Авторские статьи

Топливо 2019: предновогодняя стабильность при падении спроса

Топливо 2019: предновогодняя стабильность при падении спроса

Итак, прогнозы аналитиков и экспертов отечественного топливного рынка на 2019 год сбылись: цены на автобензин и дизель в целом оставались стабильными.


Более того, темпы их роста, по заявлениям чиновников Минэнерго, в течение года были значительно ниже инфляции.

- Демпфирующий механизм позволил стабилизировать топливный рынок РФ в 2019 году, - отметил в статье (журнал «Энергетическая политика») министр энергетики Александр Новак. И там же подчеркнул, что «благодаря демпферу удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на топливо, которые действовали до июля 2019 года».

- Сегодня мы уже убедились в правильности выбранной тактики - рынок топлива в Российской Федерации стабилен, а рост цен на топливо существенно отстает от темпов инфляции - 2,7% против 3,7-4% в октябре 2019 года, - отметил начальник российской энергетики.


По сценарию: без скачков и потрясений


Как заверяют нас чиновники Минэнерго и ФАС, причин для волнения нет – резких колебаний цен на бензин и дизельное топливо в ближайшей перспективе не предвидится.

Некоторые аналитики придерживаются такого же мнения. Так, по оценке нашего эксперта – генерального директора АО «РК Интегратор» Виктора Костюкова, «рынок автобензина перешел к тенденции спада. Продолжится этот тренд, если опираться на статистику прошлых лет, не только до конца 2019 года, но и с большой долей вероятности - до весны 2020 года.

Осенний минимум выпуска топлива, связанный с ремонтами НПЗ завершился. На рынок начинают поступать дополнительные ресурсы, они избыточны, что обостряет конкуренцию между производителями и рушит оптовые цены». Кстати, об избыточных и дополнительных топливных ресурсах: по последним сообщениям САЦ Минэнерго ситуация с топливообеспечением страны - стабильна. Подтверждают это и данные, приведенные ЦДУ ТЭК: в ноябре было произведено 1183,8 тыс. т высокооктанового бензина экологического класса Евро 5, а его отгрузка на внутренний рынок составила 1076,9 тыс. т при экспорте за тот же ноябрь 79,8 тыс. т. Товарные остатки к середине ноября составили 1,6 млн т.

Дизельного топлива в ноябре произвели 2344,9 тыс. т., на внутренний рынок отгрузили 1265,3 тыс. т при экспорте – 1036,2 тыс. т. Товарные остатки составили 2,4 млн т. Определенный уровень стабильности сохранялся и в потребительском (розничном) сегменте. Росстат приводит следующую статистику розничных цен в последней декаде ноября: средняя стоимость 1 литра бензина в среднем по России к 25 ноября осталась прежней - 44,67 рублей. Цена литра бензина марки АИ-92 уменьшилась на 1 копейку - до 42,24 рублей. Стоимость бензина марки Аи-95 увеличилась на 1 копейку и составила 45,76 рублей. Бензин Аи-98 подорожал на 3 копейки - до 51,71 рублей. Дизтопливо подорожало на 21 копейку - до 47,37 рублей.

За рассматриваемый период зафиксировано снижение цен на бензин в семи центрах субъектов Российской Федерации, наибольшее - в Горно-Алтайске и Волгограде - на 0,9% и 0,8% соответственно.

Увеличение цен на автомобильный бензин отмечалось в 9 центрах субъектов РФ, наибольшее в Южно-Сахалинске - на 2,1%. Не претерпели каких-либо существенных изменений цены на бензин в последней декаде ноября в обеих столицах. По данным того же Росстата: на московских АЗС бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 39,90 до 44,16 рублей, марки АИ-95 - от 41,90 до 49,25 рублей, марки АИ-98 - от 48,60 до 54,83 рублей за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 41,80 до 43,30 рублей, марки АИ-95 - от 45,00 до 47,66 рублей, марки АИ-98 - от 52,40 до 54,86 рублей за литр.

Однако общая, довольно позитивная, картина достатка (даже, избытка) топливных ресурсов и стабилизировавшихся цен на нефтепродукты имеет изъяны. Например, ряд экспертов считает, что относительную стабильность цен на бензин и дизель не стоит относить к заслугам правительства. Она во многом обусловлена продолжающимся - и, подчеркнем, весьма ощутимым - снижением потребительского спроса.

Отмечается также, что нефтяные компании так и не смогли, даже с введением разрекламированного демпфирующего механизма, избежать определенных убытков. Тем более, что во многом действенность демпфера зависит от ценовых перепадов на нефтяном рынке.

- Если цены на нефть поднимутся выше $80 за баррель, выплаты по демпферу покроют не более 70–75% потерь нефтяников; в этом случае потребуются дополнительные договоренности компаний с государством, - отмечает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов.

Он же полагает, что как бы не складывалась ситуация на внешних рынках рост цен на нефтепродукты в России и в 2020 году не превысит темпов инфляции. А традиционное для зимнего периода падение спроса на моторные топлива приведет к снижению внутренних оптовых цен.

- Так что, в начале 2020 года вполне ожидаемо сохранение или даже небольшое снижение розничных цен на внутреннем рынке, - заключает эксперт.

Что касается упомянутых выше потерь нефтяников, которые не покрывают субсидии по демпферу, то здесь, безусловно, не все так однозначно. Например, Виктор Костюков не очень «обеспокоен» предполагаемыми убытками ВИНКов, он уверен, что в накладе они в любом случае не останутся.

- Даже при существующем избытке предложений (в связи с завершением осенних ремонтов НПЗ) и стагнирующем спросе, сложившуюся ситуацию в нефтяных компаниях вряд ли считают фатальной. Ведь по механизму демпфера производителям начисляется субсидия порядка 4 тысяч рублей за каждую тонну выгруженного на внутренний рынок бензина. К тому же основную долю, а это около 75-78 %, нефтяные компании реализуют не на бирже, а через собственные сети АЗС по стабильно высоким ценам. А потому итоговая маржинальность как была, так и остается достаточно комфортной, лишь перетекая из оптового звена в розничное, - подчеркивает эксперт.

Последнее – процесс, давно отработанный крупными отечественными производителями (они же нефтедобытчики) нефтепродуктов и весьма успешно ими применяемый. Проблемы, связанные с ценовыми перепадами в опте, гораздо больше беспокоят независимых трейдеров, о чем они не перестают постоянно напоминать. Но, тем не менее, положение дел не меняется, и количество независимых автозаправщиков – тенденция – продолжает сокращаться.

И, пожалуй, еще раз стоит остановиться на розничных ценах. Данные приводимые экспертами незначительно разнятся с данными Росстата: средняя (на конец ноября) по РФ цена Аи95 держится на уровне 45,70+/- 0,05 р/л., Аи92 – 42,25+/- 0,02 р/л. При этом отмечается, что данные усредненные розничные цены на протяжении трех месяцев остаются практически неизменными.

С такими показателями, по мнению большинства экспертов, завершится 2019 год. Впрочем, уже наметился, но пока еще незначительный, спад - в конце ноября (по сводке того же Росстата) в четырех субъектах РФ – в Южном, Приволжском, Уральском и Северо-Западном цена Аи92 понизилась на 0,01 руб./л. Дизельные же цены с первых дней октября вышли на траекторию взлета. За октябрь-ноябрь средняя цена литра выросла, без малого, на один рубль, с 46,19 до 47,16 руб./л.

До абсолютного максимума 47,24 руб./л, пришедшегося на 28 января 2019 года цены еще не доросли, но потенциал преодолеть этот рубеж достаточно высок. (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Отдельно, и, соответственно, более наглядно динамика роста цен на дизель по федеральным округам представлена в таблице. Возглавляют её Уральский и Сибирский ФО. На этих территориях, наряду с Сибирским и Дальневосточным ФО, текущие цены превысили максимумы января 2019 года. Пока еще незначительно, в среднем, на 0,5%. (Таблица 1).

Таблица 1

Биржа наращивает потенциал


В конце ноября, отвечая на вопрос журналистов об ожидаемых розничных ценах на топливо в 2020 году, заместитель главы ФАС Анатолий Голомозин заметил, что они не превысят инфляционные показатели.

- Мы считаем, что, если говорить о розничных ценах, то статистика, которая имеется за большинство прошлых лет, говорит, что динамика цен близка к темпам инфляции. Есть низкие периоды, есть высокие, - подчеркнул чиновник.

В полной мере слова о «периодах низких и высоких» можно отнести и к происходящему – из года в год – на биржевых торгах. Но, прежде, стоит отметить, что сегодня Биржа (СПбМТСБ) стала одним из самых значительных инструментов в топливно-энергетической сфере.

- Значение биржи, как канала по сбыту-приобретению нефтепродуктов повышается, о чем свидетельствует динамика торгов. Только за восемь месяцев текущего года реализовано 13,619 млн т нефтепродуктов, что на 7,2% больше, чем за тот же период предыдущего года, - подчеркнул вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов.

Он также заметил, что «биржевой рынок нефтепродуктов вошел в осенне-зимний деловой сезон с набором новых инструментов. Все они обеспечивают рост уровня ценовой прозрачности на топливном рынке, повышение репрезентативности индикаторов биржи и развитие рыночной конкуренции».

Если перейти к практике биржевых торгов, - абстрагировавшись от нюансов, то в основе, прежде всего, окажутся противостояние продавцов и покупателей, резкие ценовые скачки в сделках с бензином и дизелем, спады-подъемы- коррекции топливных индексов.

Так, ноябрь 2019 года был отмечен в полном смысле слова обвалом бензиновых индексов. Кстати, как отметил Виктор Костюков, «цены сделок с летними и межсезонными сортами дизеля рушились не менее грозно, чем бензина». Индекс DTL обрушился на 4,2%, до 44580 (-1960) руб./т, а DTM – на 6,9%, до 43730, потеряв за такой же срок 4640 руб./т, опустившись ниже абсолютных минимумов текущего года. И это еще не предел. Вот как прокомментировал ноябрьскую ситуацию на биржевых торгах бензином в одном из своих обзоров наш эксперт. «Два встречных процесса начинают менять конфигурацию рынка. С одной стороны, нарастает поток предложений по мере завершения осенних ремонтов НПЗ, а с другой – предзимнее угасание на фоне и без того скромного в продолжение всего года спроса. Среднесуточный объем предложений и реализации бензина за первые две недели в наступившем ноябре превысил аналогичный показатель октябрьских продаж на 30%. Это довольно значительная прибавка, последствия которой будут и далее оказывать давление на биржевые индексы.

Давать прогноз о глубине дальнейшего спада пока преждевременно. Ориентиром могла бы служить диаграмма поведения биржевых индексов в осенне-зимний период предыдущего года. В те дни рыночная цена бензина обрушилась на 23% - 29% в зависимости от марки. При этом причина обрушения вызвана не столько перепроизводством товара, сколько резким спадом экспортной альтернативы. В те дни нефтяные котировки обрушились с $85 до $50 за баррель, а нетбэк REG с 60 тыс. руб./т до 40 тыс. руб./т. Однако в этом году нефть не проявляет высокой волатильности. Биржевые котировки расположились в диапазоне $60+/-$2 за баррель, а потому внешний фактор не окажет столь разрушительного воздействия на внутренние цены, как в прошлом году. Можно предположить, что биржевые цены опустятся к уровням, близким к локальным минимумам августа: по индексу REG – это 43000 руб./т, по индексу PRM – 44500 руб./т». (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Спад оптовых цен был также отмечен и в мелкооптовом звене. Но все эти события на биржевых торгах никоим образом не отразились на розничных ценах – они остались неизменными. По данным Росстата (с 5 по 11 ноября) один литр Аи95 подорожал на 1 копейку, до 45,75 руб., один литр Аи92 подешевел на 2 копейки, до 42,25 руб. Примечательно, что Аи92 подешевел в пяти из восьми федеральных округов. В том числе в Майкопе – на 33 коп., в Ставрополе – на 31 коп., в Нижнем Новгороде – на 28 коп., в Липецке, Чебоксарах Петербурге, Воронеже, Пскове и т.д.

Возвращаясь к теме резкого спада на ноябрьских биржевых торгах, следует отметить, что считать это чем-то из ряда вон выходящим явно не приходится.

На примере прошлого года отгрузка бензина с НПЗ, начиная с середины ноября до середины декабря 2018 года, непрерывно возрастает с 60 до 80 тысяч т в сутки. В 2019 году, по мнению Костюкова, прослеживалась аналогичная картина. Имел место и коммерческий расчет. Трейдеры на падающем рынке откладывали покупки товара, пытаясь поймать «дно». Вот почему биржевые цены бензина, как и в прошлом году, вышли на траекторию снижения. (Диаграммы 3, 4).

Диаграмма 3 Диаграмма 4

И, конечно, обязательно стоит упомянуть еще одну очень важную составляющую топливного рынка – экспортную. В связи с этим, Виктор Костюков заметил, что «производители бензина нашли пути нарастить экспорт бензина. Всего за 10 месяцев 2019 года экспортировано автомобильного бензина 4,3 млн. тонн, экспортная реализация выросла на 28% против 2018 года за аналогичный период. Что касается текущего момента, то экспортный поток достиг годового максимума порядка 19 тыс. т/сут. и превышает прошлогодний показатель на 80%. Возможно, что за счет экспорта нефтяным компаниям в этом году удастся сгладить остроту и глубину спада оптовых цен». (Диаграмма 5).

Диаграмма 5

Завершение же года на биржевых торгах, как и предполагали эксперты, ознаменовалось повышением – цены сделок с автобензином в последние декабрьские дни только прирастали. Прогнозы о том, что нефтяные компании в преддверии длительных новогодних праздников нарастят продажи бензина, как это исторически происходило в последние дни года, оправдались, но не произвели ожидаемого эффекта в виде обвала цен к минимальным по году уровням.

Более того, - отметил эксперт, - рынок бензина столкнулся с инверсией, это когда рост предложений товара со стороны нефтяных компаний сопровождался опережающим повышением покупательского спроса, что против обыкновения вывело индексы на траекторию взлета.

Впрочем, по мнению биржевых аналитиков, коррекция на понижение цен все же состоится, но это будет именно коррекция. Вероятность возврата к минимальным значениям маловероятна. Наблюдатели также отмечали, что торги в сегменте Аи95 в последние дни биржевого года сопровождались значительным ростом спроса и цен. И только, когда покупатели прекратили «погоню» за товаром, произошло некоторое ослабление темпов прироста цен.

А подведение итогов показало следующее: индекс Аи95 повысился до 45010 (+300) руб./т. Лидировали по приросту цены Рязанский НПЗ – 46190 (+680) р/т, Волгоградский НПЗ – 46190 (+670) руб./т, Ангарская НКХ – 47890 (+580) руб./т. Ключевые базисы: Самара (600т) – 44330 (+200) руб./т, Уфа (1800т) – 44040 (+280) руб./т. Аналогичный процесс протекал и в сегменте Аи92. Но здесь регистрировалось и обратное движение. На 4 базисах из 20 зарегистрировано снижение цен: это Уфа - 41740 (-440) руб./т, Самара - 42590 (-440) руб./т, Антипинский НПЗ - 42540 (-210) руб./т, НОРСИ - 43440 (-160) руб./т. Индекс цены Аи92 изменился незначительно: 43150(+70) руб./т. Лидировали по приросту цены Ухта – 44510 (+1310) р/т, Ангарск – 46610 (++850) руб./т, Комсомольск – 50190 (+730) руб./т.

К упомянутому выше усилению роли биржи в распределении и продаже нефтепродуктов можно также добавить и такой немаловажный фактор как увеличение числа ее участников. Если в первом полугодии 2019 года в торгах участвовали от 450 до 470 юридических лиц, то во втором, начиная с июля, их количество ощутимо возросло - до 520-540.

Отметить можно и то, что в первую двадцатку входят, как обычно, 12-14 продавцов, представляющих ВИНКи и их сбытовые структуры и 6-8 лидеров из числа трейдеров – это "Петролеум Трейдинг", "Солид-товарные рынки", "ГАЛА-ФОРМ", "ТСБ-Брокер", "ИнвестНефтеТрейд", "Нафта-Центр".

Проблема, не имеющая решения


В завершение данного обзора необходимо коротко затронуть острую проблему отечественного топливного рынка, все попытки решить которую терпят фиаско. Речь – о недоливе топлива. И если с ростом цен на топливо властям худо-бедно удается справляться, то проблема «недолива» на автозаправках, растянувшаяся на десятилетия, кажется уже абсолютно нерешаемой.

Вот и последние проверки АЗС в 2019 году, инициированные Минпромторгом показали, что недолив топлива на автозаправках в России превышает норму в два-три раза.

Из информации, приведенной пресс-службой ведомства, следует, что «согласно заключению экспертной организации, при измерении налива 10 л образцовым мерником при норме не более 25 мл фактически недолив составлял от 50 до 90 мл. При измерении налива 50 л при норме не более 125 мл фактически недолив составлял от 200 до 300 мл.».

В министерстве, со ссылкой на данные общественного контроля, также сообщили, что проведенные в Центральном федеральном округе проверки выявили весьма неприглядную картину - две трети АЗС округа были уличены в недоливе топлива. Комментарии, как говорится, излишни. Очевидно пока лишь одно – проверками и наложением штрафов существенно снизить объемы недолива топлива в стране вряд ли получится. Так что, похоже, все правильные решения под общим названием «как пресечь действия недобросовестных автозаправщиков» еще впереди. Ну а пока потребитель, пользующийся услугами отечественных АЗС, должен быть всегда начеку, въедливость и бдительность в данном случае лишними явно не будут.


Подготовил А.Заболотский


Опубликовано: 25.12.2019, Автор: А.Заболотский
Категория: ГСМ



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.