Авторские статьи

Масло для изношенного двигателя

Среди большинства владельцев старых автомобилей бытует мнение, что, поскольку их автомобиль имеет значительный пробег, разумно экономить на смазочных материалах. Но так ли это? Андрей Кудимов, технический специалист по смазочным материалам Shell, рассказал Транслеру об использовании синтетических масел для автомобилей с пробегом.


Желание владельца грузового автомобиля или собственника транспортного парка сэкономить на расходных материалах при обслуживании техники совершенно понятно. Расчет вполне прозрачен: с каждого километра пробега автомобиля необходимо получить максимум прибыли. Пытаясь сэкономить, владельцы, как правило, останавливают свой выбор на недорогих маслах, забывая при этом о главном: дешевые и менее качественные масла в результате обходятся дороже. Экономичные масла обеспечивают долговечную и надежную работу техники, что в свою очередь позволяет сберечь средства на ремонтах узлов и агрегатов, уменьшить денежные потери из-за простоя техники или невозможности доставить вовремя груз. К сожалению, владельцы, желающие сэкономить на смазочных материалах, упускают из виду тот факт, что требования к моторным маслам в изношенных двигателях со временем не снижаются, а, наоборот, только повышаются. Поэтому вопрос применения современных качественных моторных масел - и прежде всего синтетических - для двигателей автомобилей с большим пробегом является актуальным.

 

Типы моторных масел

Основными компонентами моторных масел являются базовое масло и пакет присадок. Базовые масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Присадки же всегда синтетические. Получается, что любое моторное масло, даже минеральное, будет содержать некоторое количество синтетических компонентов.

 

Но не все минеральные моторные масла одинаковы по своим эксплуатационным свойствам. Они могут отличаться как по степени легированности – количеству присадок, которые входят в состав моторного масла, так и по качеству базового масла, которое может быть как маслом 1-й группы, так и маслом 2-й группы. Базовые масла 2-й группы являются маслами более высокой степени очистки, обладают лучшей термоокислительной стабильностью. Поэтому высоколегированные моторные масла, созданные на основе базовых масел 2-й группы, имеют гораздо более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с моторными маслами, созданными на основе базовых масел 1-й группы.

 

Синтетические моторные масла преимущественно производят на основе полиальфаолефинов (ПАО). Для таких базовых масел характерен высокий индекс вязкости (то есть более широкий диапазон рабочих температур, что особенно важно при эксплуатации техники в условиях низких температур), очень высокая термоокислительная стабильность и низкая испаряемость (что приводит к меньшему расходу масла на угар).

 

С полусинтетическими моторными маслами ситуация несколько сложнее, такими маслами производитель может назвать смазочный материал, содержащий более 25 % синтетических компонентов. Поэтому полусинтетическим моторным маслом в теории можно назвать масло, созданное на основе минеральных базовых масел, в которое добавили очень насыщенный пакет присадок. Что мы имеем в результате: полусинтетические моторные масла обеспечивают более высокие эксплуатационные свойства (зачастую более широкий диапазон рабочих температур) по сравнению с минеральными моторными маслами, но до свойств синтетических моторных масел таким смазочным материалам еще далеко.

 


Классы вязкости масел, рекомендованные Mercedes-Benz


Классы качества моторного масла

Для дизельных двигателей серии 600:

Без турбокомпрессора допускаются к применению масла: MB 227.0/11), 228.1, 228.2/3, 228.5, 229.1.

С турбокомпрессором допускаются к применению масла: MB 229.1.

Для дизельных двигателей серий 300/400/500/900.

Без турбокомпрессора допускаются к применению масла: MB 227.0/11), 228.0/1, 228.2/3,

228.5.

С турбокомпрессором допускаются к применению масла: MB 228.0/1, 228.2/3, 228.5.

Для дизельных двигателей ОМ 457/460:

Допускаются к применению масла: MB 228.0/1, 228.2/3, 228.5, 228.51 (низкозольные

масла для автомобилей с установленными фильтрами и системами CRT, SCR, DPF –

двигатели, отвечающие требованиям Eвро-4 и -5).

Для газовых двигателей: допускаются к применению масла: MB 226.9.

Моторные масла:

- Rimula R2 Extra 15W-40  MB 228.1;

- Rimula R3 X 15W-40  MB 228.3;

- Rimula R4 L 15W-40  MB 228.3;

- Rimula R5 E 10W-40  MB 228.3, 228.31;

- Rimula R5 M 10W-40  MB 228.5;

- Rimula R6 ME 5W-30  MB 228.5; 

- Rimula R6 LME 5W-30  MB 228.51, 228.5;

- Rimula R6 LM 10W-40  MB 228.51, 228.5, 226.9;

- Rimula R3 NX 15W-40  MB 226.9 (газовые двигатели).

 

Интервалы замены моторных масел, км2

Масло, условия работы, двигатель

227.11

228.0/1

228.2/3

228.5

Местное движение, двигатель без турбонаддува

20.000

30.000

30.000

60.000

Местное движение, двигатель с турбонаддувом

10.000

20.000

30.000

60.000

Дальние рейсы, пробег <100.000 км/год, двигатель без турбонаддува

20.000

30.000

-

-

Дальние рейсы, пробег <100.000 км/год, двигатель с турбонаддувом

-

20.000

30.000

-

Дальние рейсы, пробег >100.000 км/год, двигатель без турбонаддува

30.000

45.000

45.000

90.000

Дальние рейсы, пробег >100.000 км/год, двигатель с турбонаддувом

15.000

30.000

45.00090.000

 

Дальние рейсы, двигатель ОМ 447h

-

-

60.000

-

1В настоящее время масла с спецификацией 227.0/1 не рекомендуются к применению.

2В настоящее время для определения срока замены масла используются системы

FSS, WIS.

Интервалы замены, приведенные в таблице действительны для автомобилей без

установленных датчиков контроля качества масла.




Двигатель с большим пробегом

Рассмотрим, что происходит с двигателем автомобиля, имеющим большой пробег. Износ цилиндро-поршневой группы – это снижение компрессии, что в свою очередь ведет к снижению полезной мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Синтетические моторные масла отличаются от минеральных лучшей устойчивостью к воздействию высоких температур и меньшей испаряемостью, поэтому они лучше уплотняют камеру сгорания, образовывают более устойчивую масляную пленку по поверхности цилиндра и таким образом уменьшают влияние последствий износа двигателя на его мощность и расход топлива. При износе цилиндро-поршневой группы возрастает прорыв продуктов сгорания топливо-воздушной смеси из камеры сгорания в картер. При этом масло под действием высокой температуры этих газов и из-за наличия в них агрессивных компонентов топлива (особенно если владелец такого автомобиля экономит не только на масле, но еще и на топливе) окисляется, присадки теряют свою эффективность, в двигателе накапливаются продукты сгорания, распространение которых приводит к коррозии деталей двигателя. Синтетические масла отличаются от минеральных лучшей устойчивостью к окислению, а «долгоиграющие» присадки в составе масла, в том числе антикоррозийные, надежнее защищают двигатель от вышеперечисленных трудностей.

 

Применение синтетических масел также позволяет решать проблему холодного запуска для двигателей. Синтетические моторные масла обладают лучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с минеральными маслами, например они обладают лучшей текучестью и меньшей вязкостью при низких температурах, а это значит, что они оказывают меньшее сопротивление проворачиванию коленчатого вала, перемещению поршней, движению деталей газораспределительного механизма, то есть обеспечивают более легкий запуск холодного двигателя и даже экономят топливо во время прогрева двигателя за счет снижения трения. Кроме того, известно, что большая часть износа двигателя приходится как раз на момент холодного запуска и прогрева. Поскольку холодный двигатель всегда работает на обогащенной топливной смеси и этот режим «до прогрева» вносит свой существенный вклад в общий расход топлива, то тем самым обеспечивается дополнительная экономия. Синтетические масла значительно быстрее прокачиваются по системе смазки при низких температурах и быстрее поступают к трущимся деталям двигателя, надежно разделяя их масляной пленкой, поэтому их применение позволяет снизить износ деталей двигателя в условиях запуска при низких температурах. Кроме того, хорошая прокачиваемость по системе смазки и быстрый запуск двигателя увеличивают ресурс аккумулятора

 

Также известно, что детали двигателя претерпевают несколько периодов изнашивания: период приработки, установившийся режим и аварийный. Двигатели с пробегом находятся на полпути к аварийному режиму, когда износ становится лавинообразным и поломка двигателя неизбежна. Например, в состав пакета присадок синтетических масел Shell Rimula входит уникальный противоизносный бустер. Применение этой технологии увеличивает толщину защитной масляной пленки, которая разделяет движущиеся поверхности и таким образом обеспечивает исключительную защиту от изнашивания. Потери двигателя на трение уменьшают путем снижения вязкости масла в допустимых пределах (масла с вязкостью 5W-30 и 10W-40), введения в состав масла модификаторов трения, специального подбора моюще-диспергирующих и вязкостно-загущающих присадок.

 

Образующиеся в двигателе нагары и лаки со временем могут привести к потере подвижности поршневых колец, ухудшению их уплотняющей способности, а в наихудшем случае - и к залеганию, что немедленно скажется на безотказности работы двигателя, снизит его мощность и повысит расход топлива. В состав моторных масел Shell Rimula входит специальный комплекс моюще-диспергирующих присадок, который предотвращает образование отложений в двигателе, а уже образовавшиеся нагары и продукты окисления смывает с его поверхности. Они удерживаются в виде микроскопических частиц в объеме масла до момента очередной замены. Более качественные масла отличаются меньшим расходом на угар. Поэтому применение синтетических масел позволяет уменьшить затраты на покупку масла для долива.

 

Со временем на рынке техники с пробегом будут появляться автомобили, оснащенные системами снижения токсичности выхлопных газов. Поддержание такой техники в рабочем состоянии и обслуживание систем очистки выхлопных газов, таких как дизельные сажевые фильтры-улавливатели частиц и катализаторы, также требует дополнительных затрат и применения специальных смазочных материалов. Малозольная рецептура синтетических масел с суффиксом L, например Shell Rimula R6 LM или Shell Rimula R6 LME, помогает контролировать блокирование сажевого фильтра (благодаря чему заметно увеличивается его срок службы и интервал обслуживания) или «отравление» систем нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах (лучшая совместимость с катализаторами).

 

Таким образом, применение более дорогих синтетических масел в итоге оказывается более выгодным не только в долгосрочной перспективе, сохраняя и продлевая ресурс двигателя и систем очистки выхлопных газов, но и позволяет снизить ежедневные затраты на топливо, долив масла, техническое обслуживание.

 

 


Классы вязкости масел, рекомендованные Scania:

 

Интервалы замены

 Двигатели Eвро-5:

Тип двигателя

Спецификация

Тип эксплуатации 0

Тип эксплуатации 1

Тип эксплуатации 2

Тип эксплуатации 3

Тип эксплуатации 4

DC12, DC16

LDF-2

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

 

 

Двигатели Eвро-4:

Тип двигателя

Спецификация

Тип эксплуатации 0

Тип эксплуатации 1

Тип эксплуатации 2

Тип эксплуатации 3

Тип эксплуатации 4

DC9, DC12

E7 или LDF

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF-2

-

-

-

-

45 000

DT12

DC16

E7 или LDF

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF-2

90 000*

60 000

45 000

-

45 000

 

Двигатели Eвро-3:

 

Тип двигателя

Спецификация

Тип эксплуатации 0

Тип эксплуатации 1

Тип эксплуатации 2

Тип эксплуатации 3

Тип эксплуатации 4

DC9, DC11, DT12,

DC16

E5 или E7 или DND-1

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF или LDF-2

90 000*

60 000

45 000

-

-

DT12

 

E5 или E7 или DND-1

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF или LDF-2

-

-

-

-

-

 

Двигатели Eвро-2:

 

Тип двигателя

Спецификация

Тип эксплуатации 0

Тип эксплуатации 1

Тип эксплуатации 2

Тип эксплуатации 3

Тип эксплуатации 4

DC9, DC11, DC12, 16

E5 или E7 или DND-1

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF или LDF-2

120 000*

120 000

30 000

20 000

30 000

 

Двигатели Eвро-0, -1:

 

Тип двигателя

Спецификация

Тип эксплуатации 0

Тип эксплуатации 1

Тип эксплуатации 2

Тип эксплуатации 3

Тип эксплуатации 4

D9, D11, DSC12, 16

E5 или E7 или DND-1

60 000

45 000

30 000

20 000

30 000

LDF или LDF-2

120 000*

120 000

30 000

20 000

30 000

*Топливный фильтр и фильтр вентиляции картерных газов должны меняться

каждые 60 000 км.

 

Тип эксплуатации 0 – легкие условия эксплуатации, дальние перевозки, <40 т груза.

Тип эксплуатации 1 – легкие условия эксплуатации, дальние перевозки, 40 - 60 т груза.

Тип эксплуатации 2 – Плохие дорожные условия, дальние перевозки, >40 т груза, лесовоз, насыпной/наливной груз.

Тип эксплуатации 3 – строительная техника.

Тип эксплуатации 4 – городские и местные перевозки, мусоровозы, заправщики.

 

Рекомендуемые масла к спецификациям:

LDF-2:                       Rimula R6 M 10W-40

LDF или LDF-2:       Rimula R6 M 10W-40 

Rimula R5 M 10W-40

E7 или LDF:              Rimula R6 LME 5W-30 

Rimula R6 LM 10W-40

Rimula R6 M 10W-40

Rimula R5 E 10W-40  

Rimula R5 M 10W-40 

Rimula R4 L 15W-40.

E5 или E7 или DHD-1:        Rimula R6 LME 5W-30

Rimula R6 LM 10W-40

Rimula R6 M 10W-40

Rimula R5 E 10W-40

Rimula R4 L 15W-40

Rimula R3 X 15W-40



Оптимальный выбор

При выборе моторного масла прежде всего необходимо знать требования производителя техники к смазочному материалу. В руководстве по эксплуатации будут указаны спецификации, требованиям которых должен отвечать смазочный материал, а также допустимые классы вязкости (рекомендации могут быть различными, а это в зависит от диапазона рабочих температур и региона, в котором техника эксплуатируется). Некоторые производители могут рекомендовать смазочные материалы, отвечающие требованиям различных спецификаций, но в таком случае для смазочных материалов, отвечающих требованиям спецификаций более высокого уровня, может допускаться увеличенный интервал замены. Поэтому еще раз повторю, что, прежде всего, при выборе смазочного материала необходимо смотреть на допуски и соответствие требованиям спецификаций производителей оборудования, которым этот материал соответствует.

 

Зачастую синтетические моторные масла отвечают требованиям более строгих спецификаций по сравнению с минеральными, но есть и исключения. Если же минеральное и синтетическое моторное масло отвечают требованиям одних и тех же спецификаций, то потребитель должен учитывать то, что синтетическое масло может обеспечить более широкий диапазон рабочих температур, меньший расход на угар, лучшие защитные свойства. Вопрос выбора может быть достаточно сложным, поэтому в случае затруднений лучше обратиться в службу технической поддержки производителя смазочного материала.

 

Кстати…

Если стоит вопрос о переходе с одного типа масла на другой, то лучше также обратиться в службу технической поддержки производителя смазочного материала, так как вопрос смешения достаточно сложен. Необходимо знать технику, для которой подбирается масло, наработку техники, какой смазочный материал используется в настоящее время, какой планируется использовать... Обратившись к специалистам, потребитель сможет узнать не только о возможности перехода/ смешения, но и о возможных выгодах, которые можно получить, используя экономичное масло.



Опубликовано: 30.08.2011, Автор:
Категория: ГСМ



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.