Авторские статьи

Какие проблемы сможет решить система прослеживаемости товаров

Какие проблемы сможет решить система прослеживаемости товаров

Подготовил Сергей Василенков

 

Система маркировки и прослеживаемости товаров, идея которой несколько лет популяризировалась правительством, в 2020 году готова к запуску в промышленную эксплуатацию в России. Антон Силуанов, занимающий пост главы Министерства финансов, обозначил эту задачу на ежегодном собрании ФТС. Российским таможенным службам вменяется в обязанность максимально упростить процедуры. Необходимо довести до ума систему управления рисками, давая не только возможность администрирования участникам внешнеэкономической деятельности, но и отдельных товарных партий. Совместно с Федеральной налоговой службой необходимо отладить и запустить российскую систему маркировки и прослеживаемости для общенациональной эксплуатации в России.

 


История создания системы

2017 год. Решено внедрять в цифровом виде Единую систему прослеживаемости и маркировки товаров среди стран-участниц ЕАЭС (крайний срок – 2025 год). Обсуждение проекта велось на 4-м экономическом конгрессе ЕАЭС. Поднимался вопрос создания удобной площадки для взаимного информационного обмена внутри торговой сферы и госорганов, - так характеризовала проект Карине Минасян, член Коллегии ЕЭК.

 

При первом рассмотрении система позволяет потребителям получить максимум данных о приобретаемом продукте, уменьшить издержки бизнес-сообщества и количество присутствующего на рынке ЕАЭС фальсификата. Такие действия благотворно скажутся на взаимном доверии стран, особенно при возникновении спорных вопросов в торгово-промышленной сфере. Наличие единой платформы с общей системой для пяти независимых государств существенно снижает вероятное появление несовместимых с общеупотребимыми в ЕАЭС систем для маркировки товаров и их прослеживаемости.



 

Система нацелена:

• Обеспечивать доступ к полноценной и актуальной информации, фиксируемой передвижение товаров в сфере народно-хозяйственной деятельности. Это поможет уменьшить незаконный оборот продукции, что, в свою очередь, благотворно скажется на экономическом развитии, продемонстрирует заботу государства о жизни и здоровье граждан, повысит собираемость налогов, рост прибыли от сбора пошлин. Внутри рынка будет вестись постоянный мониторинг, осуществляться контроль конкурентной среды.


• Развивать высокие технологии, направленные на обработку предоставляемых данных с целью стимуляции сервисов, нацеленных на использование предоставленной информации.


На уровне России проект координируется Минпромторгом. Экспериментальное тестирование системы запущено в прошлом году. Пилотный проект предусматривал перемещение десяти товарных групп грузов, сразу после прохождения таможни. Срок действия эксперимента продлен до 20 июня 2020 года. На настоящий момент происходит постоянная корректировка, направленная на полноценную интеграцию в системы государств Евразийского Союза. Создаются национальные информсистемы, обеспечивающие транспортную безопасность логистики, особенно в отраслях, которым присущи возможности нанесения вреда здоровью населения и значительный процент недополученных налогов.


2019 год. Единым оператором ГИС, отвечающим за мониторинг оборота массы маркированных товаров, назначается ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Вводимая система начинает маркировать табачную продукцию, прекращается выпуск немаркируемой, регистрируются производители табачных изделий и розничные магазины-реализаторы. В налаживаемую систему начинают поступать данные от аптечных и медицинских организаций.

 

2020 год. К эксперименту присоединяются обувь, частично товары, производимые в легкой промышленности, покрышки (шины), духи (туалетная вода). Экспериментально будет проводиться маркировка для обуви и лекарств.


К 2024 году в систему должен войти значительный ассортимент товаров из потребительской корзины.



 

Планы Правительства

Антон Силуанов называет одним из перспективных проектов на текущий год разработку информсистемы «Пункт пропуска», рассчитанной на прохождения товара через границу. По мнению главы Минфина, все процедуры должны быть автоматизированы. Информация, которая подается бизнесменами в органы контроля, обязана аккумулироваться на единой платформе, снижая трудозатраты членов ВЭД.


В планах на ближайшее время – распространение системы прослеживаемости на всей территории ЕАЭС. Проект считается одной из главенствующих инициатив до 2025 года, которую нужно реализовать в цифровом формате Союза. Введение единой системы будет на руку государствам-членам ЕАЭС, помогая свести до минимума уровень контрабандных товаров, упорядочить контроль налогов, повышая защиту потребителей от некачественной продукции.

 

Для бизнеса плюсами называются снижение операционных расходов благодаря уменьшению транзакционных издержек, сокращение дублирующих систем, существующих в чрезмерном количестве на настоящий момент, упрощении процедур контроля для госорганов.


Вводимая единая евразийская система прослеживания позволяет сделать прозрачной историю перемещения товара, от того, кто товар произвел, до того, кто его приобрел. С начала 2018 года на территории Евразийского экономического союза уже действует единый Таможенный Кодекс. В планах на ближайший период – единые системы идентификацим для участников ВЭД и транзитных перевозок.


В настоящее время ЕАЭС имеет 16 маркировочно-прослеживаемых систем, регистрирующих вхождение товара в оборот, из которых 11 – выводят товары из оборота и передают права собственности, и 5 – собственно отслеживающих перемещение внутри логистического маршрута.



Зачем нужна система прослеживаемости товаров
• В России наблюдался довольно большой нелегальный оборот продукции. С тем, чтобы сократить численность незаконного оборота товаров, разрабатывается и внедряется общая система, позволяющая маркировать товар и прослеживать все перемещения на логистических маршрутах. За счет этого нелегетимный оборот товаров сойдет на нет, защищая бизнес добросовестных производителей, имеющих легальное производство, и позволяя потребителю не сомневаться в качестве конечной продукции.
• В 2016 году в формате эксперимента российские власти начали маркировать меховые изделия метками, пытаясь отследить путь от момента изготовления до приобретения клиентами. Система прослеживания и маркировки товара тогда продемонстрировала высокую эффективность, бюджету удалось получить дополнительные полмиллиарда рублей. Учитывался при разработке системы и опыт других стран, сумевших изрядно «обелить» рынок. Так, Турция смогла за три года после внедрения аналогичной системы на 11% сократить продажи нелегальных табачных изделий.
• Любому продукту присваивается уникальный код для размещения на внешней упаковке. В момент покупки товара на обычной или онлайн-кассах статус кода изменяется на «вышедший из оборота». Подделка кода невозможно благодаря современным достижениям отечественной криптографии.
• Для бизнеса система дает перспективу отслеживания товара поштучно, повышая прозрачность работы с контрагентами, активно оптимизируя бизнес, сокращая значительные издержки, происходящие в момент транзакций.





• Потребитель получает гарантию приобретения качественной продукции. Специальное приложение позволит ему узнавать информацию о приобретаемом товаре, а в случае нахождения контрафакта – передавать данные о нем в органы контроля.
• Государство от внедрения системы получает инструмент, позволяющий повысить сбор налогов и эффективно бороться с нелегальным товарооборотом.
• Проект задуман для реализации в формате паритетного частно-государственного партнерства. Такой формат позволяет, не привлекая госфинансирование, решать многие проблемы, сохраняя для государства возможность контроля. Центр развития перспективных технологий начал частично вливать инвестиции, сумма всего проекта – не менее 200 млрд. руб. на 15-летний период. За каждую единицу маркируемого товара инвестор будет получать по 0,5 рубля без НДС, что позволяет выйти на прибыль в 1,5 млрд руб. ежегодно на протяжении сем лет.
Частный инвестор получил проект «в одни руки» вне каких-либо конкурсов. Было решено не делить проект между несколькими операторами, хотя подобное решение удивило даже чиновников, ориентированных на западную конкурсную систему. ООО «ЦРПТ», которому на откуп отдано внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров, наполовину принадлежит структуре г-на А.Усманова, по четверти взяли на себя госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners А.Галицкий. Доходность рынка прослеживаемости товаров к 2025 году вырастет на 15%, что принесет операторам отличные дивиденды.
• Решение по включению продукции в перечень для маркировки и прослеживания принимается, исходя из основных параметров товаров (объем рынка, ориентированность продукции на импорт, размер «серого» оборота сходной продукции, ее стоимость, размер таможенных пошлин на ввоз, процентное соотношение ИП от общей структуры рынка, задействованном в данном обороте, чувствительность товара к применению к нему системы прослеживания и маркировки.
• Расценки на услуги по созданию цифрового кода определяются Правительством РФ. Для внедрения системы дорогостоящее оборудование не требуется, постоянно ищутся решения по минимизации инвестиций. Таким образом издержки по вводу в строй необходимого для реализации проекта оборудования меньше, чем приобретаемые легальными производителями бонусы. Перед ними открываются различные, недоступные ранее сегменты рынка, происходит оптимизация логистики, совершенствуется маркетинг.

Взаимодействие систем внутри ЕАЭС. Для этого предпринимаются следующие шаги:

1. Фиксация сведений о любом участнике нацсистемы с передачей информации в общую для ЕАЭС цифровую платформу.
2. Каждодневное обновление информации о классификации товарных позиций в нацсистемах.
3. Идентификационные мероприятия для товаров всеми участниками оборота с последующим предоставлением сведений в ЦПТ.
4. Все товарные артикулы создаются на базе цифровой площадки ЕАЭС и лишь по прошествии времени передаются в системы государств-участников.
5. Все заинтересованные в товарообороте стороны отслеживают товары в ситуациях ввода и вывода их из оборота, при передаче прав собственности и любых передвижениях в своей нацсистеме.
6. Сведения стекаются в ЕАЭС на общую базу.
7. При трансграничной торговле информируется национальная система, передающая полученную информацию в ЦПТ ЕАЭС. После фиксации на общей площадке данные идут обратно, подтверждая перемещение товара.
8. Импортёр получает электронную версию документа, сведения о котором уходят в общий ЦПТ, а экспортеру достаточно уведомления.
9. Нацсистемы меняют товарные статусы, поставленные по присланному электронному документу. Товары выводятся из оборота на территории экспортера и вводится импортером.

 

Для участников товарооборота важно грамотно описать номенклатуру позиций товара, исходя из ЕАЭС-классификациии товаров. После сверки в национальной сети товар приобретает артикул, а сведения о нем попадают в нацреестр, стекая обратно в ЦПТ Союза. Для перемещения товаров среди стран-участников ЕАЭС от сторонних партнеров, продукция обязана маркироваться цифровым идентификационным кодом. В случае выявления проблем на уровне национальной системы товар не может быть допущен к продаже как нелегальный.

 

 

Транспортная прослеживаемость

ЦПТ предполагает контроль по двум линиям, через:

• по штрих-коду, RFID-метке;
• по виртуальному номерному коду, присваемому партии товаров.

Проверка идентичности осуществляется путем сверки с реестром. Все участники работают с составными идентификаторами по коду страны и национальными идентификаторами своей страны со сводом правил и внутренних процедур.
Прослеживаемость любых товаров взаимоувязана с транспортной прослеживаемостью за счет фиксации совершения транзакций. Это позволяет контролировать доставку товара на всех этапах перевозки, соблюдать режимы перевозки (что актуально для продуктов с небольшим сроком хранения), проводить мониторинг грузов, транзитно идущих через территории ЕАЭС.

 


Какие проблемы решает прослеживаемость?

• По мнению разработчиков, ЦПТ даст возможность выстроить аналитику и статистику отчетов по различным микро- и макропоказателям в пяти государствах, входящих в ЕАЭС.
• Снизятся операционные издержки для бизнеса.
• Упростятся контрольные процедуры для госорганов.
• Увеличится прибыль честных предпринимателей за счет замещения контрафакта легальной и качественной продукцией.
• Розничные сети получат больший доступ к информации о качественных товарах и актуальных ценах.
• Компании, задействованные в областях логистики, финансов и страхования, приобретут незадействованные ранее рынки с возможностью адресного предложения услуг.
• Потребители получат актуальную информацию о товаре, с мониторингом качества, наличия в продаже, предлагаемых ценах.
Удобство для всех очевидно. Остается надеяться, что все эти нововведения не спровоцируют «внезапный и непредсказуемый» прыжок цен.



Опубликовано: 28.04.2020, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Логистика



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.