Авторские статьи

Конструкционный элемент

Российский рынок моторных масел для грузового транспорта сегодня характеризуют постепенное, но неуклонное увеличение доли качественной продукции, жесткая конкуренция среди производителей и возросшие требования потребителей.

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

В стремлении к совершенству

Следует отметить, что на фоне новейших технологических разработок, существенную часть среди товарных групп стали занимать синтетические моторные масла, и процесс их производства и внедрения, в неразрывной связи с появлением новых (и исчезновением старых) марок, идет по нарастающей.

Много чего придумано и, главное, успешно реализовано в сферах производства, испытаний и использования моторных масел в США и странах Западной Европы. Например, изготовитель той же грузовой автотехники может требовать внесения тех или иных изменений в масла, которые применяются в двигателях его производства. Регулярно проводятся тесты предлагаемой продукции: определяются сроки техобслуживания системы двигателя при использовании нового масла, кроме того, если масло соответствует всем заданным параметрам, производитель имеет право на оттиск на канистре своего фирменного знака, подтверждающего, что продукт оптимален для использования в двигателях автомобилей, изготовленных на его заводе.

В ведущих компаниях, в том числе и российских, работы по совершенствованию конструкций двигателей и качества моторных масел ведутся постоянно и скоординировано.

- И такой скрупулезный подход вполне понятен, – замечает менеджер по работе с производителями оборудования компании «ТНК смазочные материалы» Алексей Куцев, – Ведь современные моторные масла – это сложное по составу вещество, конструкционный элемент двигателя. Поэтому тенденции на рынке смазочных материалов, требования к ним, напрямую связаны с изменением в грузовом автопарке России и возрастающими запросами производителей автомобилей и двигателей.

Ситуация же на рынке грузовой коммерческой автотехники такова: основные ее продажи сосредоточены у российских производителей (ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ). После кризиса 2008 г. продажи упали более чем в два раза, что привело к снижению темпов обновления автопарка и, соответственно, спроса на высококачественные масла. Так что если за последние годы и произошло омоложение грузового автопарка, то явно незначительное.

Один из самых крупных производителей коммерческой техники, КАМАЗ, все чаще стал устанавливать на свои машины зарубежные двигатели, например, Cummins. Происходящие сдвиги обнадеживают: намечается, хоть и незначительное, но увеличение доли масел высоких эксплуатационных классов (API СH-4 и выше), соответствующих требованиям MAN, Cummins, Scania и других производителей техники.

- Однако до сих пор доля грузового автотранспорта «со стажем», где применяются масла категории ГОСТ, составляет более 70%, – подчеркивает Алексей Куцев. – На автотранспорт с двигателями Евро-3, в которых используются масла высоких эксплуатационных классов (CH-4 и выше), приходится около 13%. Таким образом, в настоящий момент около 70% от всего потребления моторных масел для CVL составляет масла ГОСТ (М-10 ДМ/М-10 Г2к). Остальные 30% почти равномерно распределены между маслами высоких эксплуатационных классов от CF до CJ-4 (двигатели Евро-4/5). К факторам, сдерживающим рост потребления высококачественных масел можно отнести и существующий технический регламент на Евро-2 по ДТ.

- В российском грузовом автопарке сегодня накопилось немало проблем, – считает коммерческий директор компании «ТОТАЛ ВОСТОК» Михаил Головченко, – и в первую очередь парк нуждается в обновлении.

 



По данным аналитического агентства АВТОСТАТ в России сегодня насчитывается:

- грузовиков – 3,4 миллиона ед., 75% старше 12 лет, российские лидеры: ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, иностранные: VOLVO, MAN, MB, SCANIA;

- автобусов – 0,4 миллиона единиц, 50% старше 12 лет, российские лидеры: ПАЗ, ЛИАЗ, иностранные: IKARUS, HUYNDAI, MB.



 

- Необходимо, – полагает Михаил Головченко, – больше внимания уделять программам утилизации, которые сегодня работают очень слабо. С большим трудом вводятся нормы «ЕВРО». Но есть и позитив, и у него хорошие перспективы: практически все ведущие иностранные игроки имеют не только локальные производства, но и реализуют совместные с российскими производителями проекты. Наиболее удачным и успешным примером здесь, безусловно, является КАМАЗ. К положительным факторам можно отнести и то, что после кризиса вновь заработали кредитные, лизинговые схемы.

 

Кризис со знаком «Премиум»

Российский рынок моторных масел в РФ насыщен маслами различных производителей. И в этой «насыщенности» последние несколько лет уверенно лидирует российская четверка: «ТНК-ВР», «Газпромнефть-СМ», «Лукойл», «Роснефть». Именно они вывели на российский рынок премиальные моторные масла – масла, которые соответствуют европейским и американским спецификациям и требованиям производителей (Cummins, Volvo, MAN и др.). Создание таких масел возможно только «путем вовлечения» присадок и загустителей от мировых производителей.

Как отмечает Алексей Куцев, нет ничего удивительного, что некоторые из таких отечественных масел имеют только упаковку. Высокое качество позволило применять такие масла (но уже российские) в технике импортных производителей наравне с импортными маслами именитых брендов. Таким образом, доля масел российских производителей среди премиальных масел (CH, CI-4 и выше) растет. Значительный толчок к увеличению доли премиальных российских масел дал кризис в 2008 году. АТП, ГОК и другие автопарки, в период кризиса обратили внимание и на расходы, связанные с потреблением ГСМ. И часто в битве за потребителя в этот период стали выигрывать российские производители смазочных материалов.

- Показателен, – вспоминает Алексей Куцев, – такой пример: в 2008 году один крупный клиент во время переговоров не хотел даже слышать об отечественном моторном масле – он был зациклен только на импортном. Но уже в 2009-2010 годах отношение изменилось. После удачных испытаний на ряде крупных предприятий, большинство крупных потребителей ставят отечественные масла наравне с иностранными марками. Да и сейчас нередко можно видеть, что при проведении тендера наравне с именитыми брендами участвуют российские производители масел. Причем подобные ситуации по «импортозамещению» характерны не только для моторных масел, но и для рынка индустриальных масел.

 

Все жестче и жестче…

Наличие на рынке многочисленных брендов, жесткая конкуренция заставляет производителей масел создавать все новые и новые программы по продвижению своей продукции. Все крупные производители оказывают такую услугу как мониторинг масла. В процессе работы техники отбираются пробы масла, которые отправляются в лаборатории, где проводится их анализ. Такой мониторинг позволяет определить оптимальные сроки работы масла с учетом применяемого топлива, условий эксплуатации техники и т.д.

Главное, по мнению Михаила Головченко, это то, что сегодня на рынке есть предложение, способное удовлетворить спрос на качественный продукт. Практически все моторные масла для грузового автотранспорта от ведущих производителей рассчитаны на увеличенный интервал замены. Конечно, при условии, что топливо будет соответствующего качества. Уже сейчас, парки импортных грузовиков, пока осторожно стремятся к уменьшению количества замен. Крупные компании помогают им в переходе на увеличенные межсервисные интервалы замены качественными моторными маслами. TOTAL, например, дополнительно предлагает ANAC – специально разработанный патентованный мониторинг не только состояния масла, но и технического состояния узлов и агрегатов автомобиля.

- Что касается состояния и перспектив российского рынка масел для коммерческого транспорта, – продолжает Михаил Головченко, – то его объем по приблизительной оценке составляет около 400 тонн, сезонные масла в нем занимают около 40-50% – всесезонные масла, также невысоких категорий качества. И только 10% занимают качественные импортные масла с увеличенным интервалом замены.

Рынку масел для грузовиков предстоит меняться качественно, количественно он возможно даже уменьшится: парк будет прирастать новой техникой, смена масел станет реже, темпы утилизации старой техники возрастут. Как скоро? Все предпосылки назрели, и здесь главное слово за государством. Пока никто не требует соблюдения экологических норм, бизнес будет продолжать использовать оптимальные, а значит дешевые и вредные для окружающей среды решения.

 

Выход из «экологического тупика»: равнение на Запад?..

Экологические проблемы накапливаются, и, похоже, для России они становятся вечным камнем преткновения. Эксперты и ответственные производители прекрасно понимают, что производство и внедрение товарных групп премиальных моторных масел в перспективе выгодно не только с экологической точки зрения, но и экономической. Потребность именно в этом виде продукции – ее более активное внедрение – не в последнюю очередь зависит от владельцев грузовой автотехники, впрочем, государственные структуры также не должны оставаться в стороне. Как известно, нерешенные проблемы не просто накапливаются, они «притягивают» новые.

Согласно статистическим данным 2012 г. структура парка грузовиков по нормам токсичности выглядит удручающе:

Не соответствуют нормам «Евро-2» почти 80% парка, представительство в «Евро-4» минимально – всего лишь 4,9%.

Алексей Куцев уверен, что вполне очевидно на кого именно следует равняться. Не секрет, что в странах Евросоюза огромное внимание уделяют экологии. Соответственно постоянное ужесточение норм по экологии требует создание все более новых двигателей, требующих качественных масел c увеличенными категориями (API CI-4/CJ-4 или ACEA E4, E6). Такие же тенденции происходят и в США. Отличие от Европы в соотношении масел CI-4 к CJ-4. В Европе преобладают масла CI-4, в Америке CJ-4.

Солидарен с ним и Михаил Головченко. По его мнению, принципиальное различие нашего рынка и западного состоит в отношении к экологическим нормам. Но все меняется, при условии ужесточения государственных требований парк начнет обновляться: производитель сможет реализовывать более дорогую технику с агрегатами соответствующими «Евро-4». Необходимо, конечно, не только «ужесточение требований» но и государственное стимулирование, которое будет способствовать увеличению производства качественного дизельного топлива и масел.

 

Взгляд в будущее

Как же будет развиваться рынок моторных масел для грузового транспорта дальше?

Слово нашим экспертам.

- В целом для рынка моторных масел будут характерны превышение предложения над спросом, жесткая конкуренция. Поэтому российские производители расширили – эта тенденция получит дальнейшее развитие – географию поставок далеко за пределы России и стран бывшего Советского Союза. И спрос на качественную российскую продукцию будет только возрастать, – считает Алексей Куцев.

- Доминировать, безусловно, будет российский производитель. В настоящее время на его долю приходится 90% российского рынка. Среди импортных производителей лидерами становятся компании, предлагающие комплексные решения (анализ масел, инвестиции, обучение, маркетинг), те компании, которые обладают всеми конкурентными преимуществами, дающими возможности успешного развития в этом сегменте, – уверен Михаил Головченко.

 

Автор фото: ТОТАЛ ВОСТОК



Опубликовано: 19.10.2012, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: ГСМ



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.