Авторские статьи

Грузовики Mercedes-Benz в России

Грузовики Mercedes-Benz в России

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Спустя несколько кризисных лет рынок грузовых автомобилей планомерно восстанавливает свои показатели. Примечательно, что несмотря на ограниченную покупательскую способность, отечественные транспортники отдают предпочтение технике Mercedes-Benz, которая уже стала самой популярной грузовой иномаркой в России. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации и дать объективный прогноз по дальнейшей динамике продаж бренда.

 


Рыночные показатели как индикатор спроса

Главной причиной роста спроса на грузовики Mercedes-Benz, безусловно, является восстановление рынка, продиктованное, скорее, неизбежностью обновления автопарка, нежели стабилизацией экономической ситуации. Как показывают данные, опубликованные Автостатом, начиная с 2016 года отечественный рынок грузового транспорта начал отыгрывать позиции, при этом даже по скромным прогнозам эта динамика сохранится до выхода на показатели 2011-2012 года. Способствует тому и изношенный отечественный автопарк, и стремление снизить текущие эксплуатационные расходы, и ужесточение требований к коммерческой технике.

 

В целом же, доля иномарок в общем объёме не так велика. На диаграмме, отражающей динамику продаж, представленной на рисунке 1, показано, что уже сейчас общий показатель продаж варьируется в пределах от 50 до 60 тыс. экземпляров ежегодно.

 

Динамика продаж грузового автотранспорта в России


 


Однако в подобных условиях от покупателей ожидается повышенный интерес к спецтехнике, обладающей оптимальным соотношением цены и качества, в то время как продукция немецкого концерна относится к премиальному сегменту. Тем не менее, существуют и объективные факторы, определяющие рост спроса, в частности – организация сборочного производства в России и поэтапное наращивание локализации, позволяющее удержать цены на приемлемом уровне. В текущем году «Даймлер КамАЗ» планирует произвести 3000 грузовиков, что существенно больше, чем в докризисном 2013 году.


Стоит отметить, что нивелировать этот показатель должен был запуск в серию обновлённого семейства «Камаз NEO», базирующегося на аналогичных узлах и агрегатах, что и традиционный Mercedes-Benz. Тем не менее, компании удалось обеспечить ценовую дифференциацию и развести автомобили по потребительским группам. Оксана Карахова как финансовый директор компании «ДК Рус» отметила, что 2017 года стал наиболее успешным для марки за все годы её присутствия на российском рынке. Оборотные средства выросли на 131%, в прибыль по методике расчёта EBIT – на 88%, оборот сегмента запасных частей увеличился на 36%, а сборочная площадка в Набережных Челнах была переведена на трёхсменный режим работы.
Тем не менее, если анализировать не показатели продаж, а рассмотреть клиентов с наибольшей покупательской способностью, выбор в пользу дорогостоящей немецкой продукции оказывается закономерным. По мнению генерального директора компании «АвтоСпецЦентр» Павла Соломкина, первичный рынок коммерческого транспорта растет в основном за счет Москвы, Санкт-Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов. Эксперт отмечает, что наметившаяся несколько лет назад тенденция устаревания корпоративного транспорта делает рынок грузовых автомобилей перспективным сегментом, который способен стать драйвером роста всего сегмента коммерческого транспорта. Таким образом, следует вывод, что наибольшее число тяжёлых грузовиков приобретается крупными транспортными компаниями, которые отдают предпочтение технике, рассчитанной на многолетнюю и безотказную эксплуатацию.


Пока же большинство иностранных компаний отмечают рост продаж, ввиду чего говорить о безоговорочном лидерстве концерна Daimler преждевременно, особенно на фоне заявлений представителей Isuzu о планах по развёртыванию сборки тяжёлых грузовиков на существующей площадке в Ульяновске.

 

Неплохие показатели имеет продукция Iveco, выбор в пользу которой сделали «Дикси» Х5 Retail Group и «Автолайн». Стоит отметить, что по итогам 2017 года Mercedes занимал лишь пятую строчку рейтинга, уступив лидерство таким компаниям как Volvo, Scania, завоевавшей свою популярность за счёт вывода на рынок почти два десятилетия назад бюджетной линейки Griffin, а также отечественным «КАМАЗ» и «ГАЗ».

 


Комплексное обслуживание и объективные конкурентные преимущества грузовиков
Mercedes-Benz
В отличие от ряда конкурентов, предлагающих лишь стандартное сервисное обслуживание в рамках исполнения гарантийных обязательств, несомненным преимуществом компании ООО «ДК РУС» является возможность заключения сервисных контрактов, число которых в 2017 году достигло 1317. Помимо этого, предлагается пакет расширенной гарантии, распространяющейся даже на расходные материалы и резину. Стоимость подобных услуг, особенно для нового грузовика, несколько выше традиционных затрат на обслуживание, однако они позволяют с максимальной точностью определить эксплуатационные расходы на годы вперёд, тем самым получив конкурентное преимущество. Способствует этому и постоянное расширение дилерской и сервисной сети, которая уже насчитывает 53 партнёрских компании, 3 из которых присоединились в 2017 году, а в нынешнем запланировано вхождение ещё восьми.
Герман Гильфанов, директор по продажам и послепродажному обслуживанию марки Mercedes-Benz, отмечает стабильное увеличение спроса на подобные пакеты, а также продлённую гарантию, что является верным признаком доминирования на рынке корпоративных клиентов.


Что касается обеспечения запасными частями и расходными материалами, а также удержания цен на приемлемом уровне, то здесь определённую роль играет наращиваемая локализация производства. С учётом того, что в 2017 году 70% проданных в России грузовиков компании были здесь же и произведены, подобные меры имеют решающее значение в процессе популяризации марки. В настоящий момент идёт дооснащение нового корпуса по производству каркасов грузовых кабин, рассчитанного на выпуск 55000 конструкций ежегодно, пуск которого запланирован на 2019 год. Двигатели наиболее популярных модификаций уже собираются на совместном предприятии, остальная же часть компонентов  импортируется.
Помимо этого, в 2015 году был запущен сервис SeleсTrucks, ориентированный на выкуп и последующую реализацию подержанной коммерческой техники. При этом основной акцент был сделан именно на продукции Mercedes-Benz, реализуя программы trade-in, обратного выкупа или свободной закупки. Это позволяет потенциальным клиентам рассчитывать на быструю реализацию основных фондов по остаточной стоимости.
Если рассматривать магистральные грузоперевозки, то лидерство продукции Mercedes-Benz обусловлено жесточайшими требованиями сегмента к надёжности техники и её эффективности, подкрепляемой внедрением телематических систем. Невозможность регулярного обновления автопарка в условиях дефицита инвестиционного потенциала заставляет рассматривать модельный ряд, рассчитанный на многолетнюю эксплуатацию, с высоким проектным ресурсом, что делает, например, китайские грузовые автомобили малопривлекательными. Помимо этого, крупные транспортные компании предпочитают иностранную технику ещё и по имиджевым соображениям, отдавая ей роль своеобразного «маркера» и показателя уровня оказываемых услуг.


Что касается самого модельного ряда, то он отличается сбалансированным соотношением технических характеристик и расчётных нагрузок. Здесь нет популярного во второй половине «нулевых» решения по размещению объёмных грузовых надстроек, вместимость которых превышает официально допустимую грузоподъёмность, а экономичность достигалась использованием наименее мощных моторов, имеющих небольшой ресурс ввиду тяжёлых условий эксплуатации. Всё это было характерно для докризисного периода, когда тяжёлая техника приобреталась в расчёте быстрой окупаемости на нескольких хорошо финансируемых объектах, после чего без труда реализовывалась на вторичном рынке. Сегодня транспортники отдают себе отчёт в том, что прибыль будет формироваться из множества конкурентных заказов, обработать которые можно только на современной и экономичной машине.


Планы компании и перспективы на отечественном рынке
Несмотря на достигнутые результаты, говорить о стабильной динамике пока рано – столь дорогостоящая техника, как грузовики Mercedes-Benz, сильно подвержена влиянию валютных котировок и изменению покупательской способности. Несомненно, средний возраст и изношенность отечественного парка коммерческого транспорта предопределяют колоссальный отложенный спрос. Тем не менее, удовлетворение его вряд ли можно назвать безотлагательным.
Конкурировать с бюджетными моделями, представленными на российском рынке, может лишь продукция «КАМАЗа», в котором у компании Daimler приобретён значительный пакет акций. Но что касается оригинального бренда, его премиальность в кризисный и посткризисный период может оказать негативное влияние. В условиях снижения рентабельности грузоперевозок, транспортные компании остро нуждаются в эффективных средствах производства, на этом фоне заявления о выводе даже продукции «КАМАЗа» из бюджетного сегмента кажутся неоправданными.
Что касается ассортимента продукции, то он регулярно обновляется и расширяется, так что способствует удовлетворению спроса и привлечению новых клиентов. На российский рынок в 2018 году выводятся Mercedes-Benz Arox, адресованный строительному сектору, и Mercedes-Benz Actros для магистральных перевозок с двигателями уровня Евро-5.

 

С учётом факторов, предопределяющих дальнейший спрос, можно выделить несколько аспектов, роль которых для темпов реализации Mercedes станет решающей. В первую очередь, приобретение новой техники обусловлено восстановлением после кризиса строительного сектора, нуждающегося в автомобильных перевозках. Динамика продаж также стимулируется активным развитием торговых сетей и строительством логистических центров, поскольку данные компании формируют свой автопарк преимущественно из иностранных моделей. Ряд экспертов также отмечает, что востребованность в новых грузовиках обусловлена и импортозамещением в сельском хозяйстве, увеличением объёмов продукции АПК, однако с учётом специфики этого сегмента экономики премиальная продукция вряд ли найдёт здесь обширный рынок сбыта.


Что касается специфики российского транспортного рынка, то официальная статистика гласит, что доля индивидуальных предпринимателей и «серых» перевозчиков значительно снизилась, объём регистрации первых сократился на 36%, чему способствовало внедрение системы «Платон» и иные меры, направленные на легализацию сегмента грузоперевозок. Именно здесь использовалась наиболее изношенная техника, которая фактически выведена из эксплуатации, а освободившаяся ниша заставляет крупные транспортные компании расширять свой автопарк за счёт новых грузовиков, преимущественно иностранного производства.


Способствуют повышению спроса и современные программы кредитования и лизинга, что в совокупности с укреплением курса рубля повышает доступность, в том числе и немецкой техники.


Однако ситуация вовсе не так радужна, поскольку некоторые законодательные инициативы могут поставить крест на продажах наиболее современных моделей в России. Так, Минпромторг предлагает увеличить утилизационный сбор на седельные тягачи иностранного производства сразу на 40%, что в абсолютных величинах может ровняться 1 млн. руб. Для грузовиков Mercedes-Benz последнего поколения, перенос сборки которых на территорию нашей страны не оправдан по технологическим причинам, это может стать серьёзным ударом. Остаётся открытым и вопрос санкционных барьеров, под которые может попасть продукция немецкой компании, так что показатели продаж являются многофакторной величиной.

 

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в среднесрочной перспективе грузовая техника Mercedes-Benz будет занимать значительный объём рынка иностранных машин за счёт качественных показателей, развитого сервиса, высокого уровня доверия к марке. Долгосрочные же результаты будут зависеть от покупательской способности, валютных котировок и уровня локализации собираемых в России автомобилей, а также уровня конкуренции.



Опубликовано: 26.10.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.