Авторские статьи

8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля

8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Диагностические работы любого автомобиля — это обязательная процедура, обеспечивающая своевременный ремонт, а также исправную работу основных систем. Это вдвойне важно, когда речь идёт о грузовом автомобиле, от непрерывности эксплуатации которого зависит уровень прибыли, исполнение договорных обязательств и эксплуатационные расходы. Стоимость ремонта и обслуживания грузовиков на порядок выше, поэтому квалифицированная диагностика, позволяющая выявить неисправность на раннем этапе, экономит значительные средства владельца. Исходя из этого, перечислим основные рекомендации по выполнению диагностических работ коммерческого транспорта.

 


1. Компьютерная диагностика.

Сложность электронных систем грузового автомобиля требует использования специализированных сканеров и стендов для того, чтобы выявить причину неисправности. При проведении подобных работ целесообразно уточнить, способен ли такой аппарат давать объективную картину по вашему автомобилю. Для того, чтобы это понять, обращайте внимание на год выпуска диагностического оборудования, которое должно быть новее, чем ваш грузовик. Адаптеры для подключения к диагностическим разъёмам должны быть заводского изготовления и не иметь следов подгонки «по месту». Компьютер должен безошибочно определять марку и модель машины, а также таких узлов как ЭБУ (электронный блок управления двигателем).

 

 

2. Проверка целостности цепей и исправности разъёмов.

После считывания кодов ошибок приступают к выявлению причин их возникновения. Весьма распространены ситуации, когда исправный агрегат выдаёт сигнал о поломке по причине короткого замыкания или «пробоя» в проводке, неплотного прилегания клемм, а также проблемах с датчиками. Поэтому прежде чем заниматься агрегатным ремонтом, опытный диагност проведёт обследование основных электронных цепей. Даже если диагностика показала, что причина кроется именно в таких «незначительных» поломках, следует принять меры к их скорейшему устранению, поскольку давая ложный сигнал электронным модулям, они автоматически переводят их в аварийный режим, ухудшая основные параметры работы.

 


3. Проверка параметров в работе.

Комплексная компьютерная диагностика этим не ограничивается, а включает также одновременное подключение к элементам системы зажигания или второстепенным электронным блокам, анализируя параметры работы заведённого мотора. Только так можно выявить случайную ошибку, которая и послужила причиной срабатывания индикации, или определить системную неисправность, не связанную с внешними факторами, требующую скорейшего устранения.

 

Стоит помнить, что в многоцилиндровых грузовых двигателях крайне сложно выявить пропуски зажигания или аналогичные неисправности всего в одном из них, что повлекло бы «троение» традиционного легкового мотора. Это приводит к достаточно длительной эксплуатации в аварийном режиме и возникновению неисправностей, устранить которые можно лишь капитальным ремонтом, поэтому игнорировать индикацию бортового компьютера ни в коем случае нельзя. Кроме того, дизель предусматривает использование свечей накаливания, что требует наличие специализированного стенда для диагностирования их параметров.

 


4. Диагностика второстепенных модулей.

Современный грузовой автомобиль содержит множество узлов и агрегатов, работа которых контролируется ЭБУ, размещёнными отдельно от основного, поэтому при обнаружении отклонений от нормального функционирования того или иного агрегата следует провести его выборочную компьютерную диагностику. Это касается АКПП, тормозной системы, особенно с ABS, пневмоподвески и систем обеспечения комфорта. При проведении подобных работ может возникнуть необходимость перепрошивки и обновления программного обеспечения модулей. Помните, что допускается использовать только оборудование и софт, рекомендованный производителем, в противном случае кратковременный положительный эффект может привести к плачевным последствиям в дальнейшем.

 


5. Диагностика топливной аппаратуры.

Для грузового мотора, особенно дизельного, от исправности этого элемента зависит не только стабильность работы, но и показатели мощности, а также расхода топлива. Современные системы, нацеленные на улучшение экономических и эксплуатационных показателей, непомерно усложнили топливную аппаратуру, поэтому диагностироваться должны все её составляющие – магистрали, насосы высокого давления, форсунки, системы подогрева.

 

Причиной столь пристального внимания может быть не только непосредственная поломка, но и более распространённый случай, который не так легко самостоятельно выявить, а именно – засор или забивание, вызванное использованием некачественного топлива. В подобной ситуации снижение основных показателей происходит плавно и крайне медленно, ввиду чего субъективно это становится малозаметным.

 


6. Проверка пневматических и гидравлических систем.

Тяжелый грузовик – это сосредоточение различных манипуляторов, исполнительных механизмов и усилителей, без которых нормальная работа невозможна. Помимо систем управления, необходимо диагностировать и сами механизмы на предмет герметичности и степени износа. К ним можно отнести насосы, рукава высокого давления и непосредственно гидроцилиндры. Кроме того, вышеперечисленные системы нуждаются в регулярной калибровке и настройке, чтобы обеспечить работу в штатном режиме. Гидроусилителем оснащается и рулевой механизм, поэтому от исправности данного узла зависят не только эксплуатационные параметры, но и безопасность.

 


7. Диагностика ходовой части.

Помимо электронных систем, исправность и возможность дальнейшей эксплуатации грузового автомобиля определяется и состоянием его ходовой части. К сожалению, интенсивная эксплуатация, повышенные весовые нагрузки, а также состояние российских дорог крайне негативно сказываются на данной системе. Во избежание поломки столь ответственного механизма, особенно в пути, что потребует дорогостоящей эвакуации, целесообразно проводить регулярные диагностические работы, призванные выявить износ подшипников и редукторов, начало разрушения рессор, а также их креплений и проушин, оценить состояние редукторов (особенно планетарных), проверить работоспособность пневмоподушек.

 


8. Проверка состояния системы отведения и нейтрализации выхлопных газов.

Ввиду значительного рабочего объёма грузового двигателя неисправность его элементов может привести к увеличению интенсивности выхлопа, выбросу сажи и копоти, являясь причиной штрафов от специализированных организаций и препятствием для прохождения технического осмотра. Далеко не всегда подобные неисправности связаны с состоянием каталитического нейтрализатора, зачастую они сигнализируют о неправильном смесеобразовании, обеднённом или обогащённом топливе, сказывающемся на ресурсе мотора. Поэтому состояние выхлопных систем также должно быть объектом диагностики.

 

Помимо цвета и запаха выхлопных газов, внимание нужно уделить интенсивности их потока, должны отсутствовать пульсации, свидетельствующие о прогорании резонатора. Забившийся нейтрализатор также переводит электронные блоки управления двигателем в аварийный режим, сигнализируя о некачественном топливе или нарушениях в работе систем воспламенения или смесеобразования. Для объективной оценки состояния систем отведения выхлопных газов необходимо использовать современные газоанализаторы, наиболее же точные результаты достигаются при их стендовом размещении, поскольку портативные устройства годятся лишь для выявления наиболее очевидных проблем.


Отдельно проверяется наличие шумов в трансмиссии, посторонние звуки, перегрев узлов, свидетельствующие о потенциально близких поломках и крайней степени износа ответственных деталей.

 

Вышеперечисленные рекомендации помогут чётко сформулировать последовательность действий при комплексной диагностике состояния узлов и агрегатов грузового автомобиля, определить наиболее уязвимые элементы, а также выбрать мастерскую, в которой данная процедура будет выполнена максимально точно и своевременно.



Опубликовано: 18.07.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Полезные советы



Обсудить публикацию

Ответить
30.07.2018 14:59  неизвестный

Отлично



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.