Авторские статьи

В России растет количество газозаправочных станций

В России растет количество газозаправочных станций

На территории Российской Федерации число станций по газовой заправке автомобилей превысило четыре сотни. Компания «Газпром» уверенно лидирует на этом рынке, содержа 317 газозаправочных объекта. Всего же с начала года в сети ГЗС прибавилось более 20 станций, и до конца года строительство еще ряда объектов будет закончено и сдано в эксплуатацию.

Перспективы развития ГЗС в России

Использование природного газа, как альтернативы жидким углеводородным видам топлива стало мировым трендом. Тема перспективности использования газомоторного топлива актуальна и для России.

  • В недрах нашей страны «хранится» 40% общемировых природных газовых запасов метана (31,2 трлн кубометров).
  • Стоимость добычи газа привлекательна для потребителя.
  • Развита сеть газопроводов (более 170 тыс. км), позволяющая обеспечить голубым топливом любые уголки России.
  • Метан признан максимально экономичным, безопасным в использовании и экологичным топливом для моторов. Он не требует дополнительной обработки. Суммарная экологическая безопасность природного газа в 100 раз выше бензина или дизеля.

Метан соответствует максимальному экологическому стандарту Евро 6, при этом его стоимость в три раза ниже, чем бензина, и составляет в среднем по Российской Федерации - 16 рублей за м3.

Кубический метр метана равнозначен расходу одного литра бензина. Рассчитано, что пробег легковой машины на бензине обходится в 6 руб./км, а на метане – в 2 руб./км. Выгода очевидна и для владельцев крупнотоннажной техники. Так, перевод грузовика КАМАЗа на природный газ позволит сэкономить на сто тысяч километров пробега порядка 700 тыс. рублей.

Казалось, такой потенциал позволяет открывать заправки газового топлива повсеместно, однако нет: пока выбор автомобилистов обусловлен неразвитостью сетей газозаправочных станций, ориентацией производителей автомобилей на традиционное жидкое углеводородное топливо, что и создает сложности перехода на альтернативное газовое топливо. Число бензиновых заправок в России превышает 27 тысяч, а число газовых едва достигло 400 единиц.

Необходимость создания разветвленной сети газовых автомобильных заправок во всех регионах страны имеет под собой веские основания:

  1. Темпы роста ВВП России за прошлый год составили 2% и, как бы то ни было, пусть слабый, но экономический рост означает увеличение объема строящихся автодорог (федеральных, межрегиональных и региональных). Одновременно с открытием дорог вокруг них должна формироваться инфраструктура, включающая автозаправки с разными типами топлива и дополнительными услугами (магазины, кафе, мотели, автосервисы и т.п.).
  2. За десятилетие парк автотранспорта в стране вырос на треть. Если в начале 2009 года по дорогам страны двигалось 43,2 млн. автомашин различного назначения и грузоподъемности, то на начало 2019 года их число ощутимо возросло, составив 67,5 млн.

Подобный рост числа транспортных средств вызывает необходимость строительства заправок по всей территории страны.

С ростом цен на бензин для россиян становится единственно приемлемым использование газа, в противном случае многие граждане будут вынуждены отказываться от использования автомобилей, а возросшая стоимость топлива приведет к очередному витку цен на товары и услуги для населения.

Долгое время основополагающим при определении перспектив развития являлось авторитетное мнение аналитика Союза потребителей газового топлива Алексея Стасайтиса, исследовавшего российский рынок газомоторного топлива по заказу СПГТ и указавшего на основные тенденции его развития, подтвержденные временем. Он считает, что развитие сети ГЗС должно быть функциональным, комплексным, когда рядом с одной типовой станцией возникает еще множество небольших магазинов, пунктов попутного сервисного обслуживания, кафе. Строительство всего лишь одной-единственной ГЗС способно простимулировать переоборудование почти 300 машин для дальнейшей эксплуатации на газовом топливе. Причем потребители больше доверяют сетевым станциям крупных газодобывающих компаний, нежели мелким торговцам.

Начиная с 2014 года, правительство РФ направило более 16 млрд. рублей на закупку специальной техники, работающей на сжиженном или компримированном газе. Девятнадцать регионов страны получили налоговые льготы для автотехники на СПГ/КПГ. Полностью избавиться от налога на газомоторную технику удалось в Санкт-Петербурге, Кировской и Кемеровской областях. За счет программ субсидирования региональных бюджетов переоборудуется транспорт на местах в регионах России. Для Татарстана субсидии составили 30%, а для Сахалина – 70-100%.

Переоборудование техники под использование газомоторного топлива, по оценкам экспертов, происходит недостаточно динамично, чтобы загрузить уже имеющиеся или вводимые в строй АГНКС. Число «газовой» техники растет, но, чтобы полноценно загрузить станции, требуется прирост порядка 35 тысяч единиц транспорта каждый год в течении пяти лет.

«Газпром», как наиболее крупный игрок рынка закупил более 6 тыс. различной техники с газовым оборудованием в целях обновления автопарка корпорации. Именно «Газпром» наиболее активно продвигает идею перевода автотранспорта на альтернативное топливо, ведь производственные мощности энергетической компании для газозаправочной инфраструктуры составляют более 2 млрд. кубометров метана ежегодно.

Сейчас при участии «Газпрома» ведутся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы в Ростовской и Белгородской областях на двадцати компрессорных газонаполнительных станциях. Станции будут функционировать на территории Белгородчины в Новом и Старом Осколе, Алексеевке, поселке Волоконовка, селах с одинаковым названием Стрелецкое, но расположенными в Красногвардейском и Белгородском районах, в Белгороде, Губкине, Валуйках, поселках Чернянка и Вейделевка.

В Ростовской области прибавятся АГНКС в Ростове-на-Дону, Константиновке, Белой Калитве, Донецке, Гуково, Аксае, Новошахтинске и поселке Зимовники. Готовность объектов колеблется в пределах 40-70%.

Разработанная государственная подпрограмма по развитию рынка газомоторного топлива предполагает создание к 2030 году федеральной сети ГЗС, в которую будут входить не менее 2400 заправок. Часть новых заправок будет возводиться на платных федеральных трассах, строительством которых занимается государственная компания «Автодор».

Автопроизводители как отечественные, так и зарубежные предлагают российским предприятиям новые модели техники с газовым оборудованием. Российские компании, являющиеся владельцами грузового транспорта, довольно часто начинают приобретать газомоторную технику. Переход с традиционных видов топлива на газовое диктуется необходимостью сокращать расходы, уменьшая воздействие выхлопных газов на окружающую среду.

Планы по расширению «Газпромом» сети АГНКС ведутся в пятнадцати российских регионах. Между собой их предполагается объединить специальными коридорами, газозаправочная инфраструктура позволит транспортировать природный газ в сжиженном или компримированном виде. Основные точки будут привязаны к дорогам федерального назначения, высокопротяженным и имеющим значительную плотность транспортного потока. К их числу относятся «Россия» (М10), Москва-Санкт-Петербург (М11), «Дон» (М4), Беларусь (М1), российский участок евро-азиатской магистрали от Европы до КНР.

Инвесторы, вкладывающиеся в проект, должны создать такую сеть газозаправочных станций, которая позволяла бы заправлять любой транспорт компримированным газом не реже одной АГЗС через 250 км и сжиженным – через каждые 400 км.

«Газпром» осваивает Краснодарский край

В 2021 году энергетическая компания планирует на территории Краснодарского края построить не менее 10 новых газовых станций. Стоимость запуска одной газозаправки напрямую зависит от сложности проекта, месторасположения и в среднем составляя от 150 млн. рублей. Проект может быть реализован за полтора года от момента утверждения до пуска в работу. Окупаемость увязана с количеством регионального автопарка, применяющего газ для заправки техники.

Компания «Газпром газомоторное топливо» на протяжении четырех лет сумела запустить 67 объектов. Максимальное количество заправок «Газпрома» находятся на территории Казани (19) и области (17), Башкортостана (15), Краснодарского края и Ставрополья (совокупно 28), в Ростовской (12), Челябинской (10) и Волгоградской (10) областях. Самые большие объемы газа, как моторного топлива, приходятся на Краснодарский край (45,3 млн. куб. м.), который стал ключевым важным потребителем. Реализуются в Краснодаре до 50 млн. куб. м, в Ставрополье – до 37,4 куб. м, в Ростовской области – порядка 33,5 млн. куб. м.

По словам директора южного филиала компании Виталия Брижаня, президент РФ Владимир Путин поручил расширить применение природного газа в качестве топлива для транспорта. На Юге России сложились крайне благоприятные условия по развитию сети АГНКС, ведь на территории края размещаются крупные логистические, транспортные, торговые компании и проходят важнейшие магистрали России. Все это позволило строить новые АГЗС вдобавок к уже имеющейся развитой сети газозаправочных станций. Их загрузка в крае составляет 42%, в то время как по России показатель не превышает 26%. Сеть АГЗС синхронизирована с возросшим автопарком, перепрофилированном на газ. Начиная с 2014 года приобретено с привлечением федерального субсидирования не менее 530 различных единиц техники от легкового транспорта до автобусов и мусоровозов на КПГ.

Трудности перевода транспорта

Для использования КПГ/СПГ на транспорте необходимо переоборудование производственно-технической базы автопарков. В «Мосгортрансе» большая часть техники была введена в строй в период с середины до конца ХХ века. Проектная документация соответствует требованиям того периода. Затраты, необходимые для приведения ее в порядок, только для «Мосгортранса» составляют 120 миллионов рублей.

С целью смягчения требований перевода автотранспорта на газовое топливо год назад МЧС РФ утвердило свод правил по обслуживанию автомобилей. Однако документ не помог, ужесточив условия переоборудования и использования.

Необходимо увеличить урезанную программу субсидирования закупок газомоторной техники. Предварительный прогноз аналитического агентства Automotive Market Research позволяет надеяться, что стимуляция на правительственном уровне спроса на новую технику повлечет дальнейший рост ГЗС, позволив к 2023 году увеличить парк транспорта, использующего газовое топливо. Предполагается рост парка автобусов на газу на 1%, легковых машин – на 0,7%, грузовиков – на 0,2%.

Перерегистрация автотранспорта пробуксовывает из-за большого числа недоработок. Первоначально специалисты из отдела технадзора ГИБДД должны были укладываться в недельный срок по легализации переоборудования. По факту процесс растягивается на месяцы. Автомобилисту необходимо предоставить с десяток документов и уплатить 20 тыс. рублей сбора. Согласование первоначального этапа занимает три недели, и лишь после этого изменения начинают регистрироваться в ГИБДД после технического осмотра. А еще требуется сделать предварительную экспертизу, а после установки оборудования – проводить испытания в специально аккредитованных лабораториях, которых на всю страну всего 20! Поедет ли житель Ханты-Мансийска в ближайшую лабораторию за тысячу километров? Вопрос сомнительный…

Получается почти по Черномырдину: идея была хорошая, а исполнение – как всегда. Пока ГИБДД не сократит по времени процесс легализации и выдачи документов, процесс для простых автолюбителей продолжит буксовать. Перейти на газомоторное топливо удастся, лишь упростив предварительно перерегистрацию и развивая инфраструктуру. Тогда водитель любого транспорта будет ездить по территории страны от Владивостока до Калининграда, не задумываясь, где ему заправить машину.



Опубликовано: 26.12.2019, Автор: Сергей Василенков
Категория: ГСМ



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.