Авторские статьи

Новый порядок предрейсового контроля

Новый порядок предрейсового контроля

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Состояние коммерческого автотранспорта – это важнейший аспект безопасности на дорогах, ввиду чего и осуществляется предрейсовый медицинский осмотр, а также постоянный контроль за технической исправностью транспортных средств.

 

Для повышения эффективности данных мер был принят новый порядок осуществления предрейсовых мероприятий, преимущества и недостатки которого мы и рассмотрим.

 


Основные особенности и поставленные цели
Виду того, что парк коммерческих автомобилей в России сильно изношен, а объективные экономические трудности не позволяют реализовать крупномасштабную программу по его обновлению, существенно повышаются риски выхода на линию неисправной техники. Если обратиться к официальной статистике, то по итогам прошедшего года количество ДТП, произошедших ввиду технической неисправности транспортных средств (как видно из диаграммы, представленной на диаграмме ниже), не превышало 0,5%.

 

 

Причины ДТП по итогам 2016 года

 

Тем не менее, специфика данных транспортных средств такова, что даже столь незначительное количество ДТП может иметь серьёзные последствия и повлечь причинение вреда здоровью и гибель большого числа людей.

 

В соответствии с новыми правилами, в каждом автотранспортном предприятии должна появиться дополнительная штатная единица контролёра, который и будет осуществлять контрольно-измерительные мероприятия перед выпуском автотранспорта на линию. Принимая во внимание установленные требования, отметка о прохождении предрейсового контроля должна быть сделана и в выдаваемом путевом листе, а на предприятии – вестись соответствующий журнал. Ввиду возлагаемой ответственности и необходимости выполнения работ на должном уровне к кандидатуре контролёра предъявляются определённые квалификационные требования, перечень которых приведён в пункте 14 Приказа Минтранса РФ от 28 сентября2015 г.

 

Стоит отметить, что вышеупомянутые путевые листы с января 2018 года должны заполняться и в электронном виде путём создания всероссийской базы данных «Электронный путевой лист». В составе данной электронной системы предусмотрен также дистанционный первичный медицинский осмотр, который существенно упростит прохождение предварительных процедур. Ольша Валаева, как профильный эксперт и член подгруппы «Интернет+Город» заявила:

 

- Мы уверены, что с принятием закона о телемедицине в первой половине 2017 года станет привычным дистанционный медицинский осмотр, проходящий без физического присутствия врача на пункте контроля. Такие удаленные пункты оснащаются современными средствами контроля и видеонаблюдения, что позволяет повысить надежность и сделать удобнее прохождение тестов.

 

При этом специализированные кабинеты для прохождения соответствующих процедур должны будут оборудоваться на территории автотранспортного предприятия.

 

Такой комплекс мер, в совокупности с ужесточением контроля за соблюдением весогабаритных параметров транспортных средств, ставит перед собой цель кардинально изменить ситуацию с безопасностью коммерческих перевозок. Порядок также предусматривает полный спектр административной ответственности, возникающей при нарушении правил предрейсового контроля, в соответствии с действующим законодательством.

 


Недостатки системы и пути к совершенству

Если абстрагироваться от декларируемых целей нового порядка, то суть его сводится к банальному перекладыванию ответственности за состояние транспорта на плечи самих грузоперевозчиков. При этом такая процедура как регулярный технический осмотр фактически становится формальностью, поскольку уже не является ключевым мероприятием, по итогам которого предоставляется документальное подтверждение возможности дальнейшей эксплуатации транспортных средств.

 

Если рассмотреть инициативу, которая вступит в силу уже в начале 2018 года, то с формальной точки зрения она позволяет ужесточить контроль и чётко определить круг ответственных лиц, обеспечивающих выход транспорта в рейс. С другой стороны, новое должностное лицо, даже имея статус контролирующего органа, остаётся в штате предприятия, что делает его заинтересованным в непрерывной коммерческой деятельности данной организации, а также не исключает давления со стороны вышестоящих лиц. Такой порядок не гарантирует чёткое соблюдение норм и правил, в результате чего кардинального изменения ситуации ждать не стоит. Говоря простым языком, контролёр не может являться штатным сотрудником проверяемой им же организации, это создаёт почву для различного рода злоупотреблений и сводит целесообразность принимаемых мер к нулю.

 

Эффективная работа такого должностного лица при существующем порядке возможна только при содействии со стороны руководства, что предопределяет его заинтересованность в регулярной проверке состояние имеющегося транспорта. Если такая заинтересованность имеет место, то она вполне реализуема и без привлечения дополнительной штатной единицы.


Стоит отметить, что наличие контролирующего лица предусматривает и необходимость закупки соответствующего контрольно-измерительного оборудования, что в совокупности со специализированным медицинским кабинетом для удалённых предрейсовых осмотров сильно ударит по финансовому положению автотранспортных предприятий. Дело в том, что в предложенном порядке, помимо прочего, установлен и перечень систем, подлежащих контролю, среди которых — рулевой механизм и тормоз. Данные узлы не могут быть диагностированы без специальных средств и контрольных стендов, так что помимо затратности предложенных мероприятий возникает вопрос об их физической осуществимости в условиях небольшой организации.


Объективное положение дел таково, что изношенные основные фонды априори предопределяют регулярное возникновение разного рода неисправностей, а также характерных признаков их появления. Как уже не раз отмечалось рядом экспертов, российские перевозчики не имеют достаточных финансовых ресурсов для обновления автопарка, ввиду чего в рейс выходят старые, частично неисправные автомобили, зачастую собранные из нескольких списанных. Такая ситуация требует комплексного подхода и наряду с мерами стимулирования должна предполагать и ужесточение ответственности за подобные нарушения, а также предусматривать эффективные меры контроля. Наиболее рациональным решением было бы осуществлять технический контроль в сторонней лицензированной организации, что позволило бы обеспечить должный уровень исполнения законодательных норм.


Кроме того, стоило было бы распространить практику обязательной сверки номерных агрегатов на все типы коммерческого транспорта, что позволило бы избежать появления на дорогах грузовиков или автобусов, собранных из нескольких списанных экземпляров.


Такой порядок стал бы гораздо выгоднее для небольших транспортных компаний, которым постоянное содержание штатного высококвалифицированного специалиста с соответствующей заработной платой, попросту невыгодно ввиду малых размеров имеющегося парка.

 

 

Задумаемся о целесообразности изменений
Несомненным фактором, сопровождающим внедрение вышеописанных инициатив, станет увеличение себестоимости оказываемых транспортных услуг. С учётом непростой экономической ситуации в стране, а также того, что сфера коммерческих перевозок за последние пару лет уже не раз подвергалась реформированию, сводящемуся к увеличению фискальной нагрузки по ряду статей, работа в этом направлении уже кажется излишней. И дело здесь вовсе не в том, что транспортники балансируют на грани безубыточности, а реальных альтернатив их услугам попросту нет, а в том, что удорожание перевозок, без которого в данной ситуации обойтись никак не удастся, негативно отразится на всех сферах экономической деятельности в стране.


Если принимать во внимание декларируемые властями намерения создать трансконтинентальный транспортный коридор между Азией и Европой, то столь решительные действия, направленные на регулирование грузоперевозок, могут создать дефицит предложения в этой сфере. С учётом того, что на законодательном уровне вводятся дополнительные ограничения, направленные на вытеснение с российского рынка иностранных перевозчиков, ситуация может создать условия для возникновения очередной естественной монополии.


При текущем уровне фискальной нагрузки в виде действующей системы взимания оплаты «Платон», повышения стоимости горюче-смазочных материалов, расширении участков платных федеральных автодорог, а также с учётом перспективных инициатив по запрету приобретения тяжёлых грузовиков частными лицами, ограничение допустимого возраста их эксплуатации, а также предоставление регионам права самостоятельно взимать оплату за проезд уже по региональным дорогам выстоять смогут лишь крупные компании. При наличии ограниченного числа перевозчиков на рынке логичным продолжением становится резкое увеличение тарифов ввиду отсутствия естественной конкурентной среды, что автоматически перекладывает всю финансовую нагрузку на плечи рядового потребителя.


В условиях острой необходимости диверсификации экономики и ограниченности ресурсов для реализации данной цели вполне разумным решением стала бы отсрочка подобных мер, которая, ко всему прочему, позволила бы доработать предложенный порядок предрейсового контроля и получить реально работающий документ.

 

Возникают и определённые трудности в поиске необходимого количества квалифицированных специалистов, которые должны будут занять должность контролёра. Дело в том, что они должны иметь профильное образование, а также пройти специальную переподготовку, так что кадровый резерв необходимо готовить уже сейчас.

 

Грузовой и иной коммерческий транспорт – это сложный механизм, предусматривающий определённую специфику проведения диагностических мероприятий, большинство из которых невозможно выполнить визуальным осмотром или портативными устройствами. Это создаёт условия для предоставления недостоверных сведений при составлении путевых листов. Что же касается введения персональной ответственности контролёра, то с точки зрения Административного или Уголовного Кодекса, это может привести к уходу от ответственности реальных виновников выхода на линию неисправной специализированной техники. В подобных условиях целесообразно не просто определять квалификационные требования к кандидатуре проверяющего, а ввести специальную процедуру его лицензирования с получением именной электронной печати, что сократит возможности для осуществления нарушений и целенаправленной подтасовки данных и результатов в этой сфере.

 

Что же касается дистанционного прохождения медицинского осмотра, то данная инициатива и вовсе ставит под вопрос целесообразность осуществления подобных мероприятий. При подобной организации процесса крайне сложно выявить характерные признаки ряда медицинских показателей, при которых водитель не допускается к управлению транспортными средствами. Кроме того, дефицита услуг в этой сфере нет, и предложения от лицензированных организаций содержат вполне демократичные расценки, а спектр услуг предусматривает непосредственный выезд на место. Виду этого, суть предложенной инициативы сводится к обязательному оборудованию дорогостоящего медицинского кабинета с удалённым доступом, при том, что эффективность его использования будет существенно ниже.


Сама же электронная система, объединяющая контроль за техническим состоянием транспортного средства и медицинский осмотр – современное решение, необходимость реализации которого давно уже назрела. Но механизмы внесения данных в систему, а также способы их получения вызывают определённые вопросы, которые ставят под сомнение целесообразность столь значительных затрат.

 

Подводя итог, можно с определённой уверенностью сказать, что новый порядок прохождения предрейсового контроля, несмотря на наличие объективных предпосылок для его внедрения, представляет собой достаточно сырой документ, предопределяющий появление определённых трудностей для осуществления коммерческой деятельности в области грузоперевозок, но не позволяющий существенно повысить безопасность эксплуатации коммерческого автотранспорта.



Опубликовано: 20.04.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Безопасность



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.