Авторские статьи

Новые проекты и состояние дорог

Новые проекты и состояние дорог

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Дорожной отрасли в последнее время уделяется явно повышенное внимание во властных структурах. Одно из объяснений этому – достаточно успешная, на взгляд представителей ведомств, реализация новых программ и проектов.

 

В связи с чем, чиновники в сегодняшних многочисленных заявлениях, как водится, уверенно и бодро рапортуют о высоком проценте отремонтированных и построенных дорог. Правда, в основном, это касается трасс федерального значения. Например, тем, кто интересуется происходящим в отечественно дорожной отрасли, памятно недавнее высказывание министра Минтранса РФ Максима Соколова о выдающихся достижениях в дорожном хозяйстве в 2017 году.

 

- Мы достигли исторического рекордного показателя по содержанию федеральных трасс в нормативе... такого не было у нас никогда. И миф о плохих дорогах, по крайней мере, федеральных дорогах, в России в 2017 году, я считаю, точно развеялся, – заявил чиновник.

 

Под «рекордным показателем» подразумевается, что почти 80% федеральных автомобильных трасс, по словам того же Соколова, по итогам 2017 года соответствует нормативам. Время идет, и «этот процент» в выступлениях некоторых чиновников уже варьируется в сторону повышения – звучат заверения, что к концу 2018 года 100% федеральных дорог будут соответствовать тем самым нормативам, читай, международным стандартам.

 

 

Проблема не новая и непростая

Именно так обрисовал суть ситуации, которая сложилась в сегменте региональных и местных (муниципальных) дорог, председатель правительства Дмитрий Медведев на апрельском селекторном совещании 2016 года на тему улучшения состояния региональных и муниципальных дорог. Он, кстати, отметил, что основное внимание дорожники уделяют федеральным автострадам. В то время как во многих российских субъектах «процент соответствия дорог нормативному состоянию ничтожно низок».

 

Министр транспорта РФ, признавая, что дела в этой сфере продвигаются крайне медленно, сообщил весьма неутешительные данные в процентах по годам: за 2014-2015 годы соответствие региональной дорожной сети нормативным требованиям увеличилось всего на 1%, а по данным на конец 2015 года под нормативные требования попадает лишь 38,8% региональных дорог. И посетовал, как водится, на недостаточное финансирование, но заверил, что средства, безусловно, постараются изыскать и т.д., и т.п.

 

Что касается премьера, то он, конечно, говорил о выделении многомиллиардных (в рублях) субсидий и межбюджетных трансфертов на финансирование региональных программ дорожного строительства. И о том, что регионам будет оказываться всяческая поддержка федеральным центром. В общем, все, как обычно: ребята, держитесь, пропасть не дадим, но и сами не плошайте.

 

Ситуация с региональными и прочими российскими дорогами в процентах выглядит, конечно, неутешительно. Но не лучше, если не хуже выглядит она в оценках их качественной составляющей представителями международного сообщества экспертов. Согласно докладу «Индекс глобальной конкурентоспособности», опубликованному в рамках Всемирного экономического форума (WEF) в 2016 году, российские дороги по качеству заняли 123 место, и находится в ряде таких стран, как Габон (121), Сьерра-Леоне (122), Ливан (124) и Коста-Рика (125).

 

И вот в 2017 году стартует, заявленный как приоритетный, проект «Безопасные и качественные дороги». Реализация этой всеобъемлющей программы будет проходить в три этапа до 2025 года. Определение «всеобъемлющей» взято не с кондачка – в проект кроме ремонтно-восстановительных дорожных работ включены самые различные инструменты реализации – от общественного контроля и мониторинга ситуации на дорогах до поддержки (из федерального бюджета) программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций.

 

О достижениях, еще не завершившегося первого этапа (2017-2018 гг.) уже довелось услышать из выступлений представителей дорожных ведомств и структур на последних пресс-конференциях.

 

Да и министр транспорта, говоря о состоянии дел в дорожной отрасли, не раз отмечал, что благодаря уже проведенной работе в большинстве крупнейших городских агломераций страны,  протяженность дорожной сети, приведенная в нормативное состояние, уже  составляет более 52%. Здесь стоит отметить, что озвученный министром процент превышает установленные в проекте (на первый этап) 50% к концу 2018 года.

 

В общем, процесс вроде бы пошел: ремонтируются и реконструируются дороги, счет ликвидированных мест концентрации ДТП уже идет на тысячи. И, надо заметить, эксперты отрасли также отмечают важность и нужность данного проекта, а также первые положительные результаты, достигнутые на начальной стадии его реализации.

 

Не забывает о региональных дорогах и президент. Выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию он, в частности, подчеркнул, что состояние дорог должно быть всегда в центре внимания глав регионов. Глава государства также отметил, что необходимо увеличивать качество и объемы работ в дорожном строительстве, повышать безопасность движения и снижать смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

 

Обращение к руководителям регионов он подкрепил обещанием увеличить финансирование дорожной отрасли.

 

- В предстоящие шесть лет (с 2019 по 2024 год) необходимо практически удвоить расходы на строительство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 трлн. рублей из всех источников, – сказал президент. И при этом не преминул напомнить, что с 2012 года по 2017 год на развитие отрасли было направлено порядка 6,4 трлн. рублей.

 

Что скажешь, денежные вливания растут, и, по всему похоже, наконец, решили обратить самое пристально внимание на качество дорожных покрытий.

 

 


Для справки: согласно статистике ГИБДД, в первом полугодии 2016 года было зафиксировано свыше 89 тыс. ДТП , 45%  которых произошли по причине ненадлежащего качества асфальта. Для сравнения: количество ДТП, совершенных по причине эксплуатации неисправных машин, составляет не более 3%.


 

Озаботились безопасностью дорожного движения и в правительстве – премьер-министр Д. Медведев подписал распоряжение от 08.01.18. №1-р о реализации Стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 2018-2024 годы.

- Я утвердил Стратегию безопасности дорожного движения, она рассчитана на семь лет – до 2024 года. Ситуация на дорогах сложная, напряженная, растет количество автомобилей легковых и грузовых. И эта тенденция, очевидно, будет продолжаться, – заявил в связи с утверждением документа председатель правительства.

Кстати, в том пункте Стратегии, где говорится о том, что дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб, приводятся удручающие статистические данные гибели людей на дорогах.

 

 

 


«В Российской Федерации с 2007 по 2016 год  в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет)».

 


 

 

В связи с этим, еще раз подчеркнем, что так называемое «ненадлежащее качество» (те самые 45%) дорожного покрытия очень часто становится причиной аварий со смертельным исходом.

 

Есть и другая статистика. Так, расчеты правительственных экспертов показали, что ежегодные экономические потери России от ДТП составляют около 2% ВВП и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом Краснодарского края или Республики Татарстан.

 

Нельзя не упомянуть еще один пункт подписанного премьером распоряжения о безопасности дорожного движения. В нем, в частности, отмечается, что «целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году». Что касается последнего, то это маловероятно, но «стремление» можно только приветствовать.

 

 

Официальный оптимизм сомнений не исключает

Главной задачей для российских дорожников в настоящее время является, как оказалось, повышение межремонтных сроков службы дорожных покрытий. Прошедшая IV Международная научно-практическая конференция, организованная МАДИ, была посвящена этой теме.

 

И важность данной темы, вернее сказать, проблемы, непосредственно связана с неудовлетворительным состоянием региональных и муниципальных дорог.

 

Выступавший на конференции заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов отметил, что если проблем с федеральными дорогами сегодня нет – средства на них выделяются согласно нормативам, то на дороги региональные деньги приходится изыскивать.

 

- Ситуация, понятное дело, не предельно критическая, но выход из нее искать необходимо, и он был найден в увеличении сроков межремонтных работ, что по расчетам должно ощутимо сократить расходы на их ремонт, – подчеркнул чиновник.

 

 

 


Для справки: Согласно постановлению Правительства России от 30 мая 2017 года № 658  межремонтные сроки будут увеличены двукратно: с  6 лет до 12 по обычному ремонту и до 24  лет по капитальному.


 

 

- Задача, безусловно, очень серьезная, и решать ее придется поэтапно. Многое предстоит пересмотреть и скорректировать: необходимо провести тщательную научную оценку и, по существу, полностью изменить нормативно-техническую базу. Предстоят работы (и они уже начались) по стандартизации и техническому регулированию, разрабатывается документация по проектированию надежных долговечных дорожных покрытий, проводятся расчеты по материалам и типам конструкций для каждой из климатических зон страны. На разработку и совершенствование всего необходимого для реализации проекта отводится три года, – сообщил росавтодоровец.

 

Уделяется повышенное внимание особенностям климатических зон: в настоящее время уже активно используется новая для России технология – система Superpave (SP).

 

Применение  этой системы дает возможность – с учетом климатических условий, интенсивности транспортного движения, наличия необходимых  местных материалов – подбирать оптимальный состав смесей для ремонтно-строительных работ и создавать  прочные дорожные одежды.

 

В одном из перерывов между выступлениями докладчиков на конференции нам удалось коротко пообщаться с Игорем Астаховым. На вопрос о том, что бы он ответил противникам увеличения межремонтных сроков, а таких немало, Астахов сказал, что, во-первых, проект уже утвержден, и его реализация началась, и будет она проводиться, что важно, продумано-постепенно, во-вторых, так называемые «противники» не всегда в курсе того, что использоваться будут исключительно новые технологии и стройматериалы. Это, в свою очередь, даст существенную экономию средств. Ощутит это и каждый из нас, являющихся налогоплательщиками, ведь, как известно, за все надо платить, в том числе и за строительство и эксплуатацию дорог.

 

Что касается современных технологий и материалов – это очень хорошо, когда они есть, и используются со знанием дела. Но как выясняется не все здесь так гладко, как звучит в заявлениях представителей российских дорожных структур.

 

Например, до сих пор почти половина производимых в стране битумов не соответствует требованиям ГОСТа. Это несоответствие напрямую оказывает негативное воздействие на дорожные одежды, ведь данный материал (без него никак) обеспечивает должные свойства адгезии, трещиностойкости, эластичности дорожных одежд. Иными словами, если он некачественный, то достаточно быстро происходит деформация асфальтобетонных покрытий. И, что очевидно, расходы на ремонтные работы возрастают.

 

Аргументы тех экспертов, которые скептически и даже жестко критически относятся к увеличению межремонтных сроков дорожных покрытий, может быть и не новы, но заслуживают того, чтобы их перечислить.

 

В своих рассуждениях они исходят из реалий российской дорожной действительности. И на первое место у них выходит та самая качественная составляющая, то есть появляются сомнения в качестве реконструкции и капремонта, после которых дороги можно будет ремонтировать реже. И вряд ли, как почти уверены они, будут соблюдаться определенные нормативами расчетные нагрузки. Тем более что сегодня, по оценкам экспертов отрасли, с превышением установленных весовых параметров («Платон» поспособствовал) по дорогам России передвигается более 30% грузовых фур. А от заявленной экономии при внедрении увеличенных межремонтных сроков – 15 млрд. рублей ежегодно – отечественные дороги не приблизятся по качеству к дорогам Германии или США.

 

Так или иначе, но в правительстве приняли решение о постепенном переходе на новые межремонтные сроки. И будет он осуществляться по мере проведения работ по усилению конструкций дорожных одежд в рамках реконструкции и капитального ремонта.

 

В общем, главное, как сказал в свое время Дмитрий Медведев, внедрять программно-целевые подходы к организации дорожной деятельности. И, добавим мы, определять рост дорожного строительства в процентах на перспективу. Ну а остальное – приложится.



Опубликовано: 15.10.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Дороги



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.