Авторские статьи

Время платных дорог

Время платных дорог

Для коммерческого транспорта понятие «платный» означает еще одну статью расходов, влияющую на экономику предприятия. Масштаб влияния наглядно иллюстрирует изменение структуры затрат европейских перевозчиков, пользующихся топливными картами: в последние годы почти половина этих затрат приходится на различные дорожные сборы – оплату дорог, мостов, тоннелей, паромов и др. Для российского международного автоперевозчика пропорция затрат на европейских дорогах резко перевешивает в сторону платных сервисов, поскольку значительную часть пути он преодолевает на российском или белорусском топливе.


Но понимает ли кто-то, подписывая счета на оплату дорожных сборов, за что он платит? Попробуем разобраться.

 

 

Коммерческий аспект

Перевозчика прежде всего интересует финансовая сторона вопроса – как не переплатить лишнего. В Европе все более или менее систематизировано. Если автотранспортная компания пользуется безналичными платежами, то существует несколько вариантов оплаты: крупнейшие европейские сервисные и топливные карты – DKV, UTA, euroShell. Попытка вклинится в этот рынок каких-то локальных небольших компаний мало перспективна. Дать клиенту конкурентоспособные цены по сравнению с главными игроками на этом рынке и при этом заработать просто невозможно. Если конечно не заморочить клиенту голову и не вставить незаметно свой сервисный сбор в цену, а потом выставить его еще раз отдельным счетом.

 

Схема взимания дорожного сбора выглядит следующим образом: на вершине находится государственная структура, или, созданная с его участием организация, которая регулирует взимание платы за дороги. Далее следуют организации, уполномоченные на реализацию этой деятельности, они являются основными дистрибьюторами, а все остальные вынуждены обращаться к этим дистрибьюторам. Будучи второй-третьей рукой или вторым-третьим звеном в этой цепочке оплаты, очень сложно рассчитывать на то, что условия, которые будет предлагать компания, которая где-то на каком-то уровне в этой цепочке представлена, будут интересными. В большинстве стран вот такой, условно скажем, первой рукой является компания DKV, потому что у нее есть прямые договора с государственными уполномоченными структурами. В большинстве случаев многие последующие звенья в разных странах Европы приобретают эту услугу у DKV.

 

На российском рынке карты DKV представляет компания «Инфорком». В перспективе обе компании должны перейти на единую карту. Для российского автоперевозчика важнейшим моментом является то, что он получает условия по ценам, сервисным сборам, полноте услуг – идентичные тем, которые DKV предлагает европейским клиентам. При этом условия отсроченного платежа со стороны «Инфорком» для российского клиента будут более гибкими, нежели со стороны крупнейшей европейской компании.

 
 

Сравнивая DKV и euroShell, следует понимать, что euroShell – это карта топливного бренда и ее задача продать топливо на своих АЗС. DKV – это крупнейшая европейская сервисная карта, задача которой предоставить лучший сервис в любой отрасли, в любых видах затрат перевозчика в процессе выполнении им своей работы. DKV выступает ключевым звеном в создании единого спутникового транспондера, который будет действовать на территории большинства стран Европы.

 

В повседневной деятельности DKV предлагает весьма продвинутый сервис. Например, зайдя на сайт компании, можно проложить маршрут по указанным точкам, указав при этом тип автомобиля. В результате будет выстроен детализированный маршрут со всеми затратами – на топливо, сервисные сборы, дороги, мосты, тоннели. Посмотрим выгоду от построения такого маршрута на практике. Для примера возьмем три маршрута по территории Европы.

 

 

Маршрут 1

 

 

 

Брест – Милан, протяженностью 1 781,14 км. Перевозчик на стандартной еврофуре преодолевает его в среднем за 25 ч 40 мин, и несет общие расходы по маршруту в размере 772,98 евро. Из указанной дистанции на платные дороги приходится 1545,53 км, за которые перевозчик платит 322,35 евро, последовательно используя платежные системы Белоруссии, Польши, Германии, Австрии, Чехии и Италии.

 

На каждом из трех маршрутов дешевле всего заправляться в Польше, где цена за литр топлива не сильно превышает 1 евро: CITRONEX, Stok 4 PL-66-220 Lagow – 1,001 евро, LOTOS, A2 287Km Mop Leka PL-62-600 Leka – 1,013 евро, LOTOS, A2 287Km Mop Police PL-62-600 Police Mostowe – 1,013 евро.

 

Разница между этими ценами и ценами на наиболее дорогих западноевропейских заправках впечатляет: Cadorago Ads Lario Est - A9 Km 27+600 – 1,696 евро, TOTALERG IT 22070 Guanzate S.P. Lomazzo-Bizzarone – 1,646 евро, ARAL DE 91257 Pegnitz A 9 – 1,386 евро.

 

 

Маршрут 2

 

 

Брест – Амстердам, длина которого составляет 1 399,17 км (19 ч 58 мин) с общими расходами по маршруту в размере 459,45 евро. Платные дороги на этом маршруте составляют 1027,83 км и обходятся перевозчику в 105,46 евро. По маршруту последовательно используются платежные системы Белоруссии, Польши, Германии и Нидерландов.

 

Наиболее низкая цена на топливо – на указанных выше польских заправках, а дальше по дороге немало мест, где перевозчику придется платить куда больше: SHELL DE 30826 Garbsen A 2 967.19 – 1,338 евро, ARAL DE 31749 Auetal A 2 991.14 – 1,390 евро, SHELL NL 7348 BK Radio Kootwijk A 1 / E 30 ZZ 1222.35 – 1,308 евро.

 

 

Маршрут 3

 

 

Брест – Париж: путь протяженностью 1786,03 км (25 ч 20 мин), общими расходами по маршруту 681,05 евро, где за 1523,53 км платных дорог придется заплатить 229,19 евро. Платить приходится последовательно в платежных системах Белоруссии, Польши, Германии и Нидерландов.

 

По цене топлива упомянутые польские заправки по-прежнему вне конкуренции, далее по мере продвижения по маршруту цена топлива растет: ARAL DE 31749 Auetal A 2 991.14 – 1,390 евро, SHELL FR 95470 Vemars A 1 1531.57 – 1,404 евро, SHELL DE 15232 Frankfurt an der Oder Am Goltzhorn 10 629.28 – 1,379 евро.

 

 

По дороге с «роялем» и без

Сравним технологическую сторону работы разных компаний.

 

У DKV уже есть устройство, которое работает в нескольких странах, при этом в 2017 г. компания анонсировала глобальный совместный с Deutsche Telekom и Daimler проект разработки единого устройства для большинства европейских стран. Соответственно, «рояль» на торпеде грузового автомобиля из всевозможных спутниковых приемников и транспондеров, постепенно уйдет в прошлое.

 

У euroShell единого устройства нет и, соответственно, каждая страна – это отдельное устройство. У небольших компаний, пытающихся реализовывать этот бизнес процесс получения транспондеров для различных стран, их установка, обмен, активация, носит часто запутанный и сложный характер в силу более длинной цепи непрямых договоров.

 

Особенность сервиса DKV еще и в том, что компания бесплатно помогает заполнить формуляры для оплаты дорожных сборов по разным странам на разных языках. Осуществляют проверку правильности заполнения и сводят вероятность ошибки к минимуму.

 

 

Вопрос НДС

Поскольку мы сравниваем удобства оплаты по картам, надо отметить, что в вопросе возврата НДС на топливо, по другим сервисам – DKV, пожалуй, единственная из трех компаний, у кого этот сервис является собственным и соответственно никакого возврата НДС технологически не присутствует – счета сразу выставляются за вычетом НДС. Нет пересчета, путаницы с курсами валют, долгого ожидания, как это существует у других компаний.

 

И уж совсем странным образом это происходит у некоторых независимых компаний или небольших топливных карт по принципу «где получится – там получится, а как получится – так и получится».

 

На этапе, когда вводилась система платных дорог в Белоруссии, надо отдать должное Е100; компания проявила оперативность и первой подала заявки на то, чтобы быть прописанной в системе оплаты белорусских дорог. Следом это сделали все остальные – euroShell, DKV.

 

Посмотрим, во что выливается оплата белорусских дорог. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь №68 устанавливает тарифы для расчета размера платы за проезд в зависимости от общей массы транспортного средства и количества осей для грузового транспорта (с общей массой более 3,5 т): с 2 осями – 0,09 евро/км, с 3 осями – 0, 115 евро/км, с 4 осями – 0,145 евро/км.

 

Оплата проезда по дорогам с системой электронного сбора производится на основании договора пользования платной дорогой в режиме оплаты по факту или в режиме предоплаты. Договор в режиме оплаты по факту можно заключить только для ТС с общей массой более 3,5 т.

 

Размер штрафа для автомобилей с допустимой общей массой более 3,5 т в случае неполной оплаты (использование на транспортном средстве бортового устройства с установленным меньшим количеством осей, чем предписано руководством пользователя для данного транспортного средства; использование бортового устройства, не персонализированного для данного транспортного средства) составляет 130 евро, а при неоплате увеличивается вдвое – до 260 евро.

 

Залоговая стоимость бортового устройства – 50 евро для грузового автомобиля. Залог взимается в белорусских рублях по текущему курсу Национального банка РБ. Помимо этого, в режиме предоплаты следует внести на баланс бортового устройства от 25 до 350 евро. Деньги с баланса будут списываться по мере передвижения по платным дорогам. Плата за 1 км варьируется от 4 до 14,5 евроцента – в зависимости от того, легковой или грузовой автомобиль, а также от количества осей у грузовиков.

 

Подводя черту под вопросом оплаты белорусских дорог, можно констатировать, что это перестало быть чьим-то конкурентным преимуществом. Главное, нужно следить, чтобы комиссия или сервисный сбор оператора не превышали разумных пределов.

 

 

Платные дороги России

Система платных дорог России совершенно разнородна. Есть муниципальные платные дороги, которые не соответствуют вообще или не в полной мере соответствуют федеральным законам, поскольку часто нет альтернативного объезда и отсутствует дополнительный сервис. Например, участок дороги длиною в 23,2 км на подъезде к пограничному переходу в Псковской области (граница с Эстонской Республикой – Печоры – Старый Изборск), объявляется платным, и миновать его невозможно: хочешь попасть на погранпереход – плати деньги за проезд по этому маленькому участку. Существуют платные дороги, построенные на деньги инвесторов, за которые инвестор собирает деньги и дороги, построенные «Автодором», за которые собирает плату «Автодор».

 

Что это означает для перевозчика? Во-первых, нет единых тарифов, и в ценах может царить разнобой и полный произвол. На платном участке трассы М1 «Беларусь» в обход города Одинцово грузовикам проезд обходится в 43,2 рубля за один километр пути. На трассе М4 «Дон» путем несложных вычислений мы получаем цену для грузовика за 1 км – 4,4 рубля. При плате 600 рублей за проезд для большегрузного транспорта по платному участку М11 длиной 76 км в Тверской области в объезд Вышнего Волочка цена 1 км получается равной 7,9 рубля.

 

 

Где платим?

М1 «Беларусь»

Один, но самый дорогой в России участок – объезд города Одинцово (Московская область): от МКАД до 33-го километра Минского шоссе. Грузовик сможет проехать по трассе за 375 рублей, а за объезд постоянной пробки в Одинцово фуре придется отдать уже 800 рублей за 18,5-километровый участок трассы.

 

 

М4 «Дон»

 


На трассе М4 «Дон» плату взимают сразу на семи отрезках в Московской, Тульской, Воронежской и Липецкой областях, общей протяженностью 340 км.

 

За проезд по всей магистрали грузовой транспорт платит 1490 рублей:

1-й участок в Московской области (48–71 км), длина 20 км;

2-й участок в обход г. Богородицка (225–260 км), длина 35,5 км;

3-й участок в обход г. Ефремова (287–321 км), длина 35,8 км;

4-й участок, идущий в обход г. Елец и села Яркино (330–414 км), длина 82 км;

5-й участок, ведущий в обход г. Задонска – села Хлевного (414–464 км), длина 46,9 км;

6-й участок, идущий в обход г. Воронежа (492–517 км), в ходе реконструкции был доведен до категории 1Б, протяженность 25 км, количество полос движения увеличено до шести;

7-й участок, проходящий по Воронежской области (544–633 км), протяженность 89 км.

Оплата взимается:

- на ПВП 545 км при движении в сторону г. Ростов за 44,7 км пути до развязки на г. Лиски;

- на ПВП 620 км при выезде с платного участка за оставшиеся 44,3 км;

- при движении в сторону г. Москва оплата за проезд будет взиматься по тому же принципу – на ПВП 620 км и на ПВП 545 км.

 

 

М11 – платная дорога «Москва – Петербург»

На данной трассе (альтернативной трассы М-10 «Россия», которая исчерпала свой ресурс по пропускной способности) выделено два участка, за проезд по которым взимается плата:

1 участок в Московской области (15–58 км);

2 участок в Тверской области (258–334 км) объезд города Вышний Волочек.

Размер оплаты зависит от дня недели, времени суток и сезона.

 

Трассу М-11 полностью достроят к Чемпионату мира по футболу 2018 г. и её общая протяженность составит более 700 км. Это первая трасса в России с участием не только государственного, но и частного финансирования.

 

 

Псковская область

Четыре платных участка дорог Псковской области находятся возле границ с Эстонией, Беларусью и Латвией. Для фур и микроавтобусов цена проезда 230-480 рублей.

 

1-й участок – граница с Эстонской Республикой – Печоры – Старый Изборск, длина 23,2 км;
2-й участок - остров – Вышгородок – до границы с Латвийской Республикой, длина 62,3 км;
3-й участок автомобильной дороги Опочка – Дубровка – до границы с Республикой Белоруссия, длина 82,1 км;
4-й участок автомобильной дороги Ольша – Велиж – Усвяты – Невель, длина 58,7 км.

 

Западный скоростной диаметр (ЗСД)

Платная дорога «Санкт-Петербург – Ленинградская область»:

1-й участок – развязка Кольцевой автодороги – набережная р. Екатерингофки (9 км);

2-й участок – Приморское шоссе – трассы «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе (26 км).

После постройки в будущем центрального участка магистрали «Санкт-Петербург – Ленинградская область» полная длина составит 46,6 км.

 

 Во-вторых, уже на стадии зарождающихся платных дорог нет единой системы оплаты. И если в дальнейшем государство ничего не будет предпринимать, то внутри России сложится ситуация сходная с европейской, когда на торпеде у водителя фуры стоит «рояль» из считывающих устройств. В Европе сейчас работают над тем, чтобы свести оплату дорог к единому устройству, а в нашей стране никаких действий в этом направлении пока что не предпринимается, наоборот, продолжает плодиться множество разных технологий.

 

С вопросом, что сейчас происходит с платными дорогами России, мы обратились к специалистам компании «Инфорком». Рассказывает начальник отдела по работе с клиентами компании Артем Ким:

 

- Все платные дороги можно разделить на две категории – «Платон» и все остальное. «Инфорком» принял для себя решение не встраиваться в систему «Платон». Мы плотно общались со специалистами «Платона», они уговаривали нашу компанию стать их дистрибьютером. Нам стало понятно, что вводится система постоплаты, это ключевой момент – перевозчик может ехать, а платить потом. Если вовремя оплачивать счета «Платона», в этом случае у перевозчика не будет никаких комиссий, никаких сервисных сборов, и мы всем перевозчикам рекомендуем работать с «Платоном» напрямую. Если бы тут стоял вопрос кредитования, отсроченного платежа – это другая история. Но это просто оплата счетов. И поэтому конечно совет всем, кто из российских перевозчиков оплачивает «Платон» через кого-то, лишний раз посмотреть, за что они в реальности платят и насколько это больше, чем оплата напрямую. Что же касается всех остальных дорог, то сейчас задача заключается в том, чтобы в течение 2017 года все эти разрозненные договоры были заключены и чтобы карта «Инфорком» являлась сервисной картой по оплате платных дорог любого типа: муниципальных, автодоровских, построенных на деньги инвесторов. Потому что альтернативы этому нет.

 

 

- А планирует ли «Инфорком» делать оплату по карте «Инфорком» в Беларуси, в Европе?

- Мы провели подготовительную работу, поскольку получили предложения от ведущих европейских дистрибьютеров по оплате дорог. И мы убедились, что даже близко по коммерческим условиям они не идут в сравнение с тем, что может предложить DKV. Поэтому «Инфорком» сделал однозначный выбор – клиенты «Инфоркома» будут получать сервис через карту DKV. И в перспективе мы должны перейти с DKV на единую карту, кобрэндинговую, по которой будут предоставляться и заправка топливом, и все сервисы, в том числе платные дороги от Хабаровска до Великобритании включительно. Хотя у нас уже был полностью подготовлен и подписан договор с «Белавтострадой», мы учли перспективу кобрендинговой карты и решили двигаться по этому пути. Поэтому клиенты «Инфорком» получают возможность оплаты белорусских дорог по карте DKV в том числе. Никаких посредников, промежуточных звеньев здесь нет. «Инфорком» предоставляет точно те же условия, что и DKV европейским перевозчикам без каких-либо сервисных сборов или комиссий. Всегда, в каждой стране выбирают лучшего оператора. Так было в Европе, так будет и в России.

 

Вадим Попов



Опубликовано: 16.05.2017, Автор:
Категория: Медународные перевозки , Теги: платные дороги,



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Все статьи.