Авторские статьи

Бесплатный городской транспорт - высшая социальная мера

Бесплатный городской транспорт -  высшая социальная мера

Подготовил Александр Рожков

 

Герцогство Люксембург, носящее престижный титул самой богатой страны Европы, с 28 февраля ввело на своей территории бесплатный общественный транспорт. Это нововведение распространяется на все трамваи, поезда и автобусы и, в отличие от Таллина, где бесплатный проезд доступен только резидентам, в Люксембурге бесплатным проездом теперь могут воспользоваться не только местные жители, в том числе и иностранцы безо всяких ограничений. «Внедрение бесплатного общественного транспорта является важной социальной мерой, и мы хотим поблагодарить всех людей, которые сделали выбор в пользу общественного транспорта», – сказал министр транспорта Люксембурга Франсуа Бауш.

 

 

Крошечная страна и огромный автомобильный трафик

Не имеющий выхода к морю Люксембург с населением 614 тысяч человек, является страной с самым высоким ВВП на душу населения в ЕС. Страна занимает площадь 2586 квадратных километров, из столицы Люксембурга (г. Люксембург), до Бельгии, Франции и Германии можно добраться на машине за 30 минут.

 

Около 200 тысяч трудящихся, а это почти половина рабочей силы Люксембурга, приезжают на работу из соседних стран, привлеченные высокими зарплатами и богатой экономикой. Опрос, проведенный в 2018 году компанией TNS Ilres, показал, что на автомобили в Люксембурге приходится 47% деловых поездок, и 71% процент поездок осуществляется для целей, не связанных с деловой активностью. Для  поездок на работу автобусы используются только на 32%, поезда – на 13%. Для сравнения, в Париже почти 70% работников ездят на работу на общественном транспорте.

 

 

«Люксембург – очень привлекательное место для работы», – объясняет Джеффри Карузо, профессор Люксембургского университета и института социально-экономических исследований, специализирующихся на землепользовании и транспорте. – Но его процветающая экономика и высокая концентрация рабочих мест привели к серьезным проблемам с автомобильными пробками, а значит, и с экологией».

 

В 2017 году по данным CNN в Люксембурге насчитывалось 750 автомобилей на одну тысячу жителей, и согласно отчету Министерства развития и инфраструктуры Люксембурга за 2017 год, автомобиль является основным средством передвижения для резидентов и приезжих. Для сравнения: в Италии 721 авто, в Кипре – 739, в Польше – 698, в Словении – 635.

 

В 2019 году автомобилисты Люксембурга провели в пробках в среднем 33 часа. Этот показатель хуже, чем в Копенгагене и Хельсинки, в которых численность населения примерно сопоставима с Люксембургом, однако датские и финские водители проводят в пробках в среднем за год лишь 24 часа.

 

«Правительство хочет, чтобы страна стала лабораторией мобильности», – говорит г-н Бауш и указывает на факт быстрого увеличения население великого княжества, которое за 20 лет выросло более чем на 40 процентов.

 

Страна десятилетиями инвестировала в строительство дорог огромные средства. В результате, была создана одна из лучших дорожных сетей, и люди не хотят отказываться от личного автомобиля, даже принимая во внимание проблемные пробки.

 

 

Система общественного транспорта Люксембурга охватывает всю территорию страны и ежегодно обходится правительству в 562 миллиона долларов (508 млн евро). По данным министерства транспорта, каждый год приносит около 46 млн долларов от продажи транспортных билетов. Общая стоимость обслуживания составляет чуть больше 500 млн. евро, поэтому правительство считает, что упущенная выручка от продажи билетов является относительно небольшой. Транспортный персонал не потеряет работу, он просто потратит меньше времени на проверку билетов, считают министры.

 

Чтобы положить конец пробкам, Люксембург в 2017 году открыл первый участок запланированного трамвайного сообщения от южной окраины столицы до аэропорта на севере. И теперь вся деятельность транспортных служб сфокусирована на развитии спроса на эти поездки, удвоении пересадочных парковочных мест Park + Ride (особенно на границах), и создании повсеместных велосипедных маршрутов по всей территории страны).

 

Общественный транспорт теперь будет финансироваться в основном за счет налогов, уплачиваемых в национальный бюджет, заявило министерство Бауша.

 

 

Улучшится ли инфраструктура?

Одной из ключевых целей является улучшение всех характеристик общественного транспорта. И для этого правительство обещало выделить почти 4 млрд. евро на развитие парка рельсового транспорта и соответствующую инфраструктуру в период с 2018 по 2027 гг. По оценкам правительства, число пользователей общественным транспортом вырастет на 20% в течение следующих пяти лет. Люксембург тратит на транспорт больше, чем большинство других европейских стран (приблизительно 600 евро в год на человека).

 

 

Критика

Критики нововведения жалуются на то, что бесплатный транспорт не решит проблему нехватки жилья, которая вынуждает тысячи люксембуржцев эмигрировать, сохраняя при этом свою работу в стране.

 

Кроме этого,  стоимость дизельного топлива и бензина в Люксембурге невысока по сравнению с ближайшими соседями, поэтому на работу в автомобилях привыкли ездить не только жители страны и работники из ближайших стран, но еще и иностранные охотники за дешевым бензином. Тысячи граждан из Германии, Бельгии и Франции каждый день приезжают в страну на своих автомобилях почти с пустыми баками, а уезжают обратно, до самого «горлышка» заправившись дешевым топливом.

 

 

Также большую роль играет уровень благосостояния граждан,  и бесплатный общественный транспорт не решит проблему засилья автомобилей, потому что в Люксембурге  очень высокие зарплаты и низкие цены на бензин. По этой причине люди будут покупать автомобили и пользоваться ими при любом удобном случае, считают аналитики из института социально-экономических исследований.

 

 

Кто еще имеет бесплатный транспорт?

Столица Эстонии, Таллин, ввела на своей территории бесплатный общественный транспорт в 2013 году, но только для собственных жителей. Правительство Таллина не исключило возможности распространения бесплатной схемы на нерезидентов, но пока не готово платить дополнительные 20 млн евро за иногородних.

 

Северный французский город Дюнкерк (население 200 тыс. человек) также ввел бесплатный проезд в 2018 году и получил резкое увеличение числа пассажиров автобусов.

 

Значительное увеличение пассажиропотока поразило власти города. «Теперь нам необходимо удержать пассажиров, и мы пытаемся изменить взгляд людей на использование автобусов, – сказал на встрече с прессой мэр города. – Платные проездные билеты делали из пассажиров клиентов. Отмена платы за проезд неожиданно сделала жителей города более сплоченными и вежливыми. Мы, можно предположить, заново изобрели новую общественную среду и социальное пространство».

 

 

Эта успешная инициатива не осталась незамеченной в столице Франции. Мэр Парижа Анне Идальго обещала ввести бесплатный проезд для всех парижан в возрасте до 18 лет. Ранее она выдвигала идею о бесплатном транспорте для всех возрастных категорий столичных жителей, но по прогнозам аналитиков, это является слишком дорогой в финансовом плане, а потому пока неосуществимой идеей.

 

Но самым крупным городом с бесплатным общественным транспортом на сегодня считается китайский Чаннин (округ Хэнъян) с населением около 900 тысяч человек. По официальным данным, в день появления бесплатного транспорта количество пассажиров в городе выросло на рекордные 60 процентов. Также власти Чаннина зафиксировали повышение мобильности среди пожилого населения и молодёжи и вместе с этим  возросшее и укрепившееся в сердцах людей ощущение свободы.

 

 

Также следует сказать, что в других странах мира на период 2017 года насчитывалось несколько десятков городов с бесплатным общественным транспортом. Многие из них совсем небольшие по численности населения и территории и предлагают бесплатные поездки лишь по особым схемам в определённые периоды времени и по специальным маршрутам для немногочисленных категорий пассажиров.



Опубликовано: 29.04.2020, Автор: Александр Рожков
Категория: Пассажирский транспорт



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.