Авторские статьи

FAW: плюсы и минусы

FAW: плюсы и минусы

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Динамика продаж грузового автотранспорта в России – своеобразный индикатор экономической ситуации, поскольку позволяет косвенно оценить состояние сразу двух важнейших отраслей – строительство и сельское хозяйство. Немаловажным фактором является и постоянный рост финансовой нагрузки на перевозчиков, что тоже не способствует обновлению основных фондов.

 

На этом фоне рост объёмов продаж грузовой техники марки FAW вызывает определённый интерес и нуждается в детальном рассмотрении.

 

Согласно официальной статистике, доля этой компании на российском рынке достигла 66% от числа всех проданных новых китайских грузовиков, что наглядно демонстрирует рост доверия к марке, особенно с учётом того, что ещё пару лет назад лидирующие позиции принадлежали автомобилям HOWO. Таким образом, рост продаж обусловлен не только популяризацией техники из Китая, но и успехами самой компании. Попробуем проанализировать данную ситуацию и понять, в чём именно кроется секрет успеха.

 


Китайская интервенция и специфика российского рынка

По-настоящему массовым явлением на российских дорогах китайские грузовики стали ещё 6-7 лет назад, когда благодаря довольно высокому и устойчивому курсу рубля, их стоимость не намного превышала стоимость отечественной техники. Подогревал интерес потенциальных покупателей и строительный бум тех лет, а также эксплуатационные показатели, фактически недоступные ближайшим конкурентам.

 

Дело в том, что грузовая техника из Поднебесной изначально была спроектирована так, что кузова автомобилей вмещали в 1,5-2 раза больше груза, чем это было официально заявлено. Благодаря этому отпадала необходимость наращивать борта грузовой платформы, тем самым привлекая внимание инспекторов ГИБДД. Кроме того, даже бюджетные модели оснащались довольно мощными двигателями, которые для российских грузовиков были доступны лишь на флагманских версиях.

 

Не менее важную роль играл и тот факт, что количество модификаций для большинства конкурентов было просто недосягаемо. Низкая стоимость и возможность эксплуатации с двойным перегрузом открыли новую тактику использования китайских грузовиков – жесточайшая эксплуатация с целью получения прибыли в кратчайшие сроки, после чего техника списывалась.

 

В условиях экономического роста и наличия достаточных объёмов оборотных средств такой подход был вполне оправдан. Однако после кризиса конца «нулевых» годов перевозчики стали тщательнее подходить к выбору техники, рассчитывая на её длительную эксплуатацию. Именно тогда и стало понятно, что качество китайских грузовиков уступает даже отечественным, а о доступности сервиса и запасных частей вообще говорить не приходилось.

 

Бытующее убеждение о том, что грузовые автомобили из Китая базируются на узлах и агрегатах именитых мировых производителей, что гарантирует должный уровень надёжности, было разбито в пух и прах. Дело в том, что лицензионные двигатели, мосты и коробки передач устанавливались только на флагманские модели, стоимость которых была отнюдь не привлекательной, бюджетные же версии довольствовались далеко не всегда удачными копиями устаревших конструкций, изобилующими местными доработками и усовершенствованиями, что фактически уничтожило такое понятие как взаимозаменяемость запасных частей. Более того, подбор деталей необходимо было выполнять с учётом всех заводских индексов автомобиля, года выпуска и версии, поскольку огромный ассортимент моделей предполагал определённые отличия и в агрегатной части.


Таким образом, совокупное влияние кризиса и низкой надёжности подорвали авторитет к китайской спецтехнике, что и было продемонстрировано спадом продаж. Дальнейшее развитие ситуации обусловливалось тем, что на рынке остались лишь крупные игроки, развивающие дилерскую сеть и обеспечивающие стабильные поставки комплектующих. Нынешний рост обусловлен даже не переломом в отношении к китайским грузовикам, а сложившейся рыночной конъюнктурой. Отечественная продукция ввиду обилия импортируемых узлов и агрегатов существенно возросла в цене, а европейские и американские грузовики стали практически недосягаемы для покупателей. А вот автомобили из КНР, обладая сходными эксплуатационными показателями и возросшим ресурсом, стали оптимально сочетать цену и уровень качества.

 


Отложенный спрос и изменение дилерской политики

Текущая ситуация на российском рынке грузового автотранспорта такова, что износ основных фондов и кризисные явления последних лет сформировали определённый отложенный спрос, который будет реализован в ближайшее время. Если оценить объёмы продаж зарубежной техники в прошлом году (см. диаграмму ниже), то очевидным фактом будет то, что премиальные бренды постепенно теряют рынок, который плавно переходит от бюджетных европейских производителей к более доступным – китайским.

 

 

 

Как видно из представленной диаграммы, доля компании FAW является весьма значительной, даже на фоне более именитых брендов, при том, что её присутствие на российском рынке началось с поставок пятого поколения собственной тяжёлой грузовой платформы J5.

 

Грузовики на её базе уже располагали не только вместительным кузовом и множеством вариантов исполнения, но и вполне комфортабельной кабиной, которая не была копией древних европейских или японских моделей.

 

В настоящее время активно поставляются автомобили на платформе шестого поколения, которая, помимо всего прочего, предполагает исполнение в виде седельного тягача для дальнобойных перевозок. Это достаточно смелый шаг, поскольку для подобных задач перевозчики, как правило, предпочитают надёжные европейские или американские автомобили, поскольку помимо грузоподъёмности крайне большое значение имеет надёжность. Тем не менее, в условиях роста стоимости зарубежной техники, возможных перебоев поставок комплектующих ввиду санкционных ограничений наличие на рынке альтернативного игрока может оказаться весьма своевременным. Как заявил ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов (по данным expert.ru):

 

- Неудивительно, что китайские компании ищут партнеров в России. Из-за осложнения политических отношений с Европой наше экономическое сотрудничество с Китаем будет только расширяться.


На этом фоне вполне логичным выглядит намерение наладить крупноузловую сборку грузовиков FAW в Приморье. Уже весной этого года первые автомобили поступят в продажу. Как заявил Виталий Веркеенко, руководитель группы компаний «Сумотори» (по данным otvprim.ru):

 

- Следующим шагом к запуску производственной деятельности станет получение Сертификата одобрения типа транспортного средства. На следующем этапе планируется уже наращивать локализацию.

Основным вопросом, который при этом волнует потенциальных покупателей, является гарантийное и постгарантийное обслуживание, а также обеспеченность расходными материалами и запасными частями, поскольку именно эти проблемы и ограничивают продажи китайской грузовой техники. Сам факт открытия сборочного предприятия вряд ли кардинальным образом отразится на популярности марки, поскольку это не первая попытка FAW закрепиться в России. Аналогичный проект уже пытались реализовать в г. Бийск, тогда грузовики даже сертифицировали как российскую продукцию и они получили оригинальное название «Алтай». Несколько дальше пошли производители в Новоуральске, где платформа из Поднебесной стыковалась с отечественными надстройками. Был также и проект по оснащению шасси ЗИЛ кабиной от FAW. Но сейчас об этих проектах мало кто вспоминает. Более того, их скоротечное завершение в своё время негативно отразилось на авторитете компании. Так что очередную попытку легального выхода на российский рынок можно рассматривать лишь как способ сократить таможенные и транспортные издержки и удержать стоимость машины на конкурентном уровне.

 


Потенциальный спрос и популярность на фоне других китайских производителей

В отличие от конкурентов, компания FAW никогда не делала ставку на популярность за счёт сотрудничества с более известными производителями, как, например, Shaanxi, назвавшая свою совместную разработку с MAN – Shacman . Это не вызвало интереса транспортников на начальном этапе поставок в Россию, зато позволило избежать неприятных аналогий, когда покупатели разочаровались в наиболее раскрученных моделях китайской техники.


Основное негативное впечатление от автомобилей FAW сформировалось в середине «нулевых», когда так называемые «серые» дилеры массово ввозили в страну грузовики четвёртого и даже третьего поколения, изначально ориентированные на специфические нужды внутреннего китайского рынка. В настоящее же время поставки стали носить более системный характер, а на экспорт попадают только те версии, которые прошли сертификацию для России.

Принципиальных изменений в качестве, конечно, не произошло, но факт ухода с рынка устаревших моделей положительно сказался на популярности бренда.

 

Традиционно сильными сторонами грузовиков FAW являются вместимость (для самосвалов и бортовых машин), использование достаточно мощных двигателей, позволяющих не выпадать из потока на автомобильных дорогах, а главное – комфортабельная кабина с широким перечнем дополнительного оборудования.

 

К основным проблемам, с которыми ассоциируются грузовики FAW и другие автомобили из Китая, можно отнести низкое качество штамповки кабин, недолговечность резинотехнических изделий, низкая коррозионная стойкость и самое главное — несоответствие применяемых марок стали жёстким условиям коммерческой эксплуатации. Всё это привело к окончательному формированию понимания того факта, что длительная эксплуатация подобной техники возможна лишь в том случае, если соблюдаются все технические требования, а также регулярно выполняются регламентные работы. Такой подход характерен для сформировавшегося цивилизованного рынка транспортных услуг, в условиях же экономической нестабильности данные требования могут только сократить число возможных клиентов.


Интерес покупателей к подобной технике обусловлен, скорее, желанием получить автомобиль, близкий по техническому уровню и оснащению к продукции именитых производителей, заплатив при этом цену, лишь немного превышающую стоимость российского грузовика. Помимо этого, к факторам, ограничивающим спрос, можно отнести и тот факт, что подобным клиентам адресованы последние модели КамАЗа, оснащаемые локализованным иностранным двигателем, коробкой передач, ведущими мостами, а самое главное – кабиной от предыдущего поколения Mercedes-Benz.

 

Кроме того, за внушительными процентными показателями роста объёмов продаж и увеличения доли рынка кроются довольно скромные данные реализации и планов компании, которая намерена продать в 2017 году примерно 300 единиц техники в России. Так что говорить о массовой экспансии и обновлении парка отечественных перевозчиков за счёт смены приоритетов при выборе производителей, пока не приходится.

 

Основным конкурентом китайских автопроизводителей станут вовсе не российские заводы, традиционно работающие в низшем ценовом сегменте, а бывшие в эксплуатации европейские и американские грузовики, массово поставляемые в Россию. Комфорт, мощность и грузоподъёмность, а также отсутствие чрезмерного количества электроники, по сравнению с последними поколениями машин, делают их весьма привлекательными для отечественных грузоперевозчиков. И дело здесь не только в цене, как правило, в Россию попадают автомобили с пробегом, близким к 1 миллиону километров при расчётном ресурсе основных агрегатов до 2-х миллионов. Показателен тот факт, что FAW, для своих грузовиков последнего поколения, заявила расчётный ресурс — до 1 миллиона километров пробега.

 

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что марка FAW имеет неплохой потенциал на российском рынке, а открытие сборочного предприятия с заявленными планами по локализации позволят достичь ещё и ценового преимущества. Тем не менее, необходимой репутации для полномасштабной экспансии на рынок компания пока не заслужила, что и предопределяет весьма ограниченный спрос. Если же сравнивать с другими представителями автопрома из КНР, то грузовики FAW выглядят наиболее предпочтительно.



Опубликовано: 03.11.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Производство



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.