Авторские статьи

Грузовики Foton в России

Грузовики Foton в России

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

О пути и потенциале китайского автопроизводителя на отечественном рынке.

 

Емкость отечественного грузового рынка сложно переоценить, поскольку колоссальный отложенный спрос и изношенность основных фондов предопределяют стабильные продажи специализированной техники на годы вперёд.

 

К сожалению, продукция европейских и американских компаний ввиду роста стоимости основных валют стала для российских перевозчиков недоступной, а отечественные заводы не всегда могут удовлетворить потребность в широкой номенклатуре моделей. Именно такая ситуация и предопределила высокий интерес к продажам в России со стороны китайских производителей. Широкий модельный ряд, высокий уровень оснащения и относительно невысокая цена – традиционные козыри автомобилей из КНР, но достаточно ли этого, чтобы искоренить репутацию низкокачественной продукции, не обеспеченной должным уровнем сервиса и запасными частями?


Количество китайских грузовых брендов не поддаётся подсчёту, при этом попытки экспансии на российский рынок предпринимались неоднократно, правда, с переменным успехом. Среди наиболее успешных и известных автопроизводителей можно выделить Foton, который, даже с оглядкой на традиционно низкий уровень качества, сумел завоевать определённую популярность в среде грузоперевозчиков.

 


Появление на рынке и захват позиций

К неоспоримым преимуществам грузовиков Foton можно отнести использование комфортабельных кабин от предыдущих поколений именитых брендов – на бюджетной линейке, и современных собственной разработки – на топовых версиях. Приход марки на российский рынок был последовательным и продуманным решением, что позволило избежать штучных поставок, негативно сказывающихся на имидже компании. Уже пять лет назад весь сегмент коммерческого автотранспорта в России включал машины Foton, начиная от небольших развозных грузовиков и заканчивая тяжёлыми самосвалами и магистральными тягачами.


Уже в те годы вся производственная линейка подразделялась на три семейства Aumark, Ollin и Auman, а поскольку первое и второе из них пересекались по ряду эксплуатационных показателей, в конечном итоге было решено оставить только Aumark (средне- и малотоннажные модели) и Auman (тяжелые самосвалы и тягачи). Ещё одним достоинством этих автомобилей является использование лицензионных моторов Cummins, которые регулярно обновляются под ужесточающиеся экологические требования.


Цивилизованный подход к поставкам начал формироваться в 2012 году, когда был сформирован центральный склад автомобилей, реализуемых в России. Тогда же было принято решение о создании склада запасных частей и расходных материалов, а также о расширении дилерской и сервисной сети. Старт продаж и дальнейшее распространение автомобилей Foton было тесно сопряжено с ожесточённой конкуренцией, поскольку в мало- и среднетоннажном сегменте позиции отечественных компаний только укреплялись, а в классе тяжёлых грузовиков, помимо продукции компаний из СНГ, активно продвигались и непосредственные аналоги из Китая.
Сама компания не входит даже в тройку лидеров на родине, однако в отличие от конкурентов на 2017 год запланирован рост объёмов производства более чем на 30%

 

Планируемый объём производства грузовой техники в Китае – 10 000 единиц


Как видно из представленной диаграммы, объективные кризисные явления заставляют лидеров рынка сокращать производственную программу. Что же касается Foton, то столь амбициозные планы должны сочетаться с выпуском новой линейки моделей, сокращением себестоимости или освоением новых сфер сбыта.

 

Что касается первого фактора, то он никогда не был препятствием на пути китайских автопроизводителей, осваивающих новые модели едва ли не каждый год. Стоимость, как традиционная сильная сторона такой продукции, также утрачивает свою актуальность, поскольку постоянное стремление выйти на мировой уровень предопределило неизбежное удорожание. А вот с новыми рынками сбыта всё не так однозначно: с одной стороны, Россия нуждается в доступной коммерческой технике, с другой – изменение курса валют сделало её гораздо менее привлекательной. Кроме того, активная работа отечественных производителей, направленная на совершенствование собственной продукции и расширение модельного ряда, ещё больше обостряет конкуренцию в данном секторе.

 


Конкурентоспособность как залог успешных продаж
С учётом того, что в этом году компания Foton намерена начать поставки в Россию именно новой линейки среднетонажных моделей серии Aumark, определённые сложности с реализацией больших объёмов весьма вероятны. При этом в отличие от прямых конкурентов, организации местной сборки и наращивания локализации пока не предвидится. Как отмечает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов, «китайские компании ищут партнеров в России, из-за осложнения политических отношений с Европой наше экономическое сотрудничество с Китаем будет только расширяться».


По заверениям производителя, новинка будет оснащаться семейством двигателей, экономичность которых в среднем снижена на 5-10%, что совсем немаловажный фактор в контексте постоянного роста цен на топливо.


Тем не менее, за последние 5-7 лет структура рынка и запросы отечественных перевозчиков сильно изменились. В условиях, когда необходимо максимально рационально распорядиться имеющимися активами, приобретение новой техники происходит не так часто, как это требуется. Ввиду такой ситуации, вопросы дизайна, комфорта, а также маркетинга отходят на второй план. Небольшие компании вполне готовы мириться с архаичной конструкцией и устаревшей кабиной российских грузовиков, получая взамен полное сервисное покрытие на всей территории страны, обилие запасных частей любой ценовой категории, изученность конструкции и уверенность в том, что даже спустя 10 лет автомобиль будет обеспечен всем необходимым.


Что касается отечественных компаний, то в сегменте среднетонажных грузовиков по-прежнему лидирует Группа ГАЗ, обновившая не так давно всю свою линейку. При этом под капотом новых «Газели» или «Газона» покупатель может получить тот же лицензионный двигатель Cummins, что и у Foton. Несколько опустевшая ниша грузовиков грузоподъёмностью 6-12 тонн (что связано с ликвидацией завода ЗИЛ) быстро заполнилась тяжёлыми версиями «Газона», а также младшими моделями Камаз и МАЗ. В малотоннажном секторе, помимо традиционной «Газели», активизировался и УАЗ, предлагающий как классические грузовички вагонной компоновки, так и грузовые вариации на платформе «Патриота», последняя из которых имеет грузоподъёмность 1,5 тонны, трёхместную кабину и получила собственное название «Профи». Мы намеренно не рассматриваем продукцию Уралаза, поскольку производство шоссейных грузовиков там так и не стало массовым, а мелкосерийный выпуск не может оказать серьёзного влияния на рыночную ситуацию.

 

Фактически, говоря о перспективах новинки, можно с уверенностью прогнозировать сложный выход на рынок и весьма ограниченный спрос. Стоит отметить, что активное использование Группой ГАЗ лицензионных двигателей Cummins, производимых в Китае, создаёт как определённые трудности, связанные с наличие сильного конкурента, так и положительно влияет на потенциал автомобилей Foton, поскольку широкое распространение и хорошая изученность на сервисных станциях моторов этой серии предрасполагает к покупке новинки.

 

Не менее важна и трансмиссия, которой будет комплектоваться линейка машин для России, поскольку на родине они доступны как на лицензионном, так и на локализованном шасси, что заставляет делать выбор между ценой и ресурсом.


Ключевым фактором, который может хоть как-то повлиять на такую расстановку сил, является стартовая цена китайской новинки, поскольку в условиях кризиса даже кратковременный демпинг может обеспечить быстрое завоевание определённой доли рынка.

 

Остаётся открытым и вопрос репутационных предпочтений. Так, по результатам опроса, проведённого аналитическим агентством «Автостат» среди 137 ведущих экспертов отрасли, выяснилось, что единого сформировавшегося мнения по отношению к китайской коммерческой технике до сих пор нет. Разумеется, определённую роль в этом играет и постоянное обновление модельного ряда, которое предопределяет высокий уровень ожидания от новых моделей и постоянное появление и уход брендов с российского рынка, что не даёт закрепиться в определённой позиции.

 


Перспективные направления и нереализованный потенциал

Если с рынком развозных грузовиков и строительных самосвалов всё более или менее ясно, а ряд компаний уже переориентировал свои закупки, исходя из имеющегося опыта, то сектор магистральных тягачей остаётся открытым полем для конкурентной борьбы. Дело в том, что этот сегмент на протяжении многих лет оставался прерогативой европейских и американских производителей, поскольку они могли обеспечить высокий уровень эксплуатационной надёжности, комфорта и грузоподъёмности. Рост стоимости валют предопределил недоступность этих автомобилей для отечественных транспортников даже в подержанном виде. Среди отечественных производителей, пожалуй, единственным заводом, способным предложить им замену, выступает Камаз, реализующий концепцию максимального использования иностранных комплектующих, включая кабину, двигатель, коробку передач и мосты.


Именно в этом сегменте и может наступить потенциальный дефицит, обусловленный отсутствием доступных моделей. И именно у Foton больше всего шансов отвоевать свою долю рынка. Это связано с тем, что у компании как раз появилась флагманская модель Foton Auman EST, которая уже удостоена престижной премии «Грузовик года» в Китае. Стоит отметить, что агрегатная база новинки создавалась в тесном сотрудничестве с Mercedes-Benz, что позволило существенно повысить топливную эффективность. Президент и генеральный директор BFDA Чжоу Лян заявил: «Мы гордимся тем, что Auman EST воплощает в себе передовые технологии Daimler Trucks, и эта награда подчеркивает успех нашего сотрудничества».


Стоит отметить, что ранее китайская техника крайне редко использовалась для магистральных перевозок в России, и это было обусловлено не только потенциально низким качеством, но и отсутствием полноценного сервисного охвата в ряде субъектов страны. Однако текущее положение дел таково, что на европейской части России эта проблема фактически решена.


Немаловажным фактором, определяющим потенциальный спрос, является ликвидность остаточных фондов, то есть возможность реализовать подержанную технику после нескольких лет использования. И вот здесь проявляется ещё одно слабое место китайских грузовиков, поскольку их востребованность на вторичном рынке проявляется только в самом низшем ценовом диапазоне. В противном случае продать невостребованную технику будет совсем не просто.

 

Объёктивно, решить эту проблему помогла бы комплексная программа лизинга, но на сегодняшний день компания Foton таких планов не озвучивала. Провал на вторичном рынке обусловлен именно частым обновлением модельного ряда, таким образом конкурентное преимущество новых автомобилей автоматически становится недостатком при их последующей продаже. Дело в том, что спустя всего 5 лет найти запасные части на китайский грузовик в России крайне сложно и требует определённых затрат времени, что для коммерческой техники неприемлемо.

 

Преимущество отечественной техники проявляется именно здесь, поскольку её использование не ограничено расчётным периодом эксплуатации, а модернизируемая платформа легко унифицируется с агрегатами нового образца. Среднетоннажные грузовики и лёгкий коммерческий транспорт, на который делает ставку Foton, эксплуатируется на протяжении десятилетий, так что высоких технико-экономических показателей новинки, о которых заявляет руководство компании, может оказаться недостаточно.


Таким образом, если попытаться оценить перспективы марки Foton на российском рынке, становится очевидно, что для кардинального прорыва и выхода на новый уровень поставок оснований пока нет. Безусловно, неплохая репутация марки и широкий спектр предлагаемых моделей обеспечат стабильный спрос даже в сложных экономических условиях, но говорить о массовой экспансии, пока преждевременно.



Опубликовано: 18.12.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.