заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.

 

Он, в связи с переходом на увеличенные межремонтные сроки, выделил основные характеристики технологии оптимально подходящие для новых нормативов дорожного ремонта: точный и тщательный подбор параметров вяжущего и наполнителей в составе смеси, а также сочетание модифицированных битумов с защитными слоями, позволяющее существенно повысить устойчивость дорожных одежд.

 

Вообще, на этой конференции, при разновариантности предлагаемых нашими и зарубежными специалистами технологических решений, ключевым в их выступлениях-презентациях, конечно же, был, пусть и не всегда звучавший, тезис о повышении устойчивости дорог, или, говоря иначе, продлении их жизненного цикла.

 

Так, в своем докладе  главный технолог российско-американской компании «БиЭйВи» (BAV) Радий Ахмедьяров, например, отметил, что есть технологии, позволяющие ощутимо увеличивать сроки эксплуатации традиционных для России дорожных покрытий, и перечислил все необходимые технологические мероприятия, проведение которых сделает это возможным.

 

Возможно, конечно, многое, да и предложенных инновационных решений на этом представительном форуме профессионалов хватало, подтверждаю, так как довелось на нем побывать. Но, в то же время очевидно и другое – задачи, которые сегодня перед собой поставили российские дорожники иначе как амбициозными не назовешь. Очевидно также, что предстоит непростая и долгая работа для всех без исключения представителей отрасли, ну а существенным подспорьем в ней, безусловно, будут те самые инновационные технологии.

 

И, пожалуй, последнее – сегодня в Минтрансе, ведущих российских дорожных компаниях – Росавтодор (ФДА) и ГК «Автодор» также ведется напряженная работа по обновлению существующих стандартов и нормативов в дорожном строительстве. Например, только в 2016 году было принято 245 новых стандартов. В соответствии с требованиями техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса РФ, ФДА и ГК «Автодор» подготовлен 171 новый ГОСТ. Разработано свыше 40% новых международных стандартов, оставшаяся часть переработана с учетом российских и зарубежных требований.

 

В правительстве, в свою очередь, приняли постановление (от 30.05.17. №658), в котором устанавливаются новые нормативы финансовых затрат и утверждаются правила расчёта размера ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения.

 

Так что дело теперь, как говорится, за малым – остается все «принятое и утвержденное» реализовать.



Опубликовано: 24.12.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Дороги



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.