Авторские статьи

Эффективность флит-индустрии

Эффективность флит-индустрии

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Современный корпоративный автопарк существенно повышает и расширяет возможности ведения бизнеса, но эффективность этого важного для компании-владельца инструмента во многом зависит от правильного, своевременного решения поставленных задач.

 

И, как выясняется при каждой очередной встрече представителей флит-индустрии, проблем и вопросов в этой сфере меньше не становится. Свидетельством этому, собственно, стала и последняя конференция «Управление корпоративным автопарком». На этот раз, практически во всех выступлениях и дискуссиях, так или иначе, были затронуты аспекты, связанные с регулированием, управлением и оптимизацией работы корпоративного автопарка.

 

 

Fleet Management (Флит менеджмент) – комплекс услуг, который предусматривает передачу собственного парка во внешнее управление с целью обеспечения эффективной работы деятельности автопарка и оптимизации расходов на его обслуживание.

 

 

Отрегулированная безопасность

Безопасности дорожного движения сегодня, как известно, уделяется повышенное внимание. Поэтому безопасность на транспорте применительно к работе ТС автопарка становится в настоящее время темой весьма актуальной, как в плане законодательном, так и в плане транспортной политики, проводимой компанией-владельцем парка.

 

Владельцам автопарков уже сегодня надо быть готовыми к предстоящим изменениям требований законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов.

 

Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» вступает в силу 21 декабря 18 года. И вводит в действие новые требования по обеспечению безопасности дорожного движения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые значительно усложнят работу автопарков.

 

То, что проблемы у владельцев автопарков возникнут, можно не сомневаться: например, в статье 20 появился такой пункт «- не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».

 

- С внесением данного пункта в закон вряд ли будет поставлена окончательная точка в растянувшейся уже на годы неразберихе с водительскими правами водителей из ближнего зарубежья, то есть, ожидать каких-то кардинальных изменений здесь в ближайшей перспективе не стоит. Но, тем не менее, независимо от уровня «приемлемости» тех или иных пунктов, с изменениями, внесенными в закон, владельцам парков придется считаться. Так что какие-то корректировки в работе в любом случае неизбежны, – считает юрист-партнер компании «Митрофанова и партнеры» Мария Финатова.

 

По ее мнению, в соответствии с утвержденными изменениями, и при наличии водителей в штате, внимание следует обратить на такие позиции как:

- соблюдение режима труда и отдыха (ведь сегодня на практике, что не секрет, у водителей огромные переработки, а это – прямое нарушение норм охраны труда);

- своевременное проведение медицинских осмотров;

- соблюдение требований законодательства при приеме работников на работу (соответствие стажа, опыта работы, квалификационных требований, проведение собеседований с кандидатами на должность водителя);

- введение особого порядка приема на работу водителей, впервые принимаемых на работу или имеющих перерыв в трудовой деятельности более 1 года, и, соответственно, проведение для них стажировки.

 

При подготовке дорожной карты следует обратить внимание на изучение новых требований, вводимых 398-ФЗ с 21.12.2018 г., выявить «слабые места» и новые обязательные требования по закону, и в связи с этим разработать план исправления нарушений (либо план действий) в зависимости от ситуации с указанием сроков приведения в соответствие, назначив ответственных лиц за исполнение этого плана.

 

Работа над подготовкой плана, по словам Финатовой, включает в себя проверку организации работы водителей (особое внимание при этом следует уделить режимам труда и отдыха водителей). И соответствие технического состояния (постоянный контроль здесь просто необходим) транспортных средств требованиям законодательства РФ о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров РФ.

 

Также необходимо исключить использование транспортных средств с неисправностями, при которых эксплуатация их запрещена. Техническое обслуживание транспортных средств должно проводиться в сроки, предусмотренные документацией заводов – изготовителей данных ТС. И обязательно создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского транспорта. Назначение ответственного (прошедшего аттестацию) за обеспечение безопасности дорожного движения также должно быть в ряду обязательных.

 

При необходимости следует организовать проведение обучения работников для соответствия их профессиональным и квалификационным требованиям при осуществлении перевозок. Проверкам – проведение предрейсового и предсменного контроля – техсостояния транспортных средств, безусловно, должно уделяться повышенное внимание.

 

 

Действенность решений

Все перечисленные законодательные изменения и нововведения, понятное дело, не просто должны быть учтены владельцами автопарков – они становятся неотъемлемой составляющей транспортной политики компании. И как выяснилось в процессе обсуждения этой большой острой темы, в некоторых компаниях многое делается (или уже сделано) в сфере транспортной безопасности с «опережением» внесенных в закон изменений.

 

Так, сославшись на опыт своей компании, руководитель отдела корпоративного автотранспорта, JTI Russia Елена Мешайкина выделила целый ряд аспектов в деятельности автопарка, работа над которыми уже поспособствовала решению многих, ранее откладываемых, задач:

 

- Однако, при том, что работа в корпоративном автопарке, как известно, строится на принятых стандартах и выработанных правилах, всегда стоит иметь в виду, что чего-то раз и навсегда заданного и постоянного не бывает. Поэтому постоянно следует переосмысливать те решения, которые были приняты ранее, и искать новые. Впрочем, –заметила она, есть четыре магистральных направления, непосредственно связанных с транспортной безопасностью, и им обязательно следует уделять повышенное внимание: от продуманности и сбалансированности действий в каждом из них зависит и успешная деятельность автопарка в целом.

 

Руководство автопарка должно предельно четко отслеживать (контролировать) выполнение сотрудниками прямых обязанностей, уделяя при этом внимание процессу реализации коммерческих планов, плановой замене ТС и т.п. От того насколько качественно и своевременно осуществляются мероприятия в этой сфере во многом зависят репутация и бренд работодателя.

 

В транспортной политике любой компании финансовая составляющая явно не на последнем месте. Обязательность строгого учета и контроля здесь даже не обсуждается. Понятно, что все затраты-выгоды должны тщательно просчитываться и перепроверяться.

 

В их перечень входят следующие позиции:

- затраты на персонал (здоровье) и на обслуживание ТС;

- затраты на персонал, занимающийся урегулированием ДТП;

- стоимость страхования (повышение стоимости полисов);

- стоимость ТС при замене;

- коммерческая выгода.

 

И, конечно, важное место, в работе каждого автопарка занимают требования, предъявляемые сотрудникам. Безусловно, в основе их – мотивация. Необходимо создавать такие условия, чтобы сотрудник заботился о личной безопасности и проявлял лояльность к компании, что в свою очередь, непосредственно связано с выполнением возложенных на него трудовых обязанностей (от показателей работы зависит уровень вознаграждения), а также отсутствием наказаний за ненадлежащее использование ТС и попадание в ДТП.

 

В стороне от деятельности менеджмента автопарка не должны оставаться и такие составляющие как экология и ситуации на дорогах – менеджер обязан быть в курсе дел, происходящих в сфере «водитель-окружающая среда».

 

Комплекс мер, показывающих уровень ответственности компании и понимания её руководителями необходимости соблюдения установленных правил и стандартов в области транспортной безопасности, предполагает не просто стабильную, а четко отлаженную работу с сотрудниками. А начало ее закладывается в правильно поставленном тестировании кандидатов до приема их на работу.

 

Конкретно, кадровая политика, по мнению Елены Мешайкиной, это один из самых серьезных сегментов деятельности автопарка, которому не всегда уделяется должное внимание. Сославшись на опыт своей компании, она выделила обязательность того же инструктажа – с «разбивкой» на три вида: вводный, сезонный и внеплановый – после ДТП.

 

Упомянуты в связи с этим были и обязательные повышение уровня информированности сотрудников, и персональная работа с «высоко рисковым» контингентом. Привлечение внимания к проблеме персональной безопасности сотрудника, вовлечение линейного менеджера в работу с подчиненным, а также обратная связь с сотрудником, совершившим ДТП – это, по сути, уже проверенные способы нормализации работы водительского состава, снижения ее аварийной составляющей.

 

Возможности современного корпоративного автопарка сегодня существенно расширяет использование IT-технологий. Внедрение специальных программ позволяет, например, снижать простои транспорта. Сотрудник, пользуясь мобильным приложением, видит плюсы и минусы своего стиля вождения – обратная связь, заложенная в системе, дает возможность корректировки скоростных режимов, ускорения, торможения и т.п. При этом всегда можно проанализировать характерные ошибки, допущенные при управлении ТС.

 

Отслеживающий работу водителей автопарка, получая системные уведомления, всегда в курсе событий, происходящих с водителем и автомобилем на трассе.

 

Особо следует отметить значение интернет-приложений в работе менеджмента. В режиме он-лайн видны все, в том числе, технические, параметры автомобилей: простой, пробег, длина поездки, скорость, время последнего включения зажигания и т.д. Но только этим дело не ограничивается – менеджер всегда может получить более полную и объемную информацию, что, кстати, очень удобно для анализа тех или иных ситуаций и исправления ошибок, если таковые были допущены.

 

Говоря о плюсах использования мобильных приложений, Елена Мешайкина, в частности, отметила, что, например, применение того же GPS-мониторинга в течение года дало компании снижение на 13% количества ДТП. Для кого-то этот показатель может и несущественный, но, главное, появилась возможность развития этого направления с неплохими, по мнению специалистов компании, перспективами.

 

 

Оптимизация всегда перспективна

Без аналитики, или, иными словами, подробного обзора организации работы корпоративного автопарка не обходится ни одна встреча представителей флит-индустрии. Общая картина состояния сегодняшнего корпоративного автопарка была представлена директором аналитического агентства Russian Automotive Market Research Татьяной Арабаджи.

 

В приведенных ниже диаграммах и таблице отражены возрастная структура, ценовые сегменты и топовая десятка брендов российского корпоративного автопарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе ознакомления со статистическими данными о положении дел в том или ином сегменте «обобщенного» корпоративного автопарка Татьяна Арабаджи также, и достаточно подробно, рассказала о вариантах оптимизации расходов, о мерах, принятие которых комплексно и положительно влияет на ряд факторов в работе автопарка. Среди них: телематика на транспорте, обучение водителей безопасному и экономичному вождению, создание собственного сервиса и т.д.

 

По ее мнению успешную работу современного корпоративного автопарка сегодня также определяют консолидация и анализ всей информации об автомобиле, водителе, транспортных задачах компании; отслеживание новых транспортных и IT решений, новых поставщиков автомобилей, оборудования, услуг и прочего. Не стоит, кстати, забывать и о гибкости при проведении транспортной политики.

 

К последнему можно добавить – корпоративный автопарк становится преимуществом для его владельца только в том случае, когда продуманно и грамотно налажена деятельность в каждом из его сегментов.



Опубликовано: 03.08.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.