Авторские статьи

Динамика DAF

Динамика DAF

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

На фоне поднимающегося отечественного рынка коммерческой техники, а также с учётом предпочтений потенциальных покупателей рассмотрим продукцию компании DAF, её конкурентные преимущества, а также наиболее значимые новинки и разработки, которые в скором времени появятся на дорогах общего пользования.

 


Компания DAF на отечественном рынке и интерес к инновациям
Несмотря на ключевые прогнозы последних лет, российский рынок грузовых автомобилей не только показал положительную динамику, но и выявил интерес к иностранной технике. В условиях экономического кризиса и ограниченности покупательской способности такое явление наглядно свидетельствует о сформировавшемся отложенном спросе, который будет оказывать непосредственное влияние на показатели продаж при любых условиях. Несмотря на то, что отечественные компании, в частности КамАЗ, обновили модельный ряд и готовы предложить грузовики, близкие по своим эксплуатационным показателям к иностранным образцам, их возросшая стоимость делает подобный компромисс нецелесообразным.
Если посмотреть на статистику, сформированную по результатам 2017 года, представленную на рис. 1, то отечественные компании занимают лишь 50,1% от общего результата, в то время как зарубежные конкуренты выводят на рынок всё более современные образцы.

 

 

 


Распределение долей между иностранными автопроизводителями достаточно равномерное, за исключением лидерства Mercedes, а доля DAF и вовсе не превышает 4,6%. Тем не менее, в сложившейся ситуации наибольший интерес представляют именно такие компании, реализующие продукцию в среднем ценовом диапазоне. Кроме того, поводом для более пристального рассмотрения продукции DAF стало и присуждение ему звания «Грузовик 2018 года».
Высокого звания были удостоены DAF CF и XF, данная линейка получила новые силовые агрегаты, трансмиссию, обеспечивающую максимальную топливную эффективность и современные мосты. Несмотря на безкапотную компоновку, разработчики уделили внимание аэродинамике, стремясь достичь максимальной экономичности. В то же время проработана и внедрена компактная система переработки выхлопных газов, сочетающаяся с электронными системами, оптимизирующими основные рабочие параметры. Это позволило сократить выбросы углекислого газа на 7%. Несмотря на высокую удельную грузоподъёмность, масса грузовиков была уменьшена на300 кг. По словам председателя жюри Джаненрико Гриффини, благодаря внедрению новой серии CF и XF DAF представил линейку среднего и тяжелого грузового автомобиля, которая устанавливает новый стандарт с точки зрения эффективности трансмиссии и общей производительности.

 

Уже в начале года российским покупателям представили новинку – DAF XF480 FT, которая была показана на выставке «Комтранс-2017». По информации генерального директора «ДАФ Тракс Рус» Ари Хендрикса, модель отличает сниженный на 7% показатель расхода топлива при увеличенной на100 кг. грузоподъёмности. Одновременно с этим, инженерам удалось добиться сокращения межсервисного интервала до 200 тыс. км. пробега. Несмотря на то, что в мире активно обсуждается возможность перехода коммерческой техники на альтернативные виды топлива, Хендрикса уверен в том, что традиционный дизель сохранить свою актуальность, по крайней мере, в течение ближайших 10-15 лет. Что касается новинки, то она оснащается шестицилиндровым мотором Paccar MX-13, который при рабочем объёме12,9 л. развивает483 л.с. На автомобиль устанавливается новейшая автоматическая трансмиссия TraXon, а также множество вспомогательных электросистем.

 


Передовые разработки DAF
Наиболее же значимым проектом, с точки зрения инноваций, является представленная публике опытная модель грузового автомобиля на электротяге CF Electric, построенная совместно с компанией VDL Groep. В качестве базовой платформы был выбран DAF CF, в результате чего получился тягач с колёсной формулой 4х2. В качестве основной силовой установки используется электродвигатель, мощностью286 л.с., соединённый с аккумуляторными батареями емкостью 170 кВтч, что обеспечивает запас хода до100 км.

 

Несмотря на довольно скромный для магистрального тягача пробег, интерес вызывает система зарядки, обеспечивающая интенсивную подзарядку за 30 мин., в штатном же режиме процесс занимает 1,5 часа. Вопреки статусу опытного образца, представители компании декларируют намерения начать реализацию новинки уже в конце текущего года. С учётом того, что DAF одним их первых вывел на рынок грузовую технику с гибридной силовой установкой, планы уже не кажутся преувеличенными.

 

Что касается российского рынка, то переход магистральной линейки на гибридную тягу анонсирован уже в самое ближайшее время. По словам Хендрикса, компания не видит перспектив в газомоторном топливе, но несмотря на это, современные разработки демонстрируют жизнеспособность подобной концепции. Основное внимание разработчиков планируется сконцентрировать вокруг создания гибрида на базе традиционного двигателя, электромотора и аккумуляторных батарей. Ключевой же задачей является максимальное снижение массы последних, поскольку она негативно сказывается на показателях эффективности грузовой техники.

 

Что касается среднетоннажной техники, то отдельного упоминания заслуживает проект FTCC, построенный на базе серийной 12-тонной машины серии LF, которую, благодаря современным конструкционным и композитным материалам, удалось облегчить на 500 кг. Из экструдированного алюминия изготовлен пол бортовой платформы, передняя подвеска и противоподкатная дуга. В качестве инновационного конструктивного решения можно рассматривать интеграцию пола кузова в раму грузовика, что, однако, осложняет процесс установки специализированных надстроек. Это послужило причиной того, что руководство компании DAF не рассматривает возможность постановки проекта в серийное производство, поскольку многие решения требуют дальнейшего совершенствования. Тем не менее, уже готовые разработки, очевидно, будут внедряться в других линейках коммерческой техники.
Не прекращаются и разработки отдельных узлов и агрегатов — так, уже внедрены в серийное производство новые подкатные мосты с электрогидравлическим управлением EHS (Electric Hydraulic Steering). Благодаря этому обеспечивается максимальная точность управления, поскольку система непрерывно рассчитывает оптимальный угол поворота колёс на основании, как параметров самого грузовика, так и скорости и дорожных условий. Достигнутый эффект наиболее заметен в городских условиях, поскольку система позволяет не только обеспечить маневренность в стеснённых условиях, но и позволяет задействовать насос гидроусилителя лишь в определённых режимах, благоприятно сказываясь на топливной экономичности. Для стабилизации движения ось автоматически блокируется в прямолинейном положении при достижении скорости в 40 км в час. В целом же система характеризуется сокращением количества внутренних элементов, упрощая ремонт и техническое обслуживание, а также повышая надёжность. EHS может размещаться на грузовых автомобилях с колёсной формулой 6x2, включая тягачи, а также 8x4.


На моделях 6x2 CF и XF FAN данная система может быть дополнена усовершенствованной подвеской, позволяющей менять положение рамы, опуская её на 90 мм и поднимая на 185. Это обеспечивает дополнительную устойчивость при движении на магистрали или увеличение дорожного просвета в сложных дорожных условиях.


Также разработаны новые сдвоенные подкатные мосты, рассчитанные на статическую грузоподъёмность в 34 тонны, при этом массу самих мостов удалось снизить на25 кг. Такой эффект достигается за счёт активного внедрения высокопрочных сплавов и повышения качества обработки металла.

 

Для внедорожных моделей и модификаций, разработанных для эксплуатации в сложных дорожных условиях, была разработана новая сдвоенная тандемная тележка, оснащённая ступичными редукторами HR1670T, интервал замены масла в которых увеличен до 3 лет или 450 тыс. км. пробега. Стоит отметить, что массу чугунной тележки удалось снизить на 60 кг.


Традиционные для DAF моторы PACCAR получили усовершенствованную цилиндропоршневую группу, а также топливную аппаратуру и элементы наддува. Для сокращения внутренних потерь внедрены новый масляный насос, насос гидроусилителя, а также помпа системы охлаждения с возможностью регулировки её производительности. Несмотря на общую тенденцию к уменьшению рабочего объёма, разработчики активно снижают максимальные обороты агрегатов, нацеливая их на максимальную экономичность. Трансмиссия получила усовершенствованные подшипники со сниженным коэффициентом сопротивления качению, а применения масел с пониженной вязкостью также способствует повышению удельной мощности.

 

Уже упомянутая линейка New CF и New XF получила современную электронную систему, предусматривающую интеграцию модулей, отвечающих за работу основных узлов грузовика, формируя единую сеть. Основное же предназначение данной разработки – это интеграция с ВЕМ (Battery Energy Monitoring System), то есть системой, которая мониторит состояние заряда аккумуляторной батареи с учётом не только технологических факторов, но и погодных условий.


Помимо инновационных измерений, проработке подверглись и технологические вопросы, актуальные для коммерческой техники. Так, благодаря системе ВАМ (Body Attachment Modules) значительно упрощена установка грузовых платформ и специализированных надстроек, благодаря унификации крепёжных элементов.

 

Ещё одним направлением, в котором работают инженеры компании DAF, является снижение уровня эксплуатационного шума от грузовиков, это особенно актуально в городской среде. В серийной продукции концепция получила реализацию ещё в 2015 году на модели DAF CF370FT, которая получила двигатель, способный при активации специального режима, работать практически бесшумно. Мотор имел пониженный рабочий объём, но достаточно высокий показатель удельной мощности, а достигнутые результаты выразились в том, что изменениям подверглись все агрегаты PACCAR MX-11 и MX-13.

 

Что касается уже упомянутой системы EAS, то уменьшение её габаритных размеров позволило получить дополнительное пространство для увеличения объёма кабины или размеров коммерческих надстроек или платформ. Масса этого элемента суммарно была снижена на 50 кг, при сохранении проектных показателей эффективности.


Безопасность водителя и пассажира обеспечивается системой TINCAN, ключевой задачей которой является сохранение жизненного пространства, даже при значительных повреждениях кабины. Согласно действующим европейским нормам, этот показатель должен составлять не менее 20 см, однако голландские инженеры ужесточили требования к своей продукции и увеличили показатель до 40 см. Это было достигнуто благодаря передовой схеме крепления кабины на специальной скобе и шарнире. При значительных повреждениях первая предполагает разрушение, благодаря чему кабина смещается по шарниру назад, предотвращая недопустимые деформации. При этом основную силу удара воспринимает уже не кабина, а силовой бампер.


Для достижения максимальной эффективности шасси всех грузовиков тщательно адаптируется под тип и вес устанавливаемых надстроек, что несколько дороже в плане производства, однако ощутимо сокращает эксплуатационные затраты. Что касается моторов, то общей тенденцией для них является смещение крутящего момента в зону более низких оборотов при одновременном снижении рабочего объёма. Это позволяет осуществлять обгоны и интенсивно разгоняться без перехода на пониженную передачу, обеспечивая дополнительную экономию топлива. Способствует этому и изменение в конструкции ведущих мостов, а именно – передаточном отношении главной пары, обеспечивающей движение на скорости до 85 км/час даже на холостых оборотах.

 

Иными словами, продукция DAF отличается не только надёжностью и относительно доступной ценой, но и передовыми разработками, которые ранее были доступны лишь на флагманских моделях премиальных брендов. Основным направлением развития и совершенствования модельной линейки, в том числе и в России, является обеспечение максимальной эксплуатационной эффективности и повышение экологичности техники.

 



Опубликовано: 29.03.2019, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.