Авторские статьи

Контрафактные запчасти и как с ними бороться

Контрафактные запчасти и как с ними бороться

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

Проблема кустарного производства запасных частей остро стоит уже на протяжении нескольких десятилетий.

 

Рынок контрафакта был сформирован ещё во второй половине 80-х годов прошлого века на фоне всеобъемлющего дефицита и был, скорее, неизбежным явлением. Но уже в девяностые эта отрасль стала сверхприбыльной, а выпускаемые запасные части для автомобилей получили даже условное название «кооперативные». Качество подобных изделий оставляло желать лучшего, но цена была в разы ниже лицензированной продукции, что и предопределило спрос. В настоящее время контрафактные запасные части приобретаются лишь с целью сократить издержки на содержание автотранспорта, поскольку рыночный ассортимент включает продукцию на любой вкус. Для грузовых автомобилей некачественные детали, помимо потенциально возможных поломок, опасны ещё и созданием аварийных ситуаций, которые могут повлечь многочисленные жертвы. Именно поэтому борьба с серым рынком автокомпонентов становится приоритетной задачей.

 


Движущая сила производства поддельных запасных частей и рыночные механизмы борьбы с ней
Традиционное понятие о том, что спрос порождает предложение, в полной мере относится к производству контрафактных деталей для грузового автотранспорта. Проблема кроется ещё и в том, что в подавляющем большинстве случаев потребитель осознанно идёт на приобретение подделки, руководствуясь экономическими соображениями. Действительно, запасные части для коммерческого транспорта стоят не дёшево, а с учётом общей изношенности основных фондов их приобретение становится регулярной статьёй расходов.

 

При этом важно отметить, что использование «кооперативных» компонентов осуществляется в двух основных случаях – предпродажный ремонт автомобиля и недостаток средств на поддержание собственного парка транспортных средств в надлежащем состоянии.


Бытует также убеждение, что среди поддельных деталей есть и те, которые не уступают по качеству заводской продукции, стоя при этом существенно дешевле. Как показывает опыт, это скорее случайное стечение обстоятельств, чем системное явление, однако недобросовестные производители и продавцы активно культивируют это убеждение.


Если принимать во внимание тот факт, что рынок запасных частей в России стабильно растёт даже несмотря на кризисные явления, объёмы производства контрафакта будут только увеличиваться.

 

 

Рост производства деталей для грузового автотранспорта, млн. ед.


Как видно из диаграммы, представленной на рисунке, даже в самые сложные годы объёмы производства и потребления показывали положительную динамику, что обусловлено ростом востребованности автомобильных компонентов. Как было упомянуто ранее, экономический спад и увеличение фискальной нагрузки на грузоперевозчиков спровоцировали невозможность своевременного обновления парка коммерческого транспорта, а это, в совокупности с высокой степенью износа, заставляет осуществлять ремонт давно морально и физически устаревшей техники, что и порождает спрос на автокомпоненты.


Устаревший грузовой автопарк предопределяет и ещё одну проблему – отсутствие лицензированных запасных частей для ряда давно снятых с производства моделей, которые по-прежнему остаются в строю.


Не добавляет оптимизма и тот факт, что в нынешнем году стоимость запасных частей ощутимо выросла. Директор агентства Russian Automotive Market Татьяна Арабаджи заявила:

 

- Анализируя 2015-2016 года, мы наблюдаем рост цен на автомобильные детали в среднем на 55%. Существенно выросли цены на импортируемые запчасти и, соответственно, российские производители также вынуждены повышать цены.


В такой ситуации рыночные механизмы борьбы с поддельными компонентами фактически становятся неэффективными. Дело в том, что когда покупатель голосует рублём за качественную продукцию, основная задача курирующих органов – не допустить появление на рынке подделок, имитирующих фирменную продукцию, то есть – предотвратить обман потребителя. Это вполне достижимая цель, которая решается сертификацией продукции и регулярными контрольными закупками в торговых сетях. Гораздо сложнее становится тогда, когда поддельные запасные части никто не пытается выдавать за товар именитых брендов, когда покупатель осознанно идёт на такой шаг, мотивируя его экономическими соображениями. В этом случае предотвратить реализацию потенциально опасной продукции становится крайне сложно, поскольку одно и то же небольшое предприятие может выпускать детали с десятком никому не известных названий и запрет на реализацию одного из них никак не отразится на объёмах продаж.

 

Помимо этого, грузоперевозчик, устанавливая не сертифицированные компоненты, сталкиваясь с выходом их из строя, крайне редко обращается в надзорные и правоохранительные органы, поскольку заранее готов к такому ходу событий, а найти и наказать ответственных порой становится невозможным.


Несколько лет назад началась своеобразная борьба за безопасность грузоперевозок, выраженная в ликвидации так называемых «конструкторов» – грузовиков, собранных из нескольких давно отслуживших свой срок машин. Поскольку уровень угрозы от выхода из строя того или иного механизма на многотонном автомобиле никак не меньше, чем в предыдущем случае, вполне очевидно, что в ближайшее время мы увидим ряд законотворческих инициатив, направленных на противодействие данному явлению.


В Минэкономразвития считают, что каждая вторая запасная часть на российском рынке – поддельная, а в случае с иностранными брендами это соотношение ещё хуже – восемь из десяти деталей являются контрафактом. По мнению заместителя директора департамента Минэкономразвития Павла Финка, до 13% всех ДТП в России обусловлены именно некачественными запасными частями. В качестве действенного механизма борьбы с подделками предлагается использовать чипирование лицензированной заводской продукции, чтобы обеспечить дополнительную степень защиты. Однако, как отмечают эксперты, эта мера вряд ли окажется эффективной, поскольку столь дорогостоящее нововведение сделает оригинальные запасные части ещё более недоступными для стремительно беднеющих отечественных перевозчиков. Кроме того, в России уже действует система маркировки, которая позволяет отследить производителя автокомпонентов, а также проверить их подлинность.


Президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Олег Мосеев ставит под сомнение и техническую возможность реализации подобных планов, поскольку обеспечить чиповку номенклатуры деталей, состоящей из сотен тысяч позиций, практически невозможно.

 


Альтернативные методы борьбы с контрафактом и их перспективы

Если чипирование вызывает определённые сомнения по поводу своей эффективности, а также технической реализуемости, поскольку микрочип необходимо встроить в деталь без изменения её технических показателей, то перенос акцентов с продажи на производство подделок может дать определённые результаты.


Автоэксперт Игорь Моржаретто полагает, что наиболее эффективным методом может стать активная работа правоохранительных и таможенных органов, поскольку большинство подделок поступает в Россию из Китая. Необходимо ужесточить таможенный досмотр, проверку сопутствующих документов. По его мнению, сейчас помимо объективных сложностей есть и другие проблемы, препятствующие реализации планов по чиповке автокомпонентов. Это, во-первых – отсутствие технической возможности оперативного отслеживания данных по каждому чипу, что предопределяет необходимость создания целой инфраструктуры, электронной базы данных, а также оснащения надзорных органов соответствующим оборудованием, что требует колоссальных затрат. Во-вторых – не решена юридическая сторона вопроса взаимодействия с иностранными производителями, поскольку прежде чем внедрять инициативу, необходимо законодательно закрепить необходимость чиповки всей продукции, пересекающей нашу границу. В-третьих – это вызовет необходимость переоснащения таможенных пунктов, а также увеличения сроков проверки и досмотра, что негативно отразится на логистической привлекательности российского направления, которое в последние годы стремятся активно развивать.


Таким образом, наличие на отечественном рынке конрафактных запасных частей связано вовсе не с отсутствием законодательных рычагов воздействия, а, скорее, с неслаженностью в работе надзорных органов, а также их низкой эффективностью. Действующая система сертификации, принципиально ничем не уступает новой инициативе, кроме того, сертифицированные запасные части имеют специальную маркировку, так что проверить их подлинность не так уж и сложно.


Для обеспечения противодействия производству поддельных запасных частей необходимо отслеживать не только факт продажи, но и всю цепочку поставок. А в части гарантированного прекращения незаконной деятельности вполне эффективен мог бы оказаться опыт борьбы с подпольными производителями алкогольной продукции, когда помимо уголовной ответственности наказание предусматривает ещё и демонтаж, и уничтожение производственной линии.

 


Ликвидация контрафакта и последствия этого шага для рынка грузоперевозок
Разумеется, что наличие потенциальной возможности приобрести поддельную продукцию – в большинстве случаев негативный фактор. Однако, ввиду объёмов реализации подделок переход исключительно на сертифицированную продукцию может спровоцировать острейший дефицит, который станет причиной лавинообразного удорожания продукции.


По мнению Георгия Остапковича, директора Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики», прежде чем переходить к столь радикальным мерам, необходимо активно стимулировать производство лицензионных компонентов на территории России, постепенно освобождая для них рынок. По его мнению, проблема конрафактных запасных частей несколько преувеличена, поскольку она характерна для всех отраслей экономики, а сама нелегальная продукция может даже превосходить по качеству заводскую.

 

Георгий Остапкович считает, что основной трудностью в этом вопросе является то, что данная группа товаров выведена из общей экономической модели и системы налогообложения в частности. В условиях кризиса государство ищет дополнительные источники пополнения бюджета, поэтому возврат такого значимого производственного объёма в легальное русло является весьма приоритетным.


Как полагает эксперт, необходимо первоначально предусмотреть налоговые преференции тем, кто открывает подобное предприятие в России, обеспечить его пониженной кредитной ставкой, а также приоритетным обеспечением площадки для размещения основного производства. При этом полностью отказаться от импорта физически невозможно, поэтому необходимо сделать поставки из-за рубежа максимально прозрачными.


Если же вернуться к вопросу об отсутствии сертифицированных запасных частей к ряду снятых с производства моделей, то, согласно действующему закону о защите прав потребителей, производитель обязан обеспечить выпуск компонентов на протяжении пяти лет с момента прекращения производства автомобиля. В российских реалиях реализация этого требования проблематична, поскольку в ряде случаев выпуск запасных частей невозможен по причине банкротства автопроизводителя. В качестве примера можно рассмотреть АМО «ЗИЛ», который после остановки конвейера, вплоть до полной ликвидации цехов, пытался освоить мелкосерийное производство новых модификаций, которые по причине своей мелкосерийности никогда не приобретут стороннего производителя запасных частей.


Таким образом, борьба с контрафактными запасными частями не должна сводиться к противодействию их реализации, поскольку продажа – это конечный этап на их пути. Необходима комплексная работа, направленная на ликвидацию подпольных цехов, а также эффективное стимулирование создания новых производств, чтобы не допустить образование рыночного дефицита и серьёзного удорожания компонентов. Кроме того, поддельные запасные части в нынешних условиях – это объективная необходимость выживания мелких грузоперевозчиков, поэтому противодействие «серому» рынку должно выражаться и в создании благоприятных экономических условий для отечественных транспортников.



Опубликовано: 17.01.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Запчасти и комплектующие



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.