Авторские статьи

Главный компонент автопрома

Главный компонент автопрома

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Тема с двумя ключевыми словами «локализация-автокомпоненты» обсуждается на всех отраслевых форумах и конференциях, но проблем от этого меньше не становится.

 

Как представляется, эксперты и представители автосообщества уже поставили диагноз российскому рынку запчастей, обсудив все основные факторы и тренды, так или иначе оказывающие влияние на его состояние и развитие. Если попытаться коротко охарактеризовать то, что находится в основе этого самого влияния, то, пожалуй, наиболее верным и емким будет следующее определение: основной фактор, напрямую влияющий на производство и продажи автокомплектующих, – не более чем порождение происходящего в кризисной российской экономике.

 

Собственно, ничего нового. Вот только все более очевидным становится, что взгляды на решение проблем, накопившихся за последние годы в сегменте автокомпонентов, у госчиновников и представителей экспертного и бизнес сообществ, мягко говоря, не всегда совпадают.

 

 

«Он просел, но поддерживать будем»

О так называемом «проседании» рынка автокомплектующих те же минпромторговские чиновники нет-нет да упомянут в выступлениях. Но на переднем плане, разумеется, всегда господдержка – в стратегиях, программах и цифрах. Однако, об этом несколько позже. Вначале – об одном можно сказать наметившимся в этом сегменте тренде. И был он озвучен недавно главой Минпромторга Денисом Мантуровым, который, как выяснилось из его заявлений, очень обеспокоен происходящим и, прежде всего, в сфере производственной – в автокомпонентном сегменте отрасли.

 

В частности, в одном из последних интервью министр отметил, что «против строительства новых автозаводов, работающих в режиме промышленной сборки, другое дело – привлечение в Россию ведущих производителей автокомпонентов». Сообщил он также, что его ведомство не будет поддерживать на государственном, федеральном уровне строительство новых автозаводов. В связи, по его мнению, с перепроизводством в России автомобилей. А вот что касается автокомпонентов, то здесь следует оказывать всяческое содействие и помощь.

 

Иными словами со строительством новых автозаводов стоит переждать, а усилия сосредоточить на развитии производства комплектующих. И поэтому очень желательно, как считают в министерстве, чтобы власти в регионах и, конечно, иностранные инвесторы обратили больше внимания на существующую проблему, и более активно поучаствовали в создании новых автокомпонентных производств.

 

Отмечает Мантуров и некоторые положительные сдвиги, проявившиеся недавно на общем негативном фоне. Постепенно начинает срабатывать поддержка малых и средних предприятий. Так, группа компаний «Мотордеталь» поставляет цилиндропоршневые автокомпоненты заказчикам из более чем 40 государств.

 

Большое содействие российским производителям комплектующих в развитии импортозамещения, по словам министра, оказывает Фонд развития промышленности (ФРП). Уже началось (на выделенные Фондом средства) импортозамещающее производство автокомпонентов — поршней и гильз стандартов Евро-4 и Евро-5 для отечественной двигателестроительной отрасли, а также для иностранных автопроизводителей, локализованных в России и СНГ: Volkswagen, Renault, Nissan, Ford.

 

В общем, процесс, по мнению чиновника, запущен: ФРП уже профинансировал десять проектов по производству автокомпонентов и другой продукции на сумму свыше 2,8 млрд. рублей. Получил одобрение экспертного совета фонда еще целый ряд проектов в сфере производства автокомпонентов – компаниям-разработчикам будут выделены льготные займы.

 

В том, что средства на поддержание и развитие локализации производства автокомплектующих будут выделяться, вряд ли кто сомневается. Иначе, как сказал после перечисления «цифр-процентов» господдержки отрасли заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, выступая на форуме «Автокомпоненты-2016», падение спроса будет усугубляться, а в условиях переизбытка мощностей оно может привести к полной «деиндустриализации» автомобильной промышленности, чего допускать ни в коем случае нельзя.

 

Выступление его коллеги, представителя Минэкономразвития Рустама Абульмамбетова, но уже на форуме «Автокомпоненты-2017», если и отличалось чем-то – например, «переводом» большинства отечественных производителей в разряд глобальных игроков - то, по сути своей, все же сводилось к тому, что рынок автокомпонентов хоть и просел, но помощь оказывать ему необходимо.

 

- Начиная примерно с 2005 года в автопроме РФ произошли существенныеизменения. Если ранее на рынке присутствовали АвтоВАЗ и другие отечественные производители, то сейчас по-настоящему отечественных производителей на рынке практически не осталось. Все они — глобальные игроки, которые диктуют свои правила, владеют R&D, выстраивают свою цепочку поставщиков и, соответственно, влияют на положение нашей автомобильной промышленности на отечественном рынке. Поэтому определенные сложности есть и у наших поставщиков комплектующих – они не могут конкурировать с глобальными игроками на этом рынке по качеству, по цене; на них влияют дорогие кредиты, а также то, что мы находимся сейчас на падающем рынке. На нем хоть и наметился небольшой рост, но с 2014 года авторынок существенно просел, – в частности, сообщил чиновник.

 

Но государственная поддержка, как подытожил он, в любом случае будет продолжена.

 

Собственно, последнее – это уже своего рода аксиома, с которой вполне сопрягается (продолжающееся несколько лет) проседание автокомпонентного рынка.

 

Справедливости ради стоит отметить, что представитель Минэкономразвития, говоря о господдержке, очертил приоритетные направления, которые предстоит финансировать.

 

- Деньги будут направлены не на поддержание текущей деятельности предприятий, а на развитие новых технологий, направленных, в частности, на развитие электродвижения, автономного вождения, мобильных сервисов, стимулирование создания и продаж автомобилей и их элементов с принципиально новыми свойствами. Таким образом, начиная с 2018 года планируется постепенно отказываться от субсидирования спроса и поддержания антикризисных мер, и  постараться полностью сконцентрироваться на поддержке новых технологий, в том числе связанных с развитием отрасли автокомпонентов, – подчеркнул он.

 

Насколько все это выполнимо, пока представить трудно. Да и реалии как-то оптимизма не внушают.

 

 


Десятилетняя концепция развития отечественного автопрома, принятая правительством в апреле 2010 года до 2020 года, предусматривала существенную модернизацию автокомпонентного сектора отрасли. В документе были спланированы инвестиции на создание новых и модернизацию существующих производств в размере до 150 миллиардов рублей.

Ожидалось, что международные концерны, построив в России заводы, приведут за собой ведущих производителей автокомпонентов. По условиям соглашений, инвесторы брали на себя обязательство за пять лет после заключения соглашения обеспечить на предприятиях локализацию на уровне 60 процентов.

Кризис, в который российская экономика погрузилась в 2014 году, не обошел стороной автопром. Рынок новых автомобилей за два года снизился на 40–50 процентов. И, как следствие,  ухудшились основные показатели и у производителей автокомпонентов: на некоторых предприятиях загрузка мощностей в конце 2016 года не превышала 30-40 процентов».


 

 

Перспективы при условиях

Есть свое мнение, как разобраться с проблемами рынка автокомплектующих, и у другой стороны – экспертов и бизнесменов. Вернее будет сказать – целый набор мнений и предложений.

 

И здесь опять уместным будет сравнить суждения некоторых спикеров, прозвучавшие на двух последних автокомпонентных форумах. И, при всех различиях, объединяет их, пожалуй, одно, то, что принято называть безысходностью, но все же, заметим, с небольшими просветами в конце тоннеля.

 

Например,  заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», выступая на форуме «Автокомпоненты-2016», заявил, что «надо постепенно закрывать рынок автокомпонентов… года через два».

 

- Отсутствие жёстких контролирующих требований к локализации привело к тому, что за 7 лет достигнут порог только 30% локализации, – отметил спикер, – а этого явно этого не достаточно для развития автопрома и стоило потери кадров, отставания страны в технологиях и разрушению российского производства автокомпонентов.

 

Уже не столь категорично прозвучали его рекомендации на форуме в этом году. Вот некоторые из этого перечня: формирование перечня автокомпонентов, необходимых для импортозамещения в иномарках российской сборки, с целью организации их производства в России; определение приоритетных направлений научно-технологического развития автокомпонентной базы в рамках таможенного союза; обеспечение производителей автокомпонентов сырьем и материалами через развитие кооперации в смежных с автомобилестроением отраслях; расширение экспортных поставок автокомпонентов; развитие информационно-консультационной поддержки по обмену требованиями к импортозамещению автокомпонентов для иностранных автопроизводителей в России; поддержка участия производителей автокомпонентов в отраслевых выставках в РФ и за рубежом; формирование механизмов поддержки кредитования производителей автокомпонентов, осуществляющих выпуск деталей для импортозамещения; оптимизация неэффективных мощностей по выпуску автокомпонентов за счет концентрации господдержки вокруг высокотехнологичных производителей; предоставление субсидий российским производителям компонентов.

 

Но главным в поддержке со стороны государства, по мнению эксперта должно стать создание совместных компонентных предприятий, которые работали бы как для рынка России, так и за его пределами.

 

Его коллега, генеральный директор «Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов» (НАПАК) Михаил Блохин, отмечая (на прошлогоднем форуме) известные участникам форума недоработки и недостатки отрасли, заявил о необходимости изменений в системе управления рынком с учетом международной практики.

 

- К примеру, – заметил он, – в структуре распределения ответственности за научные исследования авторынка во всём мире лидируют автокомпоненты (60% разработок), в России же они занимают только 30%. Выводы – очевидны. И к тому же, сегодня нет особых проблем с конкуренцией в области производственных мощностей и сбыта продукции. Успешность бизнеса в настоящее время за продуманными и выверенными методами управления, или, другими словами, наличием высокопрофессиональных кадров и такого же качественного менеджмента.

 

Блохин порекомендовал обратиться к опыту китайского автопрома, от которого, по его мнению,  наша страна отстала на 20 лет.

 

В связи, с этим, стоит отметить, что есть и другая сторона китайского сегмента автокомпонентов, и связана она, непосредственно, с поставками нередко очень больших партий некачественных, а порой и просто контрафактных запчастей на российскую территорию.

 

Например, не так давно на портале TRANSLER  в заметке «Такие колесные диски нам не нужны» отмечалось, что активисты обратились к президенту и правительственным чиновникам, с петицией (более 150 тысяч подписей), в которой настоятельно просили каким-то образом перекрыть, или хотя бы снизить, наплыв крупных поставок некачественных автомобильных дисков в Россию.

 

Проблемы качества комплектующих, возможности их нормального производства имеют непосредственное отношение и к российским производителям.

 

Так, на последнем форуме автокомпонентов вице-президент ООО «Автотор Холдинг» Тимур Микая заметил, что произвести ту или иную запчасть на территории России сложно и затратно, кроме того, сложно предложить такую деталь серьезному автопроизводителю. Эксперт не преминул также отметить непонимание многими чиновниками профильных министерств того, что стоит за цифрами в стратегии (ряд экспертов считает, что ее просто нет) развития автопрома.

 

На отечественных производителей сегодня, как подчеркнул он, очень существенно давит постоянный рост цен на сырье:

- Если у нас цена компонента легко может вырасти за один-три месяца на 20-30%, то в США, например, на те же 20-30% цена на автокомпоненты растет в течение 5-6 лет.

 

 

Нивелировка негативных трендов и снижение цен

Представителям ведущих компаний производителей и поставщиков автокомплектующих сегодня очень хорошо известны проблемы, оказывающие неблагоприятное развитие на ведение бизнеса. И одним из основных трендов, продолжающим и в этом году оказывать резко отрицательное воздействие на бизнес, предприниматели считают общее падение покупательной способности населения. Однако отмечают, что продажи определенных групп запчастей нередко имеют положительную динамику. Но, вне зависимости от этого положительного фактора, общий спрос на автоаксессуары продолжает снижаться.

 

В зоне повышенного риска по-прежнему остаются премиальные бренды, а вот объемы поставок недорогих запчастей показывают некоторый рост.

 

По мнению аналитиков рынка, в сегодняшнее непростое время только те компании получают преимущество, которые имеют на российской территории склады и разветвленную дилерскую сеть. И, конечно, возможности строить взаиморасчеты с дистрибьюторами в рублях. В условиях нестабильного курса это можно считать немаловажным конкурентным преимуществом.

 

Для привлечения клиентов производители и поставщики автокомпонентов используют различные варианты и возможности. По имеющейся информации, ряд иностранных и российских автоконцернов с начала года понизили цены на оригинальные запчасти – в среднем на 25-30%. Снижение в основном коснулось комплектующих для массовых марок авто.

 

Но потребитель пока еще не оценил в полной мере это предложение «неслыханной щедрости» и особого притока покупателей продавцы не отмечают. Что ж, лиха беда – начало, возможно рост объемов торговли качественными оригинальными автокомпонентами еще впереди.



Опубликовано: 23.11.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Запчасти и комплектующие



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.