Авторские статьи

Скидки на «Платон»

Скидки на «Платон»

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Есть ли возможность и необходимость сделать скидки на «Платон» пропорционально пробегу? Система взимания оплаты за проезд с грузового автотранспорта на протяжении нескольких лет вызывает широкий общественный резонанс, ввиду чего информация о снижении тарифов или возможном предоставлении скидок вызывает неподдельный интерес у всех заинтересованных сторон. Так, Минтранс в этом году планирует представить пакет поправок, предоставляющий скидки автотранспорту, используемому для транспортировки грузов на дальние расстояния.

 


Внедрение системы скидок как объективная необходимость в нынешних экономических реалиях
Если рассматривать данную инициативу с рациональной позиции, то очевидная потребность в ней обусловлена, прежде всего, спецификой российской сети автомобильных дорог, а также удалённостью ряда регионов. Специфика основных логистических направлений такова, что ряд грузов, необходимых для жизнеобеспечения северных регионов, необходимо доставлять автотранспортом, ввиду чего их стоимость несоизмеримо выше, чем в центральной полосе России. Если добавить к транспортным расходам ещё и оплату системы «Платон», то доступность, в том числе и продовольственных товаров, серьёзно снизится. Ввиду этого, введение прогрессивной скидочной шкалы, пропорциональной рейсовому пробегу, может нивелировать эту фискальную нагрузку.


Стоит отметить, что планы по принятию соответствующих поправок пока носят декларативный характер. Более того, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что реальные перспективы у появления системы скидок могут появиться в 2018 году, но только после индексации тарифа в соответствии с показателем инфляции. Если же рассматривать эффективность системы «Платон» и возможную финансовую нагрузку на показатели её доходности, то очевидным фактором, наглядно демонстрирующим потенциал скидочной системы, является диаграмма, представленная на рисунке, демонстрирующая рост сборов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

 

Величина доходности системы «Платон» на рубеже 2016 и 2017 гг.


Как видно из представленных данных, величина сборов неуклонно растёт, что обусловлено как подключением новых пользователей, так и легализацией действующих автотранспортных компаний. Ввиду этого, демонстрация тарифной лояльности могла бы послужить и действенным инструментом снижения социальной напряжённости. Стоит признать, что на данном этапе реализации программы говорить о чистой доходности «Платона» пока не приходится ввиду того, что значительный объём средств направляется на расширение самой системы, её техническое обслуживание и развитие. Поэтому дорожные фонды ещё не получили запланированный объём финансовой поддержки.

 

Если рассматривать результативность использования вырученных средств, то несмотря на активную демонстрацию тех объектов, которые подверглись ремонту или реконструкции за средства, заработанные системой «Платон», очевидного социального принятия новой политики в дорожной отрасли пока не наблюдается. В условиях безальтернативности ряда маршрутов и невозможности использования иных видов транспорта формирование гибкой ценовой политики помогло бы снизить нагрузку на переживающую не лучшие времена транспортную сферу.


Стоит отметить, что единой позиции по данному вопросу пока нет. Так, в сентябре нынешнего года заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил, что ввиду действия в настоящее время льготного тарифа на грузоперевозки введение дополнительных скидок нецелесообразно и противоречит первоначальным целям создания «Платона». Тем не менее, чиновник уточнил, что возврат к этому вопросу может быть рассмотрен уже при переходе к первоначально рассчитанному тарифу. К сожалению, прямой взаимосвязи между действующим переходным тарифом и нецелесообразностью принятия инициативы по снижению стоимости платы на дальних маршрутах не прослеживается.


Стоит отметить, что установленная сейчас величина оплаты составляет 1,9 руб. за км, при том, что первоначально определённый тариф достигал 3,73 руб. Помимо этого, у транспортных компаний есть возможность получить налоговый вычет, предоставив документы, подтверждающие оплату системы «Платон». Тем не менее, принимая во внимание сложность экономической ситуации в стране, а также объективные трудности автотранспортной отрасли, льготная тарификация существенно сокращает объемы имеющихся денежных активов, направляемых на обслуживание и обновление имеющегося автопарка.


Необходимо также принимать во внимание существенное усложнение расчёта взимаемой платы, поскольку возникает соблазн формально объединять несколько рейсов в один, чтобы задекларировать наличие дальних перевозок и тем самым обеспечить получение дополнительной скидки.

 


Тарификация «Платона» и её влияние на общее состояние автотранспортной сферы

Если подходить к вопросу глобально, то реализуемые в настоящее время законодательные инициативы, направлены на создание современной транспортной инфраструктуры, способной стать связующим звеном между азиатскими производственными площадками и европейскими рынками сбыта. На приведение дорожной сети к высоким показателям требуются масштабные и системные финансовые вливания, ввиду чего и была внедрена оплата за проезд по платным участкам федеральных трасс, система «Платон», а также рассматривается законодательная инициатива, распространяющая возможность сбора средств с коммерческого автотранспорта и на региональных автодорогах.

 

Принимая во внимание эти факторы, а также то, что парк российских компаний находится в крайне изношенном состоянии, а его обновление стало весьма проблематичным как ввиду внутренних экономических сложностей, так и вследствие падения курса рубля, сделавшего иностранную технику слишком дорогой, становится очевидным явный диссонанс между заявленными целями и фактической реализацией. Дело в том, что даже при условии успешной реализации «Платона» и активном, а также эффективном освоении выделяемых средств, создание современной сети федеральных автомобильных дорог не станет решающим фактором в формировании соответствующей сферы бизнеса, поскольку обложенные налогами и фискальными сборами отечественные транспортники попросту не смогут конкурировать с транзитными иностранными компаниями, которые с лёгкостью займут фактически освободившуюся нишу.

 

Разумеется, такая потенциальная опасность не осталась без внимания власти, и уже готовится ряд поправок, ограничивающих срок пребывания иностранного перевозчика на российской территории. Кроме того, планируется распространить существующие внутренние сборы и на них, однако это несколько противоречит инициативе по созданию единых транспортных коридоров с предоставлением преимущества именно трансграничному автотранспорту. Так что пока ситуация складывается не лучшим образом, и внедрение гибкой системы скидок могло бы стать пусть и не самым действенным, но значимым инструментом поддержания отрасли, а также сохранением баланса между доходностью дорожной и транспортных сфер ведения бизнеса.

 

При этом инициатива по увеличению штрафа для неплательщиков в 4 раза уже нашла поддержку и, вероятнее всего, соответствующий законопроект будет принят уже в 2017 году. Как заявил глава правительства Дмитрий Медведев, «Количество перегруженных трасс снизилось на четверть. И это результат различных мер, в том числе — запуска известной системы «Платон», которая собирает сейчас 20 млрд. рублей. И мы, учитывая различные позиции и мнения самих перевозчиков, его не стали повышать существенно, а старались все делать достаточно аккуратно». Таким образом, привлечённые средства уже начали давать положительный результат, что особенно важно с учётом относительно низкой плотности сети автомобильных дорог в России, а также их неудовлетворительного качества.
Недовольство Росавтодора озвученной инициативой вполне понятно, поскольку дорожное строительство требует долгосрочного планирования и системной работы, а снижение темпов роста объёмов выделяемых средств, несомненно, скажется и на достигнутых показателях. В качестве аргумента против введения скидок, помимо озвученного льготного тарифа, называют и то, что развитие сети автодорог и приведение их к нормативному состоянию позволит перевозчикам сократить сроки доставки и уменьшить расходы на горюче-смазочные материалы и ремонт основных фондов. Тем не менее, все эти преимущества, достигаемые благодаря сборам с большегрузов, начнут проявляться лишь в средне- и долгосрочной перспективе, что не снижает насущной актуальности снижения финансовой нагрузки.

 


Рынок грузоперевозок и его специфика

Внедрение системы «Платон» позволило решить и ещё одну важную проблему – оценка объёмов так называемого «серого рынка», поскольку существуют целые регионы, в которых подобные услуги превалируют. Тем не менее, как отметил заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, даже их уход с рынка не вызовет дефицита в грузоперевозчиках, поскольку на их место придут крупные транспортные компании. Способствуют этому и законодательные инициативы по ограничению регистрационного права на тяжёлую коммерческую технику для физических лиц.


Если же всесторонне рассмотреть данную ситуацию, то это очевидный путь к монополизации рынка, и его разделу между несколькими крупными компаниями. Мелкие и частные перевозчики ввиду роста фискальной нагрузки, а также штрафов за нелегальную деятельность будут вынуждены уйти с рынка. Разумеется, объёмы, доставляемые такими компаниями, несравнимо меньше, однако именно их расценки и служат индикатором рентабельности, а также создают естественную конкурентную среду.

 

При этом директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что у большинства крупных транспортных компаний существует определённый запас ресурсов, позволяющий занять освободившуюся нишу без необходимости расширения парка собственной техники. По его словам, у представителей крупного бизнеса нет неприятия системы «Платон» с действующими на сегодняшний день тарифами, поскольку их финансовая структура уже перестроена на легальное осуществление деятельности.

 

Единственной сферой конкурентной борьбы, по мнению эксперта, будет являться снижение внутренних издержек и повышение технологичности перевозок. На самом деле вышеописанные инструменты в условиях формирования рынка являются малоэффективными по сравнению с секторальным распределением интересов, поэтому для конечного потребителя всё это неминуемо выльется в повышение стоимости доставляемой продукции.


Данная позиция несколько идеализирует сложившуюся ситуацию ещё и потому, что российский коммерческий автопарк имеет большой процент износа, так что количественные показатели в данном случае не совсем уместны. Российским транспортникам, так же как и дорожникам, необходимы финансовые вливания для выхода на новый уровень конкурентоспособности, поэтому система скидок на оплату системы «Платон» вполне может быть внедрена безотлагательно, чтобы сохранить баланс доходности этих сфер.

 

Помимо очевидных проблем, перед транспортными компаниями остро стоит вопрос доступности новых основных фондов, которые в подавляющем большинстве случаев представлены существенно подорожавшей продукцией зарубежных компаний. Что касается российских автозаводов, то приближающаяся по техническим характеристикам техника включает в себя огромное количество иностранных комплектующих, что также делает её стоимость неподъёмной для малых и средних форм ведения бизнеса.

 

Если же говорить о постепенном переходе к установленному тарифу, то актуальность скидочной системы будет только расти, и дело здесь вовсе не в стремлении поддержать перевозчиков, но и в необходимости снизить стоимость доставки жизненно необходимых товаров в отдалённые регионы.

 

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что объективная возможность предоставления скидок по оплате услуг системы «Платон» существует. Что же касается необходимости, то, безусловно, столь незначительные меры поддержки вряд ли окажут действенное влияние на сферу коммерческих грузоперевозок. Тем не менее, в сложных условиях даже малоэффективный механизм стимулирования может иметь положительный результат.



Опубликовано: 05.07.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Финансы



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.