Авторские статьи

Автокомпоненты не двойного назначения

Автокомпоненты не двойного назначения

Андрей Заболотский


Иначе как провальной сегодняшнюю ситуацию в российском автопроме не назовешь. И, как само собой разумеющееся, следствием кризисных явлений в отрасли стало резкое падение в сегменте поставок и продаж автокомплектующих.

 

Так, по данным Росстата, сокращение производства коммерческого транспорта составило почти 30% за первое полугодие 2014 года в сравнении с годом предыдущим. И, если в статистике производства и продаж автотранспорта перед «процентами», как правило, фигурируют слова «почти» или «около», то те же выкладки о состоянии дел в сфере поставок запчастей будут еще более приблизительными. Но представить их всё же можно: как считают эксперты, при снижении реализации автотехники на 10-20%, выручка поставщиков деталей и комплектующих для нее падает в два раза быстрее – на 20-40%.

 

Последнее явно не добавляет оптимизма, особенно, когда речь заходит о перспективах. Расхожими становятся рассуждения о схожести с кризисом 2008-2009 годов, влиянии санкций, стагнации в экономике. Однако проблемы не всегда связаны, например, с теми же «эмбарго и санкциями», но от этого, как говорится, не легче – решать их, так или иначе все равно придется.

 

 

И курс тому причиной

Как это ни покажется странным, но санкционная политика со стороны ЕС и США практически не затрагивает автомобильный рынок. Исключением, пожалуй, являются предприятия, работающие на ВПК. На поставки для них американскими и европейскими производителями автокомпонентов наложено вето.

 

Данный запрет не стал неожиданным как для европейских поставщиков, так и для их российских партнеров. И чего-то сверхординарного тоже предпринимать не пришлось: просто в документах, переправляемых европейской стороне, приходится теперь указывать, что требуемые комплектующие не будут использоваться в транспорте, выпускаемым предприятиями военно-промышленного комплекса. И не имеют никакого отношения к продукции двойного назначения.  И это пока «срабатывает».

 

Главная же проблема,– и возникла она еще до введения санкций, – ценовая. На рынок автокомпонентов для коммерческого транспорта очень сильное негативное влияние оказал рост валютного курса. Большинство деталей тормозных систем, в частности, ПГУ, осушители, ремкомплекты, краны уровня пола, энергоаккумуляторы и прочее, производятся за рубежом. В России они импортируются, и представители зарубежных фирм вынуждены продавать продукцию российским дилерам и другим покупателям, пересчитывая евро (или доллары) по курсу в рубли обычно на день поставки.

 

Комментируя положение дел в этой «чувствительной» сфере, заместитель директора компании «Интердеталь» Виктория Даньшина отмечает, что цены выросли не сегодня: происходили курсовые «колебания» – другого слова не подберешь – скачкообразно. Например, евро в середине прошлого года равнялся где-то 41 рублю, сегодня – уже почти 48 рублям, а совсем недавно – 49-ти. Можно вспомнить и зиму этого года, когда он взлетел выше 50 рублей. То есть его рост определялся в среднем 15-20-ю процентами. На такой же уровень, соответственно, поднялись и цены по сравнению с летом прошлого года.

 

Ослабление курса рубля оказывает значительное влияние на рост цен, которые в принципе год от года пересматриваются производителями комплектующих в сторону – в среднем 5-10% – увеличения вследствие роста затрат на сырье, энергоносители и транспортных издержек.

 

Поэтому неудивительно, что покупатели стремятся приобретать, и делают это все чаще,  аналоговые продукты. Иными словами, переходят с деталей немецкого, австрийского, итальянского, шведского производства на турецкие и китайские.

 

Одно из решений ценовой проблемы – импортозамещение. Но наскоком, по мнению нашего эксперта, этот вопрос не решить. Требуется значительное время. Оптимальным вариантом в данной ситуации, – но сейчас весьма проблематичным в силу понятных причин, – представляется создание СП с иностранными производителями по выпуску деталей на российской территории на основе опыта, технологий, ноу-хау иностранного партнера. Что впоследствии позволит полностью перейти на самообеспечение и самим наладить выпуск автозапчастей. Но этот процесс, если он все-таки начнется, может занять как минимум 2-3 года…

 

 

Выбор составляющей

Хорошо, когда есть возможность выбора. Главное, чтобы было из чего выбирать. И здесь, полагает Виктория, всё, конечно, – на усмотрение покупателя. Но одну, в общем то, несложную вещь всегда следует учитывать. Рынок автозапчастей делится на две составляющие. «Оригинальные» запчасти производятся как непосредственно автосборочными предприятиями для комплектации собственных выпускаемых автомобилей, так и сторонними предприятиями по заказу автозавода. При этом автопроизводитель предоставляет свои чертежи компаниям производителей-поставщиков, и последние изготавливают требуемые автокомпоненты, которые затем поставляются на конвейер сборочного предприятия. Заводские отделы контроля качества проводят испытания поступивших комплектующих, ставят на них заводское клеймо и затем упаковывают...

 

Вполне очевидно, что «оригинальные» запчасти после всех процедур, связанных с их изготовлением, и обязательной тщательной проверкой на соответствие предусмотренным характеристикам используемых материалов, получаются наиболее дорогими. Их основные заказчики, по словам Виктории, уже давно определились – это фирменные сервисные станции в большинстве своем использующие «оригинальные» запчасти в период гарантийного сервисного обслуживания автомобиля. Да и  владельцы нового автотранспорта также зачастую покупают именно «оригинальные» запчасти, поскольку в случае использования неоригинальных запчастей они рискуют быть лишенными права гарантии на автомобиль.

 

А вот другая «категория» комплектующих – так называемые неоригинальные запчасти. Они могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности. Их качество и цена, понятное дело, ниже, чем у аналогичных «оригинальных». Впрочем, знание всех этих, мягко говоря, недостатков, почему-то никоим образом не влияет на их спрос. Сегодня, по опять же понятным причинам, он только растет.

 

Существует также и сегмент альтернативной продукции или рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к «оригинальным» компонентам, а по цене в большинстве случаев ниже. Альтернативная продукция обязана своему появлению тому факту, что завод-производитель после нескольких лет выпуска автомобилей разрешает своим поставщикам изготавливать те же детали, которые они поставляли на сборочный конвейер,  под своим собственным брендом и свободно реализовывать их на рынке.

 

Под своей собственной торговой маркой реализуют продукцию и компании, которые не являются производителями запчастей. Они закупают продукцию у непосредственного изготовителя и делают под нее свою собственную упаковку со своим логотипом.

 

Теперь о производителях отечественных. Те комплектующие, которые выпускают наши заводы, не могут целиком покрыть имеющийся спрос. Да если бы и смогли, то вряд ли имеет смысл говорить о том какой-бы он (спрос) был: качество нашей продукции давно стало притчей во языцех.

 

Так что российские заводы, занятые выпуском автотранспортных средств, приобретают сложные узлы и агрегаты, такие как элементы рулевого управления, детали тормозной системы не отечественного, а иностранного производства ввиду их более высокого качества и большей ресурсопригодности. Зачастую - вопрос качества все-таки первичен - и резинотехнические изделия (приводные ремни, патрубки, сальники и манжеты), используемые автопроизводителями для ведущих выпускаемых моделей автотехники, также имеют зарубежное происхождение, несмотря на имеющуюся широкую российскую альтернативу.  География стран-производителей комплектующих, в которых отовариваются российские поставщики, разнообразна. В основном, это Западная (Германия, Италия) и Восточная Европа (Чехия, Польша, Венгрия), а также азиатские страны, в первую очередь, Китай. В меньшей степени на рынке присутствует продукция из Америки и Японии.

 

 

С надеждой, и – для пользы дела…

От расчетов и прогнозов, как водится, никуда не уйти. Поставщики и дилеры автокомпонентов на российском рынке традиционно «строят планы» и надеются, особенно, в застойно-кризисные периоды, на сезонный спрос на запчасти и комплектующие.

 

– Как известно, – отмечает Виктория Даньшина, – весной, например, популярностью пользуются суппорты, ремкомплекты к ним, различные краны, датчики, модуляторы и блоки управления ABS. Осенью и зимой – осушители и компрессоры.

 

Ближе к августу начинают активизироваться северные регионы страны, где летняя погода не так продолжительна. Покупатели этих областей начинают в большом количестве закупать осушители. С конца сентября – октября к ним «подключаются» центральные области России.

 

Так что представители рынка комплектующих для автотранспорта не утратили надежды на хотя бы небольшой, но  всплеск и рост продаж в осенне-зимний период как текущего, так и предстоящего года.

 

И потом, если всерьез говорить об исправлении ситуации в отечественном автопроме, то для того же коммерческого транспорта просто необходима, уверена наш эксперт, программа утилизации. Для легкового транспорта такая программа вводилась два раза, для коммерческого – ни разу. Пока только одни разговоры.

 

В то же время, вряд ли у кого-то возникает сомнение в том, что принятие и реализация аналогичной программы для коммерческого транспорта позволило бы поддержать в непростых текущих условиях отечественных производителей, стимулировало спрос, дало толчок экономике и, наконец, улучшило бы экологическую обстановку, особенно в крупных мегаполисах. А последний из перечисленных факторов – это, по сути, тренд наших дней. Требования к «экологической составляющей» в сегменте коммерческого автотранспорта последнее время только возрастают.

Фото Вадим Попов



Опубликовано: 17.09.2014, Автор: Андрей Заболотский
Категория: Запчасти и комплектующие



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.