Авторские статьи

Нужно ли в России ограничение скоростного режима на дорогах

Нужно ли в России ограничение скоростного режима на дорогах

В мире существует тенденция на снижение скорости до 30 км/час в рамках города. В 2020 году Испания и Нидерланды снизили скорость проезда в своих населенных пунктах до 30 км/час. Это же ограничение обязательно с 2021 года в Париже. Согласно рекомендациям ВОЗ, скорость движения автотранспорта в черте города не должна превышать 50 км/час. Этому правилу последовали большинство развитых стран, но Россия до сих пор не приняла мер, ограничивающих скоростной режим в городах.

 

Вместо этого дорожным ведомством и экспертами рассматривается вопрос о снижении порога допустимого превышения скорости. У нас он составляет 20 км/час, в то время как в других странах этот порог значительно снижен. В Японии, он, например, составляет 10 км/час, в Финляндии это 5 км/час, а в Дании и Швеции допускается превысить скорость без последствий всего лишь на 3 км/час.

 

Как скорость отражается на последствиях ДТП

 

Почему Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует снизить в городах скорость автомобилей до 50 км/час? Ниже скорость – меньше ДТП. Согласно собранной ВОЗ статистике, если на такой скорости произойдет столкновение автомобиля с человеком, то вероятность его смерти от полученных травм составит 20%. При скорости движения 80 км/час, а именно такая скорость допускается сейчас в России (60 км/час плюс порог в 20 км/час, за который штраф не начислят), вероятность летального исхода возрастает до 60%. В случае, если столкновение произойдет там, где скорость разрешена до 80 км/час, а с учетом допустимого порога это будет 100 км/час, пешеход не будет иметь шанса на выживание.

 

 

Данные российских исследователей этой темы еще более однозначны и тревожны. Так, например, если скорость движения составляет 5 км/час, то смерть наступит в 1% случаев. При 40 км/час вероятность гибели пешехода вырастает до 20%, при 50 км/час – до 50%. Если скорость автомобиля в момент столкновения была 60 км/час, то пешеход гибнет в 85% случаев, при 70 км/час шанс умереть составляет 95%, а при 90 км/час эта вероятность будет равна 100%, то есть человек в любом случае погибнет.

 

Ученые делают вывод, что установленный сейчас предел скорости в 60 км/час практически не дает шансов выжить попавшему в ДТП пешеходу. Если снизить скоростной режим с 50 до 40 км/час, то вероятность гибели людей снизится в три раза. Исследование проводилось на статистических материалах Ивановской области, но эти данные, вероятно, можно распространить на всю страну в целом.

 

Этими же цифрами располагает и НИУ ВШЭ, эксперты которого утверждают, что порог превышения скорости у нас в стране должен быть снижен с 20 до 10 км/час. В этом случае и количество смертельных исходов в ДТП будет снижено на 10%. Если порог ненаказуемого превышения скорости снизить до 5 км/час, то количество смертей снизится на 15%.

 

Изменение скоростного режима на дорогах обсуждается давно

 

Российское транспортное ведомство выразило готовность снизить нештрафуемый лимит до 10 км/час еще в 2019 году, а закон об этой норме должен был быть отражен в новом КоАП. По словам одного из руководителей ГИБДД России Владимира Кузина, лимит в 20 км/час был принят еще в 2013 году, когда камеры фиксации еще не имели такую высокую точность. Теперь же, по его словам, приборы фиксируют превышение скорости с минимальной погрешностью. В то же время, чаще всего ДТП происходят именно из-за превышенной скорости. Эти доводы служат в пользу понижения льготного порога превышения скорости до 10 км/час, считает руководитель ГИБДД.

 

Новый КоАП пока предусматривает повышение размеров штрафов для водителей, а изменение скоростных режимов в нем не отражено. Вступит в действие КоАП, как ожидается, только в конце этого, или даже в будущем году. Как сказал автор законопроекта, предложивший нештрафуемый лимит в 20 км/час депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, он допускает, что снизить этот лимит необходимость назрела, но случится это не сразу, а по крайней мере, через год или два. Перед изменением нужно будет проверить все дорожные знаки в стране, в регионах провести проверку всех камер, фиксирующих нарушения, с тем, чтобы ликвидировать те из них, которые поставлены специально, чтобы собирать с водителей деньги в виде штрафов.

 

 

Заявлял о готовности снизить до 10 км/час нештрафуемое превышение скоростного режима и зампред правительства РФ Максим Акимов, который дал поручения МВД и Минтрансу подготовить предложения Кабмину. Только после их тщательно изучения и анализа будет приниматься окончательное решение. Будет решен вопрос и о повышении скоростного режима в регионах на соответствующих федеральных трассах, где сейчас действуют ограничения до 90-120 км/час.

 

Чиновник заверил, что в стране будет скоро построено множество современных, хорошо освещенных дорог без светофорных объектов. Поэтому важно уже сейчас проследить, где есть условия для того, чтобы повысить на этих трассах скоростной режим. Но в случае населенных пунктов, подчеркнул Акимов, мы твердо стоим на позиции, что скоростной режим там должен быть понижен.

 

Опыт других стран в ограничении скоростного режима

 

Во многих странах мира лимит превышения скорости, который не наказывается штрафами, гораздо ниже, чем наши 20 км/час. Япония понизила планку до 10 км/час, северные соседи Швеция и Дания ограничились лимитом превышения скорости всего 3 км/час, за которые штраф там не грозит. Европа в целом относится к нарушителям движения строго и решительно пресекает как превышение скорости, так и другие прегрешения в виде управления в пьяном виде, непристегнутого ремня безопасности или выезда на встречную полосу.

 

Если в России превышение скорости на 20-40 км/час карается штрафом всего 250 рублей (если оплатить с 50%-ной скидкой), то Великобритания назначает минимальный штраф 8 300 рублей (в пересчете на валюту России). В Швеции минимальный штраф обойдется нарушителю в 13 000 рублей, в США это будет 2 900 рублей.

 

Германия ввела у себя балльную систему санкций в дополнение к денежным штрафам. Баллы зачисляются за нарушения и их погашения ждать придется довольно долго. Один штрафной балл нарушителю погасят через два с половиной года, два – через пять лет, три – через десять лет. Если водитель накопит 8 баллов, то права отберут, и восстановить их будет очень дорого стоить. Балльная система введена также и в других странах – в Скандинавии, Японии, Канаде.

 

В 2020 году Германия увеличила размер штрафа за превышение скорости до 10 км/час. Если превышение допущено в населенном пункте, штраф составит 30 евро, за его пределами – 20 евро. Превышение скорости на 21-25 км/час в городе и 26-30 км/час за его пределами теперь карается лишением прав на один месяц.

 

Сможем ли мы достичь нулевого уровня смертности в ДТП

 

Задачу поставил президент страны – к 2024 году достичь показателя смертности при ДТП в 4 смерти на 100 000 человек, а в 2030 году добиться снижения смертей на дорогах до нулевого уровня. В 2020 году этот промежуточный показатель должен составлять 11,7 человек на сто тысяч. Однако МВД вышло с заявлением, что показатель 2024 года должен быть пересмотрен и увеличен в два раза – 8,4 смертей на сто тысяч, не пояснив при этом причин для таких выводов и оценок.

 

 

Эксперты ВШЭ и раньше сомневались, что задачу можно выполнить в такие сроки. Еще никакой стране в мире не удавалось снизить уровень смертей при ДТП за семь лет в три с половиной раза. Снижать показатель на 20% в год просто нереально, и в мировой практике такого еще не случалось. Нескольким странам удалось получить показатель менее 4 погибших на сто тысяч населения – Швеции (2,8), Норвегии (2,7), Великобритании (3,1), Швейцарии (2,7), Нидерландам (3,8) и Сингапуру (2,8), Дании (4). Всех их отличает высокий уровень организации дорожного движения, безопасность и отличное состояние дорог.

 

По итогам 2020 года Россия улучшила показатели смертности по причине дорожно-транспортных происшествий. Снижение на 5,4% по сравнению с 2019 годом – это рекорд за всю историю наблюдений за дорожными смертями. По словам возглавляющего группу Госсовета «Транспорт» Алексея Цыденова,  снижение смертности произошло вследствие усилий по приведению федеральных дорог к нормативному состоянию. Введено новое освещение, ограждение, разделительные барьеры, особое внимание уделено опасным участкам дорог. В итоге смертность на трассах регионального уровня снижена на 1,5%, федерального – на 11%, муниципального – на 7,5%.

 

Противником понижения нештрафуемого порога оказалось МВД

 

Пока шли дебаты о том, стоит ли снизить порог нештрафуемого превышения скорости, Министерство внутренних дел совершенно однозначно выступило против снижения. Его глава Владимир Колокольцев сказал, что в основе безопасного дорожного движения лежит техническое оснащение магистралей. Безопасность на дорогах обеспечат наличие разделительных барьеров, хорошего освещения и ровного покрытия, а снизить или нет предельно допустимое превышение скорости на 10 км/час – это лишь манипулирование, считает глава МВД.

 

ГИБДД и его глава Михаил Черников напротив, полагают, что тянуть с понижением ненаказуемого лимита нельзя. Недопустимо, что водители безнаказанно превышают скорость на 20 км/час. Госавтоинспекция пришла к выводу, что предписанную скорость на дорожном знаке водители должны соблюдать неукоснительно, а не добавлять к ней 20 км/час.

 

 

Вячеслав Лысаков, который вносил в Госдуму проект о ненаказуемом превышении скорости 20 км/час, выступает против ее изменения. Сначала необходимо повысить скоростной режим при движении по федеральным трассам. Выявить и убрать ловушки, которые расставлены для сбора штрафов с водителей, а не для безопасного движения, и уже потом обсуждать, как снизить не облагаемый штрафом лимит до 10 км/час, полагает депутат.

 

Заключение

 

Высокая скорость движения является основным фактором, из-за которого происходят смертельные ДТП и травмы. По такому показателю, как количество смертей в ДТП, Россия в три-пять раз опережает другие страны. Превышение скорости опасно и для пешеходов, и для сидящих за рулем автомобиля водителей. Поэтому разрешенная у нас скорость 80 км/час (с учетом нештрафуемого лимита) идет вразрез с общемировым трендом по снижению в городах скорости до 30 км/час. Эту норму предстоит привести к мировому стандарту и сделать это как можно скорее, чтобы сохранить как можно больше жизней россиян.



Опубликовано: 05.07.2021, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Безопасность



Обсудить публикацию

Ответить
19.09.2021 19:49  неизвестный

С начала 2021 года в некоторых населённых пунктах (согласно ПДД - 60 км/час, теперь ПДД - не указ) стали устанавливать знаки ограничения - 40 км/час. И вообще на некоторых дорогах полная чехарда со знаками: то устанавливается знак 70 км/ч, потом его прикрывают тканью и ставят знак на желтом фоне 40 км/ч,следом - 20 км/ч, хотя никаких ремонтных работ на дороге не ведётся (напр.в пригороде Подольска). На объездной дороге без жилых домов мимо Подольска ограничение - 70 км, а на выезде с улицы Кирова в сторону Калужской обл. даже в черте города знак 90 км/ч. Порой на свободной дороге или центральной улице - 40 км/ч (напр. в Белоусово Калужской обл. или в г. Малоярославце). И никто не задумывается о том, что в результате там везде стали скапливаться машины, а воздух загазованный. Совершенно очевидно (сквозь пелену смога), что это удобно для сборщиков штрафов. Сборщиков это не волнует, это понятно. А власти? Ограничения, где высокая плотность населения и детские учреждения, где опасные участки - понятно. Но тотально - значит обречь население дышать углекислым газом.



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.