Авторские статьи

Автобусные перспективы и олимпийский триумф

Автобусные перспективы и олимпийский триумф

На российском автобусном рынке сегодня наблюдается спад. Отечественным производителям приходится прилагать максимум усилий для преодоления возникших трудностей. О том, что же приходится предпринимать, какие ресурсы требуется задействовать в настоящее время для успешного ведения бизнеса и о том как отечественные автобусы отработали на Олимпийских играх, мы беседуем с директором Дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» Николаем Одинцовым.

 

Банально, но автобусы требуются всегда. Тем более от известных производителей, чья техника в каких-то особых рекомендациях не нуждается. Но рынок подчас диктует свои условия. Так в России в 2013 году он сократился более чем на 20% по отношению к 2012 году. Снизились – несущественно, всего лишь на 10% – и продажи Дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ». Но компания приобрела в другом: ее доля на рынке выросла и составила около 79%.

 

- Сложившееся сегодня положение дел в сегменте российской автобусной техники вряд ли способно внушить оптимизм. В связи с этим, что такого есть в арсенале вашей компании для преодоления сложившихся негативных тенденций. И, что вы можете предложить сегодня своим заказчикам и клиентам, чем заинтересовать их?


- Да, отмечу сразу, сложившаяся на автобусном рынке ситуация не радует. Но мы по мере возможностей стараемся продвигать нашу продукцию. О ее востребованности говорит, например, тот факт, что недавно одним из наших предприятий – Ликинским автобусным заводом – был подписан договор, по которому Московская область приобретает 1615 автобусов ЛИАЗ на сумму свыше 9 млрд. рублей. Поставки новых современных (по всем характеристикам)  машин в Подмосковье будут осуществляться в несколько этапов – с 2014 по 2016 год.

 

Техника, действительно, высококлассная. Все сходящие «со стапелей» Лиазы соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5. Показателен и уровень оснащенности – агрегатная база от ведущих мировых производителей ZF и MAN, новые дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530. То есть, используется все то, что позволяет существенно улучшить потребительские возможности, сделать их более качественными.

 

В этом же русле проводится и комплектация нового модельного ряда: автобусы оборудуются мощной климатической системой, системами пожаротушения, видеонаблюдения, цифровыми тахографами и навигационной системой ГЛОНАСС.

 

Комфорт и эргономика также не остались без внимания. И здесь соблюдены международные стандарты, начиная с обновленных экстерьера-интерьера машин, и, заканчивая, продуманным до мелочей, рабочим местом водителя.

 

Уже нормой становятся удобства для пассажиров – это и низкий уровень пола, повышающий, кстати, и пропускные возможности, что, соответственно, увеличивает скорость (в среднем, на 15%) прохождения автобусом маршрута.

 

Учтены запросы людей с ограниченными возможностями: специально для них, - и система «книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7°), и механическая аппарель с просторной накопительной площадкой.

 

Что еще?.. Ну, например, в зависимости от модификации вместимость автобусов может составлять от 75 до 114 пассажиров.

 

- Разные по вместимости, но одинаково современные и комфортабельные, и, главное, - российские. Сам факт появления таких автобусов на дорогах московского региона уже прорыв. Да и потом, как представляется, подписание договоров, аналогичных упомянутому выше, событие не просто обоюдовыгодное – оно предполагает развитие новых проектов, с расчетом на перспективу…


- Представляется, замечу, совершенно правильно. Так при подписании документа с властями Московской области прозвучало, что такие долгосрочные контракты способствуют более взвешенному и продуманному планированию развития транспортной инфраструктуры, с учетом, конечно же, постоянно растущего последнее время пассажиропотока.

 

Потом, что также было отмечено, современный общественный транспорт, его появление на дорогах области, это, своего рода «визитная карточка», повышающая ее привлекательность. Очевидно также, что накопленный опыт поэтапного вывода на линию современных комфортабельных автобусов окажется весьма полезным и для других областей.

 

К тому же, что хотелось бы подчеркнуть, новый низкопольный общественный транспорт, в первую очередь, появляется на самых загруженных маршрутах, снижая существующую напряженность.

 

В той же московской области сегодня эксплуатируется порядка 5000 автобусов, при этом планируется ежегодно обновлять десятую часть парка.

 

Продолжая тему нашего участия в сотрудничестве с властями области, замечу, что оно постоянно и активно развивается: автобусы ЛИАЗ и ГОЛАЗ составляют свыше 50% парка региона. А при выполнении трехлетнего контракта компанией будет задействованы самые передовые производственные технологии, в их числе и освоенные за последние несколько лет. В связи с этим имеет прямой смысл упомянуть о том, что Ликинский автобусный завод первым в России организовал производство газовых автобусов, электробусов, гибридной техники, автобусов экологического стандарта Евро-5 и Евро-5+, обновил транспортные парки Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, поставил автобусы для Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи.

 

- Получается так, да и, судя по вашим словам, Ликинский автобусный завод является в «Группе ГАЗ» авангардным предприятием, на которое, как было принято раньше говорить, могут равняться остальные.


- Пожалуй, можно считать и так. И заданную планку приходится  держать, так как то же сотрудничество с подмосковными транспортниками, рассчитанное на три года, к этому, безусловно, обязывает. Кроме того, запросы и требования заказчика являются своеобразным критерием при стратегическом планировании развития производства и модельного ряда, подводят к более точным расчетам в таких направлениях как загрузка мощностей и занятость персонала. К этому процессу также добавляется четкое – по всем пунктам – взаимодействие с поставщиками комплектующих, что, в свою очередь, позволяет без сбоев осуществлять внедрение передовых технологий, совершенствуя качество автобусной техники и ее потребительские характеристики.

 

Впрочем, и другим предприятиям объединения всегда есть что предложить потребителям. К примеру, Павловский автобусный завод выпустил новую модель под названием «Вектор». Продолжается совершенствование агрегатной базы уже поставленных на конвейер моделей. В итоге такой подход дает увеличение интервала межсервисного обслуживания.

 

- Кстати, если конкретизировать такое понятия как «модель и модификация автобуса», то какие автобусы вы поставляете (и планируете поставлять) в Московскую область?


- Транспортный парк Подмосковья мы планируем обновить машинами различной вместимости. Например, 12-тиметровыми городскими автобусами, рассчитанными на 114 человек, что является оптимальным показателем для этого класса пассажирского транспорта.

 

Запланированы поставки 10,5-метровых автобусов. Модель этого класса (ее вместимость 75 человек) будет изготовлена в двух модификациях – в городском исполнении и пригородном. Получит заказчик и машины длиной 9,5 метров (вместимость также составляет 75 пассажиров) в аналогичных – городском и пригородном – исполнениях.

 

- Совсем недавно завершились Олимпийские и Паралимпийские игры. Выше вы вскользь упомянули о них, вернее о поставках ваших автобусов на эти престижные международные мероприятия. Поэтому не упущу возможности спросить: были ли какие-то нарекания к работе техники, или все прошло нормально, и машины показали себя с лучшей стороны. Ведь, по-моему, и если не изменяет память, перед отправкой на Игры, во время испытаний были обнаружены (об этом писали) какие-то недочеты…


- Похоже, что данная «информация» из той серии, когда больше разговоров, чем каких-то реальных недочетов. Ну а если серьезно, то во время испытаний, проведенных Транспортной дирекцией Олимпийских игр, все системы постоянно перепроверялись, так что машины были подготовлены в соответствии со всеми требуемыми стандартами и замечу, несколько забегая вперед, отработали на Олимпиаде вполне достойно.

 

Но обо всем стоит рассказать, пожалуй, по порядку и более развернуто. При подготовке к Олимпийским Играм в Сочи была создана интеллектуальная система управления движением транспорта, которая позволила в 2,5 раза повысить пропускную способность дорожной сети города. А спортсменам и гостям Олимпиады были предоставлены новые комфортабельные автобусы, которые «Группа ГАЗ» разработала с учетом всех требований надежности и безопасности, необходимых для международных мероприятий подобного уровня.

 

Ведь нагрузки, что очевидно, ожидались очень серьезные. Приведу некоторые статистические выкладки. Например, по данным АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», с 7 февраля примерно 42 000 пассажиров ежедневно совершали от 2 до 4 поездок на «олимпийских» автобусах ГОЛАЗ и ЛИАЗ, обслуживающих маршруты Прибрежного и Горного кластеров.

 

Система пассажирских перевозок, созданная в Сочи, показала высокую работоспособность во время игр. И опять стоит отметить в каком жестком и напряженном режиме все проходило: потоки пассажиров на автобусных маршрутах составляли до 2000 человек в час. Для их бесперебойного обслуживания было разработано 108 маршрутов, по которым благодаря выделенным полосам автобусы проходили без пробок. В пиковые периоды нагрузки интервал движения автобусов составлял до 1 минуты.

 

И здесь, кстати, подтвердился (что, конечно, было продумано заранее) правильный выбор типа подвижного состава. Особо полезными оказались 15-тиметровые и 12-тиметровые автобусы вместимостью от 100 до 115 человек. И потом - высокая скорость посадки в низкопольные городские автобусы позволяла избегать скопления пассажиров на остановках.

 

В общем, все 709 автобусов ГОЛАЗ и 30 автобусов ЛИАЗ, созданные «Группой ГАЗ» специально для Олимпийских и Паралимпийских игр показали исключительно высокую маневренность, особенно в условиях сложного рельефа сочинского горного кластера. Мы же, как профессионалы, констатировали: задняя подруливающая поворотная ось не подвела, эффективно с полной отдачей работали двигатели Scania с высоким крутящим моментом.

 

О системах безопасности, пожаротушения, видео наблюдения и прочем я уже упоминал, ими оснащены все новые модели, выпускаемые предприятиями объединения. Добавлю лишь, что олимпийские автобусы оборудовались еще и системой «Говорящий город». С ее помощью пассажиры с различными нарушениями зрения могли получать информацию о том, по какому маршруту движется автобус и открыты ли его двери для посадки.

 

Очень качественно был выстроен контроль всех перемещений пассажирского транспорта. Здесь также все системы, установленные в автобусах и связанные с Логистическим транспортным центром Сочи, отработали на отлично. Ситуация на дорогах отслеживалась диспетчерами в режиме реального времени, так что в случае возникновения экстраординарных ситуаций помощь была бы оказана незамедлительно.

 

В целом же, за все время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр к работе нашего транспорта никаких нареканий не было, скорее, наоборот.

 

А для того, чтобы лучше,  в сжатом, так сказать, виде,  представить, как и что было сделано на наших предприятиях, приведу небольшую (она размещена на нашем сайте) справку: для обслуживания Олимпийских Игр в Сочи «Группа ГАЗ» поставила 282 автобуса большого класса ГОЛАЗ-5251 «Вояж» (включая 150 машин в специальном исполнении для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пользователей инвалидных колясок), 370 автобусов особо большого класса ГОЛАЗ-6228 «Вояж L» (включая 77 машин в специсполнении), 57 туристических автобусов ГОЛАЗ-52911 «Круиз» и 30 низкопольных машин ЛИАЗов.

 

Да и не премину заметить, что по окончании Паралимпийских игр автобусы марки ГОЛАЗ были отправлены для обслуживания маршрутов Подмосковья, ЛИАЗы – Санкт-Петербурга: таким образом, произошло их включение в программу «Олимпийское наследие».

 

- Что ж, остается пожелать удачного наследия. И надеемся, что получившие олимпийскую закалку автобусы «Группы ГАЗ», сменив сочинские дороги на подмосковные и питерские не сбавят оборотов и будут надежны и долговечны в работе.

 

Беседовал Андрей Заболотский.

 

Фото «Группа ГАЗ»



Опубликовано: 27.03.2014, Автор: Андрей Заболотский
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Ответить
05.05.2014 22:12  000000000000

цена не соответствует качеству русских автобусов гниют и разваливаются после первого года эксплуатации



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.