Авторские статьи

10 советов по уходу за тормозной системой

10 советов по уходу за тормозной системой

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

Исправность тормозной системы – ключевой элемент безопасности автомобилиста и его пассажиров. Ее диагностика у грузового автомобиля входит в обязательный план технического обслуживания, которое рекомендуется проводить каждые 50 тысяч километров пробега или один раз в год.

 


Проверка тормозной системы

Проверку осуществляют на сухой и чистой, желательно ровной поверхности, так как испытывать ее необходимо в разных тормозных режимах и на всех скоростях, которые способен развивать грузовик. При этом следует внимательно следить за вероятной блокировкой колес, так как при потере сцепления шины с дорожным полотном тормозной путь существенно продлится в сравнении со стандартным торможением, когда все колеса свободно вращаются.

Поводами беспокоиться за исправность тормозной системы могут быть:

- неоправданное удлинение тормозного пути;
- неполадки с педалью тормоза: излишне свободный или жесткий ход, заедание, проваливание, амортизация;
- если система производит непривычные звуки: стуки, скрипы;
- если при торможении машину начинает уводить в сторону;
- при неравномерном износе тормозных колодок;
- при нагревании тормозных барабанов;
- при ухудшении функциональных качеств ручного тормоза.

 

Если прибегнуть к услугам сервисного центра, они произведут компьютерную диагностику антиблокировочной, пневматической, тормозной систем, изучат данные с бортового компьютера. Чтобы отсрочить момент обращения в сервис, следует правильно ухаживать за тормозной системой и своевременно устранять малейшие неполадки.

 



Советы по уходу за тормозной системой
1. Используйте правильную тормозную жидкость

Желательно заливать в систему ту жидкость, которая рекомендована производителем автомобиля. Ряд машин требует строго определенной тормозной жидкости согласно своей спецификации, а ряд может получить снижение скорости, если ее выбрать неправильно.
Необходимо соблюдать сроки замены жидкостей, так как со временем в ней происходят необратимые химические реакции, она меняет свои свойства, а потому перестает выполнять обязанности. Быстрее будут изнашиваться поршни в цилиндрах, появляться коррозия, а тормозная система терять свою эффективность.

 



2. Проверяйте уровень жидкости

Ее количество напрямую влияет на работоспособность тормозов, поэтому проверка уровня должна войти в привычку у автовладельца. Тормозной жидкостью «питаются» все идущие от главного цилиндра магистрали в тот момент, когда нажимается педаль тормоза, перекачивающая ее к рабочим цилиндрам. Бачок тормозной системы имеет определенный запас рабочей жидкости, чтобы в систему не попал воздух. Если заглянуть внутрь бачка, можно увидеть отметки «max» и «min». Слишком низкий уровень жидкости может сигнализировать о плохом состоянии тормозных дисков и колодок, которые необходимо срочно ремонтировать или полностью менять.


Дополнительно бачок имеет поплавковый датчик, соединенный с сигнальной лампой на приборной панели. Но он предназначен для совсем критических ситуаций, когда уровень жидкости стремительно падает, например, при повреждении одной из магистралей и вытекании рабочего вещества.

 



3. Избегайте потёков
Тормозная жидкость очень токсична, поэтому при попадании на любую поверхность способна в краткие сроки вызвать коррозию. Поэтому при ее доливе и смене следует тщательно следить за отсутствием капель и потеков, быстро устраняя при их возникновении.

 



4. Проверяйте ABS

Редкий водитель не знаком с антиблокировочной системой, помогающей машине не уйти в неуправляемый занос во время торможения. Окисление контактов, повреждение провода питания, износ подшипников ступиц могут вызвать некорректную работу системы. Поэтому процедуру ее проверки и наладки рекомендуется делать регулярно, чтобы не оказаться на трудной дороге с неподдающейся тормозной системой.

 

Убедиться, работает ли ABS, помогают диагностические лампочки на приборной панели. Если при запуске двигателя лампочка системы включается и быстро гаснет, значит, тестирование проведено успешно, ошибок и неполадок не обнаружено. Когда же лампочка не загорится или, наоборот, не погаснет после проверки, это будет сигналом для поиска неисправностей или в самом индикаторе, или в системе ABS.

 



5. Проверяйте вакуумный усилитель
Усилитель тормозов – незаменимая деталь, необходимая для создания дополнительного усилия при нажатии педали тормоза. Он помогает тормозной системе срабатывать эффективнее, быстро останавливая автомобиль. Выйти из строя он может после длительной эксплуатации, что можно ощутить при ухудшении торможения, возникновении шипящих звуков при нажатии на педаль, увеличении расхода топлива.

 

При полном отказе вакуумного усилителя вся тормозная система не перестанет работать, но сам процесс торможения станет длительнее и опаснее.

 

Проверку работоспособности вакуумного усилителя можно осуществить из салона автомобиля. Для этого потребуется несколько раз нажать на педаль тормоза и, не снимая с нее ногу, завести двигатель. При исправном усилителе педаль будет «провалиться» на определенное расстояние, если же этого не случится, а владелец услышит шипение, усилитель необходимо заменить.

 



6. Проверяйте тормозные диски и колодки

Их рекомендуется проверять после каждых 10 тысяч километров пробега. Выявляется изношенность дисков благодаря характерному «визгу» тормозов, вибрации педали при нажатии, заносу автомобиля в одну сторону при торможении. Если при рассмотрении накладок на колодках их толщина составляет менее 10 мм, это означает сильный износ, прямую угрозу безопасности и их срочную замену.

 



7. Отрегулируйте ход педали тормоза

Рабочий и свободный ход педали тормоза должен быть грамотно отрегулирован, чтобы вся система могла исправно функционировать. Когда педаль расположена от пола на расстоянии, превышающем нормативное, это ограничит свободный ход педали, что вызовет не полное растормаживание колес. Слишком низкое положение педали уменьшит рабочий ход педали, что приведет к неэффективности тормозов.

 



8. Проверяйте тормозной цилиндр

Этот важный узел преобразует оказываемое на педаль усилие в давление для последующего замедления или остановки машины. Если после нажатия на педаль автомобиль останавливается слишком медленно, если приходится сильнее выжимать педаль, если снизился ход тормозной педали или же она вовсе проваливается, это симптомы неполадок в цилиндре.

 

 


9. Проверяйте ручной тормоз

Стояночный или ручной тормоз необходим, чтобы тронуться вверх в гору, зафиксировать автомобиль на парковке или в качестве экстренной помощи в аварийной ситуации.


Самый простой способ проверки ручного тормоза – поднять его вверх, считая количество щелчков. Хорошо отрегулированный рычаг должен подниматься на 3-4 щелчка. Если требуется поднимать выше, это сигнализирует о необходимости регулировки троса привода.

 

После поднятия ручки тормоза водителю необходимо включить нейтральную передачу и, выйдя из машины, попытаться толкнуть ее. Если машина не сдвинется с места при правильно отрегулированном тросе, значит, пора менять колодки ручного тормоза.
Еще один симптом плохой регулировки — если тормоз не держит машину даже при небольшом угле наклона в 25%.

 



10. Проверяйте отсутствие воздуха в тормозной системе

Основным признаком его появления выступает снижение эффективности торможения и необходимость многократного нажатия на педаль. Появление воздуха в тормозной системе могут вызвать разные причины:

- нехватка тормозной жидкости в бачке главного цилиндра;
- проблема с уплотнительными манжетами, их повреждение или износ;
- утрата герметичности в соединительных трубках и шлангах;
- износ самих трубок и шлангов;
- коррозия металлических тормозных трубок, ведущая к утере герметичности.

 

Для проверки наличия пузырьков воздуха достаточно несколько раз активно нажать на педаль тормоза. Если она стала слишком жесткой, перестала прожиматься, скорее всего, в систему попал воздух. Чтобы найти проблемное место, не потребуется обращение в автосервис, автомобилист сможет самостоятельно оценить внешний вид тормозных шлангов, трубок, цилиндров. Их поверхность не должна иметь трещин, других повреждений, а также влаги, запотевания, ржавчины. Штуцера для прокачивания тормозов должны быть оснащены защитными колпачками, а тормозной шланг надежно зафиксирован на кронштейне.

 

Соблюдение этих правил, тщательный выбор тормозной жидкости, внимание к непривычным шумам и звукам и немного личного времени на проверку ключевых агрегатов и узлов тормозной системы не только сэкономит средства на ремонте, но и обезопасит водителя, пешеходов и других участников дорожного движения.



Опубликовано: 26.03.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Полезные советы



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.