Авторские статьи

10 советов по выбору масла для грузовиков

10 советов по выбору масла для грузовиков

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Грузовой автомобиль – это не просто транспортное средство, это инструмент коммерческой деятельности, от исправности которого зависит величина прибыли. Высокие нагрузки, интенсивная эксплуатация, не всегда качественное топливо – всё это существенно сокращает ресурс грузовика, но является неотъемлемой частью реалий российских грузоперевозок.

 

Чтобы хоть как-то нивелировать весь комплекс подобных факторов, собственник коммерческого автотранспорта стремится использовать качественные расходные материалы и рабочие жидкости, особенно моторное масло, от которого зависит интервал между капитальными ремонтами или заменами двигателей. Попробуем разобраться в специфике предложенной на рынке продукции и сформулируем основные правила выбора масла для грузовых автомобилей.

 

 

1. Учитывайте реальный пробег и возраст мотора.

Современные грузовые автомобили в возрасте до 5 лет, как правило, обслуживаются у официального дилера, поэтому в качестве моторного масла используется один из одобренных заводом-изготовителем вариант. Стоит, однако, помнить, что российские реалии заставляют контролировать саму процедуру замены, а также проверять упаковку масла на предмет откровенного контрафакта.

 

Как правило, для современных моторов используется синтетическое масло. Если автомобилю от 5 до 10 лет, то расход данной рабочей жидкости существенно возрастает ввиду естественного износа. Кроме того, двигатели этой категории менее требовательны к марке используемых смазочных материалов, ввиду чего можно смело использовать полусинтетику. Наиболее старые модели могут эксплуатироваться на самом дешёвом – минеральном масле (особенно если степень износа достаточно велика). Если же двигатель не выработал свой ресурс, то лучше не экономить и также использовать полусинтетику.

 

 

2. Используйте только масло, предназначенное для грузовых автомобилей.

Специфика эксплуатации коммерческого транспорта такова, что требует особых смазочных материалов — традиционные «легковые» масла в таком режиме быстро утратят свои реологические свойства, способствуя интенсивному износу элементов мотора. Распространённой аббревиатурой, отличающей масло для грузовиков, является API CI-4 (где С — Commercial).

 

 

3. Применяйте масло, рекомендованное для вашего типа двигателя.

Если классификация масел для бензиновых или дизельных моторов не вызывает вопросов, то использование особого масла для относительно экзотичного, но тем не менее становящегося всё более популярным – газового типа, пока не столь распространена. Тем не менее, использование подобного топлива заставляет эксплуатировать мотор в ином температурном режиме, что особенно важно для моделей, созданных на базе традиционных бензиновых или дизельных двигателей. Ввиду этого производители смазочных материалов уже разработали специализированную линейку продукции, адресованной владельцам подобной техники. Стоит помнить, что при правильно настроенном газовом оборудовании допускается увеличивать интервалы между заменами масла в среднем на 10%.

 

 

4. Учитывайте сезонность применяемых смазочных материалов.

В зависимости от времени года, а также температуры окружающего воздуха могут использоваться масла с различной вязкостью, обеспечивая, например, облегчённый запуск зимой. Существуют как летние или зимние, так и универсальные разновидности масел. При их выборе следует руководствоваться особенностями эксплуатации машины. Так, если грузовик зимой ночует в боксе или гараже, а в течение дня мотор не успевает остыть при кратковременных стоянках, то применять зимнее масло нецелесообразно, поскольку его меньшая вязкость негативно скажется на защитных свойствах смазки.

 


5. Изучите классификацию масел, а также уточните, какие именно из имеющихся марок одобрены производителем для вашей модели грузовика.

В настоящее время имеются две системы классификации: ACEA — ассоциации европейских производителей и АPI — американского института нефти, внутри которых смазочные материалы подразделяются по ряду ключевых признаков. Обе эти классификации призваны разделять масла по их качественным признакам, а также содержанию зол и соединений серы. Запомните ключевое правило: «дороже – не значит лучше», каждому мотору нужно подбирать только рекомендованную марку масла. Более важной является классификация по вязкости – SAE, которая включает шесть зимних и пять летних классов.

 


6. Помните – дорогое масло с обилием присадки не вернёт изношенному двигателю его эксплуатационные показатели.

Бытует мнение, что по мере износа целесообразно переходить на смазочные материалы, содержащие в своём составе специализированные компоненты, препятствующие износу. Стоит отметить, что эффективность многих из них, особенно с учётом гораздо большей стоимости, вызывает сомнения. Кроме того, они, несмотря на уверения рекламы, не способны компенсировать истирание рабочих поверхностей. Поэтому если длительный ресурс особенно важен, использовать специальные масла следует с самого начала эксплуатации, оценив предварительно экономический эффект от подобной затеи.

 

 

7. При жёстких условиях эксплуатации, а также частых перегрузах – уменьшайте интервал между заменами масла.

Рекомендации производителя разработаны с учётом строгого соблюдения условий работы двигателя, поэтому даже при незначительных отклонениях от рекомендаций следует осуществлять замену чаще. Не нужно полагаться на маркетинговые обещания в виде увеличенного интервала между заменами — это может послужить объективной причиной для снятия автомобиля с гарантии, а также проявиться в виде интенсивного износа при неоднократном нарушении данного требования.

 

 

8. Отдавайте предпочтение маслам в индивидуальной таре.

Несмотря на то, что типовой двигатель тяжёлого грузовика требует от 25 до 40 литровмасла, приобретать лучше смазочные материалы в канистрах, а не в бочках на разлив. Особенно это касается случаев с присутствием в масле разнообразных присадок. В первом случае у владельца или сотрудника сервиса имеется возможность выровнять его консистенцию взбалтыванием, препятствуя заливу излишне концентрированной субстанции со дна или лёгких фракций из верхней части бочки. Помните, что повышенное содержание присадок крайне негативно сказывается на свойствах смазочных материалов, вызывая полимеризацию и резкое увеличение вязкости, чему были посвящены множество исследовательских работ.

 


9. Различайте масла первой и сервисной заливки.

Существуют заблуждения по поводу качества масла, заливаемого в мотор непосредственно на конвейере. В одном случае принято считать, что подобную смазку целесообразно сразу же заменить, поскольку она крайне низкого качества. В другом – что на заводе используется наиболее эффективное и качественное масло, которое целесообразно использовать в дальнейшем. Оба этих мнения ошибочны — первая заливка действительно отличается по своим реологическим свойствам, поскольку имеет пониженную вязкость, способствуя прирабатыванию трущихся деталей в период до первого ТО, поэтому использовать его в дальнейшем нецелесообразно.

 


10. Не используйте для доливки масло другого сорта или производителя.

Для грузовиков с солидным пробегом в межсервисный интервал часто требуется доливать масло ввиду его интенсивного расходования. Распространена практика доливать в мотор более дешёвую разновидность, особенно при приближении срока замены масла. Это в корне не верно, поскольку в моторе вместо восстановления уровня рабочей жидкости происходит её разбавление и образование некой субстанции с усреднёнными свойствами. Кроме того, при наличии различных по назначению присадок может быть достигнут обратный эффект сообразованием твёрдых отложений в картере и интенсивным засорением масляного фильтра.

 

Таким образом, выбор масла для грузового автомобиля – это ответственный шаг, определяющий в дальнейшем его ресурс и иные эксплуатационные показатели. Ключевым фактором при выборе являются рекомендации производителя, которые могут быть лишь дополнены исходя из условий работы и степени износа. Долговечность двигателя определяется не количеством используемых присадок, а качеством и регулярными заменами рабочих жидкостей.



Опубликовано: 18.09.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Полезные советы



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.