Авторские статьи

В фарватере развития автомобильного транспорта


Вопросы сохранения в России благоприятных условий для производства коммерческой автомобильной техники, а также создания новой компонентной отрасли в условиях новых требований ВТО были рассмотрены на 4‑й международной конференции «Перспективы развития рынка грузового и пассажирского автотранспорта в России».

 

Организаторами конференции стали ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и Объединение автопроизводителей России (НП «ОАР»).

 

По пути обновления

Заместитель исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Алексей Серёженкин остановился на проблеме обновления автомобильного парка страны, которая является весьма актуальной.

 

 

 

Дело в том, что из 5413,5 тыс. грузовиков, находящихся в эксплуатации, 918,6 тыс. единиц имеют возраст до 5 лет, 1027,5 тыс. ед. - от 5 до 10 лет, а 3467,4 тыс. машин старше 10 лет. Аналогичные показатели для автобусов, общая численность которых достигает 893,8 тыс. ед., составляет соответственно 222,7 тыс., 255,4 тыс. и 415,7 тыс. единиц. Статистика прямо скажем удручающая.

 

Для замещения выбывающих из парка автомобилей новыми транспортными средствами распоряжением правительства  страны от 27.12.2012 г. №2539-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В подпрограмме «Автомобильная промышленность» поставлена задача: достичь к 2020 г. уровня выбытия старых автомобилей 6% в год. Это значит  ежегодно должно выводиться из эксплуатации 328 тыс. грузовых автомобилей и 53 тыс. автобусов, то есть всего - 381 тыс. единиц.

 

Ожидаемые результаты выполнения указанной подпрограммы в  2020 г. годовой выпуск составит 595 тыс. единиц транспортных средств, из которых на долю LCV придется 280 тыс. ед., грузовых автомобилей – 280 тыс. ед., автобусов – 35 тыс. ед. С учетом экспорта автомобильной техники до 12,5%, а также импорта до 20% от рынка, годовой объем продаж коммерческой техники составит около 670 тыс. ед.

 

 

 

 

 

 

 

В целях законодательного регулирования парка подержанных автомобилей, по мнению Алексея Серёженкина, необходимо ввести принудительное ограничение сроков эксплуатации автобусов, в первую очередь осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по установленным маршрутам и установление предельных сроков эксплуатации грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Требуется также ужесточение контроля технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, а именно: внесение дополнительных операций при проведении технического осмотра транспортных средств, с целью выявления усталостных разрушений, контроля принудительной замены элементов конструкции, влияющих на безопасность эксплуатации и негативное влияние на окружающую среду.

 

Однако в плане запрещения эксплуатации подвижного состава из-за его состояния существует ряд проблем. В частности отсутствуют методики оценки предельного состояния транспортных средств, при котором восстановительный ремонт не может обеспечить их дальнейшую безопасную эксплуатацию, разработки унифицированных критериев предельного состояния транспортных средств, которая затруднительна из-за большого разнообразия марок и типов автомобилей в парке.

 

 

 

 

 

В качестве мер экономического стимулирования обновления парка коммерческих автомобилей требуется установление в отношении юридических лиц и организаций дифференцированных ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса и возраста колесных транспортных средств, введение дифференцированных страховых ставок ОСАГО для юридических лиц и организаций в зависимости от возраста автотранспортных средств, субсидирование мероприятий субъектов Российской Федерации по закупке автобусов отечественного производства на условиях  софинансирования из средств федерального бюджета, маркирование транспортных средств, в зависимости от их экологического класса, с целью ограничения их движения на территориях с повышенным уровнем защиты окружающей среды, создание в стране современной индустрии по утилизации автомобильной техники.

 

 

Важный фактор развития автомобильного транспорта

Исполнительный директор Российского автотранспортного союза (РАС) Виктор Гацулов рассказал о проблемах, возникающих при сертификации услуг в сфере автомобильного транспорта. Добровольная сертификация на автомобильном транспорте является важным фактором обеспечения качества и безопасности технической политики автотранспортных предприятий.

 

Утвержденная правительством страны «Транспортная стратегия Российской  Федерации на период до 2030 года» ставит ряд приоритетных задач перед автотранспортной отраслью. К ним относятся следующие пункты.

 

1. Системное регулирование процесса автомобилизации.

2. Совершенствование правовых основ автотранспортной деятельностью.

3. Устранение правовых, экономических и административных барьеров  в процессах перевозок грузов и пассажиров.

4. Совершенствование системы допуска к автотранспортной деятельности и формирование условий добросовестной конкуренции на рынке услуг.

5. Разработка и реализация системных решений по обеспечению безопасности дорожного движения.

6. Повышение конкурентности российских международных перевозчиков, наращивание экспорта транспортных услуг.

7. Ускорение грузодвижения и сокращение удельных транспортных издержек.

8. Создание систем централизованного автотранспортного обслуживания крупных грузообразующих объектов.

9. Опережающее развитие систем общественного пассажирского транспорта.

10. Постепенное выравнивание уровней транспортной обеспеченности городов на основе единых социальных стандартов.

11. Внедрение систем скоростного и внеуличного пассажирского транспорта.

12. Совершенствование технического регулирования.

13. Развитие системы страхования ответственности и рисков, связанных с автотранспортной деятельностью.

 

Достижение указанных целей связано с необходимостью повышения технической готовности транспортных предприятий, как с позиции безопасности перевозочных процессов, так и с позиции повышения качества оказываемых услуг (работ) и обеспечения конкурентоспособности в области автомобильного транспорта.

 

Одним из наиболее эффективных механизмов решения этих задач является созданная Министерством транспорта России и 2001 г. Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте (Система ДС АТ), которая в связи с отменной обязательного подтверждения соответствия услуг (работ) в области автомобильного транспорта стала одним из реально действующих и наиболее эффективных механизмов для решения  определенных задач регулирования транспортной деятельностью.

 

Являясь руководящим органом в Системе ДС АТ Минтранса России, РАС на сегодняшний день аккредитовал 137 органов по сертификации в 59 регионах, где работают 365 аттестованных экспертов прошедших специальное обучение. 

 

Практика работы органов по сертификации показывает и свидетельствует, что такие органы по сертификации должны быть созданы во всех регионах страны, а их работа должна получать всестороннюю поддержку. Перечень услуг сертифицируемых в Системе ДС АТ, согласно ОКУН (общероссийский классификатор услуг населению) утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.

 

Основными направлениями в деятельности по сертификации услуг в сфере пассажирских перевозок относятся: сертификация услуг предоставляемых автовокзалами и пассажирскими автостанциями (17 видов услуг); перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском, пригородном и междугороднем сообщении; специальные перевозки пассажиров (доставка работников, школьные, вахтовые и.т.п.); туристско-экскурсионные перевозки пассажиров; перевозки пассажиров легковыми такси.

 

Правила добровольной сертификации перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают проведение процедур в отношении перевозки грузов в части обеспечения установленных требований, касающихся упаковки и маркировки грузов, организации осуществления процесса их перевозки, а также проведения погрузочно-разгрузочных работ.

 

Правила добровольной сертификации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают проведение процедур в части обеспечения установленных требований, касающихся упаковки и маркировки  опасных грузов, процесса перевозки специальными и (или) специально приспособленными для этих целей автотранспортными средствами, а также проведения погрузочно-разгрузочных работ.

 

Как отметил Виктор Гацулов, дальнейшее развитие и совершенствование автотранспортной деятельности РФ,  в том числе и добровольной сертификации на автомобильном транспорте будет способствовать решению задач государства по повышению безопасности дорожного движения и качества оказываемых автотранспортных услуг (работ) и окажет помощь самому автотранспортному предприятию по наведению порядка в вопросах соблюдения требований нормативных документов регламентирующих характеристики услуг (работ) подтверждаемых при сертификации. А в целом выиграет пассажир и получатель услуг.

 

 

«Автодизель» – коммерческому автотранспорту

С перспективами развития производства силовых агрегатов ОАО «Автодизель» для коммерческих автомобилей присутствовавших ознакомил директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Валентин Фомин. 

 

По его словам, стратегия дивизиона «Силовые агрегаты» заключается в развитии нового семейства средних рядных двигателей ЯМЗ-530 с показателями Евро-4 и выше (создание модификаций для различных потребителей), развитии линейки тяжелых дизелей ЯМЗ-650 (Евро-4 и выше), модернизации существующих продуктов (развитие V-образного семейства тяжелых двигателей), доведении до требований Евро-4 и Евро-5, выпуске газовых двигателей на базе семейства ЯМЗ-530, собственной разработке нового семейства многоцелевых тяжелых дизельных двигателей ЯМЗ-780, организации контрактной сборки легких дизельных двигателей Mercedes-Benz OM 646, собственной разработке топливной аппаратуры ЯЗДА Common Rail Евро-4, Евро-5 и Евро-6.

 

В ноябре прошлого года впервые за последние 30 лет в нашей стране начал работать новый завод, построенный специально для производства дизельных двигателей серии ЯМЗ-530 (136 - 312 л.с.) отечественной разработки. Предприятие – это современный производственный комплекс с высоким (около 90%) уровнем автоматизации всех операций, не имеющий аналогов в России. Завод оснащен современным прогрессивным оборудованием производства компаний (JW Froehlich, Riko, Carl Zeiss, Grob Werke и т.д.). На новом производстве организовано 1250 рабочих мест. В нынешнем году планируют изготовить 8,8 тыс. двигателей, а к 2016 году этот показатель планируется утроить.

 

Новые двигатели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 будут успешно конкурировать с зарубежными аналогами, как на внутреннем рынке России, так и на международном. Причем моторы будут устанавливаться не только на технику, производимую «Группой ГАЗ», но и на продукцию Белорусских и Украинских предприятий. Новые двигатели станут принадлежностью автобусов ПАЗ и КАВЗ, грузовиков МАЗ, тракторов большинства производителей России, а также будут использованы на легкой и средней технике отечественного оборонного комплекса. В обозримом будущем – выход за пределы СНГ, поскольку имеется заинтересованность в новых моторах ЯМЗ у зарубежных партнеров.

 

По словам Валентина Фомина, усовершенствованный дизельный двигатель ЯМЗ-651 стандарта Евро-4 разработан на основе базовой модели ЯМЗ-650 специалистами ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) совместно с инжиниринговой фирмой Ricardo (Великобритания). Мотор оснащен системой рециркуляции отработавших газов (EGR), глушителем-нейтрализатором на выпуске (система PM-CAT), модернизированной системой топливоподачи, доработанной системой охлаждения и наддува, измененной цилиндро-поршневой группой. К 2016 г. выпуск ЯМЗ-651 достигнет 8,8 тыс. единиц.

 

Проводится модернизация традиционных дизельных V-образных 6- и 8-цилидровых двигателей ЯМЗ-6565 (230 - 300 л.с.) и ЯМЗ-6585 (330 - 420 л.с.) в интересах АЗ «Урал», МАЗ и КрАЗ. К 2015 г. их производство достигнет 13,3 тыс. единиц. На предприятии ЯЗДА, входящего в дивизион «Силовые агрегаты»,  осваивается производство системы топливоподачи Common Rail.

 

Активизируется разработка газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (120 - 170 л.с.) и  ЯМЗ-536 CNG (210 - 300 л.с.). В их конструкции исключаются топливный насос, топливный аккумулятор, форсунки дизтоплива, трубопроводы и фильтры дизтоплива. Модернизируются головка цилиндров, стакан инжектора, крышка головки цилиндров, турбокомпрессор, поршень, поршневые кольца, подшипники скольжения, датчики, блок управления и жгуты проводов. Внедряются газовый фильтр, газопроводы, дроссельная заслонка, форсунки газа, блок зажигания, высоковольтные провода, свечи зажигания и калибровка двигателя. Изготовление образцов намечается на ноябрь 2013 г., принятие решения о производстве – 2014 г. Ведется создание газодизельных модификаций, которые будут использовать два вида топлива и улучшат топливную экономичность. В то же время это удорожание двигателя из-за наличия двух систем питания и отсутствие законодательной базы для сертификации газодизельных двигателей в России.

 

В 2011 г. «Группа ГАЗ» и концерн «Daimler AG» подписали соглашение об организации в Ярославле контрактной сборки легких дизельных двигателей Mercedes-Benz OM 646 рабочий объемом 2,1 л мощностью от 88 до 150 л.с. Старт производства намечен на 3 квартал 2013 г., производственная мощность – 25 тыс. двигателей. Локализуемыми операциями являются: сборка и испытания двигателя; механическая обработка блока цилиндров, головки блока цилиндров, коленчатого вала и распределительного вала.

Фото Валерий Васильев



Опубликовано: 09.04.2013, Автор: Валерий Васильев
Категория: Производство



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.